Актуальные проблемы в обучении детей дошкольного возраста. Состояние (проблемы) образовательного процесса ДОУ на современном этапе

Проблемы дошкольного образования

Не секрет, что современное дошкольное образование имеет ряд серьезных проблем. Пожалуй, главной проблемой сегодня оказалась нехватка мест в существующих муниципальных детских садах. Нередко очередь растягивается на годы. В некоторой мере улучшает ситуацию наличие центров дошкольного образования и частных детских садов. Но глобальным образом они решить проблему не могут.

Другая проблема дошкольного образования состоит в нехватке квалифицированных кадров. Все знают, каков уровень заработной платы сотрудников муниципальных детских учреждений. Эта причина и объясняет нежелание молодых перспективных специалистов идти работать в детские сады. Поэтому на работу часто берут людей с непрофильным или недостаточным образованием, которые, как следствие, имеют низкую квалификацию. Нередки также ситуации, когда воспитатель идет работать по профессии в силу сложившихся обстоятельств (например, чтобы пристроить в детсад собственного ребенка), и тогда недостаточный уровень заработной платы может стать причиной халатного отношения воспитателя к своим обязанностям. К сожалению, такая ситуация сегодня не редкость. По-другому обстоит дело в частных детских садах (найти которые можно, например, через сайт дошкольного образования). В частные дошкольные учреждения на работу берут только квалифицированных специалистов. Достойная зарплата делает должность привлекательной для соискателей, поэтому руководство имеет возможность выбирать лучшего кандидата. Это является одной из причин, объясняющих высокое качество дошкольного образования в частных детских садах. Описывая проблемы дошкольного образования нельзя также не остановиться на вопросе преемственности обучения.

Эта проблема является достаточно актуальной на всех ступенях образовательного процесса, но на стадии перехода от дошкольного образования к начальному школьному она стоит особенно остро. Причинами этого явления можно назвать множество факторов. Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку старшей группы детского сада и к первокласснику. Априори считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник. Но ребенок не может в один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать.

Однако в программу детского сада обучение чтению и письму попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада (например, выложенной на сайте дошкольного образования), но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно. Дополнительно осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование включает в себя занятия по подготовке к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок, с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....

Елена Карасева
Дошкольное воспитание в современных условиях. Актуальные проблемы

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ . АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Исследование данной темы вызвано рядом обстоятельств. В настоящее время определен социальный заказ общества на подготовку человека новой формации, демократически ориентированного, свободного от предрассудков. Кроме того, практически все родители сегодня ориентированы на обучение своих детей только престижным навыкам и знаниям. Демографические проблемы , которые возникли в нашей стране в последнее время, признание многими новых ценностей и приоритетов, таких, например, элитарность образования, наводят на мысль о том, что потребность людей в воспроизводстве себе подобных становится крайне иллюзорной. Это связано с рядом причин, таких как сложность выживания людей в новых экономических условиях , личный эгоизм и т. п.

Вышесказанное можно подкрепить и появившимися в последнее время исследованиями специалистов в области социальной педагогики и социологии. Учитывая глобальный масштаб проблемы , а также небольшие размеры настоящей статьи, нельзя, конечно, претендовать на полное исследование поставленной проблемы .

Основной целью написания данной статьи было выделить определенные закономерности в изучении вопроса, носящие познавательно-практический характер, которые необходимы для полноценной и продуктивной воспитательной и обучающей деятельности работников дошкольных учреждений , помогли бы совершенствованию всей системы дошкольного воспитания в целом .

Для исследования данного вопроса нами было опрошено 50 человек, студентов - заочников Армавирской государственной педагогической академии, имеющих своих детей. Форма анкетирования - блиц-опрос. Итак, рассмотрим итоги поподробнее. По данным которые мы получили, восемьдесят процентов респондентов на самом деле ориентированы на получение их детьми престижных специальностей, не взирая на то, что дети большинства опрошенных респондентов находятся в дошкольном возрасте и узнать их личное мнение о выборе родителей и точку зрения, сформированную и зрелую, в данный период жизни ребенка не представляется возможным, при этом явно просматривается закономерность : чем больше детей обучают, тем больше знаний и умений родители хотели бы им дать. Около семидесяти процентов опрошенных уверены, что в дошкольных учреждениях должны исключительно обучать, воспитательная функция при этом носит остаточный характер. Нравственные ориентиры опрошенных родителей крайне интересны для педагога и психолога, в качестве основных, абсолютно необходимых для ребенка приоритетов они называют (по убыванию) : счастье, здоровье, богатство и лишь потом на четвертом месте - ум, на шестом месте - разностороннее развитие. Это ясно говорит о том, что выдвинутый нами в начале статьи тезис о том, что в обществе произошла смена духовных ценностей, верен. Многие родители показывают неплохое понимание периода дошкольного возраста , обращают внимание на то, что он постоянно сокращается, что деятельность ранее ведущая для дошкольника - игровая - гораздо раньше начинает подменяться более сложной - учебной, и сегодня с тре, четырех лет, по мнению родителей, детей можно (и даже нужно) серьезно обучать. Этот тезис, конечно является спорным и идет вразрез с компетентными принятыми мнениями специалистов по дошкольному воспитанию . Мы же, не являясь истиной в последней инстанции, переведем его в практическую плоскость - как и чему нужно обучать детей этого возраста.

Ответы родителей на вопрос о длительности периода общественного обучения и воспитания детей дошкольного возраста , поставили в тупик и привели в недоумение, даже бывалых педагогов дошкольного учреждения : четырнадцать процентов опрошенных респондентов готовы отдать детей полутора, двух лет в дошкольные учреждения на полный световой день и даже на полную неделю без выходных. Отсюда напрашивается вывод, что родители слишком рано желают видеть детей самостоятельными, причиной для этого, очевидно, являются как эгоистические цели (удовлетворение собственных амбиций, возможность занять детей какой- либо деятельностью как способ от покушения на личную жизнь родителей и свободное время взрослых и пр., так и вполне благородные, подоплекой для которых является педагогическая направленность.

Из сказанного выше следует, что в современных условиях идет активный процесс социализации детей. Но очень заметным и значимым он является именно для детей дошкольного возраста , так как только на этом этапе закладывается основная база для последующего развития человека; и то, каким человек будет позже, когда вырастет, напрямую зависит от сегодняшних условий воспитания и образования и работы с ним в это время.

Давно замечено, что чем хуже условия жизни человека , тем активнее движется процесс социального расслоения народа, и подход к проблемам воспитания и образования становится выборочным. Страшно, что при этом зачастую страдают дети, которые становятся заложниками амбиций и личных стремлений своих родителей, которые не обращают внимания на желания и возможность детей заняться любимым делом. Педагоги не могут не учитывать этот фактор в своей работе, не могут идти на поводу эгоизма родителей, они обязаны представлять интересы детей, отталкиваться от их желаний и возможностей.

Каким же мы видим сегодня нашего ребенка? В чем специфика подхода к его развитию в настоящее время?

В условиях , когда ребенок в семье один, он, конечно, вынужден общаться в основном со взрослыми. Однако такому ребенку, крайне необходим коллектив сверстников, тем время, когда ребенок будет должен влиться в детский коллектив (д/сад, школу) все равно настанет, а значит приобретение коллективных навыков, навыков общения со сверстниками для него крайне необходимо. Его придется обучать общению с детьми, активно вводить в окружающую среду. Не все взрослые смогут правильно это делать. Пришло время, когда ребенок входит в коллектив сверстников, адаптируется в нем. Готов ли он к этому?

Ребенок как правило приходит в дошкольное учреждение из привычных домашних условий .

Не всем детям нравится детский сад : в нем могут и обижать сверстники, обижают взрослые, ограничивая в желаниях. Один только утренний прием воспитателем детей на улице в любую погоду (по-другому нельзя - это режим, когда ребенок еще психологически не готов к прогулке, а хочет спать, оказывает колоссальное психологическое давление на ребенка. Поэтому при адаптации в коллективе, этого ребенка зачастую преследуют эмоциональный дискомфорт, чувство одиночества и неудовлетворенности.

Дети не приемлют любое насилие, а значит, в скрытой или открытой форме отвечают на него. Они хотят, чтобы их не беспокоили по пустякам (что такое «пустяк» , известно только им, оставили как можно на дольше в покое, дали возможность заняться любимым занятием. Но, взрослые имеют привычку слишком опекать ребенка, заставляют выполнять то, что ребенок делать не намерен. Нужно обязательно дать ребенку право выбора деятельности, возможность самостоятельно принять решение об организации индивидуального занятия, творчества, как хочет ребенок, не лишая внимания и корректирующей позиции педагога.

Таким образом, главным выводом данной статьи и важной педагогической задачей нужно считать обязанность педагога научить воспитанника избирательно подходить к выбору своей деятельности. Для того, чтобы реализовать эту задачу необходимо постоянно задавать различные вопросы, ставящие ребенка перед возможностью выбора нескольких вариантов для принятия решения. В раннем возрасте это возможно сделать сравнительно легко, а когда у человека выработаются стойкие стереотипы и привычки - намного труднее. Только в этом случае идея индивидуального подхода, приобретет реальные очертания, а внимание воспитателя будет обращено к конкретному воспитаннику .

Такой же подход можно использовать при выборе ребенком учебных предметов и приоритетов развития и обучения. Предлагаемый подход, конечно, вызывает дополнительные трудности, прежде всего организационного характера, но их нужно преодолеть. В этом случае воспитателю представится возможность для дифференцированной работы с воспитанниками , возможность учитывать индивидуальность характеров, наклонностей, способностей, для реализации индивидуальной, свойственной каждому ребенку, программы развития. В этом будет состоять путь педагогического воздействия воспитателя на ребенка и инновационный характер воспитания и обучения .

Для внедрения инновационных педагогических технологий в жизнь и практику конкретных учебно-образовательных дошкольных учреждений , вначале необходимо определить степень развития и уровень возможностей педагогического коллектива, диагностировать его для выявления новых необычных подходов и передовых идей.

Далее следует проработать и дать педагогическому коллективу концепцию преобразований и нововведений. Затем необходимо разрушить прежние стереотипы и привычки, привлечь на свою сторону родителей, спонсоров, меценатов и деловых людей, убедить руководство дошкольного учреждения , местных органов образования в правильности выбранного пути и, наконец, разработав авторскую методику (либо адаптировав имеющийся опыт, можно приступать с помощью единомышленников к внедрению прогрессивных методов и форм обучения и воспитания , четко спрогнозировав конечный результат.

Кроме того, полноценной воспитательной и педагогической деятельности мешает отвлечение педагогов-воспитателей от их прямых профессиональных обязанностей составлением многочисленных планов и индивидуальных карт ребенка, разработкой конспектов и документации. К этому следует добавить частую подготовку и проведение открытых занятий, участие дошкольных педагогов в работе различных методических объединений, совещаний и курсов повышения квалификации. Приведенный перечень примеров не будет полным, но и он даст представление о огромной дополнительной нагрузке воспитателя , которую тот не должен выполнять ввиду своего основного назначения – воспитателя человеческих душ , хранителя и дарителя знаний.

Заканчивая статью, хочу заметить, что дошкольная педагогика как большая составная часть жизни нашего общества живет и развивается вместе с обществом. Она вбирает в себя все лучшее, накопленное мировой цивилизацией, все что разрабатывается лучшими педагогическими умами, а также, что вполне естественно, отражает и некоторые негативные моменты, которые всегда имеются в развивающемся обществе, есть и будут до тех пор, пока существует человек и его деятельность.

Литература :

Елжова Н. В.: Формы работы в дошкольном образовательном учреждении. - Ростов на/Д : Феникс, 2010

Микляева Н. В.: Теория воспитания дошкольников . - М.: Академия, 2010

РАН, Ин-т художественного образования; сост., науч. ред. И. А. Лыкова : Детский сад и семья; Изобразительное творчество от колыбели до порога школы. - М.: Карапуз : Сфера, 2010

Собянина И. В.: Художественное воспитание . - М.: Карапуз, 2010

Авт.: В. И. Яшин, М. М. Алексеева, В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева : Теория и методика развития речи детей. - М.: Академия, 2009

Арсентьева В. П.: Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве . - М.: ФОРУМ, 2009

дошкольном детстве . - М.: Фрум, 2009

Арсентьева В. П.: Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве . - М.: Фрум, 2009

Авт. -сост. В. П. Ватаман : Воспитание детей на традициях народной культуры. - Волгоград : Учитель, 2008

Гогоберидзе А. Г.: Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста : современные педагогические технологии. - Ростов на/Д : Феникс, 2008

под ред. С. А. Козловой : Теория и методика физического . Практическая подготовка студентов :. - М.: Владос, 2008

Пшеничных Л. А.: Творческое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности. - Белгород : ГиК, 2008

Серебрякова Т. А.: Экологическое образование в дошкольном возрасте . - М.: Академия, 2008

Сост.: С. И. Сумнительная, К. Е. Сумнительный : Начальная школа Монтессори. - М.: Карапуз-Дидактика, 2008

Стародубова Н. А.: Теория и методика развития речи дошкольников . - М.: Академия, 2008

Степаненкова Э. Я.: Теория и методика физического воспитания и развития ребенка . - М.: Академия, 2008

Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Обратим внимание на общение ребенка. Общение- большая проблема. К общению необходимо отнести- умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Так же хочется рассмотреть тему - семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ ссылаясь на занятость.

И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много, такие как проблемы развития произвольной памяти, проблемы обучения НОД. И все упирается на методики. Необходимы внедрение новых технологий и методик.

Хочу перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Я предлагаю рассмотреть несколько совершенно разных линий современного образования.

Первая - воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И эти случаи двояки. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей ЗУН может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

Отсюда можно сделать вывод, что результатом вышесказанного является замедление цели раннего образования. Принеся за собой отрицательные эффекты, такие как например- потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственность в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить. Что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Вторая- образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. Его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за некоторых причин. Можно заметить, что такой образования носит как развивающий эффект, так и развитие или продвижение. Воспитатель должен ставить перед собой цель - обеспечения развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы в образовании а в частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать неблагоприятному социогенезу. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. А что касается нескольких линий образования, хочется добавить, что они совершенно противоположные, но часто встречающиеся. Конечно более эффективное обучение - то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель принимает на первый план, что на второй. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.


Отдохнуть от детства

Несмотря на усилия властей, дошкольное образование в России остается недоступным для значительной части населения; в группы набивают по 50 детей, и воспитатели не успевают их одевать-раздевать; железобетонные нормы пожарных и гигиенистов превращают детсады в стерильные, но безликие боксы; образовательные программы предельно заорганизованы, а малыши вместо игр готовятся к школе. Такова суть оказавшейся в распоряжении «МК» докладной записки о состоянии дел в системе дошкольного образования, подготовленной специалистами Российской академии народного хозяйства и Государственной службы при президенте (РАНХиГС).

Игнорирование особенностей развития ребенка в младшем возрасте чревато серьезными, глубокими проблемами в его дальнейшей жизни, в том числе в школьном обучении, следующем непосредственно за дошкольным периодом,- напоминают авторы исследования.- Мы все родом из детства, наше будущее стоит на нем, как на фундаменте.

Однако надежность этого «фундамента», как следует из докладной записки РАНХиГС, вызывает серьезные опасения.

Прежде всего дошкольное образование по-прежнему недоступно для существенной части российского общества. Сведенная было на нет к концу учебного года очередь желающих получить заветное место в детсадике в начале следующего учебного года, то есть уже через два-три месяца после рапорта об успехах, практически возвращается к прежним показателям. Оно и понятно, ведь число желающих за счет «детей беби-бума» конца 2000-х годов постоянно растет, а количество детских садов до недавнего времени сокращалось. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, лишь с 2008 по 2013 год оно сократилось более чем на 1000 единиц - с 45,6 тыс. в 2008 году до 44,3 тыс. в 2013-м, тогда как число воспитанников возросло на 800 тысяч.

Хуже того. «Стремясь ликвидировать очереди, многие муниципалитеты решают вопрос за счет наполняемости групп. Из-за их стремления отчитаться по показателям увеличения охвата в некоторых регионах (например в Северной Осетии) количество детей в группе на одного квалифицированного воспитателя доходит до 50 человек, - отмечается в докладной. - В результате под угрозой оказались жизнь и здоровье детей, условия работы педагогов стали крайне тяжелыми - перегруженные воспитатели едва успевают одеть детей на прогулку. В нескольких регионах зафиксирован отток педагогических кадров из детских садов».

При этом «если дети в возрасте от 2,5 года все-таки имеют возможность находиться в муниципальных дошкольных учреждениях, то дети ясельного возраста (от двух месяцев и старше) такой возможности почти полностью лишены. Малышей до 1 года в системе дошкольного образования в 2012 году было всего 1,3 тыс., а в 2013 году ситуация еще ухудшилась. Практика сокращения ясельных групп ради дополнительных мест для «основного контингента» - дошкольников 3–7 лет - получила развитие не только в Зеленограде и в , но и во многих регионах », констатируют исследователи.

Частично проблему могли бы решить частные детские садики за счет дотаций государства. Опыт такой уже есть. Но возможности реализовать его нет: дело душат неоправданно жесткие требования Госпожнадзора и Медико-санитарной службы. И как итог - фактические запреты на открытие детских садов в освобожденных помещениях жилых домов, да и официально разрешенные садики, по наблюдениям исследователей, «превращаются в безликие, почти стерильные помещения, где на стенах нет места детскому творчеству, письменной коммуникации с родителями, фотографиям и плакатам, хотя ни одного случая возгорания по этой причине нигде не зафиксировано».

Отдельная проблема - педагогические кадры. В современном образовании, опирающемся на вариативность и разнообразие, фигура педагога становится центральной. Но чтобы реализовать свое право на академическую свободу, он должен обладать соответствующими компетенциями, должен понимать, как именно строить образовательный процесс в условиях вариативности. А в наших детсадах, отмечается в докладной, «обычно работают люди, подготовленные по устаревшей модели или вообще не имеющие профессиональной подготовки. Социальный статус профессии пока еще низок. Да и уровень зарплат дошкольных педагогов, которые являются самыми низкими в образовании, никак не соответствует самой высокой ответственности за судьбу ребенка».

А в последние несколько лет, по данным исследователей, появилась новая беда: «В системе дошкольного образования возникла жесткая ориентация детских садов на подготовку детей к школе, под которой обычно понимается только обучение чтению, счету и письму, хотя самым важным является мотивация ребенка, интерес к обучению в школе. Практика слишком раннего принудительного обучения детей с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации, и как следствие - к возникновению школьной дезадаптации и школьных неврозов».

Ситуация с дошкольным образованием и в самом деле сложна, подтвердила «МК» главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына:

Региональные власти рапортуют президенту, что все дети охвачены детскими садами. Но это неправда! В садики даже в Москве берут только с двух с половиной лет. А мамочке-то по закону выходить на работу через год, а при желании и через 8 месяцев после родов. Не решен и вопрос с квалификацией педкадров. А уж зарплаты воспитателей, несмотря на указы президента, - ниже низкого! Так что пока похвастаться нечем.