Нод по познавательно исследовательской деятельности. Конспект НОД поисково-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Превращения

Цель: систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях.

Задачи:
- уточнение представлений детей о значении крахмала в жизни растений; о значении растений в жизни человека;
- формирование умения рассуждать, сравнивать, обобщать;
- закрепление в речи правильного произношения звуков;
- обогащение и уточнение словаря;
- развитие навыков речевого общения, внимания;
- воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности в процессе исследовательской деятельности; желания больше узнать об окружающих нас предметах и явлениях;
- воспитание бережного отношения к природе.
Обогащение словаря: символ, крахмал, кислород, скрипит, рассыпчатый, экологическая тропа, углекислый газ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №11 «ВИШЕНКА» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

КОНСПЕКТ

НОД в старшей группе «Удивительное рядом»

Составила:

воспитатель Южалова Е. А.

Тема: «Удивительное рядом»

(познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)

Цель: систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях.

Задачи:
- уточнение представлений детей о значении крахмала в жизни растений; о значении растений в жизни человека;
- формирование умения рассуждать, сравнивать, обобщать;
- закрепление в речи правильного произношения звуков;
- обогащение и уточнение словаря;
- развитие навыков речевого общения, внимания;
- воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности в процессе исследовательской деятельности; желания больше узнать об окружающих нас предметах и явлениях;
- воспитание бережного отношения к природе.
Обогащение словаря: символ, крахмал, кислород, скрипит, рассыпчатый, экологическая тропа, углекислый газ.
Материалы и оборудование: карта-схема экологической тропинки, компьютер, видеоролик образование крахмала, магнитная доска, схема строения растения, резиновые перчатки на каждого ребенка, чашки с сахаром, соль, сода, картофель, рис, хлеб, йод, пипетки, салфетки.

Ход:


1. Организационный момент
Дети стоят полукругом около карты-схемы экологической тропинки группы.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, нас встречает хозяйка нашей экологической тропы кукла Флора.
Флора: - Здравствуйте ребята! Посмотрите на карту-схему экологической тропинки вашей группы. На ней отмечены символами разные видовые точки. Оказывается, в каждой из этих точек скрывается много удивительного, а чтобы в этом убедиться, я предлагаю вам сегодня посетить объект, обозначенный на карте числом 9.
Воспитатель: - Ребята, а что это за объект? (Комнатные растения). Каким символом комнатные растения отмечены на карте? (Ладони, держащие зеленую веточку).
- Вспомните, пожалуйста, правила поведения на экологической тропе. (Ответы детей). А теперь давайте подойдем поближе к комнатным растениям. Назовите их (фиалка, кактус, толстянка).
- Как вы думаете, для чего в нашей группе находятся комнатные растения? (Очищают воздух, выделяют кислород, создают уют, красоту).
- Давайте вспомним, из каких частей состоят растения? (корень, один или много стебельков, листья, у некоторых есть цветы). (Рассматривают схему – строение растения).
- А теперь назовите ласково. Корень (корешок), стебель (стебелек), лист (листочек, листик), ветка (веточка), цветок (цветочек). Следите, пожалуйста, за правильным произношением звуков. Молодцы!


2 часть. Получение познавательной информации с использованием ТСО
- А чем питаются растения, что им нужно для жизни? (вода, свет). Оказывается, для того чтобы расти, растения вырабатывают еду для себя сами. И сейчас Флора покажет нам, как это происходит. (ТСО – видеоролик образование крахмала.)
Опытно-исследовательская деятельность детей
- Ребята, чтобы познакомиться с крахмалом поближе, мы перейдем в следующую точку экологической тропинки - мини-лабораторию.
- Здесь мы побудем в роли ученых.
- Садитесь на стульчики, не забывайте об осанке.
- Приготовим наши пальчики к работе.
Физкультминутка - пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши алые цветы (плавно разжимают пальцы)
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, (машут руками перед собой)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (плавно сжимают пальцы)
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают (плавно опускают руки на стол).
- Подготовимся к опыту: наденем халаты, шапочки и перчатки.
- Посмотрите, перед вами на блюдце крахмал. Опишите его внешний вид (ответы детей).
- Крахмал – это рассыпчатый порошок белого цвета.
- Попробуйте, какой он на ощупь? (ответы детей).
- При сжатии порошка крахмала в руке он издаёт «скрип».
- Посмотрите, что произойдет, если капелька йода попадет в раствор крахмала (посинел).
- Да, действительно, если капнуть йод на продукт, содержащий крахмал, продукт окрасится в синий цвет.
- Давайте мы сами попробуем определить, в каких продуктах спрятался крахмал.
- Что для этого нужно сделать? (Ответы детей). Правильно, достаточно капнуть на них капельку йода.
- Перед нами в чашках различные продукты. Вы их узнаёте? (ответы детей).
- Давайте проверим, какие из них содержат крахмал.
Инструктаж по технике безопасности.
Самостоятельное проведение эксперимента.
- Сделайте вывод по эксперименту (соль не содержит крахмал, так как соль не растение, картофель, хлеб, рис содержат крахмал, потому что это растения). Вывод: растения содержат крахмал.
- Работа в мини-лаборатории закончилась. Протрите руки салфеткой, снимите форму исследователей.
- Дети, крахмалом питаются не только растения, но и человек. В горячей воде крахмал набухает, растворяется, образуя клейкий раствор. Его используют для приготовления киселя. И сейчас мы с вами попробуем вкусный клюквенный кисель.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад присмотра и оздоровления № 583

Занятие

по познавательно - исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе.

Составитель: Воробьева Л.В.

первой квалификационной категории

г. Екатеринбург, 2018года

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Тема: «Лаборатория добрых дел»

Задачи. Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.

Предварительная работа: беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, песком, со льдом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле; дидактические игры; моделирование состояний веществ.

Материал и оборудование:

Письма от сказочных героев, картинки с изображением Буратино, старичка-боровичка, Мамонтёнка. Контейнеры с водой, камни, брусок на каждого ребенка. Одноразовые тарелки, ложки, стаканы, песок сухой в стаканчиках, льдинки.

Ход занятия

Воспитатель. Станьте дети, станьте в круг. Ты мой друг и я твой друг.

Мы все за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Ребята, чтобы порадовать, друг друга, и у нас было хорошее настроение, давайте скажем добрые, ласковые слова.

Говорить ласковые слова друг другу это хорошо, а совершать добрые поступки, делать добро - это намного лучше?

Ответы детей.

Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам. Приглашаю вас в лабораторию «Добрых дел». Скажите, ребята, что такое лаборатория? Правильно – это помещение, где проводят опыты и исследования.

Я возьму на себя роль заведующим лаборатории? (одевает халат, очки).

А вы будите научными работниками лаборатории. Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать при проведении опытов?

1.правило. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

2. правило. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

3. правило. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

4. правило . Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

5. правило. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослого.

Посмотрите, сколько пришло писем с просьбой о помощи. Помочь мы должны с помощью экспериментов в лаборатории «Добрых дел». А сейчас давайте пройдём в лабораторию.

Давайте возьмем первое письмо и узнаем, кто нам написал. Показ картинки Буратино.

Ребята, а вы знаете этого героя? (Буратино).

А из какой он сказки? Кто ее написал? (ответ детей)

Помочь нас просит Буратино. Ребята, Буратино обрадовался тому, что у него появилась азбука. Побежал он в школу, а на пути у него широкая река, и моста нет. Думал-думал Буратино, как ему перебраться через реку на другой берег. Возникла проблема «Плыть надо – а не знает, умеет ли он плавать». Что же делать? Как помочь Буратино?

Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают

различные гипотезы.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он, же деревянный.

Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить. Давайте присядем за столы.

Ребята давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не тонут? А как нам проверить тонет ли предмет из дерева? А что необходимо для опыта?

Дети: Провести опыт, эксперимент

Дети берут предметы (дерево, камень) наливают в тазики воду и проводят эксперимент.

Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли они держаться на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет?

Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?

(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).

Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.

Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).

Молодцы, ребята. Помогли Буратино попасть в школу.

Дети подходят ко второму столу. С просьбой о помощи обращается Старичок-Боровичок. Он прислал нам письмо. Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говори, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.

Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, что бы помочь Старичку-Боровичку? А еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследователи, а что же будет у нас объектом нашего исследования? (песок).

Ну что будем искать, в песке что-то удивительное?

Опыт.

Возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.

Легко ли сыпется песок?

Самостоятельно выполняют. Пересыпаем из ладошки в ладошку, из оной емкости в другую.

Работа с лупой.

Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются? (наблюдают)

Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Дети: песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

Какого они цвета? (темные и светлые)

Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие) давайте проверим.

Работа с ситом.

Воспитатель. Через сито просеиваем песок, он сыпется с сито в ёмкость и наоборот. Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

Возьмите 2 стаканчика и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождик и в одну из баночек он попал, намочите водой песок. Каким стал песок? Он имеет специфический запах. А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).

Опыт 2

Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (сырой-среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных-более тяжелая вода). Иллюстрации о дюнах, барханах. Почему ветер наметает дюны - сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Старичка-Боровичка. Правда, красиво?

Аккуратно мерной ложкой возьмите сырой песок и выложите в тарелку.

Работа с лупой.

Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, так как из мокрого песка выходит воздух. А теперь попробуйте мокрый песок обратно в ёмкость.

Вывод: мокрый песок не сыпется, он липнет.

И так мы помогли Старичку – Боровичку выяснить об удивительных свойствах песка.

Молодцы, ребята. Мы еще раз с вами совершили добрый поступок. Кому мы помогли?

Ответы детей.

Осталось нам последнее письмо прочитать. С просьбой о помощи к нам обратился Мамонтёнок. Герой, какой он сказки? Он отправился к маме на льдине, но он боится, что не доплывет до мамы, и может утонуть?

Давайте выясним, что такое лед? (лед-это вода, только в твердом состоянии). Где на земле больше всего льда? Посмотрите на глобус. В Антарктике и в Артике. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике (показ иллюстрации).

Как вы думаете, как ведут себя льдины под лучами солнца? (они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето очень короткое и не жаркое). Слышали ли вы что - то об айсбергах? (дети отвечают)

Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Давайте проверим. Проходите в нашу лабораторию.

Опыт.

Берите лед и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лед не тонет?

Вывод: выталкивающая сила воды больше веса льда. Значит, мы можем сказать Мамонтёнку, что льдина его не растает. И он увидит свою маму.

Вот еще одно доброе дело сделали.

Тот, кто делает добро, получает радость. А вы рады, что совершили добрые дела?

Ответы детей.

Добро не горит и не тонет. Почему так говорят? Ответы детей.

Правильно, ребята! Потому что добро, всегда побеждает зло. Добро будет жить вечно!

Итог: что мы делали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали? Что было трудным?

1 ребенок

Нет ничего на свете

Прекрасней доброты!

Она звездой нам светит

С небесной высоты.

2 ребенок

Она нас манит нежно,

Ласкает нас мечтой

Мы все живем с надеждой

На встречу с добротой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48

Воспитатель: Варганова И.А. п. Новый городок 2016 г.

Цель:

  • Установить причину возникновения статического электричества.

Образовательные задачи:

  • обобщать знания детей об электричестве;
  • расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
  • познакомить детей с причиной проявления статического электричества;
  • закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • вызывать радость открытий, полученных из опытов;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Материалы и оборудование к занятию:

Материалы, используемые в ходе беседы:

  • проектор;
  • ноутбук;
  • экран;
  • презентация PowerPoint;
  • фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности» ;
  • письмо;
  • песня для физкультминутки.

Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:

  • бейджики: младшие и старшие научные сотрудники;
  • пластмассовые трубочки;
  • кусочки шерстяной ткани;
  • пластмассовые расчески;
  • кусочки бумаги;
  • конфетти.

Материалы, используемые для дидактических игр:

  • парные карточки с изображением предметов.

Материалы, используемые для рефлексии:

  • ладошки, рисунок помогатора на ватмане, конфеты.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов, рассматривание остановившихся часов в группе, написание письма Фиксикам.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети встают в полукруг

Воспитатель:

Знаем мы с детства
Слова очень мудрые
При встрече здороваться
Доброе утро!

Доброе утро, хороший мой друг!
Доброе утро всем людям вокруг!
Доброе утро небу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для наших детей, ведь они пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.

2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Воспитатель:

Ребята, вы знаете, что наши пальчики умеют говорить?

Воспитатель:

А я сейчас вас научу! Они нам подскажут тему нашего занятия.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Что за шум на кухне этой? (сгибание мизинцев)

Будем жарить мы котлеты. (сгибание безымянных пальцев)

Мясорубку мы возьмем (вращение средних пальцев вокруг друг друга)

Быстро мясо провернем. (вращение указательных пальцев вокруг друг друга)

Миксером взбиваем дружно (вращение больших пальцев)

Все, что нам для торта нужно, (соединение мизинцев)

Чтобы торт скорей испечь, (соединение безымянных пальцев)

Включим мы электропечь. (соединение средних пальцев)

Электроприборы – это чудо! (движение указательными пальцами)

Жить без них нам было б худо. (Пожимаем плечами)

Воспитатель: вы догадались о теме нашего занятия?

Правильно - ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и все, что с ним связано.

3. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРОПРИБОРАХ.

Воспитатель: Электроприборы наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы. Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!

4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО» .

Воспитатель: Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в ИГРУ «Что есть, что было» .

Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.

Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина - игла.

Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.

5. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ.

Воспитатель: Ребята, что такое электрический ток, кто знает?

Воспитатель: - Я сейчас вам объясню. Давайте посмотрим на доску. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу. (Демонстрация слайдов) .

6. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

Стук в дверь. Вносят письмо и посылку.

Воспитатель: Ребята, это же письмо от Фиксиков. Помните, мы с вами писали письмо Фиксикам и просили их отремонтировать наши часы. Вот мы получили от них ответ.

Кто такие Фиксики? Это такие вымышленные персонажи, которые живут в электроприборах, ухаживают за ними, ремонтируют, а значит продлевают жизнь приборам, а Фиксики в свою очередь питаются энергией от этих приборов. Фиксики помогают приборам, а приборы Фиксикам.

Давайте прочитаем письмо.

«Привет, ребята! Мы получили ваше письмо, в котором вы просили отремонтировать часы в вашей группе. Теперь все в порядке, ваши часы опять работают. Вы не будете опаздывать на обед после прогулки, во время будете ложиться спать.

Нам очень понравилось в вашей группе. У вас столько много игрушек. Нолику очень понравилось играть на металлофоне. Дедус рассмотрел ваши книги. И даже успел нам прочитать сказку, пока мы разбирались с вашими часами. Там все оказалось просто. Нужно было правильно вставить батарейку. Мы вас сейчас научим. Вставлять надо так – плюс к плюсу, минус к минусу. Запомните это. Вам это пригодится. И папам своим скажите. (Рассматривание батарейки) .

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за сила такая скрывается в батарейках?

Воспитатель: Да, когда правильно вставляешь батарейку, через часы идет электрический ток. Поэтому они показывают верное время.

Ребята, в батарейках живёт неопасное электричество.

7. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА, БЕСЕДА О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.

Воспитатель: Ребята, но есть бытовые электроприборы, в которых живет опасное электричество? Какие это электроприборы, вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А чем оно опасно, вы тоже знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.

Посмотрите маленький мультфильм и запомните некоторые правила безопасности:

  1. Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
  2. Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
  3. Не играй с розетками!
  4. Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
  5. Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!

А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

«Ой, чуть не забыли. На вашем магнитофоне мы услышали нашу любимую песню. Мы на всякий случай тоже его проверили. С вашим магнитофоном все в порядке. Так что можете слушать песни и танцевать» .

Воспитатель: Ребята, а давайте потанцуем. (Физминутка «Помогатор» ) .

9. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

«Ребята, мы приготовили для вас сюрприз. Там у вас в группе столы стоят. Это наших рук дело. Хотите поиграть с нами? Мы научим вас ловить неопасное электричество. Да-да, мы не ошиблись. Такое как в батарейке. Электричество еще бывает неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то предлагаем вам превратиться в волшебников.

Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.

Мы приглашаем вас в лабораторию, где вы научитесь ловить доброе электричество.

Кстати, о нашем путешествии мы рассказали Дим Димычу. Он и помог нам написать это письмо. И предложил отправить вам еще и посылку. Откройте ее после того, как поработаете в лаборатории.

Удачи вам, ребята!

Ждем новых писем от вас. Будем рады вам помочь!»

Воспитатель: Пойдемте, ребята, поиграем! Раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать. (Дети – младшие научные сотрудники, воспитатели – старшие научные сотрудники) . Теперь мы с вами научные сотрудники, старшие и младшие.

Я профессор электрических наук.

В нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, ведь некоторые предметы могут быть опасны при неосторожном обращением с ними. Ребята, так как вы еще маленькие, мы будем работать только с неопасным электричеством. Есть электричество опасное, а есть электричество и неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать» , то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов» , там мы узнаем, где прячется неопасное электричество.

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.

Воспитатель: - Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)

Как же заставить бабочек притянуться к палочке?

Предположения детей.

Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)

Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)

А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?

Вывод: электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани. Молодцы вы поймали электричество.

Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.

Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.

Воспитатель: Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти?

Предположения детей.

Воспитатель: - Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло?

Ответы детей.

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать расчески о волосы, они стал электрическими, наэлектризовались.

Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете?

Ответы: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.

Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве? (Бывает опасное и неопасное) . За это огромное спасибо фиксикам. Давайте посмотрим, что еще нам прислали Фиксики. Ой, смотрите, это конфеты. Фиксики знают, что все дети любят сладости.

Что больше всего понравилось вам? Что нового вы узнали? О чем расскажите мамам и папам?

11. РЕФЛЕКСИЯ.

Давайте поблагодарим Фиксиков за часы, которые они починили, за интересные открытия в лаборатории, за сладкие призы.

Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – ростопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.

Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня есть вот такой Помогатор, но нем нет ладошки. Ладошки прикреплять будете вы. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно.

Дети крепят ладошки.

Воспитатель: Конечно же, дети активно отвечали на вопросы, с интересом выполняли сложные задания, поэтому на Помогаторе у нас зеленые ладошки!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2010.
  2. Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. М., 2010.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М., 2003

Организация: МДОУ ЦРР д\с Дружба

Населенный пункт: Свердловская область, г. Качканар

Образовательная область : познание, социализация, художественное творчество.

Цель НОД : развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.

Задачи :

Образовательные :

Учить проводить элементарные опыты, сравнивать и анализировать;

Обогащать словарный запас детей словами: прозрачная, непрозрачная, жидкая.

Развивающие :

Развивать умения делать простейшие умозаключения, доказывать, защищать свое мнение.

Развивать наблюдательность

Воспитательные :

Способствовать появлению самостоятельной познавательной активности детей;

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Оборудование : глобус, сок, молоко, стаканы, сахар, соль, лимонная кислота, трубочки, ложки, разноцветные пуговицы, салфетки, краски, кисточки.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Воспитатель.

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие: к нам пришли гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними.

Воспитатель:

Ребята пока мы здоровались с гостями, у меня на столе что-то появилось, подойдём, посмотрим, что там.

Воспитатель:

Как вы думаете, что это?

Дети:

Баночка, а в ней рыбка.

Воспитатель:

Без чего рыбки не могут жить?

Дети:

Без воды.

Ребята как вы думаете, а кому нужна вода?

Дети:

Животным, растениям, человеку.

Воспитатель.

Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

Дети:

Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

Воспитатель.

Молодцы.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром в чайнике шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вода необходима всему живому на земле.

Но вот однажды в сказочной стране вода исчезла, злая волшебница спрятала воду под замками. А чтобы злая волшебница вернула воду в сказочную страну нам нужно узнать свойства воды. И золотая рыбка просит нас, ребята, помочь вернуть воду. Поможем вернуть золотой рыбке воду?

Для этого нам необходимо узнать свойства воды.

Приглашаю вас, ребята, отправится в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?

Проводят опыты.

Воспитатель.

А чтобы всё получилось даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

1. внимательно слушать воспитателя.

2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом.

Воспитатель

Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы слышите аппетитный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт:

Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (Апельсиновый) .

Как вы догадались, что сок – яблочный (пахнет апельсинам) .

А теперь возьмите стакан с водой . Понюхайте, чем пахнет? (у воды нет запаха)

Так есть ли запах у воды?

Какой можно сделать вывод : у воды нет запаха!

Воспитатель

Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)

А конфета? (сладкая)

Как вы думаете, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с яблочным соком. Попробуйте сок. Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина) .

А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте . Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса) .

Так есть ли вкус у воды? (Нет) .

Вывод : У воды нет вкуса.

Воспитатель.

Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода» , хотя на самом деле вкуса не ощущает. Посмотрите, у вас на столе стоят тарелочки , а теперь то, что у вас на тарелочке высыпаем в свои стаканы и перемешиваем. Вода поменяла цвет? (Нет) . А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Катя? (Вариант ответа. Спросить каждого) . Почему?

Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей) .

Вывод : вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Воспитатель

Ребята, вспомните, что сказала злая волшебница золотой рыбке? Как вернуть воду?

Дети :

Чтобы вернуть воду в сказочную страну, надо узнать свойства воды.

Но остался ещё один опыт. Мы провели три, опыта и нам осталось узнать ещё одно свойство воды. Для этого мы подойдём к столу, встанем вокруг него аккуратно.

Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко? (Белого)

А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.

Открываем глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет) . Почему? (ответы детей) . Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой . Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица? (да) . Почему? (Потому что вода – прозрачная) .

Совершенно верно.

Воспитатель:

Приглашаю вас, ребята, подойдём к столу.

Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Дети :

Это глобус.

Воспитатель.

Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети :

Синего, голубого.

Воспитатель.

Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе.

Воспитатель:

Мы с вами выяснили, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, прозрачная и может принимать вкус того вещества, которое в неё добавляешь.

Ребята, а если нам нужно нарисовать воду мы каким цветом её изображаем на рисунке?

Дети: синим, голубым.

Воспитатель:

Как вы думаете, что изображено на рисунке? (Аквариум).

А чего не хватает в аквариуме? (Воды).

Ребята давайте с вами нарисуем воду для рыбки.

Сегодня мы помогали золотой рыбке вернуть воду, которую заковала злая волшебница. Что нового узнали о свойствах воды? (Описательный рассказ). Вода имеет разные свойства. Вода нужна человеку, растениям, животным. Золотая рыбка рада, что вы помогли ей вернуть воду и у неё хорошее настроение.

Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2010г.
  2. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.Г., «Ребёнок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. Дыбиной О.В.-М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.Г., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников возраста /Под ред. Дыбиной О.В.-2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2011г.
  4. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.-М.2011г.-Волглград, Учитель,2010г.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа-М.: Карапуз-Дидактика, 2006.-М.: Владос, 2001г.

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему: «Космическое путешествие».

Цель: Формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми; социально - нравственных черт личности, стремление быть похожими на героев своей страны.

Задачи:

Образовательные: Расширить, закрепить знания о строении Солнечной системы (названия планет, их расположении и движении относительно Солнца). Способствовать представлению целостной картины мира.

Развивающие: Развивать познавательно - исследовательскую деятельность. Развивать любознательность, интерес к космосу, физической подготовке космонавтов.

Воспитывающие: Воспитывать чувство гордости за своё Отечество, уважения к первооткрывателям космоса.

Предварительная работа: Познавательные беседы: О празднике 12апреля - " День космонавтики«; О вечернем небе, о космосе; «Земля - планета, на которой мы живем». Занятие «Ознакомление с основными планетами». Рассматривание картинок, загадывание загадок. Разучивание пальчиковой гимнастики, стихотворения, считалки.

Словарная работа: Вселенная. Атмосфера. Названия планет. Космос.

Методические приёмы: Наглядный, словесный, игровой, практический.

Оборудование: Ракета, конструктор, модель солнечной системы, иллюстрации.

План:

Организационный момент.

Беседа о космосе, о космонавтах.

Открытие школы космонавтов.

Космическое путешествие.

Конструирование роботов.

Возвращение на Землю.

Интервью с корреспондентом.

Звучит космическая музыка, дети заходят в зал.

Добрый день! Добрый день! Нам здороваться не лень.

Этими словами здороваемся с вами. (Проходите, присаживайтесь.)

Ребята, я вам загадаю загадку, а отгадкой- будет то, что ждёт нас сегодня впереди.

Состоит из точек свет,

Полна горница планет.(Космос).

Да, совершенно верно. Слайд - изображение космоса.

А что такое космос?

Космос - это таинственный и манящиймир звёзд, планет, астероидов икомет, пронзающих безвоздушноепространство. Ещё космос называют другим, словом Вселенная. Повторим хором.

Ребята, а вы бы хотели побывать в космосе?

А кем для этого надо стать, чтобы полететь в космос?

Каким должен быть космонавт? (Смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным).

Как называется костюм космонавта? (Скафандр).

Для чего он служит? (Для защиты человека при выходе в открытый космос).

На чём можно полететь в космос?

Как называют ещё ракету? Почему? (Потому что, длинный, как корабль.)

Какие животныепервыми полетели в космос и вернулись на Землю? (Собаки - Белка, Стрелка).

Кто был первым в мире космонавтом?

Правильно. Первым в мире космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин. И наш народ гордитьсяэтим. Почему?

Кто знает стихотворение об этом замечательном человеке?

Юрий Гагарин.

В космической ракете,

С названием «Восток».

Он первым на планете,

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни,

Весенняя капель.

Навеки будут вместе,

Гагарин и апрель.

В. Степанов.

Как фамилия первой женщины космонавта? (В. Терешкова.)

Где стартуют космические корабли?

Почему человек захотел полететь в космос?(Чтобы узнать, как устроен космос, есть ли там жизнь.)

А сейчас я вам,

Ещё вопрос задам.

Школу юных космонавтов,

Вы хотели бы, ребята,

Собираюсь я открыть.

В эту школу поступить?

Тогда! Выходи на тренировку!

Начинаем подготовку!

Построение:

В колонну по одному становись! - Равняйсь! Смирно! Направо, шагом марш

Ходьба на носках, на пятках. Перестроение в круг: положить руки на плечи друг другу - покачивание с ноги на ногу. Присесть, встать. Перестроение в колонну.

Подготовкой я довольна,

Каждый к вылету готов.

Пальчиковая гимнастика.

Ждут нас быстрые ракеты, (Руки вверх, соединить пальцы).

Для прогулок на планеты.

На какую захотим, (Руку ко лбу, повороты в стороны).

На такую полетим.

Но в игре один секрет, (Указательный палец.)

Опоздавшим места нет! (Идём к ракете.)

Ребята, задание мы выполнили но, чтобы зайти внутрь ракеты, нам нужно убрать лишнюю картинку.

Что изображено на этих картинках? (Ракета, планета, звезда, ключ.)

Как вы думаете, которая из них не относится к космосу? (Ответ)

(Звуковой сигнал)

Правильно. Вход открыт. Проходите и займите места в ракете.

Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в космическое путешествие. Мы совершим полёт по солнечной системе.

Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли, побывать возле Солнца, облететь планеты.

За нашим полётом будет наблюдать Центр управления - наши гости. Пристегните ремни. Обратный отсчёт: дыхательная гимнастика - через нос набрать воздух - 10.9.8.7.6.5.4.3.2.1 Пуск! Слайд - изображение взлёт ракеты.

Пока летим к планетам проверка знаний.

На какой планете мы живём?

Как называются люди на этой планете?

Какой формы наша планета?

Какой формой представляли нашу Землю люди в прошлом?

Как называется естественный спутник Земли?

Человек создал и запустил на околоземную орбиту искусственные спутники земли. Спутники ловят сигналы и передают их в нужное место.

А скажите, пожалуйста, как вы думаете, что может произойти на планете Земля, если спутники перестанут работать? (Исчезнет мобильная связь, перестанет работать Интернет, телевидение).

Будьте внимательны, мы приближаемся, к Солнцу. Наш корабль находится в солнечной системе. Ознакомимся с её достопримечательностями.

Центр системы - Солнце. Слайд - изображение Солнца.

Можно высадиться на Солнце? Почему? - Солнце очень горячее, к нему нельзя приближаться, потому что сгоришь.

Правильно. Солнце - это огненный шар, где сгорают даже камни. Свет и жар доходят и до нас, и если бы у нашей планеты не было атмосферы, всё живое на земле сгорело бы.

Атмосфера - газовая оболочка, как воздушное одеяло окутывает Землю и спасает от жгучего солнца. Повторим хором. Слайд - Атмосферы.

Солнце - звезда, вокруг которого вращаются планеты, какие ближе, какие дальше. В Солнечной системе 8 планет. И сейчас мы с вами каждую из нах рассмотрим.

1. На этой планете такая жара. Что там оказаться опасно, друзья.

Какая это планета? Ближе всех к солнцу. - Меркурий. Слайд.

2. На этой планете тоже жарко, как в печи. Хоть пеки пироги. Как называется 2 планета от солнца - Венера. Слайд.

3. А эта планета нам всем дорога,

Нам жизнь подарила планета... Земля. На каком месте от Солнца находиться наша планета? На 3.

4. К планете Земля - это планета близка и похожа. Марс. Слайд. 4планета.

Чем похожа?(4 времени года, смена дня и ночи.)

5. А эта планета гордится собой. Поскольку считается самой большой.

Что за планета? Юпитер. Слайд

6. Планета кольцами окружена. И этим от всех отличалась она. Сатурн. Слайд. Орбита № 6.

7. А что за планета. Зеленовато- голубого цвета? Уран. Слайд. № 7.

8. Царь морской названье той планете дал. Он именем своим её назвал. Какая это планета? Нептун. Слайд. № 8.

Все планеты заняли свои места и вращаются вокруг Солнца. Слайд Солнечной системы.

Кружит хоровод планет. У каждого свой размер и цвет. У каждой планеты есть свой путь - орбита. Для каждой планеты путь определён. Но только на Земле мир жизнью заселён. И посмотрите ещё раз, как прекрасна наша родная планета Земля.

Ребята, мы побывали около всех планет, увидели и рассмотрели их.

Продолжаем полёт.

Из Центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать - видео.

SOS. SOS. Помогите, помогите. Мой корабль при посадке на Марс сильно пострадал. Я не могу его починить один. Прошу выслать мне роботов на помощь!

Ребята, давайте поможем инопланетянину, и сконструируем роботов в нашей лаборатории. (Ответ детей). Пройдемте в лабораторию. Посмотрите здесь много разных деталей. Давайте рассмотрим, из чего состоит робот. Самостоятельное выполнение задания. Рассматривание работ.

С работой мы справились. А доставкой роботов будет заниматься Центр управления.

Нам пора возвращаться на Землю.

Мы уселись на места. Закрываем все глаза.

Мы теперь уж не сидим. А летим, летим, летим. Звучит музыка.

Прилетели. Мы на родной Земле. Наше космическое путешествие закончилось.

Встречает корреспондент: Я корреспондент Газеты «Мир науки». Рада, что удачно приземлились. Скажите, где вы были? Что интересного видели? Чем занимались в космосе? Чем планета Земля отличается от других? Понравилось вам космическое путешествие? Спасибо за интервью.

Музыка - летит шаттл - доставка угощения от инопланетянина.