Процесс адаптации ребёнка в приёмной семье. Характеристика этапов адаптации

Адаптация приемного ребенка в семье – трудный вопрос и сложная жизненная проблема. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Процесс адаптации подопечного ребёнка в замещающей семье можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой можно выделить свои этапы. Зная особенности каждого этапа, приемные родители могут избежать возможных проблем во взаимоотношениях с подопечным ребёнком, а также сохранить привычную семейную атмосферу.

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили – они только хотят полюбить новых родителей.

Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Иногда он может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их зовут, путает имена, родственные отношения. И это не потому, что у него плохая память или он недостаточно умен. Такое происходит либо потому, что его мозг пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него, либо потому, что ему очень нужно лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые родители. И в то же время, довольно часто, совершенно неожиданно и, казалось бы, в неподходящее время, дети вспоминают биологических родителей, эпизоды, факты из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями. А вот если специально спрашивать о бывшей жизни, некоторые дети отказываются отвечать или говорят неохотно. Это не свидетельствует о плохой памяти, а объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии усвоить.

Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Регрессия». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это – другие люди, в семье – другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.


Как отмечают психологи, в этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как: фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п.

В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, привычек родителей и привычек ребенка.

У детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим («Иди, поиграй, займись чем-нибудь…»). Либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг.

У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное – терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение.

Обнаруживается разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку. Процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает радость общения, естественность отношений. Может возникнуть стремление подчинить ребенка себе, своей власти. Вместо естественного принятия ребенка преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка начинается его сравнение со сверстниками, которое, зачастую, не в пользу приемного ребенка.

Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. У некоторых детей могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Отмечается возврат энуреза, вредных привычек.

Чувство жертвы обстоятельств приводит ребенка к мысли, что взрослые не беспокоятся о нем, и он может захотеть уйти из дома. Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, и поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые дети длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что они уйдут и не вернутся.

Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Веселый, активный ребенок вдруг может стать капризным, часто и подолгу плакать, начать драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делать назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый – проявлять интерес к окружающему, особенно, когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным.

Неподготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. Некоторыми овладевает отчаяние. Оправдывая себя, родители начинают искать в ребенке недостатки, вызванные «ущербной» наследственностью: плохая память, туго соображает, слишком подвижный и тому подобные дефекты, не подозревая, что многие недостатки в развитии вызваны не наследственными факторами, а психологической запущенностью ребенка, и при хорошем семейном уходе, заботе и терпении исчезают бесследно. К сожалению, есть семьи, которые видят выход из сложившейся ситуации в разводе.

Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает». Неоднократно было отмечено, что после удавшегося усыновления у детей начинают расти «новые» волосы (из тусклых они становятся блестящими), исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, очевидна прибавка в весе.

Третья стадия – «Привыкание», или «Медленное восстановление». Родители неожиданно замечают, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Если раньше его привлекали малыши, то теперь он покидает их игры, выбирает компании, близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя так же естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.

Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. У многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд. Они становятся эмоциональнее; расторможенные – более сдержанными, а зажатые – более открытыми. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим его в свою семью.

Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали? Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя во всем. Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям. Дети и родители живут жизнью обычной нормальной семьи, если только родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью и готовы адекватно воспринимать происходящие в ребенке возрастные изменения.

Приемные дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.

Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству), а также то, что мы уже отмечали выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм. То есть каждый ребенок ищет свой путь защиты от неблагоприятных внешних воздействий.

Ситуация адаптации приемного ребенка в семье очень эмоционально насыщена для всех членов семьи. Может случиться, что первое время ребенок будет враждебно настроен, ощущать замешательство, испытывать эмоциональный стресс. Для таких детей нужны четкие ориентиры того, что происходит в семье, правила жизни семьи. Правила требуют их исполнения (или неисполнения). Поэтому – это поощрения или наказание поведения ребенка. Похвала, поощрения ребенка показывает ему, что он важен, признан в семье, занимает свое, особое место. Наказание же – тупик для воспитания, начало конфликтов и отчужденности, что не способствует адаптации приемного ребенка в семье. Скорее, отчуждению ребенка от остальной семьи. Но и совсем без внимания оставлять проступки приемного ребенка нельзя. Поэтому, способствуя адаптации приемного ребенка в семье, залогом укрепления отношений должно стать понимание.

Приемный ребенок не понимает, что такое «хорошо» и какое именно «хорошо» устроит родителей. Не шуметь, не разбрасывать игрушки, не бегать и т.д. – это слишком много одновременно для ребенка. Он либо не запомнит, либо подумает, что «ничего нельзя и меня не любят».

В этом случае необходимо хвалить за определенные («съела все – вот молодец») и повторяющиеся («спасибо, помог мне убраться») действия. И прием «если – то» использовать пореже. На его примере дети учатся манипулированию.

Процесс адаптации приемного ребенка в семье – взаимный: не только ребенок привыкает к родителям, но и родители – к ребенку. Это не обычный присмотр («чтобы ничего страшного не случилось»), это активное наблюдение и слушание.

Контроль за состоянием здоровья ребенка – еще один важный момент в адаптации приемного ребенка в семье. Родители непосредственно участвуют в заботе о его физическом развитии. Речь идет о закаливании, физическом воспитании, развитии гигиенических привычек. Навыки самообслуживания не всегда хорошо развиты у детей из интернатных учреждений.

Самым важным, но одновременно и самым сложным, является расширение социального опыта приемного ребенка. Вовлечение детей в домашний труд (какой он, чем занимаются родители), организация досуга, отдыха, общения внутри семьи, приобщение к семейным традициям и ценностям – вот программа максимум для задачи адаптации приемного ребенка в семье.

Посещение театров, музеев, выставок, чтение книг, совместное проведение летнего отдыха, турпоходы, знакомство с новыми местами, общение с родственниками, семейные праздники с сюрпризами, шуткой, теплой атмосферой, заботой друг о друге – основа основ семейных традиций. Но для каждой отдельной семьи они индивидуальны.

Цель:

  • ознакомление участников с тем, как проходит процесс привыкания и приспособления в семье для ребёнка и остальных членов семьи, чем характеризуется каждый этап и какие проблемы могут возникнуть;
  • формирование навыка составления рекомендаций родителям.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

Участникам, взявшим на воспитание детей, предлагается рассказать о своем опыте адаптации ребёнка в семье, членов семьи к ребёнку.

2. Мозговой штурм «Стадии адаптации ребёнка в приёмной семье».

Участникам предлагается выделить основные стадии адаптации ребёнка в семье. Затем участники делятся на подгруппы. Каждая подгруппа раскрывает, как меняется ситуация в семье, эмоции и поведение ребёнка, чувства и поведение родителей на одной из стадий (заполняет таблицу).

В группе обсуждаются возможные риски, связанные с эмоциями и поведением ребёнка, а также эмоциями и поведением родителей и других членов семьи на каждой из стадий.

3. Теоретический блок «Адаптация ребёнка в приёмной семье».

С того момента, когда ребёнок первый раз приходит в новую семью и до того момента, когда он начинает чувствовать себя в ней полноправным членом, проходит немало времени.

И для родителей, и для ребёнка наступает период адаптации - приспособления к новым условиям.

На каждом этапе и перед ребёнком, и перед родителями стоят свои задачи, возникают определённые трудности, свойственные именно для этого периода развития отношений.

Родители должны знать, что в поведении ребёнка, попавшего в новую семью, есть свои закономерности.

Все этапы адаптации должны быть обязательно пройдены, а проблемы, которые периодически возникают, говорят о нормальном развитии отношений.

Тематический буклет «У Вас будет ребёнок? Шаг второй - адаптация ребенка в приемной семье».

1 этап «Медовый месяц » начинается ещё во время первых визитов ребёнка в гости. На этом этапе всё идёт обычно замечательно. Родители стараются, чтобы ребёнку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему накопившуюся ласку и нежность. Ребёнок старается понравиться. Ему нравиться его новая семья, доброе отношение, новые игрушки.

С точки зрения ребёнка, он теряет свою семью не в тот момент, когда попадает в государственное учреждение, а в тот момент, когда приходит в приёмную семью. Часто ребёнок испытывает чувство вины, чувствует себя предателем. Это может осложнить отношения с родителями.

Новые переживания могут негативно отразиться на самочувствии ребёнка. Ребёнок может испытывать тревогу, перемены настроения, плохо спать, потерять аппетит.

Не стремитесь загружать ребёнка впечатлениями. Помогите ему постепенно освоить новое пространство, будьте рядом.

2 этап «Уже не гость». Для второго этапа адаптации ребёнка в семье характерен кризис взаимоотношений. Поведение ребёнка ухудшается. Родители могут прийти в отчаяние. Ребёнок перестаёт слушаться, ведёт себя не так, как хотелось бы родителям. Родители, в свою очередь, начинают задумываться, не совершили ли они ошибку, смогут ли они наладить отношения с ребёнком.

Ухудшения в поведении ребёнка говорят о росте его чувства доверия к родителям. Стараясь понравиться родителям, ребёнок сдерживал некоторые свои поступки. В спокойной атмосфере ребёнок начинает реагировать привычным образом. Это и есть признак близости в отношениях.

Другой причиной кризиса становится повышение ограничений и требований, неисполнение ожиданий родителей относительно способностей и возможностей ребёнка.

Кризис помогает обнаружить проблемы ребёнка и найти возможности их решения. Пройдя через кризис, вы почувствуете себя более уверенно, и ребёнок станет больше доверять вам.

3 этап «Вживание». Новая семья прошла через трудности кризисного периода. Родители гораздо лучше понимают свои проблемы и проблемы своего ребёнка. Они хорошо знают его сильные и слабые стороны.

На этом этапе родители находят подход к ребёнку. Ребёнок начинает чувствовать себя как дома, выполняет семейные правила. Улучшается его самочувствие, он прибавляет в весе, становится активнее и увереннее.

Ваш опыт поможет вам пережить временные трудности более спокойно.

4 этап «Стабилизация отношений». На этом этапе семья окончательно становится семьёй. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены отношениями.

Приёмный ребёнок уверен в своем будущем. Если ребёнку хорошо в новой семье, он реже будет вспоминать о своей прежней жизни. У него появятся новые интересы и новые привязанности.

Улучшается качество жизни всех членов семьи. На этом этапе можно судить о том, удалась ли новая семья.

Адаптация приемных родителей. Приёмным родителям ни в коем случае не стоит забывать про себя и свои чувства.

Надо обязательно помнить о том, что родители тоже испытывают стресс, как и приёмный ребёнок. Им нужна помощь со стороны супругов, других членов семьи, специалистов.

Помните о том, что вам, как любому другому человеку, нужен отдых. Не стесняйтесь обращаться за помощью, делиться своими чувствами и мыслями с близкими.

Это убережёт от эмоциональных срывов и болезней.

Есть люди, которые, наверняка, помогут вам, возьмут на себя часть забот о ребёнке.

Не забывайте о своём здоровье, вовремя обращайтесь к врачам.

Если Вас тревожит какой-то вопрос, обращайтесь к специалистам: психологу, социальному педагогу.

Поддерживайте общение с людьми, у которых сходные проблемы - с приёмными родителями.

Проверьте Ваши знания:

1. Когда начинается процесс адаптации ребёнка в приёмной семье? С момента переезда ребёнка на постоянное место жительство в семью.

2. Дети переживают процесс адаптации труднее, чем другие члены семьи? Период адаптации ребёнка в семье труден для всех членов семьи.

3. Почему первый этап адаптации называют «медовый месяц»? На этом этапе ребёнок и родители стараются понравиться друг другу.

4. Чем характеризуется второй этап адаптации? Кризисом взаимоотношений.

5. О чем говорит ухудшение поведения ребёнка в кризисный период? Ребёнок освоился в новой среде и стал больше доверять родителям.

6. Какие изменения происходят с ребёнком при успешном прохождении кризиса? Ребёнок становится более спокойным и уверенным, улучшается его самочувствие, сон, аппетит, отношения с родителями.

7. Когда можно говорить об успешности адаптации ребёнка в семье? На этапе стабилизации отношений.

4. Практикум «Случай из практики»

Цель: групповая супервизия отдельных случаев.

Ход практикума

Участникам предлагается подготовить какой-либо пример из своей жизни и описать его.

Обсуждение. Остальным участникам предлагается определить, для какой стадии адаптации ребенка в семье свойственны такие проблемы, построить стратегию решения данной проблемы приемного родителя, разработать рекомендации приемному родителю.

5. Подведение итогов занятия.

Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии?

Органы опеки и попечительства (ООП) вправе определить ребенка-сироту в приемную семью. С новыми родителями заключается договор, в котором указываются их права и обязанности. Основной проблемой подобного вида опеки является период адаптации. На скорость привыкания к новой обстановке влияют условия проживания приемных детей в семье и их психоэмоциональное состояние. Во избежание возникновения проблем опекуны получают на курсах подготовки базовые знания. Практические навыки улучшаются с помощью психологических тестов, тренингов и упражнений.

Приемный ребенок – это сирота, потерявшая родных родителей, но помещенная в другую семью для устройства. Органы опеки стараются найти усыновителей, опекунов, попечителей, или пристроить его в приемную семью до совершеннолетия. Новые родители получат опекунские права и обязанности. Адаптация приемного ребенка в семье напрямую зависит от его возраста и степени подготовки выбранных ООП представителей.

Ориентируясь на случаи из историй воспитателей, можно выделить несколько основных периодов, для каждого из которых характерны свои особенности психоэмоционального состояния:

  • 0-3 года;
  • 3-7 лет;
  • 7-12 лет;
  • 12-18 лет.

От рождения до 3 лет

В психологии родительства говорится, что даже новорожденные малыши способны запоминать запахи и голоса родителей, окружающие цвета и прочие мелочи. Потеря мамы и папы отображается на подсознательном уровне. Ребенок больше не слышит родные голоса и чувствует изменения в режиме питания. У взрослых детей проявляется утрата шлейфом негативных эмоций и изменениями в поведении. Они могут демонстративно показывать свое презрение к людям, ненавидеть себя или окружающих и отталкивать социальных сотрудников, пытающихся помочь. Младенец сознательно еще не может представить реальный масштаб трагедии, поэтому изменения проявляются соматически. Для воспитателя не станет новостью расстройство питания, капризное поведение, постоянный плач, нарушение сна и плохой аппетит новорожденного, изъятого из семьи или утратившего родителей.

У годовалого ребенка уже имеется частичное представление о потере близкого человека. Неполное восприятие происходящего выражается соматически и эмоционально. Малыш проходит те же стадии, что и взрослые дети:

  • отрицание;
  • ярость;
  • плач;
  • депрессия;
  • примирение.

Проще происходит усыновление малышей, совсем недавно появившихся на свет. Они еще не успели привыкнуть к родным родителям, поэтому опекуны смогут их быстро заменить. На степень адаптации также влияет количество переездов младенца. Если приемная семья уже не первая, то привыкание пройдет быстрее. Замещающей матери лучше уйти в декрет, чтобы малыш смог привыкнуть к ее запаху и голосу. Постепенно он перестанет переживать и адаптируется к новой обстановке.

От 3 до 7 лет

С точки зрения педагогики, проще всего воспитывать детей от 3 до 7 лет. Ребенок уже разговаривает и может выполнять самостоятельно простые действия (ходить в туалет, следить за своей гигиеной, понимать слова взрослых). В памятках психологов такой возраст считается некритичным. Малыша еще можно перевоспитать.

Явным плюсом детей от 3 до 7 лет является желание быть любимыми и жить в семье. Уже при первом знакомстве многие малыши бросаются в объятия приемных родителей и называют их мамой и папой. Пробелов в образовании еще особых нет, поэтому при правильном подходе к воспитанию ребенок вырастет полноценным членом общества.

Несмотря на позитивный настрой при знакомстве, у сироты проявляется потеря мамы и папы соматически и психологически. Приемные родители замечают плохой аппетит, замедленную реакцию, недержание кала и мочи, приступы паники, агрессию. Самое сложное будет отучить малыша от привычек, полученных в Детском доме. Родителям придется привлекать его внимание полезной и интересной работой и познавательными играми. Если дитя делает что-то не так, то нужно описать суть проблемы и объяснить, как правильно следует поступить. Желательно все показывать на своем примере.

Высока вероятность появления новых проблем после определения малыша в детский садик. Попадание в незнакомый коллектив может спровоцировать обострение старых детдомовских привычек. Замещающим родителям стоит подумать о домашнем обучении, чтобы подготовить малыша психически и умственно к занятиям в школе.

От 7 до 12

Ребенок от 7 до 12 лет осознает потерю родителей в полной мере. Для опекунов подобная возрастная группа достаточно актуальна. Дети еще маленькие, но уже многое умеют. Приемным родителям необходимо будет выяснить, какие у малыша пробелы в образовании и заполнить их. Не менее важно поработать над социальными навыками. Специалисты утверждают, что формирование детдомовской манеры речи и пагубных привычек (воровать, курить, пить) наблюдается в каждом втором случае. Если неправильно выбрать стратегию воспитания, то опекун может напороться на агрессию и упрямство. Применение силы лишь вызовет гнев, страх и замкнутость в себе.

В целом ребенок вполне развит и понимает разницу между биологическими и замещающими родителями, поэтому он вполне лояльно отнесется к новой семье. Усугубить ситуацию может плохой опыт установления семейных связей в прошлом. К 10-12 годам над многими детьми не раз брали опеку. Постоянная смена места жительства приводит к ощущению ненужности и безнадежности. На этом фоне занижается самооценка, из-за чего изменяется характер в сторону удовлетворения лишь своих желаний. Приемные родители могут изменить ситуацию, проявляя заботу и ухаживая за малышом. Он должен почувствовать, что нужен и важен. Постепенно подопечный сможет адаптироваться к новой семье и будет дорожить ею.


Основной проблемой у детей 7-12 лет может стать недостаточный уровень образования. Ребенку предстоит продолжить обучение в школе, но из-за недостатка знаний проявятся комплексы, связанные с получением плохих оценок. Опекуны должны позаботиться об этом, нанимая репетиторов и дополнительно занимаясь с подопечным. Превращаться из любящего приемного родителя в строгого педагога не стоит, так как можно испортить выстроенные отношения с малышом. Необходимо знать меру и уметь вовремя поощрить школьника за хорошую работу и поведение. При правильном подходе пробелы в образовании быстро исчезнут.

От 12 до 18 лет

Из-за специфики характера и трудностей, возникающих в адаптационном процессе, детей старше 12 лет редко определяют в приемные семьи. Считается, что их нельзя уже исправить. По мнению специалистов, на развитие и поведение сирот вполне можно повлиять, проявляя заботу, любовь и нежность. Искренних и бескорыстных чувств детям, лишившимся родителей, не хватает больше всего, чтобы раскрыться.

С первого дня подростки кажутся равнодушными и меркантильными. На их лице нет ожидаемой радости от попадания в семью. Возникают чувства лишь со временем. Ребенок длительное время их прятал или вовсе не испытывал, проживая в Детском доме, поэтому нужно проявить терпение. Меркантильность проявляется в постоянных просьбах что-либо купить. Вырабатывается подобная черта характера годами. Находясь на содержании в детдоме, для ребенка взрослый человек становится лишь средством получения желаемого. Попадая в приемную семью, он продолжает также мыслить. Лишь со временем начнет вырабатываться чувство благодарности и желание ответить «добром на добро».

К 12 годам и старше у сирот существенно занижается самооценка. Подобное явление связано с частыми отказами опекунов и отправлением обратно в приют. Чтобы ребенок доверился вновь и раскрылся, приемные родители должны выстраивать отношения «на равных». Бесполезно пытаться переделать подростка насильно. Его взгляды на мир уже утвердились. Детские психологи советуют опекунам не стремиться сломать ребенка, а показать ему, другую сторону жизни. Узнав новую информацию и ощутив искренние чувства, подопечный сам потянется к приемным родителям и постепенно поменяет свое мнение по поводу многих вещей, ранее презираемых.

Этапы адаптации

Принято делить процесс адаптации приемного ребенка на 3 стадии. Ознакомиться с ними можно в таблице.

Этап Краткое описание
Знакомство Между приемными родителями и детьми начинается процесс «опережающей привязанности», то есть опекуны и подопечные стремятся показать свою любовь, которой еще нет. Длится стадия около 1 месяца.
Регрессия Первые впечатления уже забылись и раскрываются истинные черты характера. Начинается своеобразный процесс «притирки». Постепенно взрослые и дети все больше привязываются друг к другу и понимают, что пора находить компромиссы. Срок стадии варьируется от 2 до 4 месяцев.
Привыкание Приемные дети и опекуны уже привыкли друг к другу. В разговоре больше нет напряженности. Со стороны можно подумать, что идет малыш со своими родными родителями. Если достичь компромисса так и не удалось, то у ребенка усиливаются прежние недостатки (агрессия, страх, замкнутость в себе). Примерно через 1,5 года можно будет окончательно решить, смогли ли опекуны найти ключ к подопечным, или нет.


Длительность этапов адаптации варьируется в зависимости от ситуации. Многие дети определяются в приемную семью с ВИЧ-инфекцией, невралгией, пороком сердца и прочими патологиями. В данной ситуации основную роль играет не наследственность, а здоровье малыша и психоэмоциональное состояние. Для скорейшей адаптации потребуются консультации у лечащего врача и детского психолога.

Проблемы, возникающие в приемных семьях

В приемной семье из-за особенностей воспитания детей-сирот могут проявляться определенные проблемы:

Название Описание
Ощущение неуверенности в себе на фоне постоянного страха. Опекуны боятся, что не справятся со своими обязанностями.
Завышенное чувство ответственности за подопечного. Приемные родители не всегда могут решиться предпринять определенные действия в отношении ребенка из детдома, например, вызывают врача или скорую помощь при малейшей проблеме, с которой легко бы справились самостоятельно.
Не оправданные ожидания опекунов часто перерастают в депрессию. Связана проблема с совершенно иными представлениями о характере и поведении ребенка.
Трудности с принятием малыша в семью из-за его пробелов в воспитании и плохом характере. Опекунам не всегда удается проявить должное терпение, что ведет к отказу от детей.
Проблемы с освоением нового положения подопечного Родителям трудно привыкнуть, что у них новый ребенок и расценивать его наравне с родными детьми.
Разделение детей на «своих» и «чужих» Замещающие родители часто не замечают, как сравнивают кровных детей с приемными. Ребенок ощущает себя «плохим» и боится, что от него откажутся.
Уменьшение времени уделяемого на родных детей На ребенка-сироту, только лишь попавшего в приемную семью, уходит большая часть времени родителей. Они стараются показать свои чувства и всячески угождают подопечному. Родные дети начинают ощущать себя ненужными и намеренно совершают плохие поступки для привлечения внимания.

Методы налаживания контакта

Психологи советуют приемным родителям выяснить, что для нового члена семьи значит слово «любовь» и как он выражает ее, узнав ответы на следующие вопросы:

  • Каким образом малыш выражает свои чувства к окружающим?
  • Что желает ребенок больше всего?
  • На что жалуется малыш?

Узнать нужные сведенья можно, понаблюдав за подопечным во время игр, тщательно прислушиваясь к его словам и расспросив воспитателей. При правильном подходе к воспитанию получится добиться расположения малыша и решить возникшую проблему. Психологи для преодоления и предотвращения проблем создали перечень советов приемным родителям:


У приемных детей есть свои психоэмоциональные особенности, влияющие на скорость адаптации в новой семье. Во избежание проблем опекуны обязаны выстраивать стратегию воспитания, ориентируясь на возраст ребенка, пережитую им ситуацию и длительность проживания в детдоме. При возникновении неприятных ситуаций рекомендуется посоветоваться с детским психологом.

I. Введение

1.1. В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. При этом подразумевается процессуальная сторона собственно явления адаптации в отличие от приспособления животных, преодоления трудностей или формирования определенных свойств личности, например, профессиональных качеств.
2.1. Социологический подход трактует адаптацию как процесс «вхождения» личности в новые социальные роли, причем сущность данного процесса заключается в содержательном, творческом приспособлении индивида к условиям жизнедеятельности.

Теперь мы имеем общее представление о понятии «адаптация». Давайте рассмотрим частный случай этого процесса: адаптацию ребенка в приемной семье.

II. Адаптация ребенка в приемной семье - что это?

2.1. Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности в новую семью. Статистика свидетельствует, что 60 - 70% детей, лишенных родительского попечения, устраиваются в семьи как российских, так и иностранных граждан. Для того чтобы понять процесс адаптации, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое совершенно незнакомое место, причем это произошло помимо вашего желания и без предварительной подготовки. Что вы испытаете при этом? Вероятно, ваше состояние будет близко к шоковому, и вы будете растеряны.
Варианты поведения могут разные: от стремления убежать и вернуться на прежнее место до остолбенения. Когда шоковое состояние пройдет, ребенок, наверное, начнет оглядываться вокруг себя, замечать, что и кто находится рядом, предпринимать попытки освоиться в новом месте. На процесс привыкания к изменившимся условиям будут влиять люди, которые окажутся рядом, их радушие или враждебность.

2.2. Адаптация ребенка в приемной семье - неизбежный и тяжёлый пе-риод для каждой приёмной семьи. Когда де-ти попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку, большинство из них теря-ют активность, у них притупляются приобре-тенные умения и навыки. В этот период самое главное - как можно скорее помочь детям осознать, что мир вокруг них надёжен и безопасен.

Приёмным родителям бывает трудно при-нять ребёнка таким, какой он есть, приспосо-биться к его привычкам, поведению, чертам ха-рактера. Трудно объяснить себе и простить по-ступки, которые кажутся непозволительными (жёсткость, грубость и т. д.). Главное - терпе-ние, сдержанность, стремление понять самим проблему и помочь ребёнку разобраться в себе самом.

Успешность адаптации ребёнка зависит в первую очередь от умения взрослых правиль-но наладить внутрисемейное общение. Оно будет эффективным в том случае, если члены семьи (как правило, взрослые) не станут рас-сматривать своего подопечного только в качестве пассивного объекта своих воспита-тельных воздействий. Связи меж-ду всеми членами семьи должны быть макси-мально доброжелательными, а главным резуль-татом должно стать благополучие не только приёмного ребёнка, но и всех членов приём-ной семьи.

Таким образом, адаптация ребёнка в приёмной семье - это:

  • адаптация к образу жизнедеятельности семьи (интерьер, режим жизни, преоб-ладающие настроения, стереотипы, ти-пичный социально-психологический и се-мейный микроклимат);
  • адаптация к другим членам семьи, близ-ким и знакомым (наилучшее средство убеждения - позитивное отношение к ребёнку каждого окружающего);
  • адаптация к нормам и ценностям се-мьи (нравствен-ным, трудовым, эстетическим);
  • адаптация к традициям семьи и к её при-вычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам.

III. Этапы адаптации ребенка в приемной семье.

В процессе адаптации ребенка в приемной семье можно выделить несколько этапов:

3.1. Первый этап - «Медовый месяц» . Этот этап начинается еще до окончательного прихода ребенка в семью - во время его первых визитов в гости. Это удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями, так как не предполагает большой ответственности. На этом этапе все обычно идет просто замечательно. Родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему всю накопившуюся ласку и нежность. Ребенок, в свою очередь изо всех сил старается понравиться. Он наслаждается ситуацией, ему нравится его новая семья, уютная квартира, доброе отношение, новые игрушки. Некоторые дети сразу могут начать называть вас «мама» и «папа».
Отнеситесь бережно к чувствам ребенка, будьте сдержанны по отношению к нему на этом этапе. Не стоит, особенно на первом этапе построения отношений, называть его сыном или дочерью, претендовать на родительство. Помните, что и взрослые, и ребенок подчиняются руководителю учреждения, в котором находился ребенок и согласовывают свои действия с социальным работником. Это облегчает регулирование спорных моментов в жизни вашей семьи.
Еще один важный момент, который необходимо учитывать: с точки зрения ребенка он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» — в детское учреждение, а тогда, когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает вину, чувствует себя предателем. В любом случае ему необходима поддержка. Нужно помнить, что новые переживания могут негативно отразиться на ребенке. Он может испытывать тревогу, плохо спать. Могут появиться подъемы и спады настроения, попытки успеть все и сразу. Для этого периода будет лучше, если кто-то из членов семьи возьмет отпуск, чтобы помочь ребенку освоиться в новом месте. Необходимо показать ему, как работает бытовая техника, как включается телевизор. Научить совершать простейшие действия: как подстригать ногти, чистить картошку. Совершить прогулку вместе по улице, показать будущий детский сад или школу, магазины, почту, поликлинику, парк. Однако не стоит очень быстро сближаться с ребенком на этом этапе. И ему и приемным родителям нужно время.
3.2. Второй этап - «Уже не гость». Для второго этапа адаптации в приемной семье характерен кризис взаимоотношений. Вам может показаться, что послушного и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как вам хочется. Вы, в свою очередь, можете задумываться, а правильно ли вы сделали, взяв этого ребенка в свою семью? Не совершили ли вы ошибку? Неужели вам так и не удастся найти общий язык с ребенком? Успокойтесь, - то, что с вами сейчас происходит - это закономерный процесс, причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.

Рассмотрим основные причины кризиса:
1. Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины». Как бы странно это ни звучало, но ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак, который радует и специалистов, и обученных (понимающих, в чем дело) родителей. Дело в том, что ребенок очень сильно старался понравиться взрослым в течение всего периода, условно названного «медовый месяц». Он старался сдерживать в своем поведении те проявления, которые, как он предполагал, могут не понравиться окружающим, боялся, что «не подойдет» новым родителям и его вернут в приют. Однако очень долго сдерживать себя невозможно. То, что сжато, разожмется при первом же удобном случае. Ровное, дружелюбное и заботливое отношение в семье — разрешение для ребенка «отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю, начать реагировать на стрессовые ситуации обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что его «уже не прогонят». Появление доверия по отношению к родителю — очень важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.
2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям. Возможно, ухудшению поведения ребенка способствовали ваши же собственные ошибки. Быть может вы, даже не отдавая себе отчета в этом, ожидаете от ребенка благодарности. Ребенок, конечно же, благодарен вам, но пока не умеет это выразить. Умение благодарить — это то, чему ребенку предстоит научиться в приемной семье.
3. Нарастание детской тревоги из-за неполного понимания своего места и своей роли в принимающей семье. Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но, прежде чем заводить такой разговор, необходимо согласовать этот вопрос со специалистами. Разговор может проходить по приблизительно такой схеме: «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». В некоторых случаях (по согласованию со специалистами) необходимо также сообщить воспитаннику, в зависимости от реальной ситуации в его кровной семье: «Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним».
4. Предыдущий травмирующий жизненный опыт ребенка. Когда ребенок доверяет семье, он начинает символически рассказывать о своих внутрисемейных отношениях в «прежней» жизни. Ему просто необходимо с помощью эмоций и действий пережить свой прошлый опыт, что даст возможность нормально развиваться дальше.
Кроме того, известны случаи, когда у приемного ребенка на этапе кризиса появлялась излишняя фиксация на чистоте или, наоборот, на грязи. Некоторые дети становятся чрезмерно озабочены своим здоровьем. У неподготовленного родителя поведение ребенка на этом этапе адаптации может вызвать чувство отчаяния, что может привести к ложным выводам: - мне достался «не тот» ребенок

Мне с ребенком не справиться

Я — плохой воспитатель и т.д.

Чтобы преодолеть этот сложный период, нужно помнить, что на приемном родителе лежит большая ответственность, поэтому нельзя легко сдаваться. Не надо забывать о том, что ребенку почти всегда гораздо тяжелее в процессе адаптации, чем взрослому. Ну а при возникновении сложностей необходимо помнить, что приемные родители всегда могут (и должны!) позвонить специалисту. Ну а в самые тяжелые минуты родителям нужно повторять себе: кризис необходим приемной семье!

Кризис помогает родителям обнаружить проблемы ребенка. У приемных родителей есть прекрасная возможность лучше понять ребенка и с помощью специалистов найти пути решения проблем.
. Невозможно перейти на следующий этап адаптации в приемной семье, минуя кризисный этап. Нерешенные эмоциональные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе, и тянуть семью назад.
. Пройдя через кризис, приемные родители приобретают необходимую уверенность, становятся воспитателями более высокой квалификации, что, несомненно, поможет добиться больших успехов в укреплении семьи.
. Ребенок тоже начинает чувствовать себя в семье более уверенно: он точно знает, что его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно.
. При успешном прохождении кризиса у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет ему строить более гармоничные отношения с членами семьи.
. В конце - концов, ничто не сплачивает семью лучше, чем совместное преодоление трудностей!

3.3. Третий этап - «Вживание» . Итак, приемные родители прошли через трудности кризисного периода! Теперь они гораздо лучше понимают проблемы ребенка, да и свои тоже. Когда ребенок сталкивается с трудностями (их у него еще очень много), его нужно поддерживать: мы вместе, мы справимся. Ребенку не предъявляется лавина требований, приемные родители на данном этапе уже знают его возможности. В случае «сбоев» в поведении ребенка находятся причины проблемы и способы их преодоления самостоятельно или с помощью специалистов. На этом этапе приемная семья тоже может испытывать некоторые проблемы. Часто случается так, что родители уделяют недостаточно внимания родным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать своих детей, вызывать непринятие, ревность, бунт. Родные дети, подобно приемному ребенку, могут начать плохо себя вести, может снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако проблемы с приемным ребенком помогают родителям лучше понимать и проблемы своих детей.
Как правило, на этом этапе и приемные родители и ребенок вздыхают свободно. Ребенок начинает чувствовать себя действительно как дома, принимает правила поведения, принятые в семье. Изменяется и внешность ребенка: он прибавляет в весе, улучшается состояние его кожи и волос, прекращаются аллергические реакции. Ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе. Тем не менее, следует помнить, что любое изменение, происходящее в семье, может оказать на только-только начинающего привыкать ребенка травмирующее воздействие. В случае любых изменений в семье (смерть одного из членов семьи, отъезд в командировку, болезнь и госпитализация, рождение ребенка, приезд гостей на длительный срок и др.) следует позвонить социальному работнику, который имеет больший опыт в решении проблем приемных семей, и поможет вам пережить эту ситуацию более спокойно.

Итак, четвертый и последний этап.
3.4. Четвертый этап - «Стабилизация отношений». На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены семейной жизнью. Приемный ребенок ведет себя так же, как и родные дети, он спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба родителей и другие проблемы. Он с удовольствием начинает ходить в детский сад или школу.

Если ребенку хорошо в новой семье, он реже будет рассказывать о своей предыдущей жизни, вспоминать неприятности. У него появятся новые интересы и новые привязанности, которых ему так не хватало. Родные дети приемных родителей приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семьей. Улучшается качество жизни всех членов семьи и семьи в целом. На этом этапе уже можно судить, удалась ли новая семья.
Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства! Ведь адаптация в новой семье происходит с двух сторон - ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и родители должны к ней привыкнуть! Поэтому надо обязательно помнить о том, что все без исключения испытывают стресс, взрослым тоже нужна помощь - со стороны супруга или супруги, других членов семьи, социальных работников, психологов. Не нужно стесняться обращаться за помощью, этим можно уберечь себя и детей от эмоциональных срывов и психосоматических болезней!
3.5. Памятка для приемных родителей:
1. Не стоит впадать в отчаяние, если что-то идет не так, как вам представлялось.

2. Всему свое время, вам еще обязательно удастся выстроить гармоничные, доверительные отношения.
3. Приемным родителем - это работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. И, как и любая другая работа, она требует отдыха. Конечно, вы не имеете официальных выходных и отпуска, однако, это не значит, что надо забыть про себя и полностью погрузиться в проблемы ребенка. Вокруг наверняка есть люди, которые могут вам помочь, например, погулять с ребенком, пока вы немного отдохнете.
4. Если вы испытываете тревогу по поводу своего нового статуса или вас что-то беспокоит, обязательно найдите возможность проконсультироваться с психологом, получить поддержку у специалистов Центра ППС замещающих семей «Семейный очаг» или у других приемных родителей.

5. Не стоит забывать и про собственное здоровье, всегда вовремя консультируйтесь с врачами!
6. С момента знакомства ребенка с приемными родителями начинается процесс адаптации - приспосабливание и привыкание к новой обстановке.

7. Этот процесс имеет свои особенности, он протяжен во времени и обычно включает в себя четыре основных этапа:
- «Медовый месяц», отношения между родителями и приемным ребенком обычно окрашены большим взаимным интересом, ожидания, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых заметно идеализированные. Все участники процесса, как правило, стремятся понравиться друг другу и показать себя с хорошей стороны.
- «Уже не гость» - это второй этап адаптации, для него характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Поведение ребенка ухудшается, взрослые могут
прийти в отчаяние. Но это закономерный процесс, и в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.
- «Вживание»- родители гораздо лучше понимают проблемы ребенка. Родители находят подход к ребенку, они хорошо изучили его сильные и слабые стороны. В случае «сбоев» в поведении ребенка взрослые, зачастую с помощью специалистов ищут и находят их причины, а также способы их смягчения или преодоления.
- «Стабилизации отношений» - характеризуется удовлетворенностью от семейной жизни. Ребенок спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба кровных родителей и другие проблемы. Семья начинает функционировать как обычная семья. Эта стадия завершает процесс адаптации ребенка в новой семье. Развитие этой стадии может идти в двух направлениях:

1. Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, если замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап, если родители не испытывают страха отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения.

2. Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним. У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, мстительность, упрямство и др.) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). Детско-родительские отношения не установлены, взаимная адаптация не произошла.

5. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30306_full.shtml [К вопросу о понятии "адаптация" - Проблемы cоциальной психологии личности]

Тема 13. Проблемы воспитания приёмных детей

1. Процесс адаптации ребёнка в приёмной семье. Характеристика этапов адаптации.

2. Основные про­блемы во взаимоотношениях приёмныхродителей и детей.

3. Причины отказа от детей в приёмных се­мьях. Типичные ожидания и разочарования приём­ных родителей.

1. Гуминская, Л.Н. Адаптация ребенка в приемной семье / Л.Н. Гуминская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. –№ 2. –С.16–17.

2. Простак, Г.Л. Особенности социальной ситуации развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.Л. Простак // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. –№ 4. –С. 15–22.

3. Фурманов, И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Минск: Тесей, 1999. – 340 с.

4. Яролславцева, И.В. Депривированный подросток: личностный и психофизиологический потенциал адаптации / И.В. Ярославцева // дефектология. – 2003. – № 5. – С. 28–33.

Адаптация – неизбежный и тяжёлый пе­риод для каждой приёмной семьи. Когда де­ти попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку, большинство из них теря­ют активность, у них притупляются приобре­тенные умения и навыки. В этот период самое главное – как можно скорее помочь детям осознать, что мир вокруг них надёжен и безопасен, организовать и наладить порядок но­вой жизни.

Подмечено, что легче адаптируются сангви­ники – живые, подвижные дети, они быстро приспосабливаются к окружающим событиям, сравнительно легко переживают неприятно­сти и неудачи. Медленнее (но также стабильно) адаптируются дети с преобладанием флегмати­ческих черт – медлительные, невозмутимые, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Наибольшие трудности возникают у детей с холерическим и меланхолическим темпераментами. В слу­чае изменения среды холерики «выплёскива­ют» эмоции на окружающих, что не всегда тем нравится, а меланхолики осуществляют «само­агрессию», что может привести их к психичес­ким расстройствам.

Успешность адаптации ребёнка зависит в первую очередь от умения взрослых правиль­но наладить внутрисемейное общение. Оно будет эффективным в том случае, если член семьи (как правило, взрослый) не станет рас­сматривать своего подопечного только в качестве пассивного объекта своих воспита­тельных воздействий. Приёмные родители должны общаться с ребёнком ясно и свободно, чтобы было понятно, что они думают, чувству­ют, чего ожидают от него, как понимают и оце­нивают его поведение, каковы их намерения и планы в отношении его будущего. Связи меж­ду всеми членами семьи должны быть макси­мально доброжелательными, а главным резуль­татом должно стать благополучие не только приёмного ребёнка, но и всех членов приём­ной семьи.



Таким образом, адаптация ребёнка в приёмной семье – это:

Ø адаптация к образу жизнедеятельности семьи (интерьер, режим жизни, преоб­ладающие настроения, стереотипы, ти­пичный социально-психологический и се­мейный микроклимат);

Ø адаптация к другим членам семьи, близ­ким и знакомым (ребёнок больше все­го хочет, чтобы в новой семье его при­няли, признали своим, поэтому он бу­дет особенно тянуться к людям, которые проявили к нему интерес, и избегать тех, кто как бы выжидает, сохраняет дистан­цию; ребёнок должен постепенно обре­тать чувство, что он в новой семье не чужой, а свой, родной; наилучшее средство убеждения – позитивное отношение к ребёнку каждого окружающего);

Ø адаптация к нормам и ценностям се­мьи (с самых первых дней пребывания ребёнка в новой семье необходимо предъявлять ему несколько простейших требований и объяснять целесообраз­ность их выполнения; постепенно круг требований будет расширяться и совер­шенствоваться, а со временем обозна­чается весь круг ценностей (нравствен­ных, трудовых, эстетических);

Ø адаптация к традициям семьи и её при­вычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам.

Приёмным родителям бывает трудно при­нять ребёнка таким, какой он есть, приспосо­биться к его привычкам, поведению, чертам ха­рактера; трудно объяснить себе и простить по­ступки, которые кажутся непозволительными (жёсткость, грубость и т. д.). Главное – терпе­ние, сдержанность, стремление понять самим проблему и помочь ребёнку разобраться в себе самом. Очень важно принять самобытность и самостоятельность ребёнка, дать ему возмож­ность быть самим собой. Следует помнить, что достижение желаемого результата происходит не сразу. Нужно время.

В процессе адаптации ребенка в приемной семье можно выделить несколько периодов:

1. Ознакомительный: длится от 1 недели до 1–2 месяцев; наиболее ярко проявляются социальный и эмоциональный барьеры в поведении детей. Волнуются и дети и родители. Установить контакт с такими детьми легче всего через игрушки, предметы, подарки. Часто уступать ребенку, исполнять его же­лания, так как ограничениями в этот период нельзя ничего добиться. Дисциплинирую­щие ограничения надо вводить позже, когда ребенок привыкнет к новым условиям. Не ре­комендуется ходить с ребенком в магазины, поскольку ему сложно пережить эмоциональ­ные перегрузки.

Приемные дети часто испытывают тревожность, настороженность, неуверенность, боязливость, стресс. Они часто плачут, кричат, ведут себя агрессивно, пытаются убежать из дома, могут обманывать, сквернословить, воровать, проявлять другие негативные привычки, приобретенные в процессе виктимизации и депривации в условиях проживания в неблагополучной семье и детских учреждениях. Нередко это сопровождается отсутствием аппетита, нарушением сна и др.

2. Приспособительный. Длится от 2 до 4 ме­сяцев. Ребенок освоился в новых условиях и начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Внача­ле он беспрекословно подчиняется правилам, а затем, привыкнув, пробует вести себя как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит ломка сложившегоея стереотипа поведения. У неко­торых детей наблюдается регресс в поведении: возобновляется энурез, заикание и т.п.). Это свидетельствует о значимости для ребенка пре­жних взаимоотношений. Важную роль на этом этапе играют способности родителей установить контакты, доверительные отношения. Об ус­пешном преодолении трудностей свидетельству­ет менение внешнего облика ребенка: изменя­ется выражение лица, оно становится более осмысленным, оживленным.

Как правило, на данном этапе у ребят исчезает тревожность, напряжение, страх, ослабевают отклонения, негативные привычки, поведение становится более уравновешенным. Дети начинают проявлять отзывчивость и доброжелательность по отношению к родителям и другим детям; приобретают навыки самообслуживания; приобщаются к участию в хозяйственно-трудовых делах семьи; усваивают основные требования новой семьи.

З. Привыкание длится от 5 до 10 месяцев, а иногда и год. Дети реже вспоминают про­шлое. Появляется привязанность к родите­лям, возникают чувства. Период характеризуется тем, что приемные дети начинают чувствовать себя самостоятельными, свободными, независимыми; выполняют просьбы и требования родителей; относятся к ним с уважением, любовью, сочувствием, оказывают помощь в хозяйственных делах и воспитании младших детей; проявляют внимание и интерес к жизнедеятельности семьи, испытывают чувство гордости за то, что являются ее членами.

Если же отношения в новой семье не сложились, то у ребенка проявляются все прежние недостатки. Особые трудности возни­кают в подростковом возрасте, когда дети хо­тят знать, кто их родители, посмотреть на них. Это возможно и в семьях, где сложи­лись прекрасные отношения. Поведение детей изменяется: они становятся замкнутыми, начинают искать биологических родителей.

Часто кандидаты в приемные родители спрашивают совета у специалистов по вопросу оптимального возраста приемного ребенка с тем, чтобы его адаптация состоялась в семье успешней и безболезненней. Следует отметить, что эдесь многое зависит от состояния здоровья, личных качеств как самого ребенка, так и кандида­тов в замещающие родители. Как показывает практика, лучше всего брать на воспи­тание детей, которые по возрасту могли бы быть детьми кандидатов. Кроме того, желательно, чтобы приемные дети были младше родных (если таковые проживают совместно с кандидатами). Таким образом, во-первых, родной ребенок становится союзником, которому придется на правах старшего принимать уча­щие в воспитании, во-вторых, исключается возможность ухудшения положения родного ребенка (младшему труднее обидеть старшего).

Нужно обратить внимание приемных родителей на то, что успешность и быстрота привыкания ребёнка к новым условиям зависит от его возраста . Чем раньше ребенок будет помещен в се­мью, тем меньше на нем скажутся последствия сиротства. Однако в принятии ребенка любого возраста есть свои плюсы и минусы, о которых специалисты должны проинформировать приемных родителей перед выбором ребенка.

Ребенок от 1 года до 3 лет .

ü видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья, заметить патоло­гии развития (если такие есть);

ü ребенок податлив внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интел­лекта и черт характера;

ü ребенок начинает говорить, речь своеоб­разная и забавная;

ü он много передвигается, интересуется окружающим миром.

ü нужно много времени уделять уходу за ребенком; не остается времени на себя и дру­гих членов семьи, потому что все время за­нимает любопытный и любознательный ма­лыш;

ü ребенок подвержен различным заболева­ниям, простудам инфекциям.

Ребенок от 3 до 7 лет.

ü ребенок уже самостоятелен и независим;

ü можно определить отдельные черты ха­рактера, темперамент;

ü проявляются его способности, склоннос­ти и интересы;

ü он реже болеет;

ü он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым, по­беседовать на разные темы.

ü он помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и дру­гих людей;

ü нужно больше труда и заботы, чтобы выровнять поведение детей этого возраста.

Ребенок от 7 до 12 лет .

ü ребенок самостоятелен и не требует много времени для ухода;

ü видны особенности характера, поведения, привычки, склонности, способности, уровень интеллекта;

ü ребенок очень хочет иметь хорошую се­мью; любого взрослого, проявившего к нему внимание и позаботившегося о нем, готов на­звать родителем;

ü ребенок может оценить желание прием­ных родителей заменить ему родных.

ü бывает трудно приспособиться к особен­ностям поведения, привычкам, чертам харак­тера и принять его таким, каков он есть;

ü если что-то не нравится, ребенок про­являет характер;

ü нужно терпение, умение сдерживаться, не раздражаться, понимать, что ребенок – продукт среды и обстоятельств, стал таким не по своей воле, а по вине окружавших его взрослых.

Дети старше 12 лет .

Можно помочь и подросткам-сиротам. С ними, конечно, очень сложно. Даже дети из вполне благополучных семей в этом возрасте доставляют своим родителям массу проблем. А подростки-сироты тем более. Однако они не столько сложнее, сколько необычнее. Не­возможно даже примерно представить, из чего сложен их жизненный опыт: каких привыч­ных для приемных родителей вещей не знает подросток-сирота, а что познал из того, чего не должен был познать человек его возраста. Поэтому труд­но представить искалеченный душевный мир этого человека, предсказать его поведение, которое совершенно необязательно может быть невыносимым.

Многие черты характера и некоторые лич­ностные качества уже трудно исправить, но изменить определенные жизненные установки и стремления возможно даже в этом возрас­те. А главное – можно подготовить детей к самостоятельной жизни.

Обычно дети, попадающие в приемные се­мьи, как правило, удивительно быстро раз­виваются. Одновременно с формированием чувства уверенности, с развитием межличностных отношений значительно развивается их речь, расширяется кругозор.

Приёмным родителям надо иметь в виду, что адаптация – неизбежный и тяжёлый период для каждой семьи. Дети попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку. Большинство из них теряют интерес и актив­ность.

С целью облегчить процесс адаптации приемных детей в новой для них семье вниманию приёмных родителей можно предложить нижеприведённую памятку:

ü Помогите детям в этот период осознать, что мир вокруг них безопасен и надёжен. Стремитесь быть с ребёнком как можно чаще, говорите с ним о том, что ему инте­ресно. Внимательно слушайте его.

ü Постарайтесь первое время придерживаться режима учреждения, из которого взят ребёнок.

ü Выясните его предпочтения в еде. Не настаивайте, если ребёнок будет отказывать­ся от каких-то продуктов. Не беспокойтесь, со временем он начнёт есть сам.

ü Не стоит давать ему горы игрушек. Они не обязательно вызовут бурю восторга. Не­привычные игрушки могут напугать малыша.

ü Не спешите выдать ребёнку все удовольствия в максимальных количествах. Необ­ходимо, чтобы дома он почувствовал себя защищенным. Главное – стабильность и отсутствие избыточной новизны, её и так будет предостаточно. Не торопитесь пе­регружать ребёнка впечатлениями.

ü Не обязательно в первое воремя совершать поездки в музеи, клубы, на праздники. Сначала хорошо бы ознакомиться с домом.

ü Не надейтесь, что ребёнок сразу проявит к вам положительную эмоциональную привязанность. Скорее, он будет испытывать беспокойство в ваше отсутствие.

ü Будьте терпеливы. Душевные раны ребёнка лечат время, внимание и любовь.