Нет памяти у 9 летнего ребенка лечение. Причины плохой памяти у детей

Память – самая популярная тема бесед детских педиатров и психологов. Дискуссии о ее возникновении ведутся давно. Не менее популярным является вопрос о влиянии на детскую память. И правда, есть ли возможность изменить ситуацию, если плохая память у ребенка очевидна?

Фото: Плохая память- можно ли изменить ситуацию

Как формируется память у ребенка?

Говорить о детской памяти всерьез можно лишь к девятимесячному возрасту. До этого момента родители могут отмечать следующее: убрав из поля зрения крохи яркую игрушку, можно вызвать потерю в нем всякого интереса. Малыш не будет искать ее, а спустя несколько минут напрочь забудет о ее существовании. И только по достижении девяти месяцев ситуация кардинально меняется: ребенок станет оглядывать по сторонам в попытках обнаружить пропажу. Это говорит о том, что у него появилась память, а в ней остался след любимой игрушки. Девятимесячный карапуз отчетливо понимает, что раз игрушка была, значит должна быть где-то близко.

Начиная с девятимесячного возраста, у ребенка формируется память, а в дальнейшем идет развитие способности запоминать информацию.


Фото: Память формируется с девятимесячного возраста

Особенности памяти в детском возрасте

Память у детей синкретична, и это главная ее особенность. Другими словами, ребенок воспринимает мир в полном его объеме: действия, предметы, эмоции и образы связаны друг с другом неразрывно. При этом полученные ребенком впечатления выглядят намного ярче, нежели у взрослых, что позволяет памяти быть долговременной. Способность запоминать у ребенка тоже заметно выше. И снова, это продиктовано неразрывным союзом с эмоциями.

Детская память является настоящим даром. Его получает каждый из нас в самом начале своего пути по дороге жизни. Главное – не упустить возможность воспользоваться даром сполна. Дети, получая невероятное количество информации, формируют собственное мировосприятие и мировоззрение, которое остается с ними на всю жизнь.


Фото: Дети получают огромное количество информации

Когда возникают проблемы…

Впервые о проблемах с запоминанием родители ребенка могут заговорить по достижении им старшего дошкольного возраста . В это время многие малыши начинают посещать занятия по подготовке к школе, где сталкиваются с необходимостью запоминать предложенный учителем материал. Обеспокоенность родителей в такой ситуации не является напрасной. На самом деле, проблемы с запоминанием в дальнейшем могут очень сильно навредить ребенку, став причиной отставания в обучении и развитии, а то и вовсе вызывать насмешки сверстников, что, в cвою очередь, ведет к психологическим расстройствам.

И все же, не стоит слишком паниковать, не разобравшись в ситуации. Для начала родителям следует выявить следующие моменты:

  • Действительно ли ребенок не может ответить на прямо поставленные вопросы?
  • Отказывается ли он от выполнения простейших заданий?
  • Кажется ли ребенок рассеянным и невнимательным?
  • Сложно ли ему следовать инструкциям?

Если хотя бы на один из вопросов дан положительный ответ, не помешает серьезно подойти к развитию детской памяти. Но для начала крайне важно понять причину проблемы.

Почему у ребенка плохая память?

Детская память может страдать по следующим причинам:

Неправильный режим дня

Как бы ни печально это звучало, но современные дети устают не меньше своих родителей. Усталость при этом склонна накапливаться. Масла в огонь подливает и совершенно неверный распорядок дня. Плюс к тому, дети все реже получают сбалансированное питание, проживают в экологически неблагоприятных районах и не имеют возможности полностью восстанавливать силы в ночное время. Кружки, домашние задания и дружба с гаджетами отнимают практически все время. Отдыхать ребенку, ввиду этого, совершенно некогда, поэтому взрослым обязательно следует задуматься о достаточном его пребывании на свежем воздухе.

Неправильно спланированный режим дня ребенка любого возраста становится причиной его рассеянности, раздражительности, недостаточной концентрации внимания. В результате страдает память.


Фото: Режим дня ребенка

Решить проблему не так сложно. Достаточно нормализовать режим дня, а улучшение памяти не заставит себя ждать.

Недостаток полезных веществ

Питанию ребенка в педиатрии отведена одна из важных ролей. Этому есть простое объяснение: недостаток витаминов, минералов и прочих полезных веществ самым пагубным образом отражается на функционировании мозга. Не менее важно количество полученной ребенком жидкости.

Рацион ребенка должен быть сбалансированным. В меню должны присутствовать полезные продукты: рыба жирных сортов, морковь, грецкие орехи, бобовые и зелень. В противном случае ребенок будет испытывать постоянную усталость, станет вялым и апатичным. В дальнейшем ситуация усугубится, что приведет к ухудшению функционирования и развития растущего организма.

Помимо полезных продуктов и достаточного количества жидкости дети должны получать витамины, сосредоточенные в специальных аптечных комплексах. Препараты следует подбирать с учетом возраста.


Фото: Детям необходимо получать витамины

Плохая тренировка памяти или ее отсутствие

Если родители пристально следят за распорядком дня ребенка и уделяют достаточно внимания его рациону, но проблемы с памятью присутствуют, вполне возможна иная причина - недостаточная ее тренировка. Ситуация видится вполне разрешимой при условии начала регулярных занятий. При этом родители должны надеяться не только на специалистов, работающих с детьми в специальных развивающих центрах, но и проявлять собственную заинтересованность результатом.

Особое беспокойство родителям следует проявить при обнаружении проблем с памятью и речью. Обращение к неврологу в таком случае неизбежно.


Фото: Обращение к неврологу

К прочим причинам нарушения памяти у ребенка относят психологические травмы и стрессы. И действительно, очень часто пытаясь найти помощь у педиатра и прочих медиков, родителям ребенка стоит поступить совершенно иначе - обратиться к психологу!

Нередко нарушению памяти у ребенка способствуют перенесенные ранее заболевания различной этиологии.

Как тренировать память?

Начинать тренировку детской памяти полезно еще с пеленок. В этом деле помогают стишки и песенки, сказки и небольшие рассказы. Специалисты в вопросах детской психологии настоятельно рекомендуют присмотреться к фольклорным сказкам, предусматривающим множество повторов слов и фраз . Постоянно слыша одно и то же, ребенок невольно фиксирует услышанное в памяти.

Когда малыш сможет не только запоминать, а и самостоятельно воспроизводить стишки, взрослым следует поощрять это и чаще хвалить малыша за проделанную работу. Ситуация успеха окажет на ребенка поразительное воздействие. Он будет стремиться заучить стих снова и снова, чтобы в который раз получить похвалу. Память в таком случае будет развиваться просто прекрасно.


Фото: Необходимо чаще хвалить малыша за проделанную работу

Не менее эффективно в процессе тренировки памяти ребенка общение . Родители должны как можно чаще разговаривать с чадом, обсуждая любые темы и интересуясь проведенным днем. Пусть ребенок не только отвечает, а и слушает. Взрослым рекомендуется демонстрировать ребенку нечто новое, при этом эмоционально расписывая предмет и акцентируя внимание на незначительных деталях. Спустя несколько дней после беседы нужно расспросить малыша о том, что ему удалось запомнить.

Игра – еще один немаловажный для тренировки памяти момент . Играть с ребенком нужно ежедневно, а игры должны быть интересными.


Фото: Необходимо ежедневно играть с ребенком

Одна из простых, но очень эффективных игр на тренировку памяти, предполагает запоминание ребенком хорошо знакомых ему предметов. Родители должны разложить перед карапузом 4-5 предметов, похожих по размеру, и попросить посмотреть на них несколько минут. Затем кроха должен отвернуться, чтобы мама или папа успели забрать один из предметов. После ребенок должен вспомнить чего именно не хватает. Постепенно игра должна усложняться: ребенку предлагается определить не только пропавший предмет, а и место его нахождения среди остальных (к примеру, первый или третий?).

Многие игры на развитие памяти сегодня можно приобрести в специализированных магазинах. Одна из их числа, сумевшая зарекомендовать себя наилучшим образом, носит название «Мемори». Суть игры заключается в запоминании расположения двух одинаковых карточек с изображением мультипликационных, то есть хорошо знакомых ребенку персонажей.


Фото: Игра «Мемори»

Тренировка памяти – процесс трудоемкий и длительный, поэтому не стоит ждать слишком быстрых результатов. Если же спустя некоторое время улучшения совершенно не видны, стоит обратиться за помощью к детскому неврологу . В исключительных случаях плохая память может быть следствием патологий нервного характера. Исключить подобные неприятности врач сможет в ходе беседы с ребенком и его родителями, а также при помощи специального обследования.

Своевременно разрешенная проблема с плохой памятью у ребенка поможет исключить неприятные моменты в старшем возрасте!

Если ваш ребенок часто забывает о просьбах взрослых, а разучивание небольшого четверостишия для него является непосильным занятием, не стоит считать, что он непослушный и невнимательный, возможно, у него просто плохая память. Исправить этот недостаток реально. И рекомендуется это делать, пока ребенок еще не ходит в школу, иначе в дальнейшем эта проблема будет усугубляться, из-за чего будет страдать успеваемость школьника. Как итог – двойки в дневнике, отсутствие знаний, полная апатия к учебе. Итак, у ребенка плохая память: что делать в этом случае и какие меры предпринимать?

Как распознать проблему?

Если взрослый занимается с ребенком с самого его рождения, о плохой памяти вряд ли придется беспокоиться. Однако даже в этом случае нет гарантий, что малыш будет обладать идеальным запоминанием. Как же тогда понять, что вашему чаду нужно помочь? Постарайтесь выяснить следующие моменты:

  1. Отвечает ли ребенок на прямые вопросы взрослых?
  2. Выполняет ли он простые задания или отказывается от них, не пытаясь даже запоминать элементарные вещи?
  3. Умеет ли малыш удерживать внимание на конкретной деятельности, или он вам кажется рассеянным, невнимательным?
  4. Насколько легко ему следовать точным инструкциям, которые предоставляет взрослый?
  5. Проблема ли для него – делать задания, где нужно собирать и обрабатывать информацию?

Хоть один положительный ответ на указанные вопросы является поводом для начала серьезных занятий по развитию памяти ребенка. Однако прежде нужно понять причину проблемы.

Плохая память у ребенка: главные причины

Плохой памятью ребенок может страдать по целому ряду причин.И чаще всего проблема не так страшна: исправить ее можно, если взрослый знает, что и как делать для этого. Если в итоге коррекции память малыша улучшается, как следствие, он с легкостью сможет концентрировать свое внимание на деятельности, что в дальнейшем положительно повлияет на успешность в школе. Итак, причинами плохой памяти могут быть:

Причина Характеристика причины
Неврозы Если проблема с памятью заметна у ребенка в возрасте от 1 года, нужно посетить невролога, дабы исключить либо подтвердить проблемы с нервной системой и головным мозгом малыша. Неврозы часто наблюдаются у детей младшего дошкольного возраста. Как правило, опасности никакой не представляют, но все же некоторые неудобства ребенок испытывать будет. Поэтому невропатологи таким деткам назначают 2 вида терапии: специальный комплекс упражнений и медикаментозное лечение. Первый вид терапии больше подходит для маленьких детей. Если же ваш ребенок – школьник или подросток, ему пропишут медикаментозное лечение.
Наследственность Эта причина достаточно распространена. Исправить ситуацию можно, однако не всегда это получается. Если у ребенка плохая память и внимание из-за наследственности, единственное правильное решение – развивать эти процессы. Взрослый должен больше заниматься с чадом, тренировать память посредством логических игр, упражнений, заданий. Как вариант – отправить ребенка в раннюю школу развития, где с малышами занимаются в игровой форме, уделяя много внимания тренировке памяти и внимания.
Недосыпание От недосыпания больше страдают школьники и подростки. Если ребенок ночью спит меньше 8 часов (при том, что норма детского сна – 10 часов), запоминать новую информацию ему будет крайне сложно, так как его мозг не отдохнул полноценно, а значит, работать в полную силу он не сможет. Исправить проблему можно, причем достаточно легко. Просто давайте ребенку выспаться: укладывайте его в постель раньше, чем обычно, выкупав перед этим в успокаивающих травах. У выспавшегося ребенка память и внимание значительно улучшаются.
Гиперактивность Проблема проявляется излишней активностью ребенка, его неусидчивостью, невнимательностью. Естественно, в таких условиях память и внимание развиваться нормально не могут. Устранить проблему поможет невролог. Для этого предлагаются методы по тренировке памяти, целенаправленной двигательной активности (посещение спортивных секций), медикаментозной терапии (прием витаминных комплексов, не более). Очень важный момент: родители должны уделять гиперактивному ребенку максимум внимания и свободного времени.
Отсутствие тренировок памяти Если головной мозг регулярно не подпитывать новой информацией, он теряет свойства к развитию. Исправить ситуацию можно, выполняя различные задания и задачи на развитие внимания, логики, мышления.
Неполноценное питание Родители должны так составить рацион питания ребенка, чтобы в организм малыша ежедневно поступало нужное количество витаминов и минералов. Дополнить питание можно приемом витаминных комплексов. Если все сделано правильно, головной мозг ребенка будет получать достаточно энергии, чтоб запомнить и обработать новую информацию.
Отсутствие интереса Мозг человека устроен таким образом, что та информация, которая важна для конкретной личности, запоминается легко и надолго, а та, что неинтересна, запоминается на короткий период времени. Поэтому, если ваш ребенок не запоминает какую-либо информацию, возможно, она просто ему не интересна. Единственно возможная терапия в таком случае– заинтересованность. Вовлеките кроху в процесс, и проблема исчезнет.
Неправильный режим дня Эта причина приводит к тому, что малыш становится раздражительным, рассеянным, невнимательным. Как следствие – возникают проблемы с памятью.
Много информации Большой поток информации может спровоцировать плохое ее запоминание. Поэтому рекомендуется снизить нагрузку для малыша.
Переутомление Если ребенок-школьник страдает плохой памятью, причем раньше такого за ним не наблюдалось, возможно, он переутомляется на занятиях, из-за чего мозг работает не на всю силу. Позволяйте ребенку после уроков отдохнуть и расслабиться так, как он захочет. Отдохнувший малыш всегда будет внимателен на уроках и легко запоминать новую информацию.
Загруженность не по возрасту Головной мозг человека устроен таким образом, что в определенный возрастной период он способен воспринимать и запоминать определенную информацию. Если эта информация не соответствует возрасту ребенка, то она либо не запомнится, либо запомнится, но на короткий временной промежуток.
Ранний возраст Говорить о плохой памяти у детей до 3-4 лет рано. Как правило, к этому возрасту и память, и внимание еще недостаточно развиты. Однако тренировать эти процессы нужно. Регулярные тренировки обеспечат вашему малышу в дальнейшем умение запоминать информацию быстро и без особых усилий.

Как тренировать память ребенка?

Чем раньше вы начнете тренировать память своего ребенка, тем лучше. С самого рождения малышу нужно читать стишки и сказки, рассказывать потешки, петь песенки. Для младшего дошкольника полезными будут сказки с множественным повтором слов и фраз: они невольно запоминаются ребенком. Когда кроха пытается воспроизводить услышанное, не скупитесь на похвалу – это окажется лучшим стимулом для разучивания новых стихотворений.

Не менее важно общаться с ребенком на разные темы, обсуждать увиденное и услышанное. Говорите с крохой, внимательно слушайте его рассказ. Описывая новый предмет, делать это нужно эмоционально, ярко, обращайте внимание на мельчайшие детали. Спустя несколько дней закрепите результат беседы.

Ежедневно играйте с ребенком в развивающие игры: предлагайте запомнить предметы, после чего расположить их в правильном порядке, найти лишний или недостающий предмет и т.д. В детских магазинах можно приобрести настольные развивающие игры для детей любого возраста. Таким образом развитие памяти будет разнообразным и разносторонним.

Тренировка памяти – длительный и трудоемкий процесс. Поэтому ждать скорых результатов не стоит: только усердная ежедневная работа позволит получить то, к чему вы так стремитесь. Но если спустя время постоянных тренировок улучшений не заметно, стоит обратиться к неврологу за консультацией. Возможно, вам потребуется медикаментозное лечение или специальный комплекс упражнений. Помните, своевременное решение проблемы поможет исключить развитие неприятных моментов в старшем возрасте.

comments powered by HyperComments

Детское развитие для родителей играет важную роль. Родители стараются как можно больше узнать о том, какими навыками и умениями к определенному моменту должен обладать их малыш. Но приблизительно к школьному возрасту может проявиться плохая память у ребенка. Что делать в данном случае? Почему вообще у малыша могут возникать проблемы с запоминанием и памятью в целом? Когда это считается нормой, а в каких случаях требуется поднимать тревогу и приступать к решительным действиям? Ответить на все это не так просто, как кажется. Каждый ребенок - это индивидуальность. И поэтому предугадать истинную причину плохой памяти трудно. Какие варианты развития событий чаще всего встречаются на практике? И можно ли как-то улучшить детскую память?

Невроз

У ребенка очень плохая память? Что делать в данной ситуации? Уже с первого года жизни малыша можно заметить проблемы с памятью. При подобных обстоятельствах рекомендуется посетить невролога. Ведь проблема может заключаться в неврозе.

При данном заболевании страдают нервная система и головной мозг ребенка. Не слишком опасное явление, оно распространено среди детей и взрослых. Но вот на памяти сказывается нервоз не лучшим образом. Ребенку трудно дается понимание происходящего, с запоминанием тоже возникают некоторые сложности.

Если дело в неврозе, то невропатолог обязательно назначит комплекс упражнений и даже может прописать таблетки для повышения внимательности и умственного развития. В случае с маленькими детьми обычно можно обойтись только первой методикой лечения. А вот ребятам старшего возраста медикаментозное лечение назначается часто. В любом случае сначала придется найти причину невроза и вылечить заболевание. Уйдет оно - память придет в норму. Но тренировать ее все равно придется.

Наследственность

Плохая память у ребенка? Что делать? Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться.

Исправить ситуацию можно, хоть и не всегда. Довольно часто, если у ребенка плохая память и внимание, приходится просто тренировать мозг. Иными словами, заниматься развитием памяти. О нескольких методиках тренировки внимания и сообразительности будет сказано далее.

Но если речь идет о совсем маленьких детях, рекомендуется просто больше играть с ребенком в разнообразные логические игры, а также водить его в группы развития, на кружки раннего развития. Там с детьми будут заниматься в игровой форме, уделяя достаточно времени тренировке внимания и памяти.

Недосып

Проявилась плохая память у ребенка? Что делать для того, чтобы помочь малышу развиваться в правильном направлении и запоминать вещи в нормальном режиме? Требуется найти причину расстройства памяти.

Иногда она заключается в обычном недосыпании. У малышей встречается редко, больше актуальна для детей школьного возраста. Как определить, достаточно ли ребенок спит? Сделать это нетрудно.

С биологической точки зрения, организму на отдых требуется около 10 часов сна. Именно поэтому важно соблюдать режим. Если ребенок мало спит (неважно, по каким причинам), со временем у него появится расстройство памяти. Минимальное время сна должно составлять 8 часов.

Соответственно, если у ребенка с памятью появились проблемы, нужно дать ему выспаться. И далеко не один раз. Некоторые врачи рекомендуют перед сном отправлять ребенка купаться в настойках ромашки и других успокаивающих трав. Выспавшийся малыш не будет мучиться от проблем с вниманием и памятью.

Гиперактивность

Следующая причина распространена среди детей дошкольного и школьного возраста. Обычно проявляется к 3-м годам. У ребенка плохая память? Лечение невроза, например, никаких результатов не принесло? При условии, что малыш высыпается, можно предположить, что у него попросту возник синдром гиперактивности. Это, как уже было сказано, распространенное заболевание ЦНС. Без проблем диагностируется хорошими неврологами.

Проявляется гиперактивность в том, что ребенок ведет себя очень активно, он просто «живчик», постоянно что-то делает, прыгает и бегает бесцельно. Но при этом у него не получается долго усидеть на одном месте, возникают проблемы с вниманием и памятью.

Лечится СГДВ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) разными способами. Обычно неврологи предлагают следующие методы:

  • уделять ребенку больше времени;
  • тренировать память;
  • позволять малышу больше двигаться (отдать в спортивные кружки).

Медикаментозное лечение тоже имеет место. Как правило, из таблеток детям чаще всего прописывают разнообразные витаминные комплексы. Например, «Джунгли». Какие-то «серьезные» медикаменты требуются крайне редко. Как правило, гиперактивность лечится. Но родителям нужно проявить терпение. Это трудный и затратный по времени процесс.

Отсутствие тренировок

Почему у ребенка плохая память? Причины могут быть разными. Например, если в области неврологии все в полном порядке, с наследственностью и режимом сна - тоже, тогда требуется обратить внимание на то, насколько часто у малыша происходит тренировка ума. Это крайне важно.

Если мозг не подвергается постоянной тренировке, то он утрачивает свое развитие. Точнее, оно останавливается. Вследствие этого происходит нарушение памяти и внимательности. Причем в любом возрасте.

Исправить ситуацию не так уж и трудно. Достаточно регулярно тренировать мозг на внимательность и сообразительность. Упражнения разрабатываются в зависимости от возраста малыша. Как правило, детям достаточно ходить в разнообразные кружки развития. А вот школьникам чаще всего рекомендуют посещать дополнительные занятия и решать математические задачки. Они способствуют развитию не только мышления, но и логики.

Питание

Проявляется плохая память у ребенка? Что делать? Лекарства - далеко не единственный способ лечения. Как показывает практика, причиной рассеянного внимания и проблем памяти становится неправильно составленный рацион. Не так часто, но подобный вариант развития событий имеет место.

Лечение простое - достаточно наладить рацион питания малыша, особенно если речь идет о школьнике. И добавить прием витаминов. Как только питание будет налажено, проблемы с памятью исчезнут.

Родителям важно знать: у ребенка должно быть разнообразный и полезный рацион, обогащенный витаминами и минералами. Только тогда мозг будет получать достаточно энергии, чтобы запоминать поступающую информацию.

Нет интереса

У ребенка очень плохая память? Что делать? Психологи и неврологи очень часто сталкиваются с ситуациями, при которых малыши могут рассказывать о том, что им интересно, запоминать важную для них информацию в мельчайших деталях. Но как только требуется что-то принудительно запомнить, возникают проблемы. Вполне распространенное явление.

То есть рассеянность и проблемы с памятью - это вовсе не заболевание. И даже не реальное расстройство внимательности. Просто ребенку неинтересна та или иная информация. Из-за этого он не запоминает получаемые сведения.

Объясняется все устройством человеческого мозга. Он фильтрует информацию. То, что важно для конкретного человека и личности, откладывается в долгосрочной памяти, все остальное - в краткосрочной. Разумеется, во втором случае информация будет забыта очень быстро.

Лечение тут одно - заинтересованность. Чтобы ребенок запоминал что-то, его необходимо вовлечь в процесс. Делать так, чтобы малышу было интересно изучать что-либо, получать знания и развиваться. Тогда и проблем с памятью не будет. Заинтересованность - вот залог успешного развития ребенка.

Правило распространяется на всех детей, которые не запоминают ту или иную информацию из-за отсутствия интереса к ней. Даже на школьников. Их тоже придется заинтересовывать. И ни в коем случае не запугивать! Это не принесет успеха. Скорее, наоборот, ребенок вообще ничего не сможет запомнить.

Много информации

Плохая память у детей? Консультация для родителей, которая зачастую предлагается педиатрами, неврологами и психологами, обязательно включает в себя такой пункт, как большое количество поступающей информации. Иными словами, ребенок много чего изучает. Его мозг не способен сохранить надолго в памяти те или иные сведения, потому что новые уже на подходе. Отсюда возникает изучаемое явление.

Как быть? Если дело действительно в большом потоке информации, требуется снизить ее объем. Например, уменьшить количество посещаемых ребенком кружков. Выражение «век живи - век учись» на детей не особо распространяется. Они и так растут и развиваются, каждый день узнают что-то новое. И большая нагрузка не даст желаемых результатов.

Переутомление

Как помочь в изучаемой ситуации ребенку 10 лет? Плохая память? Что делать? Как выяснить причину данного явления, если все ранее перечисленные ситуации не подходят?

Стоит обратить внимание на общее состояние ребенка. Вполне вероятно, что школьник, особенно в средней и старшей школе, переутомляется. Из-за этого его мозг перестает работать в полную силу. Это не лень, а потребность организма. В условиях стресса и усталости организм переходит в режим экономии энергии. Отсюда появляется плохая память и некая заторможенность.

Именно поэтому детям нужно позволять отдыхать и расслабляться. Причем так, как им хочется. Не стоит нагружать школьника многочисленными кружками и репетиторами, не следует сразу после школы заставлять делать уроки, а выходные использовать как перспективу для большего обучения. Дети - не роботы. Им, как и всем остальным, важен отдых. Бодрый, отдохнувший и веселый малыш не будет страдать от плохой памяти.

Не по возрасту

Иногда бывает и так - родители думают, что у ребенка проблемы с умственным развитием. Но при этом врачи говорят об обратном. И какую-то конкретную, казалось бы, не самую интересную информацию, малыш запоминает. А то, что требуют родители - нет.

Вполне вероятно, что эта информация просто не подходит ребенку по возрасту. Человеческий мозг устроен так, что в определенный момент времени он находится на конкретном этапе развития. И если пытаться вложить в малыша знания, которые не свойственный той или иной возрастной категории, получаемые данные будут заноситься в кратковременную память. Мозгу просто не требуется та или иная информация.

К примеру, если 3-летнему ребенку дать учебник по физике, максимум, что он сможет - прочитать написанное. Но не более того. Заставлять малыша учить формулы, и уж тем более объяснять какие-то запутанные физические явления, не нужно. Эта информация не подходит ему по возрасту. О данной особенности стоит помнить всем родителям. И если есть подозрения на то, что у малыша плохая память, требуется в первую очередь убедиться, что подаваемый материал соответствует возрасту ребенка.

Ранний возраст

Современные родители начинают бить тревогу практически по любому отклоняющемуся от нормы явлению. Предположим, есть ребенок, 4 года. Плохая память? Что делать? Во-первых, не паниковать. Дело все в том, что в таком возрасте у малышей еще не полностью развиты память и концентрация внимания. Хорошо запоминать те или иные вещи, как правило, дети начинают с 3-х лет. Но в 4 года некие проблемы все равно сохраняются.

Во-вторых, с ребенком нужно заниматься. Только развитие памяти поможет избавиться от проблем в будущем. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Ни в коем случае нельзя забывать о заинтересованности ребенка - ее требуется подпитывать.

Получается, что в 4 года малыша не нужно перегружать. Главное - заниматься с ребенком и уделять его развитию достаточно внимания.

Упражнения для малыша

Следующие советы подойдут родителям маленьких детей, если имеются подозрения на плохую память, но не из-за каких-либо болезней. Уже было неоднократно сказано, что ребенку требуется постоянно тренировать мозг. Для детей хороши следующие упражнения:

  • часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке;
  • использовать прописи для совершенствования письма;
  • много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа;
  • говорить нужно короткими фразами;
  • больше рассматривать с малышом картинки, осуждать их.

Также можно применить методику «Коробочка». Это игра. Имеется коробочка, поделенная на несколько отделений. На глазах у ребенка игрушку помещают в ту или иную ячейку. Далее коробка закрывается. Малышу предлагается найти помещенный предмет, вспомнив, в каком отделении он находится. Игра актуальна для детей с 2-х до 6 лет. Изначально рекомендуется начинать с коробочки, поделенной на 2 части, с возрастом увеличивая количество отделов. К школе их количество может достигать 12 штук.

Итоги

Теперь понятно, почему у детей бывают проблемы с памятью, и как их устранять. Чаще всего самостоятельно лечение не назначается. Лучше отвести ребенка к врачу-неврологу. Перед визитом рекомендуется сделать УЗИ головного мозга и общий анализ крови.

К слову, низкая успеваемость в школе - не признак плохой памяти. Это явление связано с пубертатным периодом подростков. Нужно переждать его и, конечно же, заинтересовывать ребенка обучением.

Здравствуйте, уважаемые читатели и друзья! Препараты для улучшения памяти и работы мозга – это часто назначаемые врачами лекарства, которые хорошо знакомы многим людям. Кто не слышал о ноотропиле, кавинтоне, пирацетаме?

К сожалению, очень часто их принимают люди просто по совету своих знакомых или провизора из аптеки. Ведь к врачу ходить некогда, особенно по такой простой, на первый взгляд, причине, как снижение памяти.

В то же время каждое лекарство оказывает на организм как полезный эффект, так и имеет массу побочных действий. Да и причины снижения памяти нужно учитывать – у всех они разные, поэтому и лекарства одному помогают, а на другого не действуют.

Что вы узнаете из этой статьи:

  • Какие лекарства из группы НООТРОПОВ служат для улучшения памяти;
  • Сосудорасширяющие лекарства для работы мозга и улучшения памяти;
  • Можно ли самостоятельно, без консультации врача пить таблетки для памяти;
  • Какие лекарства для памяти можно давать маленьким детям.

Лекарства из группы НООТРОПОВ для улучшения памяти

Лекарства, которые стимулируют работу головного мозга, называются «Ноотропные препараты». По механизму действия они различаются между собой. Однако результат от их применения один и тот же – повышается интенсивность обмена веществ в нейронах мозга, вырабатываются нейромедиаторы, передающие нервные импульсы по проводящим путям и энергия в виде АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты).

Мозг работает интенсивнее, а это значит, что память и концентрация внимания усиливаются, работоспособность, активность, фон настроения возрастают, прибавляется энергия и производительность мозговых процессов.

Список наиболее популярных ноотропных препаратов

Пирацетам (ноотропил)

Самое популярное, недорогое, отечественное средство. Именно его чаще всего назначают врачи при жалобах пациентов на плохую память. Препарат выпускается в капсулах, таблетках и в растворе для инъекций в различных дозировках. Применяется минут за 10-15 до еды. Суточная доза может быть различной – 1200-1800 мг. Лечение проводится не менее 1-2 мес.

Пантогам (пантокальцин)

Это также Российский препарат, назначается при различных нарушениях в деятельности головного мозга. Причем, это может быть снижение памяти, вызванное хроническими стрессами, психо-соматическими расстройствами, а также органическими заболеваниями (черепно-мозговой травмой, сосудистой энцефалопатией). Производят его в таблетированной форме (250 и 500 мг в таб) и в виде сиропа для маленьких детей. Действующее вещество –кислота гопантеновая, которая усиливает синтез нейромелиатора гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Подавляется судорожная активность и возбудимость нервной системы, повышается устойчивость к гипоксии и ишемии в тканях мозга.

Аминолон (пикамилон)

Производится в России. Действующее вещество - ГАМК. Это активатор обменных процессов, утилизирует глюкозу, выводит токсины из клеток. В целом – улучшается мышление, память, происходит стимуляция работы мозга. Выпускается в капсулах или таблетках по 250 мг. Безопасное лекарство, можно применять взрослым при большой умственной нагрузке, детям школьного возраста при плохом запоминании.

Фенибут

Это также наш отечественный препарат. Механизм действия – усиление синтеза ГАМК. Но есть и свои особенности у этого лекарства. Он продается только по рецепту врача, потому что это более сильный препарат. Он применяется для восстановления нервной системы в результате травм, органической патологии головного мозга. Дополнительно к стимулирующему эффекту, оказывает выраженное седативное или успокаивающее действие.

Глицин

В основу препарата входит аминокислота глицин, повышающая активность клеток головного мозга. Безвредное средство. Многим помогает наладить память, улучшить сон, успокоиться, повысить продуктивность нервной системы. Но есть и такие отзывы, в которых люди сообщают, что препарат им абсолютно не помог.

Ноопепт

Один из новых Российских препаратов на основе действия этилового эфира глицина. Оказывает умеренно выраженное ноотропное, антигипоксантное действие. Защищает ткани мозга от свободных радикалов, токсинов, гипоксии. Благоприятно действует на когнитивные функции, улучшает память. Регулирует вегетативные функции, кровяное давление.

Диваза

Препарат нового поколения, созданный российскими учеными. В структуру лекарства входят антитела к белку S-100 мозговой ткани. Способствует созданию новых интегративных связей между нейронами головного мозга. Результатом будет являться повышение активности коры, улучшение памяти, мышления, работоспособности при неврозах, сотрясении мозга, профессиональных вредностях, синдроме хронической усталости.

Лекарства для памяти, улучшающие мозговое кровообращение

Если ноотропы повышают обмен веществ в клетках и ускоряют проводимость нервных импульсов, то сосудистые препараты нейропротекторное действие реализуют через улучшение мозгового кровообращения.

Циннаризин (Стугерон)

Много лет применяется, как средство для повышения мозгового кровотока. Показанием к назначению являются начальные проявления атерокслероза сосудов. Препарат можно применять людям пожилым при забывчивости, ослаблении концентрации внимания. Таблетки применяются в течение нескольких месяцев.

Кавинтон (Винпоцетин)

Препараты для улучшения памяти и работы мозга - усиливается микроциркуляция, снижается вязкость крови, улучшается обеспечение мозга кислородом. Показанием к использованию являются хроническая недостаточность кровообращения, нарушение памяти, интеллекта, транзиторные ишемические атаки, головокружения, нарушения слуха, постинсультные состояния, травмы головного мозга.

Фезам

В состав лекарства входят пирацетам и циннаризин. В результате приема комбинированного средства улучшается клеточный метаболизм ткани мозга при одновременном расширении сосудистой системы. Фезам применяется при начальных формах атеросклероза сосудов у относительно молодых людей, у пожилых - при жалобах на плохую память, у подростков при ухудшении способности к обучению.

Трентал (агапурин)

За счет активного вещества пентоксифиллина трентал расширяет мозговые сосуды, усиливает микроциркуляцию, обеспечивая питанием, кислородом, энергией нейроны мозга. Подобный же эффект наблюдается в коронарных и периферических сосудах. Как и другие сосудорасширяющие препараты, трентал восстанавливает и улучшает память.

Гинкго билоба (Танакан, Мемоплант)

Препараты на основе экстрактов из листьев Гинкго-билоба очень широко используются для повышения памяти за счет усиления микроциркуляции, повышения синтеза аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), снабжения тканей кислородом, уменьшения вязкости крови. Действие препарата распространяется на всю сосудистую систему организма: мозговых и коронарных артерий, сосудов конечностей и внутренних органов.

Можно ли самостоятельно, без консультации врача пить таблетки для памяти

Можно! Обычно лекарства для повышения памяти продаются в аптеках. Самостоятельный прием лекарств для улучшения памяти допускается:

  • Если причины снижения памяти носят функциональный характер: неврозы, перегрузки по работе или учебе, повышенная утомляемость. При заболеваниях или черепно-мозговых травмах лечение должен назначить доктор;
  • Лучше всего принимать одновременно два препарата: из группы ноотропов и сосудорасширяющее средство;
  • Внимательно ознакомьтесь с аннотацией, особенно раздела, касающегося противопоказаний и побочных действий;
  • Большинство ноотропных препаратов нужно принимать утром или днем, поскольку они вызывают активность человека и могут нарушить процесс засыпания;
  • Курс лечения ноотропными и сосудистыми препаратами должен быть длительным: от 1 до 3 месяцев;
  • Вы можете воспользоваться следующими препаратами: глицин, аминолон, пикамилон, пирацетам, диваза, ноопепт, танакан, циннаризин, трентал, ксантинол никотинат.
  • Не секрет, что нарушение памяти может появиться, как один из симптомов органических заболеваний ЦНС, например, инсульты. Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к неврологу, пройдите обследование и получите назначение препаратов. В арсенале врача имеется большой список лекарств, которые имеют определенные индивидуальные показания: глиатилин, кортексин, церебрум-композитум, энцефобол, фенотропил, когитум, семак, сермион и многие другие.

Какие лекарства для памяти можно давать маленьким детям

Заметить проблемы с памятью у маленького ребенка можно по тому, как он запоминает стишки, насколько он осваивает игры с другими детьми, как выступает в детском саду на праздниках. В школе еще более определенными становятся проблемы с обучением и запоминанием.

Никогда самостоятельно или по совету знакомых не давайте ребенку никаких лекарств. Причины нарушений памяти должен определить детский невролог. Проводится лечение теми же лекарственными препаратами, что и у взрослых. В детской практике рекомендуется применять ограниченный перечень ноотропных лекарств: пантогам, пикамилон, глицин, кортексин, семакс, сермион. Большее внимание уделяется массажу, остеопатии, лечебным ваннам, закаливанию.

Препараты для улучшения памяти и работы мозга в большом ассортименте представлены на фармакологическом рынке. Небольшую часть из них допускается принимать самостоятельно, если причины ее снижения вызваны умственными перегрузками, хронической стрессовой ситуацией дома или на работе, пожилым возрастом.

Ну а в одной из следующих статей мы узнаем, какие витамины любит наш мозг и как витамины помогают улучшить память. Чтобы не пропустить публикации, подпишитесь на рассылку писем. Все новые статьи будут приходить Вам на почту.

Всегда на связи, Наталия Богоявленская


- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- Как помочь ребенку в приготовлении уроков?

Перед поступлением в школу и в первый период обучения у детей часто обнаруживаются трудности, на которые раньше родители не обращали особого внимания. Ведь для успешного усвоения школьной программы недостаточно быть «хорошим послушным мальчиком» или «милой веселой девочкой». В придачу к этим замечательным качествам надо еще обладать специальными учебными умениями.

В практике детских психологов очень много обращений связано именно с тем, что ребенок, ранее полностью устраивавший своих родителей, оказывается недостаточно готов к школе. В этой статье приводятся некоторые советы, которые дают мамам и папам в подобных случаях. Они будут полезны многим родителям, не имеющим возможности получить индивидуальную консультацию психолога.

Что делать, если ребенку трудно дается выучивание стихов, если воспитательница детского сада или учительница жалуется, что он не запоминает материал, который она дает на занятиях? Можно ли развить детскую память?

В данном случае можно многого достичь, используя для запоминания специальные приемы. Важнейший из них - образное представление того, что требуется запомнить, привлечение самых разнообразных ассоциаций . Одна из методик, помогающих научиться этому, основана на обучении ребенка созданию рисунков, отражающих выучиваемый материал. Проводится она так.

Ребенку предлагают «поиграть в интересную игру»:

Я буду рассказывать тебе короткие истории, а ты их будешь запоминать. Чтобы ничего не забыть, ты к каждой такой истории нарисуешь простую картинку.

Затем даются для запоминания несколько простых не связанных между собой фраз, например: «Волк выбежал из леса. Девочке подарили куклу. Коля и Маша играли во дворе. Вчера шел дождь, а сегодня светит солнце». После каждой фразы («истории») делается большая пауза, чтобы ребенок успел нарисовать рисунок для ее запоминания. Нужно объяснить ему, что рисунки должны быть как можно проще, что не надо стараться сделать их красивыми и подробными: это не занятия рисованием, а игра на запоминание. Главное - это сделать рисунок побыстрее. Если ребенок слишком увлекается самим процессов рисования (а поначалу это почти неизбежно), то следует остановить его, сказав: «По-моему, того, что ты нарисовал, уже достаточно для того, чтобы запомнить. Теперь слушай следующую историю».

При создании первых рисунков потребуется помощь взрослого. Скорее всего, ему придется подсказать их содержание и побудить ребенка ограничиться предельно схематическим изображением.

Как мы запомним, что дождь шел вчера? Давай его нарисуем и зачеркнем: ведь сегодня он уже не идет. А солнце зачеркивать не будем: оно светит сегодня.

В итоге получится примерно такой рисунок:

В одно занятие не следует давать более трех-четырех фраз. Вспоминать их можно в тот же день через несколько часов или на следующий день. Ребенку дают его рисунки, и он «читает» по ним рассказанные ему «истории». При этом тоже может потребоваться помощь взрослого. Например, если он говорит: «Дождь кончился, и вышло солнце», то надо задать ему наводящий вопрос: «А как у нас было сказано - когда шел дождь? Правильно, "вчера шел дождь"... Как дальше?» Вне зависимости от того, насколько большая помощь потребовалась ребенку для правильного воспроизведения фраз, надо похвалить его: «Видишь, как хорошо ты все запомнил! Значит, ты хорошо записал все истории рисунками».

Такие занятия желательно проводить ежедневно или через день, но не больше одного занятия в день. Через некоторое время рисунки перестанут быть необходимыми, достаточно будет обсудить, «что можно было бы нарисовать, чтобы запомнить историю». Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал, что в дальнейшем очень поможет ему в школе.

При плохой памяти родителям следует особо внимательно относиться к отбору материала, предлагаемого ребенку для заучивания. Надо постараться минимизировать его объем, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания. В тех случаях, когда все же требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию (не пытаясь повторять все стихотворение целиком). Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие сюжета, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

Как помочь несобранному, неорганизованному ребенку? Что делать, если он ничего не доводит до конца, начинает и бросает, не умеет сосредоточиться, невнимателен?

При описанных жалобах надо учить ребенка планированию своих действий. Оно должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. «Расскажи, как ты будешь это делать» - подобными предложениями взрослый может побуждать ребенка к планированию. Оно может относиться к конструированию из кубиков (что построить, какой строительный материал для этого понадобится), к убиранию игрушек (что куда убрать, в какой последовательности), к рисованию, изготовлению поделок из бумаги и подручных материалов, - в общем, к любой детской деятельности.

Выделяя отдельный этап планирования как подготовки к действию, взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием. Работа должна доводиться до конца. Для повышения ценности получаемых результатов полезно привлекать к ним внимание окружающих. Покажите другим членам семьи построенное из кубиков сооружение, повесьте на стену сделанную ребенком аппликацию или его рисунок, привлеките к ним внимание пришедших в гости друзей.

Все организационные моменты детской деятельности должны быть доведены до автоматизма. Подобные отдельные автоматизмы позволяют выделить островки упорядоченности в общем хаосе поведения неорганизованного ребенка. С чего начать, какой именно участок детской неорганизованности упорядочить и автоматизировать в первую очередь - приготовление уроков, утренний ритуал сборов в школу или в детский сад, вечернюю уборку игрушек, - это родители решат сами. Только не надо хвататься за все сразу и ожидать немедленных результатов. Каждый отдельный автоматизм нужно тщательно отрабатывать. Ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а потом - в постепенно убывающей помощи взрослых. Если ему все время трудно выполнять организационные требования, то, следовательно, они завышены: родители торопятся, проявляют неуместное нетерпение.

Для развития организованности и внимания можно предложить и специальные задания, направленные на обучение анализу образца , соотнесению его с полученным результатом, поиску и исправлению ошибок . Вот, например, задание «Где ошибся Буратино»:

Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно так же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Ну-ка найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

Узоры могут выглядеть примерно так:


Подобные задания можно давать и на другом материале. Например, в другой раз Мальвина может поручить Буратино сделать постройку из кубиков, или собрать модель из «конструктора», или разложить картинки в определенном порядке (для этого надо иметь два одинаковых набора картинок), или сделать аппликацию. Привычка к проверке и исправлению чужих ошибок впоследствии приведет к способности проверять себя самого, а это - основа внимания к своим действиям.

Если ваш ребенок часто забывает о просьбах взрослых, а разучивание небольшого четверостишия для него является непосильным занятием, не стоит считать, что он непослушный и невнимательный, возможно, у него просто плохая память. Исправить этот недостаток реально. И рекомендуется это делать, пока ребенок еще не ходит в школу, иначе в дальнейшем эта проблема будет усугубляться, из-за чего будет страдать успеваемость школьника. Как итог – двойки в дневнике, отсутствие знаний, полная апатия к учебе. Итак, у ребенка плохая память: что делать в этом случае и какие меры предпринимать?

Как распознать проблему?

Если взрослый занимается с ребенком с самого его рождения, о плохой памяти вряд ли придется беспокоиться. Однако даже в этом случае нет гарантий, что малыш будет обладать идеальным запоминанием. Как же тогда понять, что вашему чаду нужно помочь? Постарайтесь выяснить следующие моменты:

  1. Отвечает ли ребенок на прямые вопросы взрослых?
  2. Выполняет ли он простые задания или отказывается от них, не пытаясь даже запоминать элементарные вещи?
  3. Умеет ли малыш удерживать внимание на конкретной деятельности, или он вам кажется рассеянным, невнимательным?
  4. Насколько легко ему следовать точным инструкциям, которые предоставляет взрослый?
  5. Проблема ли для него – делать задания, где нужно собирать и обрабатывать информацию?

Хоть один положительный ответ на указанные вопросы является поводом для начала серьезных занятий по развитию памяти ребенка. Однако прежде нужно понять причину проблемы.

Плохая память у ребенка: главные причины

Плохой памятью ребенок может страдать по целому ряду причин.И чаще всего проблема не так страшна: исправить ее можно, если взрослый знает, что и как делать для этого. Если в итоге коррекции память малыша улучшается, как следствие, он с легкостью сможет концентрировать свое внимание на деятельности, что в дальнейшем положительно повлияет на успешность в школе. Итак, причинами плохой памяти могут быть:

Причина Характеристика причины
Неврозы Если проблема с памятью заметна у ребенка в возрасте от 1 года, нужно посетить невролога, дабы исключить либо подтвердить проблемы с нервной системой и головным мозгом малыша. Неврозы часто наблюдаются у детей младшего дошкольного возраста. Как правило, опасности никакой не представляют, но все же некоторые неудобства ребенок испытывать будет. Поэтому невропатологи таким деткам назначают 2 вида терапии: специальный комплекс упражнений и медикаментозное лечение. Первый вид терапии больше подходит для маленьких детей. Если же ваш ребенок – школьник или подросток, ему пропишут медикаментозное лечение.
Наследственность Эта причина достаточно распространена. Исправить ситуацию можно, однако не всегда это получается. Если у ребенка плохая память и внимание из-за наследственности, единственное правильное решение – развивать эти процессы. Взрослый должен больше заниматься с чадом, тренировать память посредством логических игр, упражнений, заданий. Как вариант – отправить ребенка в раннюю школу развития, где с малышами занимаются в игровой форме, уделяя много внимания тренировке памяти и внимания.
Недосыпание От недосыпания больше страдают школьники и подростки. Если ребенок ночью спит меньше 8 часов (при том, что норма детского сна – 10 часов), запоминать новую информацию ему будет крайне сложно, так как его мозг не отдохнул полноценно, а значит, работать в полную силу он не сможет. Исправить проблему можно, причем достаточно легко. Просто давайте ребенку выспаться: укладывайте его в постель раньше, чем обычно, выкупав перед этим в успокаивающих травах. У выспавшегося ребенка память и внимание значительно улучшаются.
Гиперактивность Проблема проявляется излишней активностью ребенка, его неусидчивостью, невнимательностью. Естественно, в таких условиях память и внимание развиваться нормально не могут. Устранить проблему поможет невролог. Для этого предлагаются методы по тренировке памяти, целенаправленной двигательной активности (посещение спортивных секций), медикаментозной терапии (прием витаминных комплексов, не более). Очень важный момент: родители должны уделять гиперактивному ребенку максимум внимания и свободного времени.
Отсутствие тренировок памяти Если головной мозг регулярно не подпитывать новой информацией, он теряет свойства к развитию. Исправить ситуацию можно, выполняя различные задания и задачи на развитие внимания, логики, мышления.
Неполноценное питание Родители должны так составить рацион питания ребенка, чтобы в организм малыша ежедневно поступало нужное количество витаминов и минералов. Дополнить питание можно приемом витаминных комплексов. Если все сделано правильно, головной мозг ребенка будет получать достаточно энергии, чтоб запомнить и обработать новую информацию.
Отсутствие интереса Мозг человека устроен таким образом, что та информация, которая важна для конкретной личности, запоминается легко и надолго, а та, что неинтересна, запоминается на короткий период времени. Поэтому, если ваш ребенок не запоминает какую-либо информацию, возможно, она просто ему не интересна. Единственно возможная терапия в таком случае– заинтересованность. Вовлеките кроху в процесс, и проблема исчезнет.
Неправильный режим дня Эта причина приводит к тому, что малыш становится раздражительным, рассеянным, невнимательным. Как следствие – возникают проблемы с памятью.
Много информации Большой поток информации может спровоцировать плохое ее запоминание. Поэтому рекомендуется снизить нагрузку для малыша.
Переутомление Если ребенок-школьник страдает плохой памятью, причем раньше такого за ним не наблюдалось, возможно, он переутомляется на занятиях, из-за чего мозг работает не на всю силу. Позволяйте ребенку после уроков отдохнуть и расслабиться так, как он захочет. Отдохнувший малыш всегда будет внимателен на уроках и легко запоминать новую информацию.
Загруженность не по возрасту Головной мозг человека устроен таким образом, что в определенный возрастной период он способен воспринимать и запоминать определенную информацию. Если эта информация не соответствует возрасту ребенка, то она либо не запомнится, либо запомнится, но на короткий временной промежуток.
Ранний возраст Говорить о плохой памяти у детей до 3-4 лет рано. Как правило, к этому возрасту и память, и внимание еще недостаточно развиты. Однако тренировать эти процессы нужно. Регулярные тренировки обеспечат вашему малышу в дальнейшем умение запоминать информацию быстро и без особых усилий.

Как тренировать память ребенка?

Чем раньше вы начнете тренировать память своего ребенка, тем лучше. С самого рождения малышу нужно читать стишки и сказки, рассказывать потешки, петь песенки. Для младшего дошкольника полезными будут сказки с множественным повтором слов и фраз: они невольно запоминаются ребенком. Когда кроха пытается воспроизводить услышанное, не скупитесь на похвалу – это окажется лучшим стимулом для разучивания новых стихотворений.

Не менее важно общаться с ребенком на разные темы, обсуждать увиденное и услышанное. Говорите с крохой, внимательно слушайте его рассказ. Описывая новый предмет, делать это нужно эмоционально, ярко, обращайте внимание на мельчайшие детали. Спустя несколько дней закрепите результат беседы.

Ежедневно играйте с ребенком в развивающие игры: предлагайте запомнить предметы, после чего расположить их в правильном порядке, найти лишний или недостающий предмет и т.д. В детских магазинах можно приобрести настольные развивающие игры для детей любого возраста. Таким образом развитие памяти будет разнообразным и разносторонним.

Тренировка памяти – длительный и трудоемкий процесс. Поэтому ждать скорых результатов не стоит: только усердная ежедневная работа позволит получить то, к чему вы так стремитесь. Но если спустя время постоянных тренировок улучшений не заметно, стоит обратиться к неврологу за консультацией. Возможно, вам потребуется медикаментозное лечение или специальный комплекс упражнений. Помните, своевременное решение проблемы поможет исключить развитие неприятных моментов в старшем возрасте.

Иногда родители замечают, что их ребенок не спешит выполнять просьбу мамы или папы. Но не стоит обвинять его в непослушании. Вполне возможно у него просто плохая память. Большинство малышей запоминают всю новую информацию стремительно, будто впитывая в себя, как губка. Но у некоторых деток возникают проблемы с применением ее и воспроизведением.

Если мама стала замечать за ребенком именно такое состояние, то следует вплотную заняться этим вопросом, ведь со временем проблема только может увеличиться. Не нужно все пускать на самотек, надеясь, что малыш перерастет. Ведь в школе такой ребенок сразу попадет в число отстающих, он не сможет своевременно усваивать всю информацию в том объеме, который требует программа.

Важно заниматься с ребенком и развивать его память с раннего возраста.

Влияние загруженности на память

Прежде, чем начинать говорить о плохой памяти, необходимо проанализировать загруженность ребенка . Ведь такая невнимательность может быть вызвана переутомлением. На состояние малыша влияет загруженность в школе, внешкольные занятия танцами или спортом, чтение книг, в общем, все, что делает ребенок в течение дня.

Очень важно, чтобы детский распорядок дня был составлен максимально правильно, ведь он устает за день не меньше взрослого человека. А ночного времени ребенку может не хватать для полноценного отдыха и восстановления сил. Если именно такие нарушения присутствуют, то исправить проблему достаточно легко, просто нужно нормализовать день ребенка и проконтролировать соблюдение нового режима. Если случай достаточно запущен, то можно воспользоваться посторонней помощью, например, профессионального психолога, который практикует именно работу с детьми.

Иногда неуспеваемость в школе во многом зависит от слабо тренированной памяти. Такую проблему с лету не решишь, здесь нужно, чтобы оба родителя проявили максимум внимания и уделили свое время. Так как для тренировки потребуется проводить с ребенком специальные упражнения, а без терпения ничего не получится.

А вот если ребенок не может логично высказать свою мысль, не формулирует окончания предложений, то следует уже вести разговор о недостаточном развитии речи для его возраста. А это первый признак проблем с памятью.

Каждый из перечисленных ранее пунктов следует пересмотреть еще раз, по-новому проверить распорядок. Убрать лишние кружки, выделить время в течение дня для прогулок на улице. Конечно, всесторонне развитие – это мечта любых родителей, но в такой ситуации здоровье должно стоять на первом месте.

Как определить есть ли нарушения в памяти

Прежде, чем говорить о плохой памяти следует исключить все другие факторы, которые могут присутствовать. Важно убедиться, что проблемы с памятью вызваны не из-за недостатка сна . Если малыш сидит за телевизором до поздней ночи, или долго перед сном играет в компьютер, то причина именно в недосыпании. У любого ребенка сон в сутки должен состоять не менее 10 часов. Именно такого времени должно хватить маленькому организму для полного восстановления.

Но не только режим и тренировки – залог прекрасной памяти. Не стоит упускать тот момент, что каждый человек это индивидуальность, и он имеет свои особенности во многом, даже в способности запоминать.

Но все же память вполне реально развивать. При необходимости следует обратиться к профессионалам, которые в индивидуальном порядке разработают комплекс упражнений, что поможет максимально быстро добиться результата. С ребенком нужно будет заниматься специальными упражнениями дома.

Существует список проблем, которые определяют плохую память у ребенка:

  1. В общении с детьми возникают проблемы.
  2. Ребенок не может следовать определенной конкретной инструкции.
  3. Ответить даже на прямой вопрос у малыша плохо получается.
  4. Невнимательность.
  5. Не может выполнить четко сформулированное задание.
  6. Не справляется с простым заданием, цель которого переработать и сохранить информацию.

Если мама замечает проблемы у малыша по некоторым из пунктов, то следует уделить особое внимание памяти и начать регулярно заниматься с ребенком.

Решение проблемы с плохой памятью

Если мама начинает замечать такую проблему еще в раннем возрасте ребенка, то ей следует заниматься с ним постоянными упражнениями . Для этого существуют специальные комплексы, но начинать стоит с простого.

Для начала можно вовлечь малыша в легкую игру – придумывать рифмы к словам. Это достаточно просто и весело, например советы – ответы, рак – бурак и так далее.

Также можно пробовать читать отрывки из популярных детских стихотворений, а затем просить закончить строчку. Например, Наша Таня громко … плачет, уронила в речку … мячик. Постепенно слов, которые должен говорит ребенок, должно становиться больше.

Специалисты утверждают, что лучше всего ребенок учится запоминать информацию из первых уст. Для этого следует уделять максимально возможное время для общения с собственным ребенком:

  • Рассказывать сказки перед сном, обсуждая определенные моменты;
  • Расспрашивать о прошедшем дне, причем, периодически, между прочим, просить повторить напомнить какую-то информацию;
  • Учить больше стихотворений;

Особого внимания требует подготовка к школе , ведь именно здесь от ребенка будут нужны большие усилия. Для того чтобы учеба давалась с легкостью, следует заниматься развитием как слуховой, так и зрительной памяти. Для этого следует читать больше книжек с картинками, подробно описывая нарисованное. Стараться чаще спрашивать у малыша об увиденном за окошком или на улице.

Многие игры предназначены не только для развития двигательных игр, но и логики и памяти. Из наиболее популярных вариантов можно выделить пазлы, пирамидки, конструктор. Совместное использование таких развлечений даст лучший результат, чем малыш будет пытаться освоить их самостоятельно.

Во многом хорошая память ребенка зависит от внимания и терпения родителей.

Привет! С вами Екатерина! В прошлой статье я вам рассказала о том, к каким опасным последствиям может привести . Сейчас я отвечу на больной вопрос, с которым сталкиваются многие родители. Сегодня я постараюсь ответить на вопрос: что делать если у ребенка плохая память?

Учите и запоминайте играючи! Огромная коллекция кейс — уроков разных возрастовузнать подробнее

Дети очень активны, они изучают окружающий мир и впитывают всю информацию, как губки. Но вокруг так много нового и интересного, что они просто не успевают отфильтровать и сохранить увиденное и услышанное. С возрастом эта проблема усугубляется и если первые признаки появились, например, в 4 года, то в 7 лет недостаток внимания может серьезно портить умственное развитие. Ведь когда ребенок идет в школу, поток информации увеличивается, нужно много запоминать. Поэтому так важно знать, что делать если у ребенка нет памяти.

Чтобы удостовериться в наличии проблемы, ответьте на следующие вопросы:

  • У него хорошие отношения с ровесниками.
  • Не отвечает на прямо поставленный вопрос.
  • Выглядит невнимательным.
  • Трудно выполнять что-то по инструкции.
  • Не может сделать сложное задание.
  • Работа, где нужно сохранять и обрабатывать информацию, дается нелегко.

Если на большинство из них вы дали утвердительные ответы, то у вашего ребенка есть проблема.

Причины плохой памяти и методы борьбы с ними

Невроз


Заболевание может возникнуть как в один год, так и в 14-летнем возрасте. Невроз поражает головной мозг и нервную систему. Ребенку сложно понять происходящее вокруг, ему плохо дается запоминание. Врач может назначить специальные упражнения и лечение. Но если в 5 лет еще можно обойтись одними упражнениями, то в 12 – требуется и медикаментозная терапия.

Наследственность


Интеллектуальные способности передаются детям от родителей. Если помните, что в детстве вы тоже плохо все запоминали, то у ребенка могут быть те же проблемы. Поэтому с детства старайтесь играть с малышом в логические игры, водите его в группы раннего развития, где в игровой форме специалист будет тренировать память.

Недосып


Эта причина более распространена с 6-8 лет, когда ребенок идет в школу и у него не хватает времени на сон. Важно наладить режим отдыха и активности, спать минимум 8 часов. Если у него проблемы с засыпанием, делайте ванны с успокаивающими травами. Также проследите, чтобы на ночь ребенок не смотрел много мультфильмов, не играл в компьютерные игры и снизил физическую активность. Выстройте процедуру отхождения ко сну, чтобы мозг малыша реагировал на привычные сигналы и запускал режим отдыха. Главным ритуалом засыпания должно стать чтение книги. В 9 лет ребенок уже может утром пересказывать прочитанное и анализировать текст с точки зрения правильно или нет, а как в жизни, что будет дальше и т.д. Это станет отличной тренировкой памяти.

Гиперактивность


Данная проблема актуальна с 3-х и ориентировочно до 10 лет. Это распространенное состояние центральной нервной системы. Из-за того, что ребенку просто сложно усидеть на одном месте, он постоянно отвлекается на что-то, и возникают проблемы с запоминанием. Обычно неврологи советуют больше заниматься зрительной памятью – элементарно можно попросить ребенка запомнить дорогу к школе или саду и во время следующего похода туда подсказывать дорогу. Или уже дома задавать ему вопросы о том, что он видел по пути домой. Кроме того, уделяйте чаду больше внимания и отдайте его в спортивные кружки. Также педиатр или невролог может назначить ребенку специальные медикаменты, но это крайняя мера.

Отсутствие тренировок


Если у ребенка совсем плохая память, то вы ее вообще не тренируете. Мозг, как и тело, тоже нужно постоянно развивать. В раннем возрасте эту проблему помогут решить логические игры и кружки раннего развития, а в школьном — можно подключать математические задачи и учить стихи наизусть.

Питание


Правильно составьте рацион, чтобы он был полноценным и сбалансированным. Начините принимать витамины (особенно зимой и весной). Так мозг будет получать максимум энергии для запоминания поступающей информации.

Отсутствие интереса


Не знаете, почему у ребенка может быть плохая память? Может, ему просто неинтересно. У взрослого человека важная информация попадает в долгосрочную память, а все остальное оказывается в краткосрочной и быстро оттуда исчезает. Поэтому малыша важно заинтересовать познанием нового, изучением чего-либо. Здесь на помощь всегда придет игровая форма и поощрения.

Перебор информации


Может, вы просто слишком нагружаете своего ребенка? В современном мире так модно отдавать свое чадо на множество кружков, что у него просто не остается времени на игры. Оставьте только самые важные занятия и разгрузите график, чтобы детский мозг успевал перерабатывать полученную за день информацию.

Переутомление