Познавательно исследовательская деятельность в подготовительной группе. Конспект нод в подготовительной группе по опытно-исследовательской деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48

Воспитатель: Варганова И.А. п. Новый городок 2016 г.

Цель:

  • Установить причину возникновения статического электричества.

Образовательные задачи:

  • обобщать знания детей об электричестве;
  • расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
  • познакомить детей с причиной проявления статического электричества;
  • закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • вызывать радость открытий, полученных из опытов;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Материалы и оборудование к занятию:

Материалы, используемые в ходе беседы:

  • проектор;
  • ноутбук;
  • экран;
  • презентация PowerPoint;
  • фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности» ;
  • письмо;
  • песня для физкультминутки.

Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:

  • бейджики: младшие и старшие научные сотрудники;
  • пластмассовые трубочки;
  • кусочки шерстяной ткани;
  • пластмассовые расчески;
  • кусочки бумаги;
  • конфетти.

Материалы, используемые для дидактических игр:

  • парные карточки с изображением предметов.

Материалы, используемые для рефлексии:

  • ладошки, рисунок помогатора на ватмане, конфеты.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов, рассматривание остановившихся часов в группе, написание письма Фиксикам.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети встают в полукруг

Воспитатель:

Знаем мы с детства
Слова очень мудрые
При встрече здороваться
Доброе утро!

Доброе утро, хороший мой друг!
Доброе утро всем людям вокруг!
Доброе утро небу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для наших детей, ведь они пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.

2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Воспитатель:

Ребята, вы знаете, что наши пальчики умеют говорить?

Воспитатель:

А я сейчас вас научу! Они нам подскажут тему нашего занятия.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Что за шум на кухне этой? (сгибание мизинцев)

Будем жарить мы котлеты. (сгибание безымянных пальцев)

Мясорубку мы возьмем (вращение средних пальцев вокруг друг друга)

Быстро мясо провернем. (вращение указательных пальцев вокруг друг друга)

Миксером взбиваем дружно (вращение больших пальцев)

Все, что нам для торта нужно, (соединение мизинцев)

Чтобы торт скорей испечь, (соединение безымянных пальцев)

Включим мы электропечь. (соединение средних пальцев)

Электроприборы – это чудо! (движение указательными пальцами)

Жить без них нам было б худо. (Пожимаем плечами)

Воспитатель: вы догадались о теме нашего занятия?

Правильно - ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и все, что с ним связано.

3. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРОПРИБОРАХ.

Воспитатель: Электроприборы наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы. Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!

4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО» .

Воспитатель: Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в ИГРУ «Что есть, что было» .

Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.

Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина - игла.

Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.

5. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ.

Воспитатель: Ребята, что такое электрический ток, кто знает?

Воспитатель: - Я сейчас вам объясню. Давайте посмотрим на доску. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу. (Демонстрация слайдов) .

6. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

Стук в дверь. Вносят письмо и посылку.

Воспитатель: Ребята, это же письмо от Фиксиков. Помните, мы с вами писали письмо Фиксикам и просили их отремонтировать наши часы. Вот мы получили от них ответ.

Кто такие Фиксики? Это такие вымышленные персонажи, которые живут в электроприборах, ухаживают за ними, ремонтируют, а значит продлевают жизнь приборам, а Фиксики в свою очередь питаются энергией от этих приборов. Фиксики помогают приборам, а приборы Фиксикам.

Давайте прочитаем письмо.

«Привет, ребята! Мы получили ваше письмо, в котором вы просили отремонтировать часы в вашей группе. Теперь все в порядке, ваши часы опять работают. Вы не будете опаздывать на обед после прогулки, во время будете ложиться спать.

Нам очень понравилось в вашей группе. У вас столько много игрушек. Нолику очень понравилось играть на металлофоне. Дедус рассмотрел ваши книги. И даже успел нам прочитать сказку, пока мы разбирались с вашими часами. Там все оказалось просто. Нужно было правильно вставить батарейку. Мы вас сейчас научим. Вставлять надо так – плюс к плюсу, минус к минусу. Запомните это. Вам это пригодится. И папам своим скажите. (Рассматривание батарейки) .

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за сила такая скрывается в батарейках?

Воспитатель: Да, когда правильно вставляешь батарейку, через часы идет электрический ток. Поэтому они показывают верное время.

Ребята, в батарейках живёт неопасное электричество.

7. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА, БЕСЕДА О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.

Воспитатель: Ребята, но есть бытовые электроприборы, в которых живет опасное электричество? Какие это электроприборы, вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А чем оно опасно, вы тоже знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.

Посмотрите маленький мультфильм и запомните некоторые правила безопасности:

  1. Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
  2. Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
  3. Не играй с розетками!
  4. Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
  5. Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!

А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

«Ой, чуть не забыли. На вашем магнитофоне мы услышали нашу любимую песню. Мы на всякий случай тоже его проверили. С вашим магнитофоном все в порядке. Так что можете слушать песни и танцевать» .

Воспитатель: Ребята, а давайте потанцуем. (Физминутка «Помогатор» ) .

9. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

«Ребята, мы приготовили для вас сюрприз. Там у вас в группе столы стоят. Это наших рук дело. Хотите поиграть с нами? Мы научим вас ловить неопасное электричество. Да-да, мы не ошиблись. Такое как в батарейке. Электричество еще бывает неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то предлагаем вам превратиться в волшебников.

Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.

Мы приглашаем вас в лабораторию, где вы научитесь ловить доброе электричество.

Кстати, о нашем путешествии мы рассказали Дим Димычу. Он и помог нам написать это письмо. И предложил отправить вам еще и посылку. Откройте ее после того, как поработаете в лаборатории.

Удачи вам, ребята!

Ждем новых писем от вас. Будем рады вам помочь!»

Воспитатель: Пойдемте, ребята, поиграем! Раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать. (Дети – младшие научные сотрудники, воспитатели – старшие научные сотрудники) . Теперь мы с вами научные сотрудники, старшие и младшие.

Я профессор электрических наук.

В нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, ведь некоторые предметы могут быть опасны при неосторожном обращением с ними. Ребята, так как вы еще маленькие, мы будем работать только с неопасным электричеством. Есть электричество опасное, а есть электричество и неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать» , то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов» , там мы узнаем, где прячется неопасное электричество.

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.

Воспитатель: - Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)

Как же заставить бабочек притянуться к палочке?

Предположения детей.

Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)

Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)

А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?

Вывод: электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани. Молодцы вы поймали электричество.

Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.

Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.

Воспитатель: Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти?

Предположения детей.

Воспитатель: - Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло?

Ответы детей.

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать расчески о волосы, они стал электрическими, наэлектризовались.

Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете?

Ответы: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.

Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве? (Бывает опасное и неопасное) . За это огромное спасибо фиксикам. Давайте посмотрим, что еще нам прислали Фиксики. Ой, смотрите, это конфеты. Фиксики знают, что все дети любят сладости.

Что больше всего понравилось вам? Что нового вы узнали? О чем расскажите мамам и папам?

11. РЕФЛЕКСИЯ.

Давайте поблагодарим Фиксиков за часы, которые они починили, за интересные открытия в лаборатории, за сладкие призы.

Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – ростопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.

Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня есть вот такой Помогатор, но нем нет ладошки. Ладошки прикреплять будете вы. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно.

Дети крепят ладошки.

Воспитатель: Конечно же, дети активно отвечали на вопросы, с интересом выполняли сложные задания, поэтому на Помогаторе у нас зеленые ладошки!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2010.
  2. Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. М., 2010.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М., 2003

Последний год в детском саду является переходным этапом к школьному обучению. У детей 6–7 лет происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, появляется интерес к сложным играм с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками 6–7 лет

Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации - цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду согласно ФГОС. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Познавательно-исследовательская деятельность воспитанников подготовительной группы становится более самостоятельной

Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Л. С. Выготский

«Воображение и творчество в детском возрасте»

Возрастные особенности старших дошкольников

Разрабатывая систему занятий по исследовательской деятельности в подготовительной группе, воспитатель учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:

  • Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. В подготовительной группе можно проводить длительные исследования во время познавательных занятий и прогулок.
  • Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. В беседах с воспитателем и в группе дети активно обмениваются высказываниями, чётко формулируют вопросы и дают ответы. К концу обучения в детском саду ребёнок умеет составлять небольшие монологи в устной форме (поздравление аудитории с каким-либо событием, презентация проекта, отчёт о выполненном исследовании).
  • Развитие мыслительных способностей. Дети этого возраста ориентируются в пространственных и временных показателях, сравнивают качества и свойства объектов, способны к обобщению и классификации полученной информации. Совершенствуется умение устанавливать причинно-следственные связи, дети выстраивают логические цепочки из многих звеньев.
  • Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках, во время игр, опытов и экспериментов.
  • Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он оценивает результаты своей деятельности, но для большинства старших дошкольников наблюдается тенденция к завышенной самооценке.

Старшие дошкольники уже имеют успешный опыт выступлений перед аудиторией

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в детском саду направлена на решение ряда задач:

  • Расширение представлений об объектах окружающего мира.
  • Обучение самостоятельному планированию этапов исследовательской деятельности.
  • Совершенствование речевых навыков, обогащение активного словарного запаса специальными терминами.
  • Развитие аналитического типа мышления: совершенствование навыков сравнительного анализа, обобщения, классификации, подведения итогов продуктивной деятельности.
  • Поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде.

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира (НОД), формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных занятиях.

Например, изучение различий гласных и согласных звуков можно начать с проведения исследования: «Произнесите звуки [а], [о], [у], [и]. Открыт ли рот? Где находится язык? Как проходит голос?» (Свободно). «Теперь произнесите звук [б]. Рот был открыт? Произнесём звук [р]. Где находится язык? Как проходит голос?» (Встречается препятствие - губы, зубы). Формулируется вывод исследования: при произнесении согласных звуков голос встречает на пути какую-либо преграду, при произнесении гласных - проходит свободно.

Ребята получают новые знания также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники участвуют в длительных исследованиях, наблюдая за изменениями объекта: рост растений, изменение осадков в зависимости от температурных условий, движение светил в течение года, фазы Луны.

Результаты экспериментов удивляют дошкольников, поэтому они стремятся проводить опыты снова и снова

Методика организации исследовательской деятельности

Воспитателю необходимо создать условия, в которых дети смогут проявить свои исследовательские способности:

  • Наличие ситуации или вопроса, активизирующего желание решить проблему, ответить на вопрос. Эксперимент проводится не ради развлечения или зрелищности, но является методом познания мироустройства.
  • Проведение устного анализа проблемной ситуации. В подготовительной группе дети анализируют самостоятельно, воспитатель контролирует степень погружения в проблему и правильность изложения мыслей, направляет при необходимости уточняющими вопросами.
  • Определение гипотезы для проведения практического подтверждения/опровержения (эксперимента, опыта, наблюдения, изучения макета или модели).
  • Фиксирование результатов исследования (в специальных журналах, на карточках и т. п.) и формулирование выводов.
  • Создание ситуации успеха. На занятии с исследовательской направленностью каждому воспитаннику должна предоставляться возможность высказывания предположений, озвучивания полученных результатов во время эксперимента.
  • Педагог контролирует практическую деятельность детей и следит за выполнением техники безопасности, положения которой повторяются перед проведением каждого опыта.

Интерес поддерживается успехом, к успеху ведёт интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания.

В. А. Сухомлинский

Внимание и интерес детей поддерживаются посредством различных форм организации исследовательской деятельности. Воспитанников подготовительной группы увлекают такие формы работы, как:

  • Изучение явлений и событий общественной жизни, явлений природы. Исследование того, что происходит в настоящем времени. Это может быть наблюдение за появлением и исчезновением радуги во время прогулки, экскурсия на производство или предприятие (в магазин, промышленный комбинат, библиотеку, на почту), изучение технологии укладки асфальта и других дорожных работ, приготовления и использования цемента, его свойств, когда ведётся ремонт в детском саду.

    Проведение наблюдений за солнцем потребует наличия у воспитанников солнцезащитных очков

  • Рассматривание наглядного материала. Детям старшего дошкольного возраста интересно изучать макеты и модели объектов, которые позволяют узнать об их устройстве или функционировании (макеты планет, вулкана, кораллового рифа, модели подводной лодки, робота-погрузчика, лунохода, космического спутника). Информационный поиск осуществляется также путём рассматривания иллюстрированных энциклопедий и тематических плакатов. В подготовительной группе может проводиться исследовательская работа при помощи мнемотехники: ребята знакомятся с каким-либо процессом во время рассматривания специальных карт. Мнемокарты представляют собой последовательность информационных картинок.

    Старших дошкольников интересуют модели и макеты реальных объектов

  • Коллекционирование и классифицирование. Поиск предметов по определённой тематике - процесс длительный и увлекательный, если имеет целью разностороннее изучение объектов методом сравнения и систематизации. Собранные объекты дети оформляют в мини-выставки, гербарии, альбомы, ящички. Старшие дошкольники владеют написанием печатных букв, под контролем педагога они подписывают экземпляры коллекции, присваивают номера.

    Изготовление коллекции семян поможет ребятам закрепить знания об овощных культурах

  • Эксперименты и опыты. Старшие дошкольники самостоятельно проводят по словесным инструкциям практические исследования объектов, внимательно наблюдают за демонстрацией сложных опытов педагогом. В подготовительной группе детское экспериментирование может сохранять элементы игровой деятельности.

    Опыты с водой - одни из самых любимых у дошкольников

  • Игры-путешествия. Организуются для поиска информации об отдалённых территориях и областях: Северный полюс, Африка, Вселенная, джунгли, океанское дно. Структура игры состоит из виртуального перемещения ребят в исследуемый мир, решения познавательных задач, обобщения новой информации. Во время путешествия дети изучают географические карты, фотографии и иллюстрации, видеоматериалы. Перемещения можно проводить пространственные и временные (в эпоху динозавров, ледниковый период, в гости к первобытным людям, во времена строительства пирамид в Египте и т. п.).

    Дошкольники с удовольствием включаются в работу по созданию макетов объектов исследования

  • Исследовательские проекты. Старшие дошкольники работают над групповыми и индивидуальными проектами по изучению тем в различных областях: «Экология», «Общественно-социальная деятельность», «Животный и растительный мир», «Космос», «География». Итоги проектной деятельности оформляются в виде информационных стендов, плакатов, фотоальбомов, лэпбуков, макетов. Организуется презентация завершённого проекта, на которой воспитанники рассказывают слушателям (родителям, ребятам младших групп, приглашённым гостям) о важности изучения этой темы, поставленных задачах, этапах выполнения исследования.

    Победителям конкурса исследовательских проектов вручаются грамоты и призы

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Для проведения экспериментов с некоторыми материалами дошкольникам могут потребоваться фартуки и маски

Виды занятий исследовательской направленности

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ находит своё воплощение в следующих видах активности дошкольников:

  • Занятия НОД по изучению окружающего мира. Классическая форма организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Старшие дошкольники показывают большую степень самостоятельности в устных заданиях и практических действиях. Разнообразить занятия НОД можно, комбинируя различные формы работы (беседы, изучение наглядного материала, наблюдения, опыты, дидактические и подвижные игры, включение аудиоматериалов). Дети 6–7 лет воспринимают словесные описания образов, находящихся вне их чувственного опыта (космические объекты, рассказы о других материках, древних животных), для этого тема занятия должна заинтересовать воспитанников, на что направлено мотивирующее начало каждого занятия.
  • Интегрированное занятие. Представляет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализуется в формах работы: прослушивание художественного текста или музыкальной композиции, познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность. Цель интегрированного занятия - разностороннее изучение темы или проблемной ситуации.

    Например, на занятии «Что такое воздух?» в подготовительной группе раскрытие образовательных областей реализуется в проведении эвристической беседы и опытов («Познание»), физкультминутки «Надувные игрушки» («Физическое»), проговаривании плана исследования и обсуждении результатов («Речевое»), создании аппликации «Ветер колышет деревья» («Художественно-эстетическое»).

  • Нетрадиционные занятия: спектакль, кукольное представление, квест, концерт, КВН, интеллектуальные игры (викторины, «Своя игра», «О, счастливчик!», «Следствие ведут знатоки»), консультация (дети выступают в роли консультантов для младших товарищей). Эти формы занятий содержат развлекательный компонент, дошкольники активно выполняют творческие задания и следят за раскрытием темы.
  • Экологические акции. Проведение мероприятий в поддержку бережного отношения к природе требуют обширной предварительной работы: изучение какой-либо экологической проблемы, прогнозирование в случае неблагоприятного развития событий (загрязнение воздуха, воды и почвы, гибель растений и животных), поиск информации о способах решения проблемы, практический вклад.
    Варианты экологических акций в подготовительной группе детского сада: «Одень дерево» (действия по защите деревьев на территории ДОУ от морозов - укутывание), «Покормите птиц!» (создание кормушек и обеспечение кормом птиц, остающихся зимовать), «Утилизация батареек» (акция по сбору использованных носителей энергии и передача их в утилизацию), «Зелёный десант» (акция по озеленению территории ДОУ или по очистке прилегающей территории от мусора).

Участие в экологических акциях учит дошкольников заботиться о родной природе

Проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе ДОУ

Согласно нормам СанПиН занятие НОД в подготовительной группе проводится в первой половине дня (лучше в середине недели, когда умственные способности находятся на пике активности) и длится не более получаса. Проводить наблюдения с исследовательской направленностью можно во время утренней или вечерней прогулки в течение 7–15 минут.

Формы детской деятельности должны быть разнообразными. В подготовительной группе достаточно одного задания на физическую активность (зарядка, танцевальная разминка или подвижная игра). В качестве смены деятельности проводятся музыкальные паузы, просмотр мультипликационного эпизода по теме занятия, коллективное заучивание поговорок, стихотворных отрывков.

Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания.

В. А. Сухомлинский

«О воспитании»

Проведение опытов с надувными шарами наглядно демонстрирует дошкольникам, что воздух имеет вес

В подготовительной группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. Старшим дошкольником предлагаются задания на прогнозирование результатов исследования и фиксирование полученной информации. Ребята работают над созданием гербариев и коллекций, ведут дневники погоды и опытных наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта.

Таблица: схема построения плана исследования

Этап исследования Пример хода детского экспериментирования
Постановка вопроса Мотивационное начало занятия. Дети получили видеописьмо от сказочного персонажа, в котором он говорит, что видел, как ребята проводили опыты на плавучесть различных материалов. Дошкольниками было установлено, что железо тонет. Персонаж интересуется, а все ли предметы из металла, тонут, например, корабли. Воспитанники формулируют вопрос: «Почему не все железные предметы тонут в воде?».
Целеполагание Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что за плавучестью различных предметов из металла нужно понаблюдать в лаборатории.
Выдвижение гипотез Ребята размышляют, каким образом можно определить условия плавучести железных предметов (провести эксперимент с опусканием на поверхность воды различных по объёму и форме объектов, сделанных из одного материала).
Проверка гипотезы Экспериментирование в лаборатории с железной пластиной, кубиком, бруском, шариков, миской, корабликом.
Анализ полученных результатов Дети увидели, что одинаковые по весу металлические предметы по-разному ведут себя при погружении в воду (меньшие по объёму тонут, с большим размером плавают на поверхности, обладают плавучестью).
Подведение итогов исследования, формулирование выводов Не тонут в воде те металлические предметы, общая плотность которых меньше плотности воды.

Дошкольники на практике ищут ответ на вопрос, почему одни металлические предметы тонут в воде, а другие плавают

Мотивирующее начало занятия

От того, в какой мере ребёнок заинтересован темой занятия, зависит его инициативность в непосредственно исследовательской работе. Воспитатель увлекает ребят наводящими вопросами, рассматриванием необычного наглядного материала. Стимулируют заинтересованность проблемные ситуации, элементы игры, сюрпризные моменты. Прогнозируя положительное восприятие начального этапа, педагог выстраивает занятие в общей направленности (помощь сказочному персонажу, путешествие по неизведанному миру, поиск ответа на важный вопрос).

Необычный наглядный материал можно использовать в начале занятия, что активизирует познавательную деятельность дошкольников

От мотивации и эмоционального настроя дошкольников в начале занятия во многом зависит итоговый результат исследовательской деятельности.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Тема познавательного исследования Вариант мотивирующего начала занятия
Формирование представлений о природном явлении - извержении вулкана (занятие «Огнедышащая гора - вулкан»).
  • Сюрпризный момент. В группу приходит видеописьмо от сказочного персонажа. Он сообщает, что видел макет горы, который ребята сделали на прошлом занятии. Герой рассказывает ребятам легенду об огнедышащей горе и просит объяснить ему, что же это за гора.
  • Проведение беседы с использованием наглядного материала (схемы строения вулкана, фотографии спящих вулканов, пробуждающихся и извергающихся).
Расширение представлений о свойствах твёрдых материалов: древесина, пластмасса, пенопласт, металл, бумага, ткань, резина (занятие «Путешествие на остров»).
  • Создание игровой ситуации. Воспитатель предлагает ребятам отправиться в морское путешествие к удивительному острову. Проводятся подвижные игры «Мы медузы», «Осьминожки», «Море волнуется - раз!», звучит аудиозапись шума морских волн.
  • Сюрпризный момент. Ребята находят бутылку («Дети, волны принесли нам послание в бутылке!»), в ней находится алгоритм проведения опытов на исследование плавучести различных материалов.
Знакомство с экологической проблемой загрязнения воздуха и её возможными последствиями для природы и человеческого организма (занятие «Мы исследователи»). Проведение эвристической беседы:
  • «Что такое воздух?»,
  • «Для чего человеку нужен воздух?»,
  • «Как мы можем увидеть воздух?»,
  • «Может ли воздух стать вредным для растений, животных и человека?».

Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Тема занятия Задачи исследования
  • «Вода и лёд»,
  • «Снежное царство»,
  • «Куда пропали лужи?»,
  • «Путешествие капли».
Расширение представлений о свойствах воды, её формах (жидкой, твёрдой, газообразной) и условиях перехода от одной формы к другой.
  • «На свету и в темноте»,
  • «Увлажнение и засуха»,
  • «Тепло или холодно».
Формирование представлений об условиях роста растений.
«Невидимый и близкий» Расширение представлений о свойствах воздуха, его значении для жизни на Земле.
«Откуда берётся звук?» Формирование представлений о колебании предметов.
  • «Тени на стене»,
  • «Свет повсюду».
  • Расширение представлений об источниках света (природных и искусственных).
  • Формирование представлений о значимости света для жизни на Земле.
«Зеркало, зеркало» Расширение представлений о свойствах зеркал и их использовании.
«Почему двигаются предметы?» Знакомство с понятиями «тяга» и «сила трения».
«Почему не тонет корабль?» Знакомство с зависимостью плавучести предметов от формы, размера, веса.
«Сахар» Расширение представлений о свойствах сахара, способах его получения и использования.
«Соль» Расширение представлений о свойствах соли, способах её добывания и применения.
«Клей» Знакомство с различными видами клея (ПВА, силиконовый, моментальный) и их свойствами.
«Цемент» Знакомство со свойствами цемента и способами его использования.
  • «Очистка воздуха»,
  • «Как очистить почву?»,
  • «Почему стала грязной вода?».
Знакомство с понятием «экологическая проблема».
«Измерение длины предметов»
  • Знакомство со способами измерения длины.
  • Формирование умения работать с линейкой, сантиметром, курвиметром.
  • «Айсберг»,
  • «Вулкан»,
  • «Коралловый риф»,
  • «Выше гор могут быть только горы».
Знакомство с природными объектами при помощи изучения макетов.
  • «Мы исследователи»,
  • «Юные учёные»,
  • «Познаём, исследуем, творим».
  • Совершенствование навыков экспериментирования.
  • Осваивание проектной деятельности.

Воспитанникам подготовительной группы вполне можно доверить работу с микроскопом

Временной план занятия в подготовительной группе

Конспект занятия НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов. Занятие с исследовательской направленностью в подготовительной группе длится 30 минут и состоит из следующих компонентов:

  • Организационный момент - 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия - 3–5 минут.
  • Построение плана исследования - 2–3 минуты.
  • Физическая активность - 2–3 минуты.
  • Практическое исследование (наблюдение, проведение опыта, экспериментирование) - 10–15 минут.
  • Фиксирование результатов исследования - 1–2 минуты.
  • Подведение итогов - 1 минута.

Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Проговаривание этапов исследования (планирование) Физическая активность Практическая работа Фиксирование результатов Подведение итогов
«Путешествие в Эру динозавров» 1 минута.
  • Создание игровой ситуации. При помощи импровизированной машины времени ребята переносятся в доисторические времена.
  • Просматривание видеоматериалов.
2 минуты. Подвижная игра «Динозаврики».
3 минуты.
Изучение различных видов динозавров (по фигуркам и материалам иллюстрированной энциклопедии).
13–15 минут.
Распределение (классифицирование) картинок с динозаврами на карточке по подгруппам: травоядные и хищные; плавающие, сухопутные, летающие.
1–2 минуты.
1 минута.
«Листья жёлтые над городом кружатся» 1 минута. Сюрпризный момент. В группу приходит белочка (роль исполняет воспитанница старшей группы) и просит помочь ей в ответе на вопрос: «Почему листья на деревьях в лесу стали желтеть и опадать?».
3 минуты.
2 минуты. Физкультминутка «Дерево всё выше».
2 минуты.
Исследование листьев деревьев при помощи микроскопа (наличие и отсутствие хлорофилла).
14 минут.
Оформление страницы гербария.
2 минуты.
1 минута.
«Берегите воду!» 1 минута.
  • Изучение наглядного материала (плакатов, фотографий, видеоролика) о загрязнении воды.
  • Проведение познавательной беседы об этой экологической проблеме.
3 минуты. Зарядка «Капельки - бух! Капельки
- прыг!».
2 минуты.
Опытная деятельность по очистке воды.
15 минут.
Заполнение карточки исследования.
1 минута.
1 минута.

Изучение видов динозавров перенесёт дошкольников в удивительный мир доисторической природы

Таблица: пример конспекта познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Автор Ковалевская Н. Н., воспитатель МБДОУ Д/с «Радуга», г. Исилькуль, Омская область.
Название «Гербарий. Деревья на участке детского сада»
Цель Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на участке детского сада.
Задачи
  • Закрепить знания детей о строении листа.
  • Систематизировать знания о деревьях на участке детского сада, о том, как наступает листопад.
  • Продолжать знакомить с сезонными изменениями в живой природе.
  • Расширять и активизировать словарь по теме.
  • Формировать умение использовать знания, полученные опытным путём.
  • Создать условия для творческой деятельности детей.
Предварительная работа
  • Наблюдения,
  • беседы,
  • чтение художественной литературы,
  • совместно с родителями посадка деревьев на участке детского сада,
  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья»,
  • рассматривание деревьев на прогулке, экскурсиях в детском саду и дома.
Формы организации деятельности
  • Решение проблемной ситуации,
  • ситуативный разговор,
  • работа в творческой лаборатории,
  • беседа,
  • загадывание загадок.
Материалы
  • Листья разных пород деревьев,
  • презентация «Лист»,
  • белый картон,
  • клей ПВА, салфетки,
  • иллюстрации деревьев с названиями,
  • лупы,
  • простой и цветные карандаши.
Ход занятия Мотивационный этап.
В.: Мы с вами в течение месяца очень хорошо потрудились. Мы изучили строение листа, узнали, почему осенью листопад. Что ещё мы с вами сделали? (Собрали листья для гербария).
Мы потрудились как настоящие учёные-исследователи. Как вы думаете, мы всё сделали? (Нет, не всё, учёные свои исследования записывают в специальные книги - энциклопедии).
А мы можем создать небольшую энциклопедию о деревьях нашего участка? Что нам для этого понадобится? (Ответы детей).
Основной этап.
В.: Прежде чем приступить к работе, повторим, что мы знаем о деревьях и листопаде.
  1. Беседа о листопаде.
    • Уж пахнет в воздухе дождём,
      Всё холоднее с каждым днём.
      Деревья свой наряд меняют,
      Листочки потихонечку теряют.
      Понятно всем, как дважды два -
      Пришла … (Осенняя пора).
    • Дни стали короче,
      Длинней стали ночи,
      Урожай собирают.
      Когда это бывает? (Осенью).
      В.: Почему вы решили, что это загадки про осень?
      По каким признакам можно определить, что пришла осень?(Стало холодно, улетели птицы, опадают листья и т. д.).
      Какой признак осени самый красивый?
      Что происходит с листьями, прежде чем они опадут?
      Почему листья меняют цвет?
      Почему листья опадают?
      Что образуется в основании черешка? Где находится основание черешка? (Выслушивает ответы детей на каждый вопрос).
  2. Повторение строения листа (презентация).
    В.: Вы всё сказали правильно. А теперь напомните мне строение листа. (Лист состоит из листовой пластинки и черешка).
    А мы можем заглянуть в середину листа? (Посмотреть в микроскоп). Мы с вами рассматривали листочки через микроскоп? Что вы там видели? (На листовой пластинке видна сеточка. Сеточка - это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества).
    Но если заглянуть в середину листа через микроскоп учёного, который увеличивает в тысячи раз, то мы увидим, что в каждом листике полным-полно чудесных зелёных зёрен. Как называются эти зелёные зёрнышки? Кто помнит? (Хлорофилл).
    Кроме зелёных зёрнышек в листьях есть и другие - жёлтые, красные, бордовые. Пока работали зелёные зёрнышки, других зёрнышек видно не было, но растворились зелёные - и остались только жёлтые, красные, бордовые. Вот листья и изменили свой цвет.
  3. Беседа «Деревья нашего участка».
    В.: Мы с вами вспомнили строение листа и что такое листопад, но ничего не рассказали о самих деревьях. Какие деревья растут на участке детского сада? (Вяз, берёза, рябина, клён, дуб).
    У всех деревьев листья одинаковые по форме? Как мы узнаём, от какого дерева лист? (По форме листа).
    А расцветка у всех листьев осенью одинаковая? (У берёзы - жёлтая, у клёна - жёлтая и красная, у рябины - бордовая, у дуба - коричневая).
  4. Исследовательская и продуктивная деятельность.
    В.: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению научной работы.
    Нам надо будет разделиться на 5 групп по 2 человека. Каждая группа будет собирать материал об одном дереве. (Иллюстрация дерева, листочек из гербария, рисунок листа - как он выглядит, если рассмотреть его через микроскоп).
    Вы можете ещё раз рассмотреть свои листочки через лупу. Рассмотреть форму листа. Проходите за столы. Приступайте к работе.
    Каждая подгруппа рассказывает о своём дереве. Воспитатель дополняет.

Итоговый этап.
Вопросы для рефлексии:

  • Что мы сегодня делали?
  • Вам понравилось?
  • Какое у вас настроение?

Примеры организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий в ДОУ по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 6–7 лет.

Видео: открытое занятие по экспериментированию «Молекулы и пузырьки»

Видео: опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе (изучение свойств воды)

Видео: опытно-экспериментальная деятельность «Зимняя вода»

Видео: открытое занятие «Секреты лимона»

Видео: НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Самый главный волшебник»

Видео: НОД «Путешествие в лабораторию профессора Почемучкина»

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности воспитанников

Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

  • умение постановки проблемы;
  • грамотное формулирование вопросов;
  • построение алгоритма действий для решения проблемы;
  • выдвижение гипотез;
  • выбор способов исследования;
  • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
  • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
  • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
  • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

Педагог оценивает степень самостоятельности воспитанника при проведении опытов, умение формулировать выводы

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором фиксируются результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

Диагностика может проводиться и в форме индивидуальной беседы с использованием специальных заданий

Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию педагога ДОУ

Педагог ДОУ постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство, повышает квалификацию и развивается. Занимаясь самообразованием по теме развития познавательной деятельности старших дошкольников, воспитатель изучает методы и подходы по созданию условий для формирования у детей основ познавательного, интеллектуально-личностного и творческого развития.

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.

К. Чуковский

Большое внимание педагог должен уделить созданию условий для детского экспериментирования. В помещении группы организуется исследовательский уголок или центр науки. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

При возникновении у ребят затруднений при проведении опытов педагог всегда приходит на помощь

Таблица: этапы работы по самообразованию воспитателя в рамках темы «Развитие познавательной деятельности дошкольников»

Этап работы по самообразованию Содержание деятельности
Теоретический этап
  • Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы).
  • Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности).
  • Разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы дошкольников.
Практический этап Осуществляется внедрение в практику подготовленной теоретической базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. В течение учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремится привлекать детей к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и круглых столах для коллег.

Фотогалерея: примеры создания условий для исследовательской деятельности дошкольников

В исследовательском уголке размещаются различные материалы для проведения опытов Материалы исследовательского уголка должны находиться в свободном доступе детей При работе в мини-лаборатории обязательно соблюдение техники безопасности При организации исследовательского уголка важно предусмотреть пространство, где дети будут работать с материалами Работа с микроскопом требует аккуратности, но оставляет у детей незабываемые впечатления В опытной лаборатории могут заниматься не все дети, а только наиболее мотивированные Педагог обязательно знакомит воспитанников с оборудованием исследовательского кружка

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.

Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.

Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Повернись налево к другу

Левую дай руку другу

Шаг назад, и два – вперед!

Влево – вправо поворот!

Покружимся, повернемся

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались

Повернулись, разбежались!!!

Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.

— Что такое лаборатория?

Мы будем лаборантами.

— Кем, вы будете? (лаборантами).

Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

  • Внимательно слушать старшего лаборанта.
  • Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
  • Соблюдать правила безопасности.

Приготовились: « 1,2,3,4,5

Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.

Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)

Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.

Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.

Дел у меня немало – я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)

Как хорошо, привольно жить!
Играй — и некуда спешить!
Устал на улице играть —
Иди купаться, загорать. —
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало …!
Ответ (Лето)

Скажите, зима сразу превратится в лето?

Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.

Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)

Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.

А что, бывает зимой? (снег, лед)

Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).

Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).

От чего так происходит? (от теплоты рук).

Попробуйте сломать?

Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?

Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)

Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.

Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?

Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).

Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)

Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.

Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).

А как нагревали? (ладошками)

Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)

Скажите, руки у вас горячие? (теплые)

Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?

Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.

Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?

Дети: солнце, плита.

Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!

Дети: нагревать.

Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.

— Что теперь в кружке?

Дети: жидкость

— А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?

Дети: Парафин после нагревания стал жидким.

Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.

Разминка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгаем на месте

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь итог!

Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.

— как сделать, чтобы он опять стал твердым?

Дети: охладить.

Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.

Как это сделать? Вы знаете?

Высказывания детей.

Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.

— Что происходит с жидкостью?

Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.

Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.

Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.

Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.

Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.

Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).

Молодцы. Ребята!

Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».

Что нового мы узнали?

Как мы к этому пришли?

Какие были трудности?

Ребята, теперь вы знаете, что, твердое, может превратиться в жидкое, а жидкое в твердое.

Название: Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудеса и превращения»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №124 Детский сад общеразвивающего вида «Вишенка»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область

Щербинина Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Подгороднепокровской СОШ"
Населённый пункт: с.Подгородняя Покровка,Оренбургского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей"
Дата публикации: 13.02.2019
Раздел: дошкольное образование

Картотека

познавательно–исследовательской деятельности детей

(подготовительная группа)

Подготовила воспитатель МБОУ

«Подгороднепокровской СОШ»

Щербинина Ольга Анатольевна

« Летающие семена»

Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему».

Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба

семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает

семенам перемещаться.

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста

растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать

логические умозаключения.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через

некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с

водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Как вода поступает к листьям»

Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или

краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился.

Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась

подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в

красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.

«Солнце высушивает предметы»

Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать

любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье,

понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из

которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой

Вывод: солнце нагревает предметы.

«Передача солнечного зайчика»

Цель : показать на примере, как можно многократно отразить свет и

изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в

процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он

получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте

на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он

отразится еще раз)

«Радуга»

Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на

радугу прямо сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом

солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор,

пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей

белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она?

Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она

кажется кругом.

«Воздух невидим»

Цель : познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы,

распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха.

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,

устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные

салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи,

распространяющееся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

«Движение воздуха»

Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать

интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать

развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на

руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая

«Буря»

Цель : доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную

активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе,

активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный,

невидимый).

Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети

дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся

благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

«Рассматривание песка через лупу»

Цель : определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей

познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную

деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В

песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Песчаный конус»

Цель : познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал

в одно место.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и

занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в

одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на

Вывод: песок – сыпучий материал.

«Свойства мокрого песка»

Цель : познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у

детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную

деятельность.

Материал: песок, формочки.

Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится?

Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те

же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет.

Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать

наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее

руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-

коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять

потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой,

склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния

«Вода и снег»

Цель : закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать

формированию у детей познавательного интереса, развивать

наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает

последним.

«Таяние снега»

Цель : познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к

экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать

логическое мышление, воображение.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку.

Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода.

Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

«Защитные свойства снега»

Цель : познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение

сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес

детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-

следственную зависимость, делать выводы.

Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность

сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за

состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода.

Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

«Замерзание воды»

Цель : закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать

познавательный интерес к миру природы.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее

замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

«Прозрачность льда»

Цель : познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность,

расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе

экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и

поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие

предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

«Уличные тени»

Цель : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света

и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса

детей в процессе экспериментирования, установления причинно-

следственных связей, умение делать вывод.

Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень?

(когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это

темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти

сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и

тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней

предмет, тем тень светлее.

« Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цель : познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать

представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей

делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические

умозаключения.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов

и изображений через лупу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или

уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать

познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из

разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические

пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а

какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они

Юшина галина Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории
город Новосибирск

Цель: Развитие познавательных интересов детей. Задачи: Расширение кругозора в части элементарных представлений об окружающем мире Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом Уточнить знания детей о воде в окружающем мире, об обитателях водоёмов Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности Учить устанавливать причинно-следственные связи (вода грязная-погибнет рыба) Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойство и качества предложенных материалов через проведения опытов Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы


Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Сценарий занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Улыбка»

подготовила воспитатель 1 категории Юшина Галина Михайловна

Цель: Развитие познавательных интересов детей.

Расширение кругозора в части элементарных представлений об окружающем мире

Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом

Уточнить знания детей о воде в окружающем мире, об обитателях водоёмов

Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности

Учить устанавливать причинно-следственные связи (вода грязная-погибнет рыба)

Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойство и качества предложенных материалов через проведения опытов

Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Вода и её обитатели», стаканчики с чистой водой по 2 на каждого ребенка, стаканчик с грязной водой на каждого ребенка, ложка на каждого ребенка, миска с морской солью на каждого ребенка, миска с растительным маслом, фильтр на каждого ребенка, глобус, карточки для записи выводов, цветные карандаши

Ход занятия:

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята начинаем!

Сегодня, ребята на нашем занятии мы с вами поговорим о воде

СЛАЙД №1 (Земной шар), модель земного шара (глобус)

Посмотрите на экран, что вы видите?

ДЕТИ: это наша планета Земля

Да, это Земля, а что это на ней так много голубого цвета?

ДЕТИ: это вода

В виде чего представлена вода на нашей планете

Дети: в виде океана, морей…

А какая вода в море?

ДЕТИ: соленая

А какие обитатели населяют моря и океаны?

Действительно, вода в морях и океанах соленая, потому что это необходимо для морских обитателей, они не смогут жить в пресной воде. Сегодня в нашей лаборатории мы с вами попробуем сделать морскую воду. Но для начала мы повторим правила нашей лаборатории:

КАРТОЧКА ПРАВИЛ ЛАБОРАТОРИИ:

Надеть защиту

Ничего не пробовать

Делать всё последовательно

ДЕТИ НАДЕВАЮТ ФАРТУКИ И ШАПОЧКИ

Ну вот мы с вами готовы, проходите за столы.

Напомните мне как можно сделать воду солёной?

ДЕТИ: нужно смешать воду и соль

Совершенно верно для нашего первого эксперимента нужно взять стакан под №1 ложку и миску с солью. Одну ложку соли всыпим в воду и хорошо, но аккуратно размешаем. Что у нас получилось?

ДЕТИ: соль растворилась, а вода стала солёная.

Перед вами лежать карточки, нам нужно записать наш эксперимент, карточка №1

ВОДА ЧИСТ+СОЛЬ=СОЛЁНАЯ ВОДА

ДЕТИ ЗАРИСОВЫВАЮТ СХЕМАТИЧНО

Соль растворилась в воде -это раствор

Вернёмся к нашей планете земля, на ней не только моря и океаны существуют, а

В виде чего ещё представлена вода?

ДЕТИ: реки, озёра, ручьи

А чем вода в морях отличается от воды в реках

ДЕТИ: в море вода солёная, а в реке пресная

Конечно, скажите, какая река протекает в нашем городе

ДЕТИ: река ОБЬ

А обитателей рек вы знаете?

ДЕТИ: рыбы….

Я приглашаю вас в нашу лабораторию, посмотрите, я принесла немного воды с нашей реки, какая она

Дети: мутная, грязная

Что же делать с такой водой, подходит ли она для использования человеком, а рыбам будет ли в ней комфортно? Почему?

Дети: людям нельзя пить такую воду, а для рыб такая вода представляет угрозу, солнечные лучи не проходят через эту грязь, а значит будут плохо расти водоросли, рыбам нечего будет есть, от такой воды они могут погибнуть

А почему вода стала такая грязная, кто или что ее загрязняет, как вы думаете?

Дети: люди бросают мусор, лодки загрязняют бензином…

Я предлагаю вам очистить эту грязную воду, сделать ее немного чище, с помощью чего можно очистить воду?

Дети: с помощью фильтра.

Перед вами стакан № 2 в нем грязная вода, так же есть пустой стакан, нам осталось сделать фильтр для этого мы возьмём кусок марли, положим в него вату и накроем сверху еще слоем марли, сколько слоев в нашем фильтре?

Ну что попробуем? Вливаем воду

Что получилось

А сейчас мы запишем ход нашего эксперимента на карточке №2

Дети схематично зарисовывают

Грязная вода+фильтр=чистая вода

Игра «Обитатели морей и рек»

Конечно мы не до конца очистили воду, но это всего лишь капля в море, а как же очищать моря и реки? Что мы можем сделать для того, чтобы наша река оставалась чистой?

Дети: не загрязнять её,

СЛАЙД С ОЧИСТИТЕЛЬНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ

Посмотрите на экран-это очистительные сооружения, которые очищают огромное количество воды

СЛАЙД С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ НЕФТЬЮ

Что вы видите здесь

Сейчас мы с вами проведем опыт, который нам докажет, что нефть очень опасна для обитателей водоёмов

Нефть-это своего рода масло

Нам понадобится стакан с чистой водой ложка масла, добавьте масло в воду и размешайте, немного подождём, что вы видите?

Дети: масло не растворилось

На карточке №3 сделаем краткую запись нашего эксперимента

Вода+масло=не растворилось

Так же и нефть не растворяется в воде, лежит на поверхности и мешает солнечному свету проникать, кислороду, да и животные очень страдают от этого

Вот к чему приводят загрязнения нефтепродуктами

Сегодня в нашей лаборатории мы говорили о воде, что вам было интересно, что было сложно, что понравилось? Какой вывод мы сделаем из этого занятия

Приложение:

Игра «ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И РЕК»

Когда я буду называть морского обитателя, вы хлопните 1 раз, а когда речного вы хлопните 2 раза