Рассматривание старшей группе картотека. Перспективный план индивидуальной работы с детьми по изобразительной деятельности в свободное время

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 114»

Картотека

познавательно–исследовательской деятельности детей

(старшая группа)

Карточка-1

« Летающие семена»

Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

Карточка-2

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

Карточка-3

«Как вода поступает к листьям»

Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.

Карточка-4

«Солнце высушивает предметы»

Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

Вывод: солнце нагревает предметы.

Карточка-5

«Передача солнечного зайчика»

Цель : показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

Карточка-6

«Радуга»

Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Карточка-7

«Воздух невидим»

Цель : познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Карточка-8

«Движение воздуха»

Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

Карточка-9

«Буря»

Цель : доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Карточка-10

«Рассматривание песка через лупу»

Цель : определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

Карточка-11

«Песчаный конус»

Цель : познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок – сыпучий материал.

Карточка-12

«Свойства мокрого песка»

Цель : познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, формочки.

Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

Карточка-13

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Карточка-14

«Вода и снег»

Цель : закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

Карточка-15

«Таяние снега»

Цель : познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Карточка-16

«Защитные свойства снега»

Цель : познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

Карточка-17

«Замерзание воды»

Цель : закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

Карточка-18

«Прозрачность льда»

Цель : познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

Карточка-19

«Уличные тени»

Цель : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.

Карточка-20

« Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цель : познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

Карточка- 21

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

"Подводный мир"
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

«Кто больше и быстрее нарисует кружочки»
Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется - слева - направо, а другая рисуется - справа - налево.

«Чудесный лес»
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: Взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

Дидактические игры по конструированию
«Геометрические фигуры»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.
Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."

«Сопоставь»

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

«Вспомни, на что похоже»
Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.

«Создай схему»
Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.
Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.
Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание разделить данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

Дидактические игры по лепке
Формы
Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте¬рес на их сравнение и анализ сходства—различия; вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб¬ражение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылеп¬ленными формами развивать простран¬ственное мышление и воображение.
Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет¬ной плотной бумаги геометрические формы; рисун¬ки геометрических тел.
Варианты занятий. В зависимости от поставлен¬ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.

Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
. Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)
. Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?)
. Вылепить три разных квадрата.
. Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)
. Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)
. Вылепить несколько геометрических тел.
. Вылепить несколько геометрических фигур.
. Вылепить домик из нескольких форм.
. Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.

Змейка
Цель: развитие мелкой моторики детей.
Материал: пластилин, доска для лепки, стека
Ход игры. Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Несуществующее животное.
Цель: развитие воображения, развитие мелкой моторики.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки
Ход игры. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

Загадки и отгадки.
Цель: развитие воображения.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Дидактические игры по аппликации
Собери красивую пирамидку.
Цель: учить собирать пирамидку в определенном порядке (от темного оттенка к светлому).
Материал: на каждого ребенка пирамидка, состоящая из плосок трех (четырех) оттенков одного цвета.
Ход игры. Каждому ребенку предлагается составить пирамидку определнного цвета (от темного к светлому). Приклеить ее на свой листочек.

Картотека

Труд в природе.

1. Закрепить умение

самостоятельно выполнять

обязанности дежурного по

уголку природы.

2. Продолжать учить готовить

землю для посадки овощей,

3. Выращивание рассады.

4. Высаживание её в группе.

5. Полив цветов, овощей.

6. Прополка травы.

7. Взрыхление почвы.

8.Сбор семян.

9.Сбор урожая.

Хозяйственно-бытовой

труд.

Сформировать желание

работать на общую пользу.

1.Навести порядок на веранде.

А) уборка мелких игрушек.

Б) расставить всё в кукольном

2.Подметать дорожку.

3. Собирать крупный мусор.

4. Вытереть скамейки.

5.Приучать по собственной

инициативе проводить мелкий

ремонт. А) Книг. Б) Игрушек.

В) Одежды для кукол и т.д.

Хозяйственно – бытовой

труд.

1. Следить за работой

дежурных.

2. Учить красиво, расставлять

3. Раскладывать приборы к

завтраку, обеду и ужину.

4. Вытирать столы после

5. Помогать убирать посуду

со стола.

Хозяйственно – бытовой

труд.

1. Сформировать у детей

привычку поддерживать

чистоту и порядок в групповой

2. Протирать пыль на полках.

3. Вымыть игрушки.

4. Навести порядок в книжном

5. Навести порядок в игровом

6. Постирать кукольное бельё.

7. Погладить кукольное бельё.

Самообслуживание.

1. Сформировать навыки

самообслуживания (убирать

за собой игрушки, чашку,

салфетку).

2. Следить за внешним видом

(причёсывание, чистая одежда,

3.Закрепить умение готовить своё

рабочее место к занятиям. И самим

убирать его.

4. Самостоятельно аккуратно

убирать постель после сна.

Дежурство в уголке

природы.

1.Приучать детей

самостоятельно ухаживать

за растениями.

2. Добиваться правильного

ухода за растениями.

А) Сначала взрыхлить землю,

затем поливать.

Б) Правильно ухаживать

за листьями (у разных растений

по разному и почему?).

В) Правильно поливать.

Одни растения чаще, другие

реже и почему?

Г) Размножение комнатных

растений.

Дежурство в уголке

природы.

1. Приучить детей

самостоятельно ухаживать

за животными.

2. Добиваться правильного

3. Правильное кормление

(Для чего?).

4. Чистка клеток.

5. Вымыть аквариум

(под наблюдением взрослого)

6. Доливать воду.

Ручной труд

1.Изготовление поделок из

А) Будёновка, пилотка.

Б) Тюльпан.

В) 2х трубный пароход.

Г) Кошелёк.

Д) Коврик, дорожка.

Е) Клюющий петушок.

2. Работа с тканью:

А) Учить вдевать нитку в

иголку, завязывать узелок.

Б) Пришивание пуговиц.

В) Пришивание вешалок.

Г) Фартук кукле.

Д) Делать аппликацию

(бабочка, цветок).

Г) Вышивка.

Ручной труд.

1. Изготовление поделок

из бумаги.

А) Будёновка, пилотка.

Б) Тюльпан.

В) 2х трубный пароход.

Г) Кошелёк.

Д) Коврик, дорожка.

Е) Клюющий петушок.

Ё) Лягушка.

Ручной труд.

1. Работа с тканью.

А) Учить вдевать нитку в

иголку, завязывать узелок.

Б) Пришивание пуговиц.

В) Пришивание вешалок.

Г) Фартук кукле.

Д) Делать аппликацию

(бабочка, цветок).

Г) Вышивка.

Ручной труд.

1. Работа с природными

материалами.

А) Учить делать фигуры

Б) Фигуры животных.

В) Фигуры птиц.

2.Создавать общие

А) Лесная полянка.

Б) Сказочные герои.

1. « В лесу ».

2. Магазин – супермаркет.

4. Поликлиника.

5. Больница. Скорая помощь.

6. Аптека. 7. Скорая помощь.

8. Детский сад. 9-19. Почта.

10-21 Библиотека.

11 Парикмахерская.

12.-20 Школа.

13. Шофёры. Водители. Гараж.

14.Стройка. Строительство.

15. Космический корабль.

« Космонавты», Исследователи

16. Путешествие. 17. Театр.

18. Ателье. Дом мод.

19. Служба спасения.

21.Моряки, Рыбаки, Подводная

22. « Праздник именинников».

23. « В гостях». 24. Цирк.

25. Телевидение.

26. Пираты. 27. Экологи.

28.Кафе « Макдоналдс», Пиццерия.

29. Редакция.

30.Дизайнерская студия.

31.Олимпиада.

32.Первобытные.

33.Агентство недвижимости.

34. Модельное агентство.

35. Химчистка.

38. Зоопарк.

39. Исследователи.

40. Корпорация « Билайн ».

Игра: « Семья ».

Цель: Побуждение детей творчески

воспроизводить в играх быт семьи.

Совершенствование умения

самостоятельно создавать для

задуманного сюжета игровую

обстановку. Формирование ценных

нравственных чувств (гуманности,

любви, сочувствия).

Игровой материал: Куклы, мебель,

игрушечная посуда, игровые атрибуты,

музыкальные инструменты, предметы

заместители.

Игра: « В лесу ».

Цель: Закрепление названий различных

видов растений, семян, грибов.

Воспитание интереса и любви к природе.

Игровой материал: Коллекции цветов,

листьев, семян, грибов. Рисунки стволов

деревьев.

Костюмы для детей, ключ из картона,

угощение.

1. Мозаика. Пазлы.

2.Шнуровка. Застёжки.

3. Трафареты.

4. Дидактические игры.

5. Сюжетно- ролевые игры.

6. Ряженье.

7. Рыбалка.

8. Рассматривание книг.

9. Книжки - раскраски.

10. Настольный театр.

11. Музыкальные инструменты.

12. Кегли. Обручи.

13. Палочки для рыхления почвы.

Самостоятельная деятельность:

1.Игры с конструктором.

2. Застёжки. Шнуровка.

3. Настольно – печатные игры.

4. Ряженье.

5. Сюжетно-ролевые игры.

6. Рисование по трафарету.

7. Книжки – раскраски.

8.Расматривание иллюстраций.

9. Альбом « Времена года ».

10. Настольный футбол.

11.Полить цветы, взрыхлить землю.

12. Игры с кубиками.

13.Обручи. Кегли. Боулинг.

Самостоятельная деятельность:

1. Вкладыши. Шнуровка.

2. Сюжетно – ролевые игры.

3. Игрушки – забавы.

4. Природный материал.

5. Выкладывание пуговиц.

6. Шаблоны. Трафареты.

7. Рассматривание сказок.

8. Пальчиковый театр.

9. Музыкальные инструменты.

10. Машины. Кубики.

11. Спортивные игры.

12. Шапочки – маски.

13. Кукольный театр.

Самостоятельная деятельность:

1. Конструктор.

2. Пазлы. Мозаика.

3. Уголок ряженья.

4. Сюжетно – ролевые игры.

5. Дидактические игры.

6. Книги для рассматривания.

7. Пальчиковый театр.

8. Рассматривание альбомов.

9. Машины. Куклы.

10. Труд в уголке природы.

11. Подвижные игры.

12. Наблюдения в природе.

13. Книжки – раскраски.

Самостоятельная деятельность:

1. Мозаики. Пазлы.

2. Рассматривание книг.

3. Книжки – раскраски.

4. Сюжетно – ролевые игры.

5. Подвижные игры.

6. Рули. Машины.

7. Скакалки. Мячи.

8. Трафареты. Шаблоны.

9. Шапочки – маски.

10. Природный материал.

11. Песочные наборы.

12. Игрушки – заменители.

Наблюдения за неживыми

явлениями природы.

1. Наблюдение за солнцем

(Сравнение: утром, в обед,

и вечером).

2. За облаками.

3. За ветром.

4. За переходом воды из

жидкого состояния в твёрдое

и обратно.

5. Составить описательный

рассказ об окружающей природе.

Наблюдение за растениями

в уголке природы.

1. Наблюдение за растениями в

Уголке природы (Как изменились,

2. Знать название растений

находивших в группе.

3. Учить правильно ухаживать

4. Наблюдать чтоб растения не

заболевали.

5. Учить как правильно взрыхлить

Наблюдение

за трудом взрослых:

1. Расширять представление о

взаимосвязи природы и человека.

2. Развивать познавательные

интересы о труде (дворника, сторожа,

цветовода).

3. Вспомнить правила безопасности

пользованием (граблями, лопатой,

совком и веником).

4. Научить всё после работы убирать

на место.

Наблюдение

за трудом взрослых:

1.Наблюдение за трудом строителей.

2. …….. за трудом слесаря.

3. …….. за трудом воспитателя.

4. …….. за трудом повара.

5. ……..за трудом библиотекаря.

6. …….. за трудом шофёра.

7. …….. за трудом плотника.

8. …….. за трудом дворника.

9. …….. за трудом заведующей.

10. …… за трудом няни.

Наблюдение

за сезонными изменениями.

(ЛЕТО).

1. Углубить и обобщить представление

о лете, его типичных признаках.

2. Учить радоваться летнему

пробуждению природы, ценить и

беречь красоту.

3. Закрепить представление о солнце

и его роли в жизни всего живого.

4. Наступает жаркая погода.

5. Выросли красивые цветы

(созрели ягоды, фрукты, овощи).

6. Продолжать знакомить с явлениями

природы, учить видеть и любоваться

её красотой.

Наблюдение

за сезонными изменениями.

(ОСЕНЬ).

1. Формирование умений наблюдать

характерные явления осенней погоды,

понимать связь между ними;

развитие интереса к красоте

родной природы.

2. Развитие умений наблюдать осенние

признаки и явления природы.

3. Формирование навыков узнавания

деревьев, кустарников по листьям,

плодам, семенам.

4. Расширение представлений об

овощах и фруктах.

Наблюдение

за сезонными изменениями.

(ЗИМА).

1.Холодно, часто бывают морозы,

земля покрыта снегом, а водоёмы

2. Деревья и кустарники без

3.Зимующие птицы приблизились

к жилью человека.

4. Наблюдение за некоторым

видом птиц, их окраской,

повадками.

5. Делать кормушки и подкармливать

Наблюдение

за сезонными изменениями.

(ВЕСНА).

1. Увеличивается день, становится

2. Тает снег, реки освобождаются

3. Набухают почки, появляется

листья, цветы.

4. Прилетают птицы.

5. Пробуждаются животные от

зимней спячки.

6. Наблюдение за изменением

погоды.С чем связано потепление?

Изменение почек, цветов.

7. Наблюдение за цветами и

распознание их.

Наблюдение

за транспортом.

1. Различать и называть виды

транспорта.

2. Наблюдение за движением

транспорта.(проезжая часть).

3. Наблюдение за работой

светофора.

4. Сравнение видов транспорта

(трамвай, троллейбус, автобус).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

образовательной деятельности для помощи воспитателям

Труд в природе.

1. Закрепить умение

самостоятельно выполнять

обязанности дежурного по

уголку природы.

2. Продолжать учить готовить

землю для посадки овощей,

цветов.

3. Выращивание рассады.

4. Высаживание её в группе.

5. Полив цветов, овощей.

6. Прополка травы.

7. Взрыхление почвы.

8.Сбор семян.

9.Сбор урожая.

Хозяйственно-бытовой

Труд.

Сформировать желание

работать на общую пользу.

1.Навести порядок на веранде.

А) уборка мелких игрушек.

Б) расставить всё в кукольном

уголке.

2.Подметать дорожку.

3. Собирать крупный мусор.

4. Вытереть скамейки.

5.Приучать по собственной

инициативе проводить мелкий

ремонт. А) Книг. Б) Игрушек.

В) Одежды для кукол и т.д.

Хозяйственно – бытовой

Труд.

1. Следить за работой

дежурных.

2. Учить красиво, расставлять

посуду.

3. Раскладывать приборы к

завтраку, обеду и ужину.

4. Вытирать столы после

еды.

5. Помогать убирать посуду

со стола.

Хозяйственно – бытовой

Труд.

1. Сформировать у детей

привычку поддерживать

чистоту и порядок в групповой

комнате.

2. Протирать пыль на полках.

3. Вымыть игрушки.

4. Навести порядок в книжном

уголке.

5. Навести порядок в игровом

уголке.

6. Постирать кукольное бельё.

7. Погладить кукольное бельё.

Самообслуживание.

1. Сформировать навыки

самообслуживания (убирать

за собой игрушки, чашку,

салфетку).

2. Следить за внешним видом

(причёсывание, чистая одежда,

обувь).

3.Закрепить умение готовить своё

рабочее место к занятиям. И самим

убирать его.

4. Самостоятельно аккуратно

убирать постель после сна.

Дежурство в уголке

Природы.

1.Приучать детей

самостоятельно ухаживать

за растениями.

2. Добиваться правильного

ухода за растениями.

А) Сначала взрыхлить землю,

затем поливать.

Б) Правильно ухаживать

за листьями (у разных растений

По разному и почему?).

В) Правильно поливать.

Одни растения чаще, другие

реже и почему?

Г) Размножение комнатных

растений.

Дежурство в уголке

Природы.

1. Приучить детей

самостоятельно ухаживать

за животными.

2. Добиваться правильного

ухода.

3. Правильное кормление

(Для чего?).

4. Чистка клеток.

5. Вымыть аквариум

(под наблюдением взрослого)

6. Доливать воду.

Ручной труд

1.Изготовление поделок из

Бумаги:

А) Будёновка, пилотка.

Б) Тюльпан.

В) 2х трубный пароход.

Г) Кошелёк.

Д) Коврик, дорожка.

Е) Клюющий петушок.

2. Работа с тканью:

А) Учить вдевать нитку в

иголку, завязывать узелок.

Б) Пришивание пуговиц.

В) Пришивание вешалок.

Г) Фартук кукле.

Д) Делать аппликацию

(бабочка, цветок).

Г) Вышивка.

Ручной труд.

1. Изготовление поделок

Из бумаги.

А) Будёновка, пилотка.

Б) Тюльпан.

В) 2х трубный пароход.

Г) Кошелёк.

Д) Коврик, дорожка.

Е) Клюющий петушок.

Ё) Лягушка.

Ручной труд.

1. Работа с тканью.

А) Учить вдевать нитку в

иголку, завязывать узелок.

Б) Пришивание пуговиц.

В) Пришивание вешалок.

Г) Фартук кукле.

Д) Делать аппликацию

(бабочка, цветок).

Г) Вышивка.

Ручной труд.

1. Работа с природными

Материалами.

А) Учить делать фигуры

Людей.

Б) Фигуры животных.

В) Фигуры птиц.

2.Создавать общие

Поделки.

А) Лесная полянка.

Б) Сказочные герои.

1. « В лесу ».

2. Магазин – супермаркет.

3. Семья.

4. Поликлиника.

5. Больница. Скорая помощь.

6. Аптека. 7. Скорая помощь.

8. Детский сад. 9-19. Почта.

10-21 Библиотека.

11 Парикмахерская.

12.-20 Школа.

13. Шофёры. Водители. Гараж.

14.Стройка. Строительство.

15. Космический корабль.

« Космонавты», Исследователи

Космоса.

16. Путешествие. 17. Театр.

18. Ателье. Дом мод.

19. Служба спасения.

20. ГИБДД.

21.Моряки, Рыбаки, Подводная

Лодка.

22. « Праздник именинников».

23. « В гостях». 24. Цирк.

25. Телевидение.

26. Пираты. 27. Экологи.

28.Кафе « Макдоналдс», Пиццерия.

29. Редакция.

30.Дизайнерская студия.

31.Олимпиада.

32.Первобытные.

33.Агентство недвижимости.

34. Модельное агентство.

35. Химчистка.

36. Музей.

37. Банк.

38. Зоопарк.

39. Исследователи.

40. Корпорация « Билайн ».

Игра: « Семья ».

Цель: Побуждение детей творчески

воспроизводить в играх быт семьи.

Совершенствование умения

Самостоятельно создавать для

задуманного сюжета игровую

обстановку. Формирование ценных

нравственных чувств (гуманности,

любви, сочувствия).

Игровой материал: Куклы, мебель,

игрушечная посуда, игровые атрибуты,

музыкальные инструменты, предметы

заместители.

Игра: « В лесу ».

Цель: Закрепление названий различных

видов растений, семян, грибов.

Воспитание интереса и любви к природе.

Игровой материал: Коллекции цветов,

листьев, семян, грибов. Рисунки стволов

деревьев.

Костюмы для детей, ключ из картона,

угощение.

Самостоятельная деятельность:

1. Мозаика. Пазлы.

2.Шнуровка. Застёжки.

3. Трафареты.

4. Дидактические игры.

5. Сюжетно- ролевые игры.

6. Ряженье.

7. Рыбалка.

8. Рассматривание книг.

9. Книжки - раскраски.

10. Настольный театр.

11. Музыкальные инструменты.

12. Кегли. Обручи.

13. Палочки для рыхления почвы.

Самостоятельная деятельность:

1.Игры с конструктором.

2. Застёжки. Шнуровка.

3. Настольно – печатные игры.

4. Ряженье.

5. Сюжетно-ролевые игры.

6. Рисование по трафарету.

7. Книжки – раскраски.

8.Расматривание иллюстраций.

9. Альбом « Времена года ».

10. Настольный футбол.

11.Полить цветы, взрыхлить землю.

12. Игры с кубиками.

13.Обручи. Кегли. Боулинг.

Самостоятельная деятельность:

1. Вкладыши. Шнуровка.

2. Сюжетно – ролевые игры.

3. Игрушки – забавы.

4. Природный материал.

5. Выкладывание пуговиц.

6. Шаблоны. Трафареты.

7. Рассматривание сказок.

8. Пальчиковый театр.

9. Музыкальные инструменты.

10. Машины. Кубики.

11. Спортивные игры.

12. Шапочки – маски.

13. Кукольный театр.

Самостоятельная деятельность:

1. Конструктор.

2. Пазлы. Мозаика.

3. Уголок ряженья.

4. Сюжетно – ролевые игры.

5. Дидактические игры.

6. Книги для рассматривания.

7. Пальчиковый театр.

8. Рассматривание альбомов.

9. Машины. Куклы.

10. Труд в уголке природы.

11. Подвижные игры.

12. Наблюдения в природе.

13. Книжки – раскраски.

Самостоятельная деятельность:

1. Мозаики. Пазлы.

2. Рассматривание книг.

3. Книжки – раскраски.

4. Сюжетно – ролевые игры.

5. Подвижные игры.

6. Рули. Машины.

7. Скакалки. Мячи.

8. Трафареты. Шаблоны.

9. Шапочки – маски.

10. Природный материал.

11. Песочные наборы.

12. Игрушки – заменители.

Наблюдения за неживыми

Явлениями природы.

1. Наблюдение за солнцем

(Сравнение: утром, в обед,

и вечером).

2. За облаками.

3. За ветром.

4. За переходом воды из

жидкого состояния в твёрдое

И обратно.

5. Составить описательный

рассказ об окружающей природе.

Наблюдение за растениями

В уголке природы.

1. Наблюдение за растениями в

Уголке природы (Как изменились,

Почему?)

2. Знать название растений

Находивших в группе.

3. Учить правильно ухаживать

За ними.

4. Наблюдать чтоб растения не

Заболевали.

5. Учить как правильно взрыхлить

Землю.

Наблюдение

За трудом взрослых:

1. Расширять представление о

взаимосвязи природы и человека.

2. Развивать познавательные

интересы о труде (дворника, сторожа,

цветовода).

3. Вспомнить правила безопасности

пользованием (граблями, лопатой,

совком и веником).

4. Научить всё после работы убирать

На место.

Наблюдение

За трудом взрослых:

1.Наблюдение за трудом строителей.

2. …….. за трудом слесаря.

3. …….. за трудом воспитателя.

4. …….. за трудом повара.

5. ……..за трудом библиотекаря.

6. …….. за трудом шофёра.

7. …….. за трудом плотника.

8. …….. за трудом дворника.

9. …….. за трудом заведующей.

10. …… за трудом няни.

Наблюдение

За сезонными изменениями.

(ЛЕТО).

1. Углубить и обобщить представление

о лете, его типичных признаках.

2. Учить радоваться летнему

Пробуждению природы, ценить и

беречь красоту.

3. Закрепить представление о солнце

и его роли в жизни всего живого.

4. Наступает жаркая погода.

5. Выросли красивые цветы

(созрели ягоды, фрукты, овощи).

6. Продолжать знакомить с явлениями

природы, учить видеть и любоваться

её красотой.

Наблюдение

За сезонными изменениями.

(ОСЕНЬ).

1. Формирование умений наблюдать

характерные явления осенней погоды,

Понимать связь между ними;

Развитие интереса к красоте

Родной природы.

2. Развитие умений наблюдать осенние

признаки и явления природы.

3. Формирование навыков узнавания

Деревьев, кустарников по листьям,

плодам, семенам.

4. Расширение представлений об

овощах и фруктах.

Наблюдение

За сезонными изменениями.

(ЗИМА).

1.Холодно, часто бывают морозы,

земля покрыта снегом, а водоёмы

льдом.

2. Деревья и кустарники без

листьев.

3.Зимующие птицы приблизились

к жилью человека.

4. Наблюдение за некоторым

видом птиц, их окраской,

Повадками.

5. Делать кормушки и подкармливать

птиц.

Наблюдение

За сезонными изменениями.

(ВЕСНА).

1. Увеличивается день, становится

теплее.

2. Тает снег, реки освобождаются

От льда.

3. Набухают почки, появляется

листья, цветы.

4. Прилетают птицы.

5. Пробуждаются животные от

зимней спячки.

6. Наблюдение за изменением

Погоды.С чем связано потепление?

Изменение почек, цветов.

7. Наблюдение за цветами и

распознание их.

Наблюдение

За транспортом.

1. Различать и называть виды

транспорта.

2. Наблюдение за движением

транспорта.(проезжая часть).

3. Наблюдение за работой

светофора.

4. Сравнение видов транспорта

(трамвай, троллейбус, автобус).


сухобокова ольга
Картотека игр по художественно-эстетическому развитию в средней группе

Картотека игр по художественно-эстетическому развитию в средней группе .

«Угадай и расскажи»

Цель : Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус .

«Городецкие узоры»

Цель : Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение , умение использовать полученные знания для составления композиции.

«Распиши платок для мамы»

Цель Развивать

«Художественные промыслы »

Цель художественных промыслах ; находить нужный промысел среди

«Собери гжельскую розу»

Цель

«Собери матрёшку»

Цель

«Дорисуй узор»

Цель : игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие

Ход игры

«Найди друзей среди красок »

Цель

Ход игры среди предметов «друзей»

«Составь натюрморт»

Цель

Ход игры

«Закончи картинку »

Цель : обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию , воображение.

Ход игры :на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.) . Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

«Подготовим стол к празднику»

Цель : развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.

Ход игры : перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 - 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

Настольная игра «Домино»

Цель : Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

«Распиши платок для мамы»

Цель : Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т. д., умение подбирать цветовую гамму узора.

«Художественные промыслы »

Цель : Закрепить знания детей о народных художественных промыслах ; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель : Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель : Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

«Дорисуй узор»

Цель : игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Ход игры : на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Найди среди красок друзей »

Цель : обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры : на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель : совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт, выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Ход игры : в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе. 1. Дидактическая игра «Найди ошибку» Цели: учить отчетливо произносить.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Чудесные помощники» в средней группе Художественно-творческая деятельность. Рисование. Тема: "Чудесные помощники". Цель: Закреплять с детьми профессии людей и инструменты, необходимые.

Конспект образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Чайный сервиз» Конспект образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Чайный сервиз для игрушек» (художественная деятельность.

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе «История ложечки» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе. Тема: «История ложечки» Цель: Развивать творчество и фантазию.

Группа: средняя Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (лепка) Интеграция: музыка, познание, речевое развитие Тема.

Самостоятельная деятельность старших дошкольников проявляется в разнообразных игровых формах, в проведении наблюдений и экспериментировании. В возрасте 5–6 лет у детей значительно расширяется сфера интересов, их любознательность выходит за рамки изучения объектов ближайшего окружения. В детских беседах, занятиях и играх появляются размышления и фантазии о полётах в космос, пиратских приключениях, эре динозавров, путешествиях в дальние страны.

Организация самостоятельной деятельности старших дошкольников

К возрасту 5–6 лет происходят важные изменения в поведении и качестве мыслительных и физических действий детей. Это связано с формированием основных процессов нервной системы, развитием различных видов памяти и мыслительных способностей. При подготовке условий для самостоятельной деятельности и продумывании методов организации детской активности, воспитатель старшей группы учитывает возрастные особенности подопечных:

  • У детей 5–6 лет внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже переутомляются. Дети способны наблюдать за каким-либо объектом или процессом в течение длительного времени, создавать масштабные постройки из конструктора, собирать мозаику из значительного числа деталей.
  • Дети способны к намеренному запоминанию. Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют в памяти этапы и способы действий и воспроизводят их позже в самостоятельных занятиях: например, проводят опыты в уголке исследований или создают поделки в центре творчества.
  • Совершенствуются интеллектуальные возможности детей. В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты действий. Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов. Становится возможным осознанное экспериментирование, самостоятельно спланированное и выполненное. Если ребёнок хочет провести опыт с веществами, он должен сначала проговорить воспитателю правила техники безопасности. Педагог наблюдает со стороны за самостоятельным экспериментированием детей в мини-лаборатории.
  • Расширяются познавательные интересы, дети изучают отдалённые объекты: планеты, космические корабли, морские глубины, динозавров; на основе новой информации дети создают рисунки. Усложняется игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры строятся по обсуждаемым заранее правилам, среди участников распределяются роли.
  • Мелкая моторика развита, дети работают и играют с мелкими предметами: собирают конструктор из небольших деталей, делают украшения из бусин и бисера.
  • Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно выбирать партнёров для опытов, игр и бесед, обсуждать интересующие их самих темы.

Старшие дошкольники умеют сотрудничать друг с другом во время исследовательской и игровой деятельности

Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) не называет самостоятельную деятельность детей как отдельную область обучения и большее внимание уделяет совместной работе педагога и воспитанников. Однако целевым ориентиром для каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) является поощрение инициативности в детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Формирование исследовательского типа мышления и создание положительной мотивации к творческому решению проблемных ситуаций создаёт прочную базу для успешного обучения в школе. Цель организации самостоятельной деятельности в детском саду - развитие в ребёнке независимого творца и исследователя.

Развитие навыка самостоятельного поиска информации - одна из целевых основ образования в ДОУ

Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе

  • Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата. У старших дошкольников начинает формироваться способность к самоанализу и оценке выполненных действий.
  • Совершенствование процессов саморегулирования: умение рассчитывать затрату энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или отдыха. В возрасте 5–6 лет активно развиваются процессы нервной системы: ребёнок обладает усидчивостью, положительно реагирует на советы и конструктивные замечания.
  • Развитие способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости; стремление к выполнению задумок без помощи взрослых.
  • Закрепление навыков самообслуживания. Выполнение действий по одеванию и раздеванию, соблюдению правил личной гигиены и чистоты помещения должно быть доведено до автоматизма.
  • Развитие самостоятельности через выполнение трудовых поручений: дежурство по столовой, игровой зоне, спальне и т. д.

При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей. Ребята получают положительные эмоции от самостоятельной деятельности и приобретают новые знания о свойствах предметов и связях между ними. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях. Принципы функционирования центров детской активности: доступность, безопасность, обогащение временными материалами (например, в центре познавательной активности можно организовать выставку ко Дню космонавтики, в уголке природы весной выставить ящики с луковицами гиацинтов или тюльпанов, дополнить игровую зону набором дорожных знаком во время изучения ПДД на занятиях НОД и прогулках).

Составление графика дежурств - приём формирования навыка самообслуживания через трудовые поручения

Формы организации предметно-пространственной среды

  • Центр познавательно-исследовательской активности: центр науки, уголок знаний, опытная мастерская, лаборатория, экспериментариум. Оснащается подборкой энциклопедий и альбомов с познавательными иллюстрациями, схемами, карточками, макетами и фигурками объектов для изучения, материалами (в т. ч. природными) и инструментами для проведения опытов. Перед самостоятельным проведением какого-либо эксперимента в лаборатории воспитанники должны обращаться за разрешением к педагогу и проговаривать предварительно правила техники безопасности. К общественным праздникам и мероприятиям в детском саду устраиваются временные выставки в уголке исследовательской деятельности: «Бережём планету», «Тайны Солнечной системы», «Строение вулкана», «Как жили первобытные люди».

    В центре познавательно-исследовательской деятельности воспитанники участвуют в поиске новых знаний

  • Игровой центр: зоны с наборами игрушек и костюмами для сюжетно-ролевых игр («Регулировщик и водители», «Больница», «Продуктовый магазин», «Кухня»), центр развивающих игр (стеллажи с настольными и дидактическими играми, головоломками). Для закрепления и совершенствования навыков самообслуживания игровые уголки дополняются материалами по соответствующей тематике: одежда для игрушек с различными видами застёжек, предметы для разыгрывания проблемных ситуаций («Кто устроил на кухне беспорядок», «Кукла Катя, наведи порядок в шкафу», «Мишка собирается в детский садик»).