Методика диагностики семьи. Методы социально-психологической диагностики проблем семьи Методики выявления особенностей взаимоотношений в семье

2.16. Диагностики семьи и семейного воспитания.

Один из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения

Программа «Детство» предполагает реализацию совместных усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. На основе данной программы педагог может использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей.

В системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в социально-личностном развитии ребенка первичным компонентом выступает диагностика.

Первичная диагностика проводится в начале учебного года и направлена на изучении наиболее общих особенностей семейного воспитания детей группы, интересов и потребностей родителей в оказании психолого-педагогической помощи, выявлении трудностей семейного воспитания.

В дальнейшем воспитатель совместно со специалистами (психологом, старшим воспитателем) ДОУ реализует задачи психолого - педагогической диагностики, направленной на изучение семей проблемных дошкольников, особенностей взаимоотношения родителей и детей в таких семьях (промежуточная диагностика).

В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика, выявляющая интересы и потребности семей воспитанников детского сада, знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспитания предваряет создание образовательных педагогических программ для родителей, внесение изменений в различные аспекты педагогического процесса ДОУ, требующих участия и поддержки родителей.

Задачи и методы такой диагностики разнообразны и диктуются направлениями совместного с родителями воспитания детей в условиях конкретного дошкольного учреждения или отдельной группы. Примером такой диагностики может служить диагностика семейного воспитания старших дошкольников в системе психолого - педагогической поддержки семьи при подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе, представленная во второй части статьи.

В конце учебного года проводится итоговая педагогическая диагностика, цель которой определить эффективность проделанной работы, удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы, определение задач на будущее.

Диагностика, предваряющая взаимодействие педагога с семьей дошкольника направлена на:

    Определение педагогических интересов родителей, их потребностей в сотрудничестве с педагогами ДОУ.

    Изучение особенностей семейного воспитания, проблем конкретных родителей в воспитании детей.

    Изучение благополучия детско-родительских отношений, основных проблем в воспитании дошкольников.

Первичная педагогическая диагностика представляет собой комплекс методов, включающий наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени, беседа с родителями «Мой ребенок» , беседа с родителями «Наша семья и ребенок», Беседа для родителей «Наша семья и ребенок за общением родителей и детей в утренний отрезок времени и вечером.

В ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезок времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели:

    И ребенка на общение (ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно)

    Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком- взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно

    Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении - сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.

    Особенности воспитательной тактики родителя - при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.

    Типичная позиция, которую занимает каждый в общении - Лидер (указывает, направляет, заставляет, оценивает), Партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает), Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или др.

    Возникающие трудности, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.

Эти проявления взрослого и ребенка может дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, поможет понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Лучшему осознанию особенностей понимания родителями своих детей, проблем семейного воспитания будут способствовать беседа и анкетирование родителей.

Беседа для родителей «Мой ребенок »

(Модифицированный вариант О.И.. Бочкаревой)

Цель выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые особенности семейного воспитания.

Методика проведения . В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка,

Вопросы:

    Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)

    Считаете ли вы ребёнок ребёнка самостоятельным? Почему?

    Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?

    Насколько общителен с окружающими?

    Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

    Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?

    Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его вопросы?

    Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?

    Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

    Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?

    Решаете ли вы с ним его проблемы?

Результаты беседы позволяют воспитателю увидеть, каким представляется дошкольник его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье.

Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать анкетирование родителей.

Анкетирование родителей «Семейное воспитание»

Цель – изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании.

Методика проведения . Воспитатель предлагает родителям ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

да нет не вполне

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

а) СМИ;

б) специальные книги по педагогике;

в) беседы с друзьями и знакомыми;

г) беседы с педагогами

3. Как вы считаете, какая проблема в воспитании ребенка стоит на первом месте?

а) непослушание детей;

б) нарушение поведения детьми;

в) отсутствие времени у родителей;

г) влияние СМИ.

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5. Какие препятствия стоят на пути решения Ваших проблем? (Перечислите)

6. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

а) педагога-психолога;

б) воспитателя;

в) администрации ДОУ;

г) врача.

7. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка? Почему?

а) семья;

б) семья и воспитатель;

в) воспитатель.

8. В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и развитии Вашего ребенка?

а) занятия;

б) семинары;

в) родительские собрания;

г) наглядный материал;

д) литературу;

е) устную консультацию.

Полученные результаты данной методики позволят воспитателю, понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и обучении старших дошкольников.

Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»

Цель - выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку .

Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:

    Как вы отмечаете семейные праздники?

    Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?

    Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?

    Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?

    Какие дела Вы можете ему доверить?

    В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?

    Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?

    Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?

    Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?

    Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.

    Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?

    В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?

    В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).

    Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

    Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?

В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.

В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбираемых направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе первичной диагностики.

На следующем этапе диагностики (промежуточная диагностика) воспитатель подробнее исследует семьи тех детей, у которых наблюдаются поведенческие нарушения, проблемы взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень эмоционального благополучия в семье. Преодоление этих и многих других поведенческих проблем невозможно без изучения сферы детско-родительских отношений.

На этом этапе педагог совместно с психологом может использовать психолого-педагогические диагностики, позволяющие ему понять особенности детско-родительских отношений проблемных семей: и беседы с ребенком «Семейное интервью» (Захаров А.И.), «Родительское сочинение» (автор Столин В.В., адаптация Тащиевой А.И.), анализ детских рисунков на тему «Моя семья».

«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)

Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Методика проведения. В свободной беседе ребенку задаются следующие вопросы:

1. С кем ты живешь дома?

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.

3. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).

Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.

4. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)

Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.

5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?

6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?

Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом - страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.

Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей.

Родительское сочинение

Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».

Инструкция

«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Анализ результатов.

Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.

Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия - антипатия, близость - отдаленность, уважение - неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

Симпатия

- любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

- употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

- смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

Антипатия

- негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

- неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

- раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

- негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

- неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.

Уважение

- высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

- указание в личности ребенка социально одобряемых черт;

- отношение к ребенку как к равному.

Неуважение

- отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

- отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

- указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

- указание на социально неодобряемые черты ребенка.

Близость

- ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т.д.);

- хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);

- употребление прямой речи;

- беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

- оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

- взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых.

Отдаленность

- отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

- взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

- описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;

- противопоставление «он» - «мы»;

- формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

- постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит в дальнейшем воспитателю наладить контакт с семьей воспитанника.

Наряду с традиционными методами изучения особенностей семейного воспитания (наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и детьми) в ходе предварительной диагностики целесообразно использовать и сравнительно новые методы, некоторые из которых вошли в педагогическую практику из психологии и психотерапии. Это анализ детских рисунков на тему «Моя семья», Проективная беседа с детьми «Чтобы бы ты сделал» (модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»), диагностические игры «Семья» (автор - Т.И. Пухова, модификация В.И. Худяковой), «День рождения» М. Панфиловой и другие.

Анализ детских рисунков на тему «Моя семья»

Цель изучить переживания и восприятие ребёнком своего места в семье, отношение ребёнка к семье в целом и к отдельным её членам.

Стимульный материал . Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21*29 см), 6 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), стирательная резинка.

Методика проведения: детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется . После рисования может быть проведена беседа с ребенком.

После выполнения задания ребёнку задаются вопросы :

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Кто это придумал?

5. Им весело или скучно? Почему?

6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

7. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи; что значат для него определённые детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). Нельзя настаивать на обязательном ответе, если ребёнок не хочет отвечать – он может не отвечать.

Анализ структуры рисунка .

Обычно, ребёнок переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи - это эмоциональный конфликт. Варианты:

1. вообще не изображены люди;

2. изображены только не связанные с семьёй люди (травматические переживания, связанные с семьёй; чувство отверженности, покинутости; чувство небезопасности, большой уровень тревожности);

3. уменьшение состава семьи, «забывают» рисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения (ребёнок разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу, избегает негативных эмоций; конкуренция с братьями или сестрами, ребёнок «монополизирует» любовь и внимание родителей);

4. вместо реальных членов семьи ребёнок рисует маленьких зверушек, птиц (ребёнок идентифицирует зверей и птиц с братьями и сёстрами, чьё влияние в семье стремится уменьшить);

5. вместо реальной семьи рисует воображаемую семью (зверят, семью в волшебной стране, игрушки) - возможно ребёнок ощущает эмоционально отвержение в своей семье;

6. ребёнок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя (ребёнок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности; ребёнок чувствует отвержение);

7. увеличение состава семьи (дети часто включают в рисунок посторонних людей, дополнительно нарисован ребёнок того же возраста - выражение потребности в равноправных, кооперативных связях, дополнительно нарисованы взрослые или вместо родителей - поиск человека, способного удовлетворить потребность ребёнка в близких эмоциональных контактах, возможно символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности);

8. расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые особенности взаимоотношений в семье: сплочённость семьи (благополучие, восприятия целостности семьи, включённость в семью); разобщённость членов семьи (низкий уровень эмоциональных связей); ребёнок рисует себя отдалённо (чувство невключённости, отчуждённости); отделение другого члена семьи (негативное отношение ребёнка к нему, иногда наличие угрозы, исходящей от него);

9. выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.

Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.

Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров нарисованных фигур семьи- ребёнок старшего дошкольного возраста может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для ребёнка размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование.

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Большие, занимающие весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети.

Необходимо обратить внимание на выражение отношения ребенка к нарисованному члену семьи с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям.

Для того, чтобы полнее изучить особенности взаимоотношений старших дошкольников с близкими в семье может быть использована проективная беседа с ребенком.

Проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?»

(Модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»)

Цель – изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с близкими людьми.

Методика проведения : ребёнку предлагают обсудить по очереди 6 ситуаций

1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы и т.д.), и у тебя плохо получается. Кого ты позовёшь на помощь?

4. Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в семье испытуемого ребенка более значим, кому он доверяет.

Игровая методика «Семья»

(автор Т.И. Пухова, модификация И.В. Худяковой)

Цель - исследование семейного опыта дошкольника и некоторых личностных особенностей ребенка.

Стимульный материал : в игровой ситуации предлагается использовать шесть кукол (медведей), условно обозначающих членов семьи, и набор мебели или пластмассовый конструктор, оперируя которым дошкольник самостоятельно может выступать в качестве режиссера игры.

Методика проведения .

Сначала воспитатель предлагает ребенку поиграть в «семью». Для этого дошкольнику предъявляется набор персонажей (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка), пластмассовый конструктор, из которого предстоит построить дом, предметы мебели, обстановку для «семьи». Затем взрослый предлагает ребенку выбрать персонажей, которые будут являться членами его семьи.

На этом этапе фиксируется первичный выбор персонажа, наличие персонажа в игровой ситуации, продолжительность действия с ним. За первичный выбор персонажа насчитывается 1 балл, за наличие персонажа в игровой ситуации - 1 балл, за продолжительность действия с ним - тоже 1 балл. Таким образом, максимальная сумма баллов составляет 3 балла. Затем полученные баллы суммируются и данные вносятся в обобщающую таблицу (Условные обозначения: М. - мама, П. - папа, Р. - ребенок, Др. - другие) (см. табл. 1).

Таблица 1. Введение в игровую ситуацию (в процентном выражении)

Ф.И. детей

Первичный выбор персонажа

Наличие персонажа в игровой ситуации

Продолжительность действий с персонажем

М.

П

Р

Др.

М

П.

Р.

Др.

М.

П.

Р.

Др.

Данный этап диагностики по количеству набранных баллов, позволит воспитателю понять какой персонаж (член семьи) для ребенка наиболее важен и значим, с кем дошкольник хотел бы тесно взаимодействовать.

Второй этап методики состоит из игровой ситуации и беседы с ребенком. Сначала ему предлагается сделать мебель и обстановку для персонажей, затем - показать и рассказать, что они делают. В процессе игры ребенку задаются следующие вопросы: «Что мама (папа) делает дома? Что ты делаешь в это время? С кем? Почему? Что будет дальше? Чем все закончится? Почему?» Фиксируется количество пассивных действий с персонажем (нейтральные, соглашающие, оппозиционные), активных действий (инициирующие, поддерживающие, результирующие) (см. табл. 2). В специальном протоколе отмечаются все сопровождающие высказывания ребенка (см табл. 3). За каждое действие или высказывание насчитывается 1 балл, затем баллы суммируются и заносятся в таблицу.

Таблица 2. Характеристика предметных действий персонажей

Ф.И. детей

Активные действия

Пассивные действия

М.

П.

Р.

Др.

М.

П.

Р.

Др.

Большое количество баллов зафиксированных в таблице говорит о желании (активные действия) или нежелании (пассивные действия) ребенка взаимодействовать с тем или иным членом семьи.

Таблица 3. Протокол фиксации детских высказываний.

Фамилия имя ребенка _______________________________________

Возраст ребенка ____________________________________________

Высказывания ребенка по отношению к персонажам

Мама

Папа

Ребенок

Другие

На этом этапе воспитатель, анализируя детские высказывания, сможет выяснить особенности отношений ребенка с предполагаемым членом семьи.

На следующем этапе, после того как ребенок закончил играть, воспитатель вместе с ребенком убирает материалы и беседует с ним, используя вопросы: «Кем ты станешь, когда вырастешь? Хочешь ли ты быть похожим на маму (папу)? Почему? Какая (ой) у тебя мама (папа)? Ты каким (какой) будешь?».

Речь ребенка фиксируется, отмечается характер высказываний (нейтральный, негативный, позитивный) по отношению к персонажу, их количество (за каждое высказывание по одному баллу) (например, см. табл. 4). Это позволит воспитателю определить, как ребенок эмоционально настроен на каждого члена его семьи.

Таблица 4. Характеристика экспрессивности высказываний по отношению к персонажам

Ф.И. детей

Нейтральные высказывания

Позитивные высказывания

Негативные высказывания

М.

П.

Р.

Др.

М.

П.

Р.

Др.

М.

П.

Р.

Др.

Благодаря этой методике воспитатель может изучить восприимчивость ребенка к педагогическим воздействиям взрослых в семье, его откликаемость на данные воздействия. Методика также позволяет выявить адекватность стратегии общения родителей с ребенком их педагогическим позициям и его личностной позиции, т. е. насколько их педагогические устремления совпадают с потребностями ребенка соответствовать идеалам и желаниям взрослых.

Методика «День рождения» (автор М. Панфилова)

Цель методики – изучить эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношений старших дошкольников с членами семьи.

Методика проведения .

Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Если ребенок маленький можно использовать и заготовку - большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг.

Ребенку дается следующая инструкция – «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки что это? Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой.

- Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?

Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора - внутри. После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос:- Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики? Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?

- Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики»».

Анализ результатов: При оценке результатов обращают внимание на следующие показатели:

1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавляются новые - желает общаться в широком кругу;

б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) - желает общаться, но только с близкими людьми, в ограниченном кругу;

в) выбираются игрушки, предметы, животные - несформированная потребность в общении или проблемы в общении с близкими.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: чем ближе люди располагаются рядом с ребенком, тем более близкие, доверительные, приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а) количественное преобладание взрослых или детей, Или предметов - наличие опыта общения с ними;

б) половое преобладание в общении - наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;

в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) - значимость соответствующей среды в общении.

Результаты данной методики дадут возможность воспитателю изучить социальное окружение ребенка, его эмоциональное отношение к этому окружению, расположенность дошкольника к общению с членами семьи.

Анализ результатов диагностики на данном этапе позволит воспитателям изучить особенности и проблемы детско-родительских отношений, понять, насколько дети ориентированны на взаимодействие с членами собственной семьи, изучить семейный опыт дошкольника, его эмоциональное и коммуникативное отношение к социальному окружению.

Старший дошкольный возраст - это возраст, когда особое внимание семьи и самого ребенка нацелено на подготовку к школьному обучению. Поэтому педагогическая диагностика является условием оптимизации подготовки детей к обучению в школе в системе психолого-педагогического сопровождения семьи. Воспитатель здесь может использовать такие методы, как анкетирование (анкеты: «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (Автор А. Колеченко), анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка») и проективная методика «Как я представляю своего ребенка в школе».

Анкета для родителей «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (Автор А.Колеченко)

Цель – выяснить, готовы ли родители к принятию новой социальной роли их ребенка.

Предъявление задания . «Уважаемые родители! Чтобы проверить, насколько вы готовы быть родителем школьника, предлагаем заполнить анкету.

Верно ли утверждение...

Да

Нет

1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока - непосильная нагрузка для маленького ребёнка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребёнок может хорошо учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны

дружить.

8. Боюсь даже думать о том, что мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребёнок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребёнка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка.

15. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе?»

Всего

Анализ результатов.

Воспитатель подсчитает количество баллов.

Если ответов «да» 4 или менее - родители вполне готовы принять новую социальную роль своего ребёнка.

Если ответов «да» от 5 до 10 - у родителей возможны трудности в будущем школьном обучении их детей.

Если ответов «да» 10 и более - родителям, возможно, необходима помощь специалиста (педагога-психолога)по решению возможных проблем.

Необходимо обратить внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание; тонкую моторику.

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли ребенок общаться с другими детьми.

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.

Полученные результаты данной методики дадут возможность воспитателям помочь родителям научиться предвидеть и избегать проблем школьной адаптации.

Анкета « Мое мнение о школьной жизни ребенка» (Е.П. Арнаутовой)

Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка.

Предъявление задания . Родителям предлагается ответить на вопросы, касающиеся их понимания значимых и связанных с семейной жизнью ребенка факторов по готовности к школьной жизни.

1. Что лично для Вас означает выражение: «Уметь учиться в школе»? (Нужное подчеркните, при необходимости дополните.) «Получать хорошие оценки», «слушаться учителя и не шалить», «знать и выполнять все правила школьной жизни»._______________

2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в семье? (Да, нет, трудно сказать.) Если да, то в чем она проявляется?___________________________________________

3. Когда ребенок пойдет в школу, Вы (нужное подчеркните, дополните при необходимости): усилите требовательность и контроль; возьмете на себя основную заботу о новых обязанностях ребенка, как-то иначе проявите свое участие.____________________

4. Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать новое и учиться в школе? (Да, нет, трудно сказать.) Почему Вы так считаете?_______

5. Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребенка к школе, вызвавшая у Вас интерес? (Да, нет, не помню.)____________

Обработка данных

Подсчитывается процентное соотношение ответов на вопросы. Анализируется, в чем родители видят роль семьи в предверии школы (вопрос 2), склонны ли дублировать функции общественного воспитания, в чем видят свою особую роль, каких методов воздействия придерживаются (вопрос 3). На основе анализа результатов этой методики может быть сделано предположение о понимании родителями значимых и связаных с семейной жизнью ребенка факторов по готовности к школьной жизни.

Рисуночная методика для родителей «Как я представляю своего ребенка в школе» (Е.П. Аранаутова)

Цели: изучение переживания взрослыми встречи со школой; видение родителями будущих первоклассников школьной действительности своих детей.

Методика проведения. Родителям предлагается дома рисовать на тему «Как я представляю своего ребенка в школе».

Анализ полученных результатов.

    Родители, проецируя в рисунках жизненные перспективы ребенка, чаще изображают то, каким хотят видеть своего ребенка (ожидания), реже - каким не хотят (опасения). Не следует оценивать рисунки как «хорошие» или «плохие».

    На рисунках можно увидеть представления родителей как, в чем они видят школьные перспективы детей: на уроке с учителем и одноклассниками, в общении только с учителем или только со сверстниками, с самим собой, с предметным миром школы или жизнью за ее пределами. Ребенок нередко представлен в образе идеального ученика, отличника, победителя олимпиады. Его изображают собранным, любознательным, усидчивым, инициативным, волевым, т.е. в качестве эталонов выступают высокие социальные показатели личностной зрелости.

    При выполнении родителями задания обнаруживаются части рисунков, в которых авторы как бы оставляют в школьных перспективах своего ребенка кусочек детства. Это может быть, например, высовывающаяся из портфеля любимая игрушка, иногда ребенок держит ее в руке. Это может выступать как свидетельство готовности родителя воспринимать право ребенка оставаться маленьким. Когда родители включают в пространство школы ситуации, которые казалось бы напрямую к учебе не относятся, это объясняется способностью взрослого видеть жизненные перспективы ребенка, не ограниченные учебой и школьными отметками, желанием принимать своего ребенка таким, какой он есть.

    Бывают рисунки, в которых родители изображают фигуру ребенка лет на десять старше сегодняшнего возраста. Можно предположить, что ему приятнее оставаться в настоящем, в каждом текущем дне.

    Нередко рисунки родителей изобилуют многочисленными отметками «отлично», которые либо «высыпаются» из портфеля, либо стоят в тетради. Необходимо обратить внимание родителей на фантазии, связанные с ожиданием от ребенка особой исключительности.

Полезно для осознания родителями собственных проекций сформулировать вопрос о том, будет ли симпатичен самому ребенку тот образ, который изобразил в своем рисунке взрослый? Захочет ли ребенок следовать ему? Что совпадает и что расходится в представлениях о школьной действительности в рисунках родителей и детей?

Вопросы по рисункам родителей (в письменном виде):

1. Вы нарисовали свои ожидания или опасения?

2. Каким получился образ ребенка: положительным или отрицательным? Какой он в вашем представлении ученик, школьник?

3. Что вы делаете сегодня, чтобы образ ребенка-школьника становился реальностью? Какими правами и ответственностью вы готовы наделить ребенка? Что ему позволено и что запрещено в роли ученика?

4. Проявились положительные представления о школе?

Результаты диагностики позволят воспитателям выяснить, необходима ли помощь родителям по вопросу готовности детей к школе, готовы ли родители к новой социальной роли их ребенка, а также определят особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка, изучат переживания родителями о встрече со школой; как они видят школьную действительность своих детей.

В ходе итоговой диагностики педагогам важно увидеть, произошли ли какие-нибудь изменения в педагогической позиции родителей, какими умениями в воспитании детей они овладели. Для этого воспитатели могут воспользоваться такими методами, как анкетирование родителей (Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей), беседа с детьми «Семья глазами ребенка».

Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей.

Цель – определить уровень педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей.

Предъявляемое задание. Воспитатели предлагают родителям отметить в анкетном бланке готовые ответы на предлагаемые вопросы.

    На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка:

а) слушаете передачи по радио и телевидению;

б) посещаете лекции для родителей;

в) на основе рекомендаций педагогов;

г) используете жизненный опыт;

д) читаете педагогическую литературу.

    Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными:

а) поощрение; б) наказание; в) требование; г) убеждение; д) приучение.

    Какие виды поощрения вы используете чаще всего:

а) словесная похвала; б) подарки; в) ласки.

    Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:

а) физическое наказание; б) словесная угроза; в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды.

По результатам анкетирования воспитатель сможет определить насколько повысился уровень педагогической культуры родителей, сравнив с результатами первичной диагностики.

Беседа со школь «Семья глазами ребенка».

Цель – определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях.

Методика проведения. Детям предлагается в свободной беседе ответить на вопросы.

Вопросы :

    Любишь ли ты свой дом, своих родных - папу, маму? Почему?

    Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?

    Помогаешь ли ты маме по хозяйству?

    Во что ты больше всего любишь играть дома?

    С кем из своих родных ты чаще всего играешь?

    Чем ты занимаешься с папой (с мамой) дома после возвращения из детского сада?

    Ссоритесь ли вы с папой (с мамой)?

    Ссорятся ли твои родители?

    Наказывают ли тебя папа, мама за плохие поступки, как они это делают?

    С каким праздником твой папа поздравляет маму, тебя?

    Чем ты любишь заниматься в выходные дни, когда все взрослые дома?

    Любишь ли ты слушать, когда старшие читают тебе книжки?

    Есть ли у тебя любимая книжка, про кого она?

    Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?

    Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?

    Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?

    Кого ты пригласила (пригласил) к себе на день рождения?

    Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?

    Любишь ли ты с ним играть, как?

    Есть ли у тебя сестры, братья, во что ты с ними играешь?

    Заступаются ли за тебя твой брат (сестра)?

    Жалеют ли тебя, если тебе плохо, больно, если тебя обидели?

    Жалеешь ли ты своих родных, если у них болит голова или они устали?

Данная методика позволит педагогам увидеть какие изменения произошли в отношениях школьников и их родителей, где необходимо провести дополнительную коррекционную работу.

План лекции:

1. Понятие о семейной диагностике.

2. Общие схемы семейной диагностики.

3. Диагностика структуры семьи.

4. Изучение семейной истории.

5. Диагностика супружеских взаимоотношений.

6. Диагностика детско-родительских отношений.

7. Диагностика эмоционального состояния членов семьи.

8. Исследование семьи, ожидающей ребенка.

1. Понятие о семейной диагностике .

Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, семьей и детьми). Ключевой момент в этой работе - получение полной и объективной информации.

ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. душа и способный распознавать) - область психологической пауки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Семейная диагностика – это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая,

структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.

Психодиагностика в семейной консультации существует в двух основных формах .

Во-первых , это психодиагностика, позволяющая дать ответ на ряд стратегических вопросов: может ли консультант сам оказать эффективную помощь в данном конкретном случае, если да - то кто, прежде всего является объектом помощи и предметом воздействия: ребенок, его родители, семья в целом; если нет - то к каким специалистам направить клиентов? В ряду тех же психодиагностических задач стоит задача выбора способа воздействия: индивидуальная работа с родителем, с супружеской парой, с семьей в целом, с ребенком и родителем, в группе детей, в группе родителей. Такая диагностика осуществляется с помощью беседы, опросников, проективных методов и других. Результаты психодиагностического обследования анализируются после встречи с клиентом; часть работы может быть выполнена не тем же психологом, который непосредственно занят в консультативном процессе, а его коллегой.

Во-вторых , это психодиагностика, осуществляемая во время коррекционного воздействия, т. е. в процессе консультирования, психотерапии, психологической коррекции и благодаря этим процессам. Реакция клиента на психолога или на других клиентов, если речь идет о групповой работе, реакции детей на психолога и друг на друга, поведение в ходе психотерапии - все это становится важнейшим психодиагностическим материалом, на основе которого определяется тактика консультирования.



Психологическая диагностика начинается в процессе первой встречи в консультации, когда излагаются основные жалобы и причины обращения в консультацию. Основная функция первой встречи - это установление психологического контакта с клиентом и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности. В результате первичной психодиагностики консультант может направить клиента к другим специалистам к, психиатру, юристу, дефектологу; он может прийти к заключению, что в помощи нуждается прежде всего сам клиент, независимо от того, на кого он жалуется. Консультант может прийти к выводу, что целесообразно наследующую встречу пригласить всю семью, супружескую пару или только одного из членов семьи; он может также, прийти к выводу, что «случай» необходимо передать коллеге.

В работе с семьёй используются такие методы как: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

Основные сложности в диагностической работе с конкретной супружеской парой, имеющей определённые проблемы, определяются сущностью семьи как малой социальной группы, это влечёт за собой специфику существования различного рода межличностных отношений. Вариативность данных напрямую зависит от состава семьи, поскольку каждый её член будет одновременно и объектом и субъектом семейного взаимодействия. Для психодиагноста так же представляет сложность комплексный и одновременно дифференцированный подход к семье в целом и к каждому из её членов в отдельности. Сама структура межличностных отношений в семье многообразна и в основном зависит от роли, отведённой каждому из членов семьи. Основной задачей диагностики является выделение этой особенности и выявление специфики осуществления членами семьи .

Так же на планирование психодиагностического исследования и способ интерпретации результатов влияют теоретические воззрения самого исследователя. А.Н. Волкова и Т.М. Трапезникова указывают, что «сбор информации предполагает наличие у консультанта определённой модели семьи и брака, возможных источников их дестабилизации. Концептуальные установки консультанта служат упорядочению получаемой от клиента информации. Однако теория семьи и брака ещё далека от завершённости. Это приводит к значительным расхождениям в методах и характере собираемой информации, её интерпретации и использовании». Следовательно, является необходимым краткое обоснование выбора методик при планировании диагностического исследования супружеской пары.

При планировании диагностического обследования супружеской пары, помимо уже указанных моментов, также необходимо учитывать следующие: 1)социально-психологические характеристики семьи; 2)историю супружеской пары; 3)структуру семьи и ролевое взаимодействие; 4)особенности эмоциональных отношений супругов; 5)типичный характер конфликтов; 6)микроокружение семьи; 7)стадию супружества .

Методики, используемые при диагностике, должны соответствовать следующим критериям: 1) быть достаточно простыми в обработке; 2) быть доступными пониманию испытуемых; 3) не требовать много времени для выполнения; 4) быть связанными с основной темой консультирования; 5) по возможности, давать максимум информации при минимальном количестве тестов . Необходимо установить доверительные отношения с супружеской парой и обеспечить конфиденциальность как самого обследования, так и полученных результатов и выводов согласно профессионально-этическим нормам психолога-диагноста. Подбор методик для диагностики отношений в супружеской паре зависит от целей и задач исследования.

Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстикис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное - неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность. Методика состоит из 21 утверждения, результаты интерпретируются по трём шкалам: 1) субшкала вины; 2) субшкала тревожности; 3) субшкала напряжённости.

Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность - автор А.Н.Волкова, модификация В.И. Слепковой) - предназначен для диагностики трёх феноменов отношений: понимания партнёра, эмоциональной привлекательности партнёра, уважения к партнёру. Каждая из шкал содержит 15 вопросов. Шкала понимания позволяет судить о наличии у клиента образа партнёра, который позволяет ему адекватно вести себя по отношению к нему. Эмоциональная привлекательность измеряется рядом проективных вопросов, позволяющих судить о притяжении к партнёру, принятии его личностных проявлений. Шкала уважения позволяет судить о мере авторитетности, значимости, референтности супруга в глазах другого.

Тест-опросник удовлетворённости браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворённости - неудовлетворённости, а также согласования - рассогласования удовлетворённости браком в конкретной супружеской паре. Опросники применяют индивидуально в консультативной практике и в процессе исследования той или иной социальной группы.

Методика «Реакции супругов на конфликт» (А.С. Кочарян, Г.С. Кочарян, А.В. Киричук) направлена на диагностику восприятия и понимания супругами друг друга и конфликтной ситуации, также диагностируются индивидуально-специфические защитные паттерны супругов. Опросник состоит из 89 утверждений, которые объединены в 8 шкал: неконструктивные установки на брак, депрессия, протективные механизмы, дифензивные механизмы, агрессия, соматизация тревоги, фиксация на психотравме, контрольная шкала.

Методы диагностики и психологической помощи для детей в первую очередь зависят от возраста ребёнка. К основным методам диагностики следует прибавить ещё и такие методы как игровая терапия, арттерапия и сказкотерапия.

Игровая терапия - является методом психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе методики, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию тёплых отношений между участниками группы, снимает напряженность, стресс, тревогу, страх, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. В процессе игровой терапии индивид может продемонстрировать свои негативные установки, выразить свой страх или гнев по отношению к членам семьи или другим значимым людям. Свобода говорить и выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать самого себя и других, позволяют человеку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы.

Основной целью арттерапии является гармоничное развития личности посредствам развития способностей самовыражения и самопознания. Основной техникой арттерапевтического воздействия является активное воображение, которое направлено на столкновение лицом к лицу сознательного и бессознательного. В качестве одного из возможных коррекционных механизмов, может выступать сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает интерпретировать вытесненные переживания, дисциплинировать группу, повысить самооценку клиента, помочь человеку осознавать свои ощущения и чувства. В качестве материалов для проведения арттерапии используются краски, карандаши, пластелин. Арттерапия может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой форме/

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказкатерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Целью изучения семьи является, во-первых, установление семейного диагноза, т. е. выявление в жизне­деятельности определенной семьи тех нарушений, которые участвуют в воз­никновении, хронификации нервно-психического расстройства у одного или нескольких ее членов; во-вторых, выявление тех психологических осо­бенностей семьи и ее членов, от кото­рых зависит коррекция нервно-психи­ческого расстройства. Задача изучения семьи весьма сложна. Это обусловлено следующи­ми обстоятельствами:

1. Сложностью семьи как соци­альной и психологической системы. Семья включает в себя большое чис­ло всевозможных отношений, взаи­мосвязей. В формировании этих отно­шений участвует значительное коли­чество личностных особенностей чле­нов семьи, социальное окружение семьи, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т. д.

2. Отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понима­ния ее сущности и структуры. Нет пока единой теории, которая выпол­няла бы роль теоретического базиса для изучения семьи, методика ее изучения, делает пока еще первые шаги.

3. Затрудняет изучение семьи и скрытность (интимность) многих происходящих в ней событий, а так­же их изменчивость, отсутствие чет­ких контуров.

Семейная психодиагностика – вид психологической помощи, который направлен на распознание, измерение социально-психологических феноменов семьи, личностных особенностей ее членов и выявление различных типов семейных проблем.

Во многих отечественных практикумах по психодиагностике семьи (например, Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2006. Слепкова В. И., Заеко Т. А. Психологическая диагностика семейных отношений. – Мозырь: Содействие, 2006. Райгородский Л. Я. (ред.-сост.) Диагностика семьи: методики и тесты. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004) отсутствуют задачи, предмет, объект и принципы диагностики семьи.

Понимание и овладение методологией психодиагностики семьи означает овладение психодиагностической культурой, необходимой для профессионального самосовершенствования специалиста психолого-социального профиля, работающего с семьей.

Остановимся на некоторых важных методологических вопросах диагностики семьи.

1. Задачи диагностики семьи можно разбить на три группы:
выявление основных параметров семьи, которые необходимо учитывать при ее социально-психологическом анализе.
выбор методов для получения необходимых сведений о семье и для оказания на нее социально-психологического воздействия.
определение показаний к семейной диагностике – в каких случаях при изучении трудностей клиента или определенного психического расстройства необходимо обращаться к анализу семьи?


2. Предмет психодиагностики семьи – методы классификации типов семьи, методики психодиагностического исследования семьи и постановки семейного диагноза; объект психодиагностики семьи – семья и отдельные ее члены; субъект психодиагностики семьи – специалист, работающий с семьей (психолог, социальный работник).

3. Семейный диагноз – это, во-первых, выявление в жизнедеятельности семьи тех нарушений, которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и психических расстройств. Во-вторых, это выявление тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция этих нарушений и которые нужно учитывать при выборе метода оказания помощи (психологической или социальной) и при ее осуществлении [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2003].

4. Основная цель специалиста при работе с семьей – постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Все практические задачи связаны с учетом социальных и психологических различий между людьми и требуют работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий – психодиагностические методики изучения семьи.
5. Классификация психодиагностических методов изучения семьи.
Психодиагностические методы изучения семьи – это инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания [Куликова Т. А., 2000].

В научной литературе отсутствует единый подход к пониманию оснований для выделения классификации методов диагностики семьи. Примеры классификаций:

Стандартизованные и неформализованные методики диагностики семьи [Малкина-Пых И. Г., 2006];

Методы диагностики взаимоотношений молодых людей в добрачный период; методы диагностики супружеских отношений; методики, предназначенные для изучения детско-родительских отношений [Силяева Е. Г., 2004];

Методики обследования семьи как целого, как системы; методики обследования родительско-детских отношений; методики обследования супружеской подсистемы [Линдерс А. Г., 2006].

Разнообразие классификаций обусловлено многоаспектностью практической деятельности специалистов, работающих с семьями, а также недостаточно полно раскрытыми возможностями психодиагностики.

6. Принципы психодиагностики семьи.

Психодиагностика семьи имеет собственные научные принципы, отражающие специфические особенности диагностической функции специалиста, работающего с семьей:

Принцип конкретности;

Принцип ориентации на выявление индивидуальности;

Принцип безоценочности;

Принцип трансформации взаимодействия семьи с окружающей реальностью.
Принцип конкретности подчеркивает относительность психологического диагноза. Организация психодиагностического обследования, выбор диагностируемых психических образований определяются соответствием особенностям жизненного цикла и состояния семьи тем требованиям, которые предъявляет конкретная жизненная ситуация.
Принцип конкретности обязывает учитывать, что результаты диагностики могут быть ситуативными. Они зависят от социального и психологического смысла ситуации для обследуемого (семьи или ее члена), от его актуального состояния, готовности взаимодействовать с специалистом. Кроме этого, специалисты должны понимать, что в семье не бывает локальных проблем: все члены семьи связаны между собой, все они влияют друг на друга и на свое окружение.
Принцип ориентации на выявление индивидуальности предполагает признание уникальности внутреннего мира семьи, неповторимости ее жизненного цикла, предыстории и истории развития.
Принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев (например, «плохое состояние», «хорошая коммуникация» и т.п.) в процессе выявления психологических и социальных особенностей семьи и при постановке семейного диагноза. Все психические особенности выполняют адаптационную функцию, что делает их целесообразными и необходимыми для обеспечения самосохранения и развития семьи в изменяющихся условиях жизнедеятельности.
Принцип трансформации взаимодействия семьи с окружающей реальностью занимает особое место. Он во многом определяет не только ход психодиагностического обследования, но и содержание психодиагностических гипотез, консультирования по результатам обследования. Его суть заключается в том, что семья как объект психодиагностики включается в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Изменения, происходящие сегодня, во много раз превышают темп естественного биологического и социального развития семьи, что, безусловно, отражается как на трансформации социально-психологических особенностей современной семьи, так и на содержании ее взаимодействия с миром.
Э. Г. Эйдемиллер выделил основные принципы диагностической работы с семьей в процессе оказания психологической помощи:
1. Единство диагностики и социально-психологической помощи. Наряду с традиционной задачей психодиагностики – определением актуального состояния развития семьи и ее членов – процесс диагностики используют для:
стимулирования мотивации клиента к самопознанию и самосовершенствованию;
выявления недостатков в развитии тех или иных особенностей личности, которые важны для гармонизации отношений в семье и их стабилизации;
выбор такой формы поддержки, которая необходима и достаточна для данной семьи;

Отслеживания изменений, происходящих в отношениях между членами семьи на различных этапах психологической работы.
2. Экономичность и компактность при использовании комплекса психодиагностических методик.

4. Максимальная приближенность диагностики к естественным жизненным условиям.

5. Направленность диагностической работы на выявление имеющихся у семьи и каждого из ее членов ресурсов развития и самопомощи.

6. Исследование семьи в ее развитии. Специалисту важно знать историю жизни семьи, семейные мифы, семейные ценности и правила, особенности коммуникации как внутри семьи, так и с внешней средой [Эйдемиллер Э. Г., 1996].

Установление психологического диагноза семьи представляет собой восстановление истории ее развития таким образом, чтобы актуальные семейные проблемы находились в контексте всего развития.

В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений. Семейная психодиагностика может осуществляться с помощью психоаналитического интервью, клинической беседы, комплексного психологического обследования, проективных тестов (методика Рене Жиля, “семейная социограмма”, техники семейного рисунка и др.) и различных опросников и тестов (методика оценки межсемейного конфликта, шкала семейного окружения, тест-опросник родительского отношения, тест супружеских отношений, опросник удовлетворенности браком, методика РОП, тест “Характер взаимодействия супругов в конфликтах”, опросник “Анализ семейной тревоги” и др.).

Ольга Крошухина
Методики диагностирования семьи

В современной педагогике существует большое разнообразие методов оказания помощи и поддержки семье в трудной ситуации . Одним из важнейших является диагностика , исследование семьи , применяющаяся для изучения особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем.

Семейная диагностика занимается выявлением особенностей взаимоотношений в семье , а также позволяет установить характер влияний семьи на психологические характеристики ребёнка, определить направление и формы психологической помощи семье , выбрать наиболее эффективные варианты решения семейных проблем.

Я вам дам краткую ориентировочную классификацию диагностических методик , сгруппированных по решаемым с их помощью задачам. Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками . Наиболее ценные методики обладают универсальностью - они могут успешно применяться для решения разных задач. И ещё одним ведущим основанием методической классификации методик является мера объективности-субъективности, которой обладают ее результаты.

В случае объективных методик влияние исполнителя (диагноста ) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты , напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Не существует жесткой границы между двумя классами.

Существует ряд промежуточных вариантов методик , обладающих и определенными признаками объективности, и определенными признаками субъективности.

Следует помнить, что большинство методов личностной психодиагностики следует считать прерогативой специально подготовленного психолога.

Классификация методик :

1. Объективные тесты с выбором ответа. Результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме норматива, то есть имеются объективно правильные и неправильные ответы.

2. Опросники. Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на вопрос. Но ключ к в этом случае определяется не нормативом, а с помощью особых психометрических процедур. Опросники применяются в большей степени для диагностики личностных черт , а также установок, ценностных ориентации, самооценки.

3. Методики субъективного шкалирования. В этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики . Испытуемый оценивает объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом.

Очень широко используются в школьной практике методики шкалирования . Наиболее простые из них привлекают школьных психологов именно простотой проведения, прозрачностью интерпретации, возможностью как бы заглянуть во внутренний мир ребенка.

В данном случае сам ребенок оценивает какие-то объекты внешнего мира, либо людей (преподавателей, родителей, друзей, либо события своей жизни, либо себя самого. Ему дается, как правило, бланк с определенными шкалами, полюса которых обозначены какими-то краткими или развернутыми названиями. Шкалы могут быть даны в словесной, числовой или графической форме. От формы суть не меняется : методика все равно остается методикой шкалирования . Но от формы шкал иногда существенно зависит доступность методики для ребенка в его возрасте.

Вся трудность в том, что методики шкалирования требуют от ребенка высокого уровня развития речи, словарного запаса, ассоциативного мышления. Если уровень развития этих психических свойств не соответствует требованиям методики , то с ее помощью нельзя получить достоверные результаты.

А теперь посмотрим, какие понятия должны быть уже сформированы у ребенка для успешного выполнения этой методики ? Понятия максимум и минимум (самый, крайний и т. п., понятие все люди, понятие середина (средний, промежуточный уровень, понятия выше/ниже (больше/ меньше, понятие себя и, наконец, понятия счастье, ум и аналогичные, выступающие критерием оценки.

Как видим, далеко не всем дошкольникам и даже младшим школьникам должна быть легко доступна такая методика . Если взрослые не развивали у ребенка ассоциативно-рефлексивное мышление, то, впервые столкнувшись с подобной методикой , ребенок оказывается перед задачей впервые сформировать у себя довольно сложное умение, включающее комплексную координацию целой системы понятий.

Поэтому, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, использование методик шкалирования - не дело педагога, а дело специально подготовленного психолога.

Эти методики следует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет о субъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста . Последний практически не влияет на результаты, и мы получаем картину субъективного мира личности, какая она есть.

3. Наблюдение (диагностика семейных / супружеских отношений, диагностика детско-родительских отношений).

Эта техника применяется при наличии однозначно зафиксированного материала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по соотношению этих частот делаются выводы.

Т. е. мы знаем, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку.

4. Интервью (с ребёнком) .

Этот метод , один из наиболее древних и популярных в психологии и педагогике, очень часто кажется новичкам самым простым, естественным и эффективным. На самом деле этот метод является самым субъективным из всех перечисленных. Ведь педагог (психолог) добывает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя его ответы в момент оказания на него воздействия. А именно воздействием следует считать наши вопросы. А в случае непосредственного контактного на испытуемого воздействуют все коммуникативные особенности интервьюера - не только слова, но и его поза, жесты, мимика, интонации. Результаты вскрытия личностных проблем оказываются совершенно различными, в зависимости от того, устанавливается или нет доверительный контакт между ребёнком и педагогом.

5. Беседа.

Во всех случаях профессиональные психологи учатся целые годы овладению только одним каким-то видом беседы. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого взаимодействия) и в этом качестве всегда сочетает сбор информации с оказанием психолого-педагогического воздействия.

Определенной модификацией метода беседы можно считать письменное заочное анкетирование, хотя сама по себе разработка анкеты предъявляет совершенно иные требования профессиональным и личным качествам исполнителя, чем проведение живой беседы.

6. Проективные методики (рассказ, рисунок, ролевая игра) .

Эти методики несомненно требуют специальной психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (особенно рисуночные методики ) . Тестовый стимул с этих методиках фактически отсутствует, а спонтанная активность испытуемого задана только свободной инструкцией (типа «Напиши сочинение» ).

Прежде всего следует разобраться с самим названием этого класса методик . Смысл этой методики для неспециалистов можно пояснить следующим образом. Любому педагогу, известно, как развита у детей фантазия. Разглядывая на небе облака или морозные узоры на окне, они гораздо чаще, чем взрослые, видят в них образы сказочных существ - злых или добрых. При этом происходит мысленное одушевление, наделение вещей и явлений неживой природы признаками живых существ. Происходит ПРОЕКЦИЯ - символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Содержание этих фантазий очень много говорит о внутреннем мире ребенка. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками ребенок как бы проигрывает те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов.

Становится ясно, что ответами в проективных методиках могут быть целостные рисунки или тексты. Важно подчеркнуть, что в структуру проективной методики всегда входит более или менее формализованная экспертная оценка результатов. Более надежную информацию с помощью этих методик можно получить только тогда, когда их результаты оценивают несколько независимых экспертов.

Требование к проведению проективных методик – соблюдение необходимых атрибутов научной технологии.