Симптомы, виды и профилактика переутомления у взрослых и детей. Консультация на тему: Внешние признаки утомляемости детей

Профилактика сколиоза.

Проследите, чтобы ваш школьник носил рюкзак, надевая лямки на оба плеча. В перерыве между уроками предложите ребенку походить с книгой на голове, воображая себя султаном. Следите за высотой стола и стула, а также жесткостью матраса, на котором спит ваш ребенок.


Родители недоумевают и даже пугаются, когда их живой и любознательный ребенок постепенно становится сонным, вялым, плаксивым и безразличным ко всему происходящему вокруг. Ни общение с друзьями, ни игры или развлечения, ни школьные занятия не радуют переутомленного ребенка. И речь идет не об обычной усталости.

Симптомы переутомления

Если день был непривычно долгим, тяжелым, эмоционально насыщенным, к вечеру ребенок устает. Он отказывается от ужина, не может сосредоточиться на уроках, не играет, засыпает раньше обычного. Но к утру от этой усталости не остается следа.

Переутомление возникает тогда, когда умственные, психические и физические нагрузки настолько велики, что организм полностью расходует и не восстанавливает силы.

Симптомами переутомления у ребенка могут быть:

  • усталость длится уже продолжительное время (более двух недель);
  • возникло нарушение сна – ребенок долго не может проснуться утром, хочет спать днем, плохо засыпает, беспокойно спит ночью;
  • у ребенка все время плохое настроение, плаксивость, капризность, отстраненность, апатия;
  • от переутомления у ребенка поднялась температура;
  • ребенок отказывается от еды;
  • речь ребенка становится замедленной и невнятной;
  • ребенок часто жалуется на головную боль;
  • под глазами ребенка образовались темные круги, кожа стала бледной;
  • сердцебиение и дыхание стало учащенным;
  • у ребенка возникает боль или напряжение в мышцах ног и рук.

Родители, заметившие у своего ребенка такие симптомы, должны незамедлительно обратиться за медицинской помощью. Поскольку они могут указывать не только на переутомление ребенка в школе, деском саду или спортивной секции, но и на серьезное заболевание.

Причины переутомления у детей

Причинами переутомления ребенка могут быть:

Профилактика переутомления

Заметив первые симптомы переутомления, родителям необходимо выявить и устранить его причины, а также восстановить нормальное физическое и психическое состояние ребенка. Следует показать ребенка педиатру, неврологу, кардиологу, психологу и другим узким специалистам. При необходимости ребенку будет назначено лечение.

Профилактика переутомления детей должна включать следующие меры:

  • Полноценное питание по режиму;
  • Прием витаминных комплексов;
  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • Нормальная длительность дневного и ночного сна;
  • Снижение интеллектуальных или физических нагрузок;
  • Смена или разнообразие деятельности;
  • Массаж.

Предотвратить переутомление и улучшить состояние утомленного ребенка может помочь препарат Тенотен детский. Он оказывает ноотропное действие, способствуя улучшению памяти и внимания ребенка. А также стабилизирует вегетативную нервную систему, помогая снизить частоту головных болей.

Немногие родители осведомлены о детском переутомлении в полной мере. Ведь принято считать, что переутомиться ребенок может только в школе. На самом деле, это миф и не более. Даже у младенцев может быть переутомление, и чтобы адекватно отреагировать на него, родители должны знать признаки этого опасного явления у детей.

Симптомы переутомления у ребенка

Здоровый ребенок, как правило, полон энергии, он с удовольствие играет, энергичен и активен. После определенного периода активности наступают часы покоя. Если же ребенок не успокаивается, это явный признак, что в организме малыша произошел какой-то сбой и наступает переутомление. Помимо этого, переутомление может сопровождаться и другими признаками:

  • Повышение температуры тела.
  • Потеря концентрации у ребенка, он не может сосредоточиться на чем-то одном.
  • Нарушение привычного режима дня, возможно появление бессонницы, апатия, сонливость, снижение общей активности.
  • Для маленьких детей характерен отказ от любого вида деятельности, которое требует усидчивости и концентрации, например, рисования или прослушивания сказок.
  • Для дошкольников характерны такие признаки, как кривлянье старших, передразнивание, раздражительность.
  • Подростки могут проявлять агрессию.
  • Часто происходит смена настроение, эмоциональное состояние крайне не стабильное.
  • В подростковом возрасте у девочек может наблюдаться сбой менструального цикла.

Причины переутомления у ребенка

Переутомление может возникать у ребенка в любом возрасте — в младенчестве, в дошкольном или школьном. В каждом возрасте причины данного явления могут быть свои:

  • У детей грудного возраста переутомление может возникать из-за нарушения режима дня. Другим словами, по какой-то причине ребенок спит меньше, чем положено.
  • У детей, которые ходят в детский сад или школу , чаще всего переутомление связано с высокими нагрузками. В этот период, как правило, ребенок меньше бывает на улице, меньше играет, меньше спит.
  • У подростков причиной переутомления в большинстве случаев является гормональная перестройка.
  • Во время переутомления иммунитет падает, что может привести к состоянию хронического переутомления.
  • Одной из самых распространенных причин переутомления также является стресс у ребенка, к примеру, из-за неблагоприятной обстановки дома, из-за отсутствия физических нагрузок и так далее.

Как помочь ребенку справиться с переутомлением

Самой распространенной ошибкой родителей является уверенность, что переутомление лечится сном. К сожалению, переутомление это слишком сложный процесс в организме, который невозможно остановить только полноценным отдыхом.

Когда ребенок слишком долго пребывает в состоянии переутомления, могут возникать различные побочные явления, такие как, неврозы бессонница, скачки артериального давления. И когда переутомление сопровождается повышением температуры тела, ребенку срочно нужен врач.

Лечится переутомление , прежде всего, стабилизацией эмоционального фона, созданием благоприятной атмосферы дома, рациональным питанием. Рацион ребенка должен быть богат овощами и фруктами, злаками, белками, которые легко усваиваются.

При переутомлении помогают ЛФК, массаж, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима дня, адекватные физические нагрузки, прием витаминов. Кроме этого, ребенок должен спать в прохладной и хорошо проветренной комнате.

Если подвижный жизнерадостный ребенок внезапно становится сонливым, капризным, безразличным ко всему или вялым, родители пугаются и подозревают, что малыш заболел. Когда малыша перестают радовать игры с друзьями, другие развлечения, учеба в школе, но при этом не проявляется никаких симптомов болезни, скорее всего, ребенок просто устал. Но может ли у ребенка от переутомления подняться температура?

Как распознать переутомление

Не удивительно, если день выдался необычно долгим и нагруженным, после чего ребенок устаёт, может отказаться от ужина, с трудом сделать уроки, уснуть прямо за письменным столом. Ночной сон решает эту проблему. Однако, если такое переутомление случается постоянно, это может вызвать истощение и нанести вред организму.

Важно! Переутомление нарастает, если силы организма (сюда входят не только физические, но и умственные, и эмоциональные) столь велики, что организм не успевает восстанавливать их наряду с тем, как расходует.

Какими могут быть симптомы переутомления:

  • Усталость повторяется не один день;
  • Наблюдается нарушение ночного сна: дети не могут заснуть вечером, после чего, естественно, утренний подъем превращается в катастрофу, а днем хочется спать;
  • Настроение у малыша превращается в скачущую кривую – то апатия, то слёзы, внезапно отстраненность, снова капризы и так далее;
  • Беспричинное поднятие температуры;
  • Речь ребенка похожа на речь сонного человека;
  • Головная боль нередко сопутствует усталости;
  • Бледность кожного покрова наряду с потемнением кожи вокруг глаз;
  • Сердце стучит часто, пульс ускоренный, возможно даже дыхание становится более поверхностным;
  • Аппетит снизился или отсутствует;
  • Боль или гипертонус мышц.

Если мама или папа подметили такие симптомы, неотложно следует получит медицинскую консультацию. Дело в том, что наряду с относительно безобидной усталостью, такие признаки могут носить грозные заболевания.

К сведению родителей! Стресс влияет на уровень утомляемости ребенка. Глубокие эмоциональные переживания, что малыш может получить от, с виду, безобидной ситуации (ссора родителей, упрёк педагога, не говоря уже о разводах, смерти родных, размолвки со сверстниками и так далее), приводят к истощению энергетических ресурсов тела.

Субфебрильная температура, это та, которая не переходит отметку 38 градусов. На фоне симптомов утомления, может подниматься температура. Высокой она не бывает, возникает и падает внезапно, либо держится определенное время. Очагов воспаления не обнаруживается, даже скрытых, что подтверждают анализы.

Итак, может ли у маленького или взрослого ребенка подняться температура от переутомления? В норме субфебрильной температуры у ребенка быть не должно. Если она есть, значит организм работает с нагрузкой.

Причины гиперусталости у ребенка

Как оговаривалось, причинами переутомления могут быть стрессы, физические перегрузки, недостаток сна. Но не только это: на уровень энергозапасов влияют:

  1. Болезни, которые есть в открытой или латентной форме: анемия, вызванная недостатком железа или фолиевой кислоты, недостаточная функция щитовидной железы, воспаления, начинающиеся от стоматологических, оканчивая внутренними источниками инфекции, аллергия, респираторные болезни, гормональные и аутоиммунные проблемы, опухолевые образования.
  2. Неполноценное питание, либо несбалансированная пища, равно, как и питание не по распорядку.
  3. Сезонный или другой авитаминоз.
  4. Смена обычного уклада жизни. Часто такими поводами могут стать переезды, смена школы.
  5. Чрезмерные спортивные нагрузки, если ребенок только начал заниматься спортом, слишком устаёт.
  6. Подготовка к экзаменам, поступлению, олимпиаде, аттестациям и другое.

Что делать, если возникло переутомление

При первых подозрениях на чрезмерную усталость и температуре от усталости, родители должны понять и отсеять причины, из-за которых это происходит. Необходимо заняться восстановлением физического и эмоционального фона своего чада, большое значение придать спокойному сну без пробуждений и раздражителей, в виде света, музыки, другого шума.

Консультация с врачами: психолог, кардиолог, другие специалисты очень важна. Так как в случае, если в результате чрезмерных переутомлений, была нарушена функция какого-то органа, ее следует восстановить. Будет подобрано необходимое лечение.

Кроме того, профилактика обязательно включает:

  • Полноценная еда, которую кроха или подросток принимает согласно режиму;
  • Вспомогательные витаминные комплексы;
  • Обязательные пешие прогулки на свежем воздухе;
  • Снижение нагрузок на ребенка;
  • Разнообразие деятельности, смена обстановки;
  • Восстановительные расслабляющие мероприятия, например, массаж.

Следует ли снижать температуру, которая возникла от усталости? Необходимо смотреть по состоянию ребенка. Если температура не выше 38 градусов, то снижать ее не следует даже у очень маленьких детей. Если ребенок уже постарше, например, школьник, то даже температура до 39 градусов может быть полезной. При более высоких показателях градусника, следует принять антипиретики, чтобы снять жар.

Школа - ч­удесное время, но вместе с тем трудное. А иногда школьная нагрузка становится непосильным бременем для ребенка. Как понять, что он перегружен? "МК-Латвия" перечисляет основные симптомы переутомления.

Симптомы переутомления, которые нельзя игнорировать

Важно вовремя заметить признаки переутомления у ребенка и не списывать все на лень или плохой характер, а немедленно снизить нагрузку.

1. Ребенок стал хуже спать

Неважно, как именно испортился сон – трудно ли ваш школьник засыпает, просыпается ли по ночам, нарушен ли у него режим сна и бодрствования (вечером не может заснуть, утром с трудом просыпается, днем ходит сонный). Изменение сна – первый признак эмоционального перенапряжения как у взрослых, так и у детей.

2. Он жалуется на головную боль

Яркий и тревожный симптом, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Дело может быть не только в перегрузках, но и в настоящих болезнях, поэтому за ребенком нужно наблюдать предельно внимательно и при необходимости обратиться к неврологу. А первым делом, конечно, умерить свои амбиции насчет его школьных успехов и разгрузить его.

3. У него часто плохое н­астроение

Одно дело – расстроиться из-за двойки, другое – постоянно расстраиваться по миллиону разных поводов. В том числе мелких, сиюминутных. Не только повышенная капризность, плаксивость и вспыльчивость должны насторожить и навести на мысль, что ребенок не справляется с предложенной ему учебной нагрузкой, но и любые изменения настроения, которых не было до учебы.

4. Кажется, что ребенок стал лениться

Вы просите убрать книги – он кивает и ничего не меняется. Вы договариваетесь, что он поможет вам на кухне – он вроде бы рад, но тут же забывает. Ребенок кажется рассеянным, не может подолгу заниматься делами, которые раньше любил, нехотя садится за уроки или вовсе «забывает» про них. Все это с большой вероятностью не имеет никакого отношения к лени, а связано с хронической перегрузкой.

Совет

Есть смысл поговорить с классным руководителем ребенка или школьным психологом. Они, как правило, знают школьную ситуацию изнутри и порой могут подсказать, когда ребенок просто ленится, а когда он действительно страдает от непосильной нагрузки.

5. Он стал чаще болеть

Если до 1-го класса ребенок был домашним, то есть не посещал сад, частые болезни скорее всего означают адаптацию, которой вы надеялись избежать: он «знакомится» с инфекциями, которыми другие дети переболели еще в детском саду. Но повышенная восприимчивость организма может быть и следствием снижения иммунитета из-за хронических перегрузок. Более того, частые болезни могут быть подсознательной реакцией на излишнее давление со стороны родителей, требующих успехов. Ребенок не может сказать «нет» открыто и делает это с помощью болезни: он заболевает - его наконец оставляют в покое.

Совет

Для укрепления иммунитета очень полезны ежедневные физические нагрузки. Можно, например, делать с ребенком утреннюю зарядку или купить детский спортивный уголок для дома . Помните: через игровой подход дети занимаются спортом намного охотнее.

6. Ребенок п­ерестал играть

Вообще любая резкая перемена в поведении ребенка, в его привычках, отказ от любимых занятий - тревожный симптом, на который нужно обращать внимание. Перегрузки лишают его эмоциональных и физических сил даже на приятные дела.

7. Появились вредные п­ривычки

Дети теребят волосы, грызут ногти, качаются на месте и пр. не от скуки, а чтобы успокоиться. Они не «нахватались глупостей», это психика испытывает давление, с которым организм пытается справиться, как может.

Как понять, сколько кружков – норма

Пытаясь вложить в ребенка как можно больше полезного, что пригодится потом в жизни, родители впадают в крайности: с одной стороны, говорят, что дети перегружены школой, с другой – пытаются впихнуть в их расписание еще и музыку, спорт, иностранные языки и кружок моделирования. И при этом задаются вопросом: не много ли?

Неврологи говорят, что родители, жалея ребенка, часто преувеличивают нагрузку. Понять их можно. На самом деле нет каких-то нормативов, регламентирующих количество кружков и секций. Все дети разные, и единой формулы тут быть не может. Одним много и школьных уроков, другим по силам график, когда весь день расписан буквально по минутам.

Врачи советуют ориентироваться на состояние и поведение ребенка: если он доволен, бодр, с радостью занимается тут и там, не отстает в школе, значит, все в порядке. Просто следите за ребенком, разговаривайте с ним и многое поймете сами.

8. Он не сидит на месте

Признаком перегрузки может быть не только вялость и апатия, но и физическая гиперактивность. В раннем детстве ребенок, переутомившийся сверх меры, начинал бегать по квартире кругами, вместо того чтобы упасть на кровать и заснуть. Это реакция незрелой нервной системы. В младшей школе дети могут реагировать на перегрузки так же.

9. Возникают п­роблемы с аппетитом

Насторожить должны любые – ест ли ребенок меньше обычного или, наоборот, требует больше и чаще. А также жажда, выбор каких-то определенных продуктов и вообще любая странность, которой не было раньше.

10. Ребенок стал рассеянным

Вроде бы все в норме - сон, аппетит, настроение, вроде бы ребенок не валится без сил в середине дня и утром не канючит, что не хочет в школу. Уроки выучены, кружки не пропущены, жаловаться особо не на что. Вот только ребенок какой-то рассеянный: отвечает невпопад, витает в облаках, не может сразу определиться с желаниями. Если замечаете такое не в первый раз и учителя говорят о том же, возможно, дело в излишней нагрузке, которая оказалась ребенку не по силам.

Сегодня термин «переутомление» используется очень широко и применяется в различных сферах человеческой деятельности. Часто люди говорят о наличии у них психологического утомления в связи с огромным количеством информации, поступающей ежесекундно и несущей эмоциональную компоненту. В первую очередь такая эмоциональная информация подается в рекламных роликах, в новостных лентах, в телевизионных дебатах и т.д. Помимо психологического утомления имеется еще и чисто физическая компонента – естественная усталость после чрезмерного длительного напряжения сил, которое необходимо, чтобы успеть за стремительным ритмом современной жизни, особенно в больших городах.

Определение утомления и отличия от переутомления

Переутомление – это патологическое состояние в отличие от утомления. Поэтому необходимо четко представлять себе границы просто сильного утомления и переутомления. Часто люди не задумываются о смысловой наполненности термина и, именуя некоторое состояние организма «переутомлением», подразумевают совершенно определенную на данный момент времени психофизическую сильную усталость. Поэтому необходимо четко представлять себе, что же такое утомление и переутомление.

Итак, сегодня под утомлением понимают совокупность таких сдвигов в психофизиологическом состоянии организма человека, которые развиваются после совершения работы и приводят к временному снижению эффективности труда. Состояние утомления (усталость ) характеризуется определенными объективными показателями и субъективными ощущениями.

Субъективные признаки

Утомление является сигналом к тому, что необходимо прекратить выполнение действий, сделать перерыв или уменьшить интенсивность. Субъективные проявления усталости выражаются в следующих признаках:
  • Общий дискомфорт
  • Головная боль различной степени интенсивности
  • Боли и напряжение в ногах и руках
  • Снижение внимания
  • Вялость, апатия
  • Раздражительность
  • Вспыльчивость
  • Безразличие к деятельности и людям
  • Замедление речи, мимики и движений, а также их сглаженность

Объективные признаки

Помимо вышеперечисленных субъективных симптомов утомления имеются еще и объективные признаки. К объективным признакам утомления относятся следующие:
  • Снижение или повышение кровяного давления
  • Невозможность выполнить простейшие действия (физические или умственные )
  • Изменения на ЭКГ
  • Шумы в сердце
  • Явления аритмии
  • Увеличение концентрации молочной кислоты
  • Увеличение концентрации натрия и уменьшение – калия и кальция
  • Увеличение количества лейкоцитов , эритроцитов , гемоглобина
  • Уменьшение количества тромбоцитов
  • Увеличение частоты дыхательных движений
Все данные симптомы утомления являются физиологическими и играют огромную роль в процессах регуляции жизнедеятельности индивидуума. Поэтому утомление следует воспринимать как неотъемлемое физиологическое состояние организма. Несильное утомление благоприятно воздействует на организм, заставляя использовать резервы и вырабатывать более рациональные формы деятельности. Сильное утомление негативно влияет на организм, поскольку происходит сильное напряжение резервов, что может осложняться психологическими срывами или развитием переутомления.

Определение переутомления

Переутомление представляет собой патологическое состояние организма, которое развивается под действием длительного утомления с превалированием психического или физического компонента. Симптомы переутомления возникают вследствие развития нарушений функционирования центральной нервной системы, которые преимущественно проявляются в дисбалансе процессов возбуждения и торможения нейронов головного мозга .

Важным фактором развития переутомления является недостаточность и неполноценность периодов отдыха, которые не приводят к восстановлению работоспособности и резервов организма. Работа на пределе возможностей с отсутствием функциональных резервов в состоянии переутомления является крайне опасным состоянием, которое может оканчиваться, при самом неблагоприятном развитии событий, даже смертью.

Причины развития

Переутомление развивается в ситуации несоответствия выполняемой деятельности с необходимым отдыхом. Помимо данного основного противоречия могут способствовать ускорению развития переутомления такие факторы:
  • Психологическое напряжение на рабочем месте
  • Плохие условия жизни
  • Неполноценный отдых
  • Несбалансированный рацион питания
  • Плохие условия работы
  • Низкая двигательная активность
  • Стресс
  • Дезадаптация
  • Несоразмерная возможностям физическая работа
Таким образом, например, сильные нагрузки, которые организм в принципе может выдерживать, но в сочетании с нерациональной диетой приводят к развитию переутомления. Переутомление может развиться после мощной однократной перегрузки или после длительной хронической усталости , длившейся некоторый промежуток времени, которая накапливалась в прогрессии.

Лекарственные препараты, способные спровоцировать развитие переутомления

Причинами переутомления могут быть не только физические факторы, но и прием некоторых лекарственных средств, а также наличие хронических заболеваний.

Медикаменты, провоцирующие развитие переутомления:
1. Частое применение препаратов против симптомов простуды (более 2 раз в месяц )


2. Противокашлевые препараты
3. Средства против укачивания в транспорте
4. Препараты против аллергии
5. Антигистаминные средства (димедрол , фенкарол , клемастин, ранитидин , циметидин , супрастин , диазолин и т.д. )
6. Вещества, действующие на центральную нервную систему (снотворные , миорелаксанты )
7. Оральные контрацептивы
8. Средства, снижающие давление

Заболевания, ведущие к развитию переутомления

Некоторые заболевания, которые текут длительно и приводят к снижению качества жизни, а также работоспособности, способны привести к развитию переутомления.

Люди, страдающие следующими заболеваниями, входят в группу риска по развитию состояния переутомления:

  • Патологии дыхательной системы (бронхиты , астма , эмфизема легких )
  • Депрессия и тревожность
  • Несбалансированное питание
  • Нарушения сна


Серьезным фактором риска в развитии переутомления являются вирусные заболевания, особенно длительно протекающие, например, подошвенные бородавки , папилломы и т.д. Начальные стадии серьезных соматических заболеваний, когда отсутствуют специфические симптомы, также могут проявляться состоянием переутомления. Патологии, начало которых характеризуется переутомлением, следующие – гепатиты , онкологические заболевания, диабет , анемический синдром, снижение концентрации сахара в крови, снижение функции щитовидной железы (гипотиреоз ), ревматоидный артрит , ожирение , алкоголизм , миастения , мононуклеоз .

Общие симптомы

Симптомы переутомления весьма разнообразны и включают в себя нарушения со стороны практически всех органов и систем человеческого организма. Самые распространенные симптомы переутомления, присутствующие у любого человека вне зависимости от индивидуальных особенностей, следующие:
  • Человек не хочет спать в принципе
  • Замедленная, слабовыраженная реакция в ответ на раздражители
  • Краснота глаз
  • «Помятость» лица (отечность, неровность и т.д. )
  • Нездоровый цвет кожи
  • Приступы тошноты
  • Беспричинная рвота
  • Общая нервозность
  • Головная боль
  • Апатия, вялость
  • Невозможность сконцентрировать внимание и сосредоточиться на определенном действии
  • Замедленная переключаемость внимания
  • Невозможность выполнять несколько операций
  • Снижение рефлексов
  • Усиленная потливость
Данные проявления сильно выражены, поэтому период продуктивной работоспособности очень короткий, что влечет за собой выполнение определенных действий только за счет истощения резервов организма. В стадии сильного переутомления человек вообще не имеет периода работоспособности, выполняя необходимые действия с огромным напряжением сил. В таком состоянии человек работает неэффективно, некачественно и очень медленно. Переутомление конечной стадии способно перейти в срыв при самом незначительном напряжении. Состояние срыва характеризуется полным расстройством процессов жизнедеятельности, что влечет за собой прекращение любых действий.

Стадии и их характеристика

Состояние переутомления делится на три стадии в зависимости от степени выраженности и глубины патологических явлений. Самая легкая стадия – первая, а самая тяжелая, соответственно, третья.

В I стадию переутомления присутствуют только субъективные признаки, при этом глубоких нарушений, которые проявляются объективными симптомами, нет. В основном люди жалуются на плохой сон – трудности при засыпании, частые ночные пробуждения и отсутствие восстановления сил после ночного отдыха, но также характерно отсутствие аппетита . В данном состоянии организм плохо переносит любые психические и физические нагрузки. Важно выявить состояние переутомления, которое можно вылечить на I стадии без каких-либо осложнений и последствий.

Состояние переутомления II стадии характеризуется наличием субъективных проявлений, которые осложняются объективными симптомами достаточно выраженными, чтобы доставлять серьезный дискомфорт и резко снижать качество жизни. Жалобы обычно полиморфны и многочисленны, поскольку патологические изменения касаются практически всех органов. Распространены жалобы на быструю утомляемость, невозможность «включиться» в работу, тягостные ощущения в сердце, вялость и сонливость, а также нетривиальные ответы организма на физическую активность (например, спазм или дрожание конечностей после небольшого мышечного напряжения ). Сон не приносит облегчения, поскольку он прерывается пробуждениями, кошмарами, тягостными сновидениями и т.д.
При этом наблюдается нарушение нормального ритма, что выражается в максимальных всплесках работоспособности в периоды утреннего пробуждения или вечернего отдыха.

Переутомление II стадии характеризуется нарушением нормального обмена веществ, что проявляется сниженной концентрацией сахара в крови и потерей веса. Сердечно-сосудистая система не переносит нормальной физической нагрузки, и даже в покое может развиваться спонтанное увеличение или уменьшение сокращений сердца. Артериальное давление постоянно меняется, понижаясь и повышаясь также спонтанно.
Человек в состоянии переутомления II стадии плохо выглядит, то есть бледен, кожа мраморная, с синяками под глазами, синюшным цветом губ и ногтей.
Сексуальная функция страдает у мужчин и женщин, проявляясь нарушениями менструаций и потенции, а также исчезновением либидо .

Переутомление III стадии является самым тяжелым и проявляется неврастенией , а также крайне плохим самочувствием. Люди страдают повышенной возбудимостью, постоянной усталостью, а также слабостью в сочетании с бессонницей в ночное время и сонливостью в дневные часы. Работа всех органов и систем нарушена.


Состояние переутомления II и III стадий необходимо адекватно корригировать, поскольку данные явления выбивают человека из нормальной жизни на длительный промежуток времени.

Типы в зависимости от природы причины

В зависимости от природы основного провоцирующего фактора, действие которого привело к развитию переутомления, различают два основных типа данной патологии:
  • Физическое переутомление
  • Психическое (нервное ) переутомление
Это означает, что переутомление может развиться вследствие чрезмерного действия психоэмоционального фактора или физического.

Физическое переутомление

Физическое переутомление часто развивается у следующих категорий лиц:
  • У спортсменов при нерациональном режиме тренировок
  • У людей, занятых физическим трудом, выполняемым на пределе человеческих возможностей
  • У нетренированных людей, которые однократно подверглись сильному физическому напряжению
  • У людей, которые подвержены адекватным физическим нагрузкам, сочетающимся с неполноценным отдыхом, не позволяющим восстановиться
В принципе итогом любых физических нагрузок является утомление. Нормальное утомление представляет собой один из эффектов физической работы, который помогает развить работоспособность путем тренировки. Тренировка является великолепным способом развить свои способности, однако необходимо строго дозировать нагрузку, чтобы она соответствовала наступающему после утомлению.

Нервное переутомление

Нервное переутомление тесно связано с физическим, поскольку симптомы, биохимические и физиологические показатели одинаковы, а разнится лишь природа фактора, приведшего к формированию патологического состояния. Нервное переутомление обязательно включает в себя и мышечную усталость. Именно поэтому значительные умственные нагрузки и психическое напряжение приводят к ощущению усталости в мышцах.
Поэтому после напряженного экзамена, лекции или урока люди вялые, усталые, с трудом двигаются, разбитые и т.д. Данное состояние легко преодолеть при помощи отдыха или снижения интенсивности нервного напряжения. Поэтому необходимо чередовать нервную работу и физическую, что обеспечивает некоторое восстановление, позволяющее выдержать нагрузку. Однако такая смена деятельности не заменяет отдых.

Нервное переутомление может проявиться в повышенном возбуждении, которое плохо снимается, а также снижении тактильной чувствительности. Нервное напряжение может быть различным и провоцировать переутомление с разной скоростью. Например, монотонное умственное напряжение (зубрежка, конвейерный труд ) быстро вызывает утомление, а творческий процесс, захватывающий воображение, позволяет работать продуктивно длительное время. Тип нервной системы также влияет на скорость утомления – меланхолики и холерики быстрее устают, чем сангвиники и флегматики. Напряженный эмоциональный фон (недоброжелательная обстановка, чувство страха перед задачей и т.д. ) также способствует развитию состояния переутомления с высокой скоростью.

Температура при переутомлении

Головная боль очень часто является основным признаком нервного переутомления, поскольку накапливаются продукты распада, и развивается сильное кровенаполнение сосудов мозга. Именно притоком крови в мозг при нервном переутомлении обусловлены носовые и ушные кровотечения , а также повышенная температура тела.
Температура объясняется расширением сосудов и приливом большого количества крови в периферическое русло на фоне обескровливания внутренних органов. Состояние переутомления характеризуется резко сниженным иммунитетом (иммунодефицитом ). На фоне иммунодефицита обостряются хронические инфекции и присоединяются новые, что также приводит к повышению температуры.

Часто применяемые стимуляторы

Работа в состоянии переутомления основана только на подстегивании организма как волевом, так и с помощью различных средств. Алкоголь, кофе , чай или сигареты являются довольно распространенными стимуляторами, однако могут принести лишь кратковременный всплеск работоспособности за счет мобилизации резервов с последующим истощением. Длительное время работы под действием стимуляторов приведет к полному расходованию резервов организма, после чего применение данных веществ не будет оказывать желаемого действия. Именно данное состояние является переходом хронической усталости в переутомление.

Переутомление у детей

Отдельного внимания заслуживает вопрос переутомления детей. Вообще дети утомляются быстрее взрослых. Многие дети после начала учебы в школе разительно меняются: вместо веселых, бодрых ребят вы видите вялых, апатичных, безразличных индивидуумов, постоянно страдающих головными болями, обмороками, нарушениями сна и т.д. Данное ненормальное состояние может пройти самостоятельно без специального воздействия после привыкания ребенка к новому ритму. Однако некоторые дети не могут привыкнуть к нагрузками, вследствие чего у них наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния. Дети раздражительны, невнимательны, апатичны, подвержены скачкам настроения, страдают головными болями, тахикардией , нарушениями сна, галлюцинациями , расстройством внимания, памяти и т.д. Любое воздействие может вызвать совершенно неадекватную реакцию.

Некоторые дети стараются скрыть свое психическое напряжение и научаются определенным правилам поведения в социуме. Однако это только кажущееся благополучие, поскольку расстройства функционирования высшей нервной деятельности (неврозы, эмоциональная лабильность, раздражительность, плаксивость и т.д. ) прогрессируют и становятся все более глубокими. Дети страдают переутомлением, поскольку подвергаются длительному воздействию некоего психоэмоционального фактора.

Наиболее частыми причинами развития нервного переутомления у детей являются следующие причины:

  • Неприязнь со стороны сверстников
  • Оскорбления со стороны сверстников
  • Ожидание насмешек
  • Состояние уязвлённой гордости
  • Чувство неполноценности, отсталости
  • Страх перед экзаменом, зачетом, контрольной работой и т.д.
  • Страх перед наказанием
Помимо стресса, испытываемого в школе, ребенок может иметь не комфортные психоэмоциональные условия дома, в семье. Некоторые родители применяют воспитательные меры традиционного свойства, то есть такие же, которым были подвергнуты в своем детстве. Такие традиционные формы воспитательного процесса не обязательно являются оптимальными, поскольку якобы «проверены временем». Напротив, одни и те же педагогические ошибки можно настойчиво повторять, ломая психику новых поколений. Поэтому необходимо ознакомиться с различными вариантами воспитательного воздействия и выбрать оптимальные для ребенка, которые будут соответствовать его потребностям и способностям как физическим, так и умственным и эмоционально-ментальным.

Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Каждодневное посещение музыкальной школы может привести к формированию нервного переутомления по типу патологического возбуждения с переходом в срыв или психоз . Помните, что переутомление развивается у перегруженных детей, которые выполняют непосильную умственную работу. Максимальное количество часов, посвященных умственной работе, не должно превышать 6 - 8 для детей разного возраста. Не нужно заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы.

Физическое переутомление у детей практически не встречается, поскольку ребенок инстинктивно перестает активно играть, почувствовав усталость и необходимость отдохнуть. Когда произойдет восстановление, ребенок вновь может играть в подвижные игры и тренироваться с максимальной нагрузкой. Если ребенок занимается спортом, то очень важно подобрать оптимальный режим тренировок, которые обеспечат гармоничное развитие, а не истощение с последующим переутомлением.

Понятие о восстановлении

Утомление и последующее восстановление может быть различным и зависит от целого ряда показателей:
  • Характер нагрузки
  • Интенсивность работы
  • Объем работы
  • Уровень тренированности
  • Предельные возможности каждого индивидуума
  • Способность быстро «переключаться», в том числе полностью расслабляться на короткий промежуток времени
Период, необходимый для восстановления после нагрузки, может быть разным и длится от минут до суток или недель. Быстрое восстановление свидетельствует о высоких адаптационных возможностях организма, что приводит к тренировке выносливости и результативности при выполнении различной работы. Физические и психические нагрузки в течение некоторого периода времени могут действовать на оргазм в двух противоположных направлениях:
1. Развитие резервов и возможностей с повышением работоспособности
2. Истощение с развитием переутомления

Методы стимуляции восстановления и их применение

Истощение организма наступает, если после нагрузки отсутствует адекватное восстановление. Восстановление после нагрузки замедляется с возрастом. Процессы восстановления можно проводить естественным путем или стимулировать их с целью укорочения необходимого временного промежутка. Приемы восстановления после перенесенной нагрузки делятся на несколько групп в зависимости от механизма, времени и условий проведения.

В основном сегодня применяются три группы восстановительных мероприятий:
  • Педагогические методы
  • Психологические методы
  • Медико-биологические методы
Причем можно использовать один метод восстановления или сочетание нескольких приемов из разных групп.

Педагогические методы имеют огромное значение, поскольку обеспечивают планирование тренировок и будущих нагрузок в оптимальном режиме.
Психологические методы помогают поддерживать адекватный эмоциональный фон и устойчивость психики. К психологическим методам относят аутогенную тренировку, самомассаж, мышечное расслабление и т.д.
Медико-биологические методы включают в себя адекватное питание, физиологические процедуры (гидромассаж , бальнеовоздействие, электровоздействие и т.д. ), средства растительного происхождения и адекватный режим дня.

Средства восстановления также подразделяются на общие и локальные. Общие средства (ванны, массажи , души ) помимо восстанавливающего воздействия способствуют укреплению и развитию организма. Локальные средства восстановления (электростимуляция, декомпрессия и т.д. ) помогают провести точечное воздействие на максимально натруженную мышцу. Восстановительные процедуры необходимо грамотно сочетать и чередовать, поскольку длительное применение одного и того же воздействия вызывает привыкание и не оказывает необходимого эффекта.

Осложнения

Поскольку состояние переутомления характеризуется нарушением соотношения адреналина и ацетилхолина в различных типах нервных синапсов (соединений ), то при отсутствии терапии приводит к развитию психических и неврологических нарушений, таких как невроз, истерии или нейроциркуляторная дистония и т.д. Хроническое переутомление может приводить к развитию большого числа соматических заболеваний, в патогенезе которых присутствует неврогенный компонент, например, к язвенной болезни , гипертонической болезни и т.п. Состояние длительного переутомления нарушает нормальную работу иммунной системы, что увеличивает восприимчивость к инфекциям, склонность к хронизации патологического процесса и длительное течение заболеваний. Вследствие нарушений внимания люди в состоянии переутомления подвержены травмам .

Профилактика

Чтобы избежать переутомления необходимо применять адекватные меры профилактики. Следующие простые действия помогут избежать развития переутомления:
  • Посильная физическая нагрузка в виде физической работы или тренировки
  • Увлечение, которое вас интересует
  • Положительные эмоции от общения с друзьями и близкими
  • Проанализируйте свои страхи, определите необходимые действия и выполняйте их поочередно
  • Используйте техники расслабления (аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика , медитация и т.д. )
  • Массаж
  • Отказ от сильнодействующих медикаментов (снотворных и т.д. )
  • Уменьшение потребления алкоголя и табака вплоть до полного исключения
Общие принципы профилактики развития переутомления основываются на исключении основной причины, приведшей к данному расстройству. Это означает, что периоды серьезного напряжения следует планировать заблаговременно и проводить необходимую подготовку с помощью тренировок. Напряжение психическое следует снимать при помощи физической нагрузки с последующим расслаблением. Если человек перенес тяжелое заболевание, операцию или психическую травму, то интенсивная физическая или умственная работа должна быть исключена до полного восстановления резервов организма.

Принципы лечения различных стадий

Принципы лечения переутомления основаны на снижении всех видов нагрузки, которая воздействует на организм. Переутомление I стадии подвергается терапии путем уменьшения психоэмоционального воздействия и соблюдения рационального режима дня в течение 2 - 4 недель. Для этого необходимо прекратить интеллектуальные занятия и сместить акцент на низкоинтенсивную физическую активность.
По мере восстановления следует вводить интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки также в течение 2 - 4 недель до уровня начала заболевания.

Ключевым в терапии переутомления II стадии является полных уход от повседневной деятельности на 1 - 2 недели, в течение которых необходимо отдыхать с применением специальных техник. Активный отдых заключается в прогулках на свежем воздухе, аутогенной тренировке, массажах и т.д. После такого периода отдыха и расслабления следует постепенно входить в обычный режим работы в течение 1 - 2 месяцев. На протяжении всего периода терапии необходимо неукоснительно соблюдать правильный режим дня.

Переутомление III стадии необходимо лечить в условиях клиники. Причем минимум 2 недели следует посвятить полному расслаблению, после чего столько же отвести на активный отдых. Далее 2 - 3 месяца проводится поэтапный возврат к нормальной жизнедеятельности. Весь период лечения следует любые нагрузки строго дозировать.

Основная роль в успешной терапии переутомления принадлежит ограничению роли и влияния провоцирующего фактора или их совокупности. Поэтому очень важно правильно выявить воздействие, которое привело к развитию патологического состояния. Медикаментозная терапия переутомления проводится назначением общеукрепляющих и специальных средств.

Наиболее часто применяют следующие группы медицинских препаратов:
1. Витамины (С, группа В, Е )
2. Успокоительные (валериана , проконсультируйтесь со специалистами .

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.