Туризм как средство физического воспитания. Спортивный туризм как средство физического воспитания в младшем школьном возрасте

Оздоровительная физическая культура

Оздоровительной физической культуры в школе и детском лагере отдыха

Лекция №10. Организационно-методические основы развития

2. Коллективные формы занятий оздоровительной физической культурой с детьми

1. Физкультурно-оздоровительная работа в школе проводится во вне­урочное время (за исключением физкультминуток) и включает меро­приятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся. Этот раздел физ­культурной работы был подробно рассмотрен ранее (см. лекция №8).

В оздоровительном летнем лагере (ОЛЛ) физическое воспитание иг­рает особенно важную роль в обеспечении здорового и содержательного отдыха школьников. Особенности физического воспитания детей в оз­доровительном летнем лагере (ОЛЛ) среди прочих заключаются в ко­ротком периоде пребывания и разнообразном контингенте.

Полную ответственность за постановку физического воспитания в ОЛЛ несет начальник лагеря. От его заинтересованности в работе, зна­ний, опыта, разумного руководства и контроля зависит успех всей рабо­ты. Начальник лагеря осуществляет общее руководство и несет ответст­венность за организацию физического воспитания в ОЛЛ, осуществляет постоянный общий контроль над качеством проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Педагог (инструктор) по физическому воспитанию обязан задолго до приезда первой смены определить и обследовать места для проведе­ния зарядки, различных занятий, игр, массового купания и обучения плаванию; ознакомиться с количественным составом детей, распреде­лением их по сменам, с наличием спортивного инвентаря и оборудова­ния и при необходимости позаботиться об его изготовлении и приобре­тении. Он составляет план физкультурно-массовой работы и календар­ный план; согласовывает даты проведения различных мероприятий со старшим вожатым, готовит необходимую документацию: бланки прото­колов соревнований по легкой атлетике, турниров по настольному тен­нису, шахматам, справки о выполнении разрядных норм; проводит с вожатыми семинарские занятия по планированию физкультурной работы, методике проведения утренней гимнастики, отрядных физкультур­ных занятий, разучиванию и судейству подвижных и спортивных игр, организации туристской работы.

В лагере инструктор по физической культуре:

Организует и проводит занятия в спортивных кружках (секциях), со сборными командами;

Организует проведение утренней гигиенической гимнастики;

Организует проведение общелагерных спортивно-массовых ме­роприятий, спортивные вечера и встречи с командами соседних лагерей;



Участвует в подготовке и проведении туристических походов. Инструктор по плаванию:

совместно с педагогом по физическому воспитанию участвует в проведении всех спортивных мероприятий;

Организует купание детей, занятия по обучению плаванию, изу­чению приемов спасения на воде и оказания первой помощи тонущим;

Организует соревнования по плаванию, готовит необходимый инвентарь.

В обязанности вожатого и воспитателя отряда входит:

Принимать непосредственное и активное участие в закаливании детей;

Проводить или организовывать с отрядом утреннюю гимнастику, физкультурные отрядные занятия и массовые физкультурные и спор­тивные мероприятия;

Отвечать за порядок и безопасность детей при купании, помогать

им при обучении плаванию;

Участвовать с отрядом в массовых выступлениях, туристских походах.

К одним из основных документов в детском лагере отдыха относятся план работы по физвоспитанию и календарный план массовых физкуль­турных и спортивных мероприятий. Наряду с основными документами составляются и такие, как календарные отрядные планы, графики заня­тости площадок, занятий спортивных кружков и команд, поурочные планы обучения плаванию, план-сценарий спортивно-массовых меро­приятий.

2. Основными формами оздоровительной физической культуры в ОЛЛ являются утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающие процеду­ры, плавание, спортивные и подвижные игры, туристические походы. Кроме них практикуются дополнительные формы - спортивные сек­ции, соревнования, спартакиады, спортивные праздники и т.д.

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) проводится ежедневно в течение 10-15 мин. Наибольший эффект достигается, когда УГГ про­водится на открытом воздухе. Являясь дисциплинизирующим средст­вом, она должна способствовать организованному началу дня. В целях закаливания организма УГГ следует проводить в трусах и майках. Ком­плекс составляется из 7-10 упражнений на крупные мышечные груп­пы. Важен качественный зеркальный показ упражнений. Целесообразно выполнять упражнения под музыку, задающую ритм движений и соз­дающую положительный эмоциональный фон.

Закаливающие процедуры, начатые в процессе выполнения УГГ (воздухом), продолжаются после нее. Они включают умывание, облива­ние, душ. В течение дня организованное закаливание осуществляется солнцем и водой (купание). При организации закаливающих процедур необходимо опираться на принципы систематичности, постепенности, последовательности, индивидуализации; выбирать разнообразные фор­мы и активный двигательный режим; сочетать общие (обтирание, обли­вание, купание) и местные (умывание, полоскание горла, ходьба по мокрому песку и по колено в воде и т.п.) закаливающие процедуры.

Закаливание воздухом целесообразно проводить в процессе выпол­нения физических упражнений ежедневно. Не доводить до озноба. Пот лезны прогулки на свежем воздухе в легкой одежде, сон с открытым окном или форточкой.

Вода - более сильный раздражитель, чем воздух и обладает в 28 раз большей теплопроводностью. Под воздействием воды происходит сна­чала сужение сосудов кожи, а затем усиленная выработка тепла. Третья фаза - вторичный озноб - при проведении закаливания нежелательна.

Закаливание солнцем лучше всего проводить с 9 до 11 часов лежа (ногами в сторону солнца) или в движении. Начинать необходимо с 5- 10 мин, доводить до 2-3 часов с 15-минутным отдыхом в тени после каждого часа.

Плавание и развлечения на воде - сильное закаливающее средство и одна из любимых форм оздоровительной физической культуры детей. Если плавание организуется в реке или озере, необходимо подготовить место. Оно должно быть чистым; дно - ровное, песчаное, без ям; выше по течению не должно быть выхода холодных ключей. Плавание прово­дится под руководством инструктора по плаванию или педагога по фи­зическому воспитанию. Должны присутствовать медицинский работ­ник, вожатые и воспитатель отряда. При организации плавания необхо­димо соблюдать следующие правила:

Допуск к плаванию только по разрешению врача;

При занятиях на воде соблюдать дисциплину, вход и выход из воды разрешать только по команде, не допускать ложных криков "то­ну", самовольного выхода из воды, заплыва за ограждение;

Перекличка детей до и после купания.

Одно из любимых развлечений детей - игры на воде. Они выпол­няют важную воспитательную функцию, позволяют обучать и совер­шенствовать технику плавания, повышать эмоциональность занятия. Можно рекомендовать большое количество упражнений и игр в воде: "поплавок"; "петушиный бой" (по колено в воде); "кто быстрее"; "бой всадников"; "переправа"; "охотники и утки"; "мяч под водой"; ныряль­щики"; "пятнашки в воде"; "борьба за мяч"; "водное поло"; "рыбаки и рыбки"; различные эстафеты и др.

В целях предупреждения несчастных случаев и оказания помощи пострадавшим необходимо:

Ознакомление детей с правилами поведения на воде;

Ежедневно проверять состояние дна в месте купания детей;

Иметь в наличии спасательный инвентарь (лодку, спасательный круг);

Внимательно следить за купающимися;

Руководитель должен уметь плавать.

Большое место в физкультурно-оздоровительной работе ОЛЛ зани­мают игры. Они позволяют одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы детей. Кроме традиционных народных подвиж­ных и спортивных игр большой популярностью пользуются военизиро­ванные игры типа "Зарницы", к которым нужна предварительная подго­товка, связанная с приобретением навыков ориентирования, маскиров­ки, выработки ряда физических качеств. Одним из интереснейших и важных мероприятий является общелагерная спартакиада, включающая большое количество игр.

3. Туристские походы занимают значительное место в жизни оздоро­вительного лагеря, так как располагают большими воспитательными возможностями. Их реализация зависит от педагога, вожатого-руководителя. Работа по туризму создает благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится пре­одолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку, ориентироваться на местности.

Поход должен преследовать точно оформленные задачи. В обязан­ности руководителя похода входят разработка маршрута, изучение рай­она путешествия, для чего он заранее производит личную разведку. При выборе маршрута следует принимать во внимание возраст, степень физической подготовки, природные и климатические условия района по­хода. В результате должна быть сделана съемка местности или схема маршрута.

Особое место в подготовке занимает тренировка в укладке рюкзака, разжигание костра, быстрой установке палаток, устройстве шалашей. Все это хорошо бы разучивать в игровой форме и в виде викторин. Эф­фективным средством подготовки к туристским походам являются со­ревнования по туристской полосе препятствий в отрядах между звенья­ми. Они могут проводиться на быстроту преодоления командой (зве­ном) всей полосы, состоящей из естественных и искусственных препят­ствий: бег "по кочкам"; переноска "пострадавшего", преодоление рва, ручья по бревну; подъем на склон при помощи веревки; ориентирова­ние, установка палатки; разжигание костра и др.

За 2-3 дня до выхода устанавливается список участников похода. На каждые 12-15 человек выделяется руководитель (из числа взрос­лых). Распределяются другие обязанности - завхоз по снаряжению, заместитель руководителя по продовольствию, санитар, фотограф.

После того как на основании распоряжения начальника лагеря будут выписаны продукты, поварская группа составляет меню на все время похода, Зампрод и завхоз еще накануне выхода получают продукты, инвентарь, посуду (ведра, миски, кружки, ложки), распределяют их по рюкзакам и в другую удобную для переноски тару. Заметим, что все это должно быть завершено до вечерней линейки.

Руководитель группы назначается приказом начальника лагеря и не­сет ответственность за подготовку и успешное проведение похода (пу­тешествия), за жизнь и здоровье его участников.

При разработке маршрута следует наметить пути движения группы, составить план-график маршрута (наметить места привалов, определить наиболее трудные места-препятствия, места для ночлега и купания), договориться (при необходимости) о ночлеге с экскурсионным учреж­дением, с детским лагерем отдыха по пути следования, о товарищеской встрече, питании или о других мероприятиях.

Если группа выходит утром с намерением вернуться к вечеру, то маршрут для участников средней подготовленности может быть от 10 до 16 км. Если планируется двухдневный поход, то место бивуака целе­сообразно выбирать в 5-7 км от начала маршрута. На второй день по­хода можно планировать 14-20 км. После выбора маршрута изучаются его особенности: рельеф местности, ближайшие населенные пункты, наличие дорог и троп, естественные препятствия, лес, реки, достопри­мечательности, исторические памятники, музеи. Определяются возмож­ности подъезда к началу маршрута и отъезда по его окончании.

Основная форма походного строя туристов - в колонну по одному. Впереди идет руководитель, за ним наиболее слабые участники. Один из опрятных туристов назначается замыкающим. Замыкающий никого не должен оставлять позади себя. Дистанция между участниками долж­на быть 1,5-2 метра. Первый привал рекомендуется сделать через 10- 15 минут после начала движения для подгонки (при необходимости) снаряжения и обуви. В дальнейшем привалы на 10 мин рекомендуется делать через каждые 45-50 мин движения. Места для них выбираются в сухом живописном месте в тени. Рюкзаки снимаются, дается несколь­ко упражнений для рук, плечевого пояса и туловища. Участники садятся или ложатся так, чтобы ноги были повыше (на рюкзаке или пне). Сред­няя скорость движения в пешем походе составляет 3-4 км/час, т.е. на прохождение одного километра группа затрачивает 15-20 мин. В то же время скорость движения зависит от рельефа местности, погодных ус- -ловий и подготовленности группы. Вес переносимого груза может быть от 5-7 кг (девочки 10-12 лет) до 12-16 кг (мальчики 12-15 лёт). Если вес груза (грузового снаряжения) намного больше рекомендуемого, то его следует доставить на определенные участки маршрута заранее.

Факторы опасности в путешествии могут быть стихийными, не под­дающимися прогнозу (гроза, землетрясение, обвал и т.п.), но чаще всего это - ухудшение погоды, некачественный туристский инвентарь и сна­ряжение.

В походе нужно строго придерживаться установленного распорядка дня; запрещать подолгу задерживаться у костра в вечернее время; про­изводить отбой в 22-24 ч, а подъем - в 6-8 ч в зависимости от пред­стоящей работы. В ночное время устанавливается поочередное дежур­ство. Регламент такой: по 2 человека по 2-3 ч, обязательно со взрос­лыми. Но, если путь обратный недалек, можно разрешить, а лучше воз­главить вечернее песнопение у костра, доставляющее ребятам много радости и удовольствия.

Прежде чем уйти с привала, вся группа тщательно убирает террито­рию. Мусор сжигается, а костер запивается водой. Руководитель и ко­мандиры проверяют проделанную работу и не забыто ли что-либо.

Выбор пути, порядок движения и меры предосторожности:

1. Выбирая маршрут, нужно избегать больших открытых участков. Лучшей дорогой будет тропинка. По шоссе необходимо двигаться по обочине с левой стороны навстречу идущему транспорту.

2. Большую опасность представляет переправа через реку. Пере­правляться можно на лодках и на пароме, но избегая переправы вброд. Категорически запрещается переправляться вплавь.

3. Во время грозы в поле не надо бежать, а лучше найти укрытие в сухой яме, канаве, отнести все металлические предметы на несколько метров, лечь и укрыться плащом. В лесу не следует прятаться под высо­кие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие дуб, тополь, ель, сосна (в березу и клен молнии ударяют редко).

4. В пути следить за уставшим участником, заботиться и помогать ему.

5. Придерживаться утвержденного маршрута и плана похода, не до­пуская отклонений от них без уважительных причин.

6. Строго придерживаться установленных правил купания детей. Ру­ководитель лично проверяет место купания и во время купания неот­лучно находится с ребятами.

7. Соблюдать санитарно-гигиенические правила. Не разрешать пить не кипяченую воду (за исключением проверенных колодцев и родни­ков). Разъяснять участникам, что чрезмерное питье вызывает обильное потоотделение, выделение солей, а это в свою очередь вызывает утом­ление. Тщательно проверять качество употребляемых в пищу продуктов (мясо, колбаса, рыба, консервы, грибы). Не допускать приготовления пищи в оцинкованной посуде (ведра, бидоны должны быть обливные, алюминиевые).

8. Не разрешать двигаться с непокрытой головой, без рубашки во из­бежание солнечных и тепловых ударов. Немедленно оказывать первую помощь заболевшим и пострадавшим, а в случае необходимости обра­щаться к врачу ближайшего населенного пункта.

9. Турист никогда ничего не делает в одиночку. Не допускайте от­ставания от группы и самовольной отлучки.

10. Из заранее установленных пунктов уведомлять ОЛЛ (школу) о ходе похода и состоянии участников. Однако не всегда это удается сде­лать. Тогда следует договориться о прибытии в условленное время и место кого-либо из лагеря на лагерной автомашине.

11. Руководитель обязан обеспечить сохранность имущества и соб­ранных материалов.

Туристские походы занимают значительное место в жизни оздоровительного лагеря, так как располагают большими воспитательными возможностями. Их реализация зависит от педагога, вожатого-руководителя. Работа по туризму создает благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку, ориентироваться на местности.

Поход должен преследовать точно оформленныезадачи. В обязанности руководителя похода входят разработка маршрута, изучение района путешествия, для чего он заранее производит личную разведку. При выборе маршрута следует принимать во внимание возраст, степень физической подготовки, природные и климатические условия района похода. В результате должна быть сделана съемка местности или схема маршрута.

Особое место в подготовке занимает тренировка в укладке рюкзака, разжигание костра, быстрой установке палаток, устройстве шалашей. Все это хорошо бы разучивать в игровой форме и в виде викторин. Эффективным средством подготовки к туристским походам являются соревнования по туристской полосе препятствий в отрядах между звеньями. Они могут проводиться на быстроту преодоления командой (звеном) всей полосы, состоящей из естественных и искусственных препятствий: бег "по кочкам"; переноска "пострадавшего", преодоление рва, ручья по бревну; подъем на склон при помощи веревки; ориентирование, установка палатки; разжигание костра и др.

За 2-3 дня до выхода устанавливается список участников похода. На каждые 12-15 человек выделяется руководитель (из числа взрослых). Распределяются другие обязанности - завхоз по снаряжению, заместитель руководителя по продовольствию, санитар, фотограф.

После того как на основании распоряжения начальника лагеря будут выписаны продукты, поварская группа составляет меню на все время похода. Зампрод и завхоз еще накануне выхода получают продукты, инвентарь, посуду (ведра, миски, кружки, ложки), распределяют их по рюкзакам и в другую удобную для переноски тару. Заметим, что все это должно быть завершено до вечерней линейки.

Руководитель группы назначается приказом начальника лагеря и несет ответственность за подготовку и успешное проведение похода (путешествия), за жизнь и здоровье его участников.

При разработке маршрута следует наметить пути движения группы, составить план-график маршрута (наметить места привалов, определить наиболее трудные места-препятствия, места для ночлега и купания), договориться (при необходимости) о ночлеге с экскурсионным учреждением, с детским лагерем отдыха по пути следования, о товарищеской встрече, питании или о других мероприятиях.

Если группа выходит утром с намерением вернуться к вечеру, то маршрут для участников средней подготовленности может быть от 10 до 16 км. Если планируется двухдневный поход, то место бивуака целесообразно выбирать в 5-7 км от начала маршрута. На второй день похода можно планировать 14-20 км. После выбора маршрута изучаются его особенности: рельеф местности, ближайшие населенные пункты, наличие дорог и троп, естественные препятствия, лес, реки, достопримечательности, исторические памятники, музеи. Определяются возможности подъезда к началу маршрута и отъезда по его окончании.

Основная форма походного строя туристов - в колонну по одному. Впереди идет руководитель, за ним наиболее слабые участники. Один из опрятных туристов назначается замыкающим. Замыкающий никого не должен оставлять позади себя. Дистанция между участниками должна быть 1,5-2 метра. Первый привал рекомендуется сделать через 10-15 минут после начала движения для подгонки (при необходимости) снаряжения и обуви. В дальнейшем привалы на 10 мин рекомендуется делать через каждые 45-50 мин движения. Места для них выбираются в сухом живописном месте в тени. Рюкзаки снимаются, дается несколько упражнений для рук, плечевого пояса и туловища. Участники садятся или ложатся так, чтобы ноги были повыше (на рюкзаке или пне). Средняя скорость движения в пешем походе составляет 3-4 км/час, т.е. на прохождение одного километра группа затрачивает 15-20 мин. В то же время скорость движения зависит от рельефа местности, погодных условий и подготовленности группы. Вес переносимого груза может быть от 5-7 кг (девочки 10-12 лет) до 12-16 кг (мальчики 12-15 лет). Если вес груза (грузового снаряжения) намного больше рекомендуемого, то его следует доставить на определенные участки маршрута заранее.

Факторы опасности в путешествии могут быть стихийными, не поддающимися прогнозу (гроза, землетрясение, обвал и т.п.), но чаще всего это - ухудшение погоды, некачественный туристский инвентарь и снаряжение.

В походе нужно строго придерживаться установленного распорядка дня: запрещать подолгу задерживаться у костра в вечернее время; производить отбой в 22-24 ч, а подъем - в 6-8 ч в зависимости от предстоящей работы. В ночное время устанавливается поочередное дежурство. Регламент такой: по 2 человека по 2-3 ч, обязательно со взрослыми. Но, если путь обратный недалек, можно разрешить, а лучше возглавить вечернее песнопение у костра, доставляющее ребятам много радости и удовольствия.

Прежде чем уйти с привала, вся группа тщательно убирает территорию. Мусор сжигается, а костер заливается водой. Руководитель и командиры проверяют проделанную работу и не забыто ли что-либо.

Выбор пути, порядок движения и меры предосторожности:

1. Выбирая маршрут, нужно избегать больших открытых участков. Лучшей дорогой будет тропинка. По шоссе необходимо двигаться по обочине с левой стороны навстречу идущему транспорту.

2. Большую опасность представляет переправа через реку. Переправляться можно на лодках и на пароме, но избегая переправы вброд. Категорически запрещается переправляться вплавь.

3. Во время грозы в поле не надо бежать, а лучше найти укрытие в сухой яме, канаве, отнести все металлические предметы на несколько метров, лечь и укрыться плащом. В лесу не следует прятаться под высокие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие дуб, тополь, ель, сосна (в березу и клен молнии ударяют редко).

4. В пути следить за уставшим участником, заботиться и помогать ему.

5. Придерживаться утвержденного маршрута и плана похода, не допуская отклонений от них без уважительных причин.

6. Строго придерживаться установленных правил купания детей. Руководитель лично проверяет место купания и во время купания неотлучно находится с ребятами.

7. Соблюдать санитарно-гигиенические правила. Не разрешать пить не кипяченую воду (за исключением проверенных колодцев и родников). Разъяснять участникам, что чрезмерное питье вызывает обильное потоотделение, выделение солей, а это в свою очередь вызывает утомление. Тщательно проверять качество употребляемых в пищу продуктов (мясо, колбаса, рыба, консервы, грибы). Не допускать приготовления пищи в оцинкованной посуде (ведра, бидоны должны быть обливные, алюминиевые).

8. Не разрешать двигаться с непокрытой головой, без рубашки во избежание солнечных и тепловых ударов. Немедленно оказывать первую помощь заболевшим и пострадавшим, а в случае необходимости обращаться к врачу ближайшего населенного пункта.

9. Турист никогда ничего не делает в одиночку. Не допускайте отставания от группы и самовольной отлучки.

10. Из заранее установленных пунктов уведомлять ОЛЛ (школу) о ходе похода и состоянии участников. Однако не всегда это удается сделать. Тогда следует договориться о прибытии в условленное время и место кого-либо из лагеря на лагерной автомашине.

11. Руководитель обязан обеспечить сохранность имущества и собранных материалов.

«УДК 373 К.А. Кирюханцев, г. Шадринск Место туризма в системе физического воспитания дошкольников В статье рассматривается роль физической...»

К.А. Кирюханцев,

г. Шадринск

Место туризма в системе физического воспитания

дошкольников

В статье рассматривается роль физической культуры как наиболее реального комплексного

оздоровительного средства, оказывающего значительное влияние на качество жизни детей в

современных условиях; место туризма в системе физического воспитания дошкольников; простейший

вид детского туризма, который способствует укреплению здоровья, физическому развитию детей,

воспитанию эстетических чувств, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.

Туризм; физическое воспитание; туристская прогулка; туристская экскурсия; простейший туризм; физкультурно-оздоровительная работа; активный отдых.

K.A. Kiruhancev, Shadrinsk Tourism place in system of physical training of preschool children In article the role of physical culture as the most real complex improving means having considerable impact on quality of life of children in modern conditions is considered; a tourism place in system of physical training of preschool children; the simplest type of children"s tourism which promotes strengthening of health, physical development of children, education of esthetic senses, improvement of movement skills and physical qualities.

Key words: Tourism; physical training; tourist walk; tourist excursion; the elementary tourism; sports and improving work; active recreation.

Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из главных задач государственной политики.


Нарастание тревожных тенденций относительно здоровья населения нашей страны вызывает необходимость актуализации роли физической культуры как наиболее реального комплексного оздоровительного средства, оказывающего значительное влияние на качество жизни людей в современных условиях. Крайне важно организовать физическое воспитание, начиная с самого раннего детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и долголетия человека, его физической и умственной работоспособности, потребности в физических нагрузках, необходимых для нормального функционирования всех систем организма.

Совершенствование физического воспитания, учет современной социальноэкономической ситуации приводит многие педагогические коллективы к необходимости более активного применения средств и форм туризма, и это не просто увлечение или очередная педагогическая мода. Сегодня это жизненная необходимость, которую в полной мере осознают и педагоги и родители. В настоящее время в дошкольном образовании имеются разнообразные средства повышения жизнедеятельности детей, но туризм, как средство физического воспитания обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.

Туризм - особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познания и общение. Возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, он постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей. (М.Н.Дедулевич).

Термин "туризм" впервые встречается в английских источниках начала 19 века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия.

В теории и практике туризма определены следующие его формы: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, занятия кружков. Существуют и такие формы как слёты, туристские соревнования, сборы в туристских лагерях.

Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населённого пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.

Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.

Туристский поход - это прохождение группы по определённому маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определённых спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха.

Анализ научной литературы показал, что ещё в 1940-50-х гг. в работах исследователей, посвящённых физическому воспитанию детей дошкольного возраста, подчёркивается значение использования прогулок и экскурсий в ближайшую природную зону для укрепления здоровья, повышения сопротивляемости организма, удовлетворения потребности в движениях. В более поздний период вопрос использования природного окружения для физического развития дошкольников стал рассматриваться несколько глубже и шире. Наряду с оздоровительным влиянием игр и упражнений в естественных условиях исследовалось их влияние на совершенствование двигательных функций детей. Данное направление получило распространение в работах Е.Н. Вавиловой, Л.В. Кармановой, Г.В. Шалыгиной, Н.И. Бочаровой.

Впервые в 1980-х гг. авторами учебника по физическому воспитанию дошкольников А.В. Кенеман, и Д.В. Хухлаевой вводится понятие "прогулка и экскурсия за пределы дошкольного учреждения", в более позднем издании его заменяет термин "детский туризм". Основным назначением прогулки являлся активный отдых, закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных условиях, приучение ориентированию на местности. Главным в содержании экскурсии, автор называл наблюдение.

Дальнейшее развитие данный вопрос получил в исследованиях Г.В. Шалыгиной

Она использует термин "прогулки в природных условиях". М.Ф. Руновой - предлагает варианты "дальних прогулок", "турпоходов", Т.И. Осокиной, которая рассматривает "простейший туризм", как прогулки за пределы участка в природу с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков и умений в естественных условиях. Е.Н.

Вавилова раскрывает некоторые вопросы организации "пешеходных и лыжных прогулок", но обоснования данным понятиям не дает.

Следует подчеркнуть, что экскурсии и прогулки, как формы организации туризма, хотя и имели распространение в дошкольных учреждениях, но не были отражены в программных документах и методической литературе по дошкольному воспитанию.

Впервые с целью физического воспитания детей дошкольного возраста данная форма физической культуры введена в "Методические рекомендации" к "Программе воспитания и образования в детском саду" в 1986 году и определяется как "прогулка и экскурсия за пределы участка - пешеходная и лыжная". Экскурсии и прогулки предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач.

Изначально ученые рассматривали вопросы активизации двигательного режима с детьми дошкольного возраста в условиях природной среды (Г. В. Шалыгина, 1977;

Е.Н. Вавилова, 1981; Т.И. Осокина, 1984 и др.). Но данные, касающиеся применения доступных форм туризма для физического развития и двигательной подготовленности, позже появились в исследованиях М. А. Руновой, 1988; Г.В. Шалыгиной, 1988;

Н.И.Бочаровой, 1989; Завьяловой Т.П. 2000г. М.Н. Дедулевич и др.

Система средств физического воспитания включает физические упражнения, которые представлены следующими видами:

· гимнастикой;

· подвижными и спортивными играми;

· спортивными упражнениями;

· простейшим туризмом.

Все указанные физические упражнения реализуются:

· в учебной работе, проводимой в виде физкультурных занятий;

· в физкультурно-оздоровительной работе: к ней относятся - утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, кружковая и коррекционная работа;

пешеходные прогулки на природу;

· в самостоятельной двигательной деятельности, протекающей под наблюдением педагога, · в работе с семьей;

· в активном отдыхе дошкольников, проводимом в виде физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.

В настоящее время простейший туризм в системе дошкольного физического воспитания применяется только в таких формах организации как физкультурнооздоровительная работа и активный отдых.

В физкультурно-оздоровительной работе простейший туризм представлен в виде утренних и вечерних прогулок на территории участка и за его пределы. В составе активного отдыха туризм представлен как дальние пешеходные (лыжные) прогулки в днях здоровья; туристских эстафет, туристских полос препятствий в физкультурных досугах и праздниках.

Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.

Хорошо выполняя различные упражнения в знакомом помещении или на участке детского сада, дети теряются в новой обстановке. Поэтому прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения содействуют воспитанию необходимой ориентировки на местности, применению сформированных умений и навыков в непривычных условиях. Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств и ОКС, в насыщенной двигательной активности детей: около 80 % времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах. Главной целью всех доступных для дошкольников форм туризма является оздоровление детей.

Туризм, как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Универсальность туризма еще и в том, что он всесезонен.

Применение средств туризма в физическом воспитании детей позволяет решить следующие задачи:

Расширить адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.

Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (ориентироваться в пространстве).

Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка.

Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения.

Формировать межличностные, дружеские отношения дошкольников, укреплять волю, развивать смелость, самостоятельность.

Туризм как средство физического воспитания характеризуется естественной прикладностью. Он включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями.

Параллельно с этим решаются воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.

Воспитательные - это прежде всего приобретение дошкольником навыков культурного поведения по отношению к коллективу, умение подчинять личностные желания необходимости коллективных действий.

Решение образовательных задач в походе связано с познанием окружающей среды: природы (флоры, фауны), памятников истории, культуры, основ краеведения.

Знания, которые приобретают дети, эмоционально окрашены радостью встречи с природой, чувством сопричастности, единением с ней, эмпатией, любовью к родной земле. В этом направлении имеются большие потенциальные возможности для осуществления национально-патриотического воспитания в условиях детского сада.

Оздоровительные задачи решаются посредством:

Воздействия постоянно изменяющихся метеорологических факторов, способствующих повышению адаптационных возможностей детского организма.

Возможностью выбора экологически благоприятных условий проведения физкультурных занятий и активного отдыха.

Обеспечения тренирующего эффекта занятий и рекомендуемого уровня двигательной активности.

Под дошкольным туризмом понимается организованная двигательная деятельность детей с целью укрепления здоровья и физического совершенствования, направленная на познание окружающего мира и осуществляемая в игровой деятельности.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья и совершенствование двигательной сферы дошкольников важное место принадлежит простейшему туризму.

Многообразие форм туризма в ДОУ представлено в трех наиболее доступных для детей дошкольного возраста видах: экскурсиях, прогулках, прогулках-походах, осуществляемых в основном, в физкультурно-оздоровительной работе и активном отдыхе детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. – М. : Просвещение, 1968.

2. Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: пособие для родителей и воспитателей / Н.И. Бочарова. – М. : АРКТИ, 2003.

Социально-педагогический университет ЭВФЕМИЗМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ (на примере...» «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида №5»Методическая разработка

Школа сегодня в детском самодеятельном туризме видит эффективное средство коммунистического воспитания подрастающего поколения, включающего идейно-нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Научные исследования ряда авторов показали, что туристско-краеведческая работа способствует включению школьников в трудовые и другие общественно значимые дела старших поколений, преемственности в передаче социального опыта от поколения к поколению, воспитанию их социальной активности, воплощающейся в успешном овладении знаниями законов общественного развития, в активном участии в совершенствовании общественных отношений, осознании общественного смысла труда и взгляда на него как на жизненную потребность.

Туристско-краеведческая работа учит школьников уважать людей труда, любить свою Родину. Популярность детского самодеятельного туризма растет с каждым годом. Являясь составной частью советской системы физического воспитания, туризм успешно решает воспитательные, оздоровительные и познавательные задачи.

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX в. и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия. К сожалению, этот термин не является предельно ясным и удачным, к тому же он не отражает в достаточной степени значения и сущности туризма.

Под школьным туризмом и краеведением понимают туристско-краеведческую деятельность учащихся, выходящую за рамки учебных программ и организуемую школой и внешкольными учреждениями в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Следует отметить, что ни одно из приведенных определений не отвечает на вопрос: что такое туристско-краеведческая деятельность- средство, форма или метод? Более полным представляется определение А. А. Остапца, который видит в детско-юношеском туризме «средство гармонического развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности» 1 . Это определение указывает на то, что в туризме должны интегрироваться основные стороны коммунистического воспитания. На наш взгляд туристско-краеведческое движение школьников - это массовая внеклассная форма работы учащихся по всестороннему изучению родного края, решающая воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи и обусловленная программно-нормативными документами.

В последние годы потребность в туризме характерна для все большего числа людей. Каковы же ее мотивы? Анализ мотивов, высказываемых различными авторами, дает право свести их к двум обособленным группам, социальное значение которых различно.

Первая группа авторов объясняет потребность в движении инстинктивным стремлением к изменению места жительства, желанием произвести впечатление на окружающих людей, а также религиозными устремлениями - мотив миграции. В западной литературе мотив миграции считают решающим. В буржуазных социологических исследованиях он ставится на первое место.

Подлинный мотив массовости туризма следует искать в развитии производительных сил и существующих производственных отношений. Это позволит установить, как современные условия производства и потребления влияют на развитие усталости и как человек в связи с этим организует восстановление своих физических и психологических сил, свой отдых. Принять мотив восстановления трудоспособности в качестве главного фактора туристского движения - это значит считать туризм активной формой использования свободного времени, предназначенного для отдыха.

В последние годы сильно возросла роль школьного туризма. Роль школьного туризма как эффективного средства морального и физического воспитания юношества особо отмечается в постановлениях ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» и «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране», в постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О мерах по развитию туризма, совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в 1986-1990 годах и на период до 2000 года», в ряде приказов Министерства просвещения СССР последних лет («О дальнейшем совершенствовании туристской, краеведческой работы с учащимися общеобразовательных школ, педагогических училищ и студентов педагогических институтов» и др.), в положении «Об организации туристской, краеведческой и экскурсионной работы в общеобразовательной школе».

Популярность туризма в школе, особенно в старших классах, определяет воспитательные, краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самодеятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.

1 Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М., 1985. - С. 27.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях .

В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленными и в силу этого более результативными. Рассмотрим в данной работе спортивный туризм как средство в физическом воспитании школьника.

Ю. Н. Федотов и И. Е. Востоков целесообразным считают определять туризм как особый вид деятельности в условиях путешествий, в свободное от работы время для удовлетворения потребностей человека в физическом и нравственном воспитании, познании окружающей среды, общении, отдыхе с использованием средств туризма в достижении туристских целей: оздоровительных, спортивных, культурно-познавательных, краеведческо-исследовательских, профессионально-деловых и т.п. .

Как и многие виды спорта, туризм взаимосвязан с различными компонентами физической культуры. В базовой физической культуре спортивно-оздоровительный туризм представлен в виде школьного, в профессионально-прикладной физической культуре - в виде элементов ориентирования на местности и преодоления естественных препятствий.

Типы, виды и формы туризма разнообразны. В нашем исследовании рассмотрим спортивный туризм, который у Ю. Н. Федотова и И. Е. Востокова рассматривается следующим образом .

Спортивный туризм имеет целевую функцию - спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий. Это означает совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности, и совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа.

Виды туризма выделяются по виду передвижения: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, авто-мото, спелео, парусный (разборные суда), конный, комбинированный. Эти виды туризма включены в спортивную квалификацию как части спортивного туризма. Они могут развиваться в рамках любого типа туризма, но в спортивном туризме они нормированы определенными требованиями по набору технически сложных препятствий, продолжительности, протяженности и другим факторам туристско-спортивного маршрута .

Спортивный туризм наряду с другими видами спорта включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК), имеет определенные разрядные требования для получения спортивных званий и разрядов. Характерные отличительные признаки образуют различные формы туризма. По уровню доступности он относится к социальному, по форме организации - к самодеятельному, по физической нагрузке - к активному, по составу участников - к групповому, при этом по составу участников может быть школьный, молодежный, семейный и т.п.. .

В самодеятельных путешествиях туристы находятся на полном самообслуживании, сами решают все вопросы, связанные с комплектованием группы, выбором маршрута, обеспечением снаряжения, разработкой графика движения, приобретением продуктов и т.п. .

В настоящее время к приоритетным направлениям государственной социальной политики в сфере туристической деятельности относится самодеятельный спортивно-оздоровительный туризм. Правовой основой здесь являются положения, вытекающие из Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 177 .

Спортивно-оздоровительный туризм (далее - СОТ) - самостоятельная и социально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения.

Спортивно-оздоровительный туризм по своим целям может иметь спортивную, познавательную, учебную, исследовательскую, экологическую направленность и их сочетание.

По типу мероприятий СОТ реализует свои цели при организации и проведении: путешествий, спортивных походов, соревнований, слетов, экспедиций, экстремальных спортивных туров, спортивно-туристских школ по подготовке гидов-проводников и инструкторов спортивного туризма.

Таким образом, спортивный туризм понятие комплексное, означает совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности, и совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа.

Туризм является составной частью физического воспитания, в которой решаются специальные образовательные задачи (формирование жизненно важных и спортивных двигательных умений и навыков, приобретение базовых знаний научно-практического характера) и общепедагогические задачи по формированию личности школьника, то есть содействует морально-нравственному, трудовому, эстетическому, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, бережному отношения к природе, стремлению к познаванию, активной жизненной позиции.

Туризм активно используется как средство активного отдыха, способствующее гармоническому развитию личности, укреплении здоровья, повышению культурного уровня человека.