Секции и кружки туризма в школе и внешкольных организациях. Общеобразовательная программа «Туристический кружок» — Программы кружков и секций — Региональный образовательный портал Псковской области Направление программа туристического кружка в школе

Программа туристического кружка

Юный турист

https://pandia.ru/text/78/158/images/image002_19.gif" width="8 height=14" height="14">

Туристско-краеведческие кружки занимают большее место в системе деятельности внеклассных учреждений. Они способствуют решению важнейших задач воспитания детей и подростков: развивают познавательность, приобщают детей к различным видам общественно – полезного труда, укрепляют здоровье школьников.

Краеведческая и экскурсионно -туристическая работа стала действенным средством формирования материалистического мировоззрения школьников, воспитания любви к Родине, углубленного изучения основ

науки, приобретение навыков самостоятельной работы, она помогает в выборе будущей профессии, содействует формированию морально – психологических качеств, физической подготовке, готовности к службе в вооруженных силах России.

Туристско-краеведческие кружки являются сферой многостороннего воспитательного воздействия. Такие кружки в школьных учреждениях, как правило, создаются для уч-ся 5-11 классов.

Работа на местности

Топографические знаки (15 основных знаков)

Работа на местности

Гигиена туриста,

Аптечка,

Первая медицинская помощь

Преодоление крутых склонов, зарослей, завалов

Работа на местности

Переправа по клади и в брод

Работа на местности

Разновидности туризма:

Водный и горный

Велотуризм

Работа на местности

Верёвки и узлы (проводник, бромштоковый, академический)

Масштаб. Чтение карты

Определение расстояния по карте

Способы ориентирования (по компасу, по местности, по признакам и т. д.)

Работа на местности

Оценка расстояний и времени. Определение времени

На местности

Движение по азимуту

На местности

Наблюдения в походе. Ведение дневника.

Охрана природы.

Организация и подготовка похода:

Привалы и ночлеги,

Установка и оборудование палатки,

Наведение верёвочных переправ.

Знакомство с полосой препятствий и преодоление ее элементов

Работа на местности с полной экипировкой для похода

Итого:192 часа.


№ п/п

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

примечания

Введение

Инструктаж по т. б.

Литература

Туристскою-краеведческие возможности края:

Природа родного края его история,

Взаимосвязь с советом ветеранов войны и труда,

Взаимосвязь с краеведческим кружком ДДТ Усть-Таркского района

Походы, экскурсии

Распределение обязанностей,

Т. б. в походе,

Личное и групповое снаряжение туриста,

Установка палатки,

Виды костров,

Преодоление крутых склонов, зарослей, завалов

Занятия проводятся как на площадке так и в походе

Вязка узлов (двойной проводник, академический, схватывающиий одним концом)

Занятие на природе и в

кабинете ОБЖ

Топография и ориентирование:

Работа с компасом,

Работа с картой,

Определение азимута

Проведение экскурсий и походов

Медицинские принадлежности в походе:

Оказание первой медицинской помощи,

Аптечка,

Транспортировка пострадавших

Работа в школе и в походе

Оценка расстояния и времени:

Определение расстояния до недоступного предмета,

Определение времени

Ведение дневника,

Связь с обществом охраны природы, памятников истории и культуры

Экскурсии

Меры безопасности, самоконтроль и первая помощь в походе:

Оказание первой медицинской помощи,

Сооружение носилок из подручного материала,

Транспортировка пострадавшего,

Т. б. в походе

Занятия в школе и в походе

Наведение верёвочных переправ:

Параллельная переправа,

Маятник,

Переправа по бревну с само страховкой

Преодоление элементов полосы препятствий (ТПТ)

Итого: 192 часа


№ п/п

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

примечания

Вводное занятие

Т. б., инструктаж,

Личная гигиена туриста

Литература

Повторение ранее изученного материала:

Туристско-краеведческие возможности края,

Однодневный поход,

Разбор похода, замечания

Топознаки и ориентирование:

Работа с компасом,

Работа с картой,

Работа по местным признакам,

Ориентирование без карты и компаса

Работа в школе и в походе

Медицинские принадлежности в походе:

Первая помощь при различных видах травм,

Переноска пострадавшего

Работа на площадке и в походе, в школе

Вязка узлов:

Повторение изученных узлов,

Изучение новых узлов,

Применение узлов на практике

Работа в школе и в походе

Оценка расстояний и времени:

Масштаб, определение расстояния по карте,

Определение расстояния до недоступного предмета при помощи руки и линейки

Работа на площадке и в походе

Краеведческие наблюдения в походе:

Экскурсия в краеведческий музей,

Ведение дневника,

Связь с обществом охраны памятников истории и культуры

Организация, подготовка и проведение похода:

Распределение обязанностей в походе,

Т. б. в походе,

Личное и групповое снаряжение,

Установка и снятие палатки,

Виды костров, разжигание костров,

Преодоление крутых склонов, зарослей, завалов,

Наведение верёвочных переправ,

Однодневный поход

Переправы:

По судейским перилам,

Самонаведение,

Спортивный спуск и подъём,

Переправа вброд,

Переправа «Маятник»

Работа на местности

Ориентирование:

Азимут на предмет,

Нахождение предмета по азимуту,

Составление топографической карты местности

Работа на местности

Двухдневный поход:

Повторение изученного

Преодоление ТПТ (элементов полосы препятствий)

Итого: 192 часа

Ожидаемый результат после первого года обучения:

Необходимо, чтобы дети знали историю, обычаи и культуру родного села, чтобы они могли решить простейшие экологические проблемы. Чтобы дети приобрели навыки:

Умения ориентироваться на местности,

Преодолевать простейшие препятствия,

Умели оказать первую медицинскую помощь.

Чтобы бережно относились к природе, были дружными, могли придти на помощь друг к другу.

Ожидаемый результат после второго и третьего года обучения:

Необходимо чтобы дети овладели более углубленными знаниями об истории родного края. Чтобы могли быть экскурсоводами и могли проводить грамотные экскурсии и спортивные соревнования для младших школьников. Чтобы дети овладели туристическими навыками, стали физически развитыми, для того чтобы легче преодолевать препятствия в походе. Чтобы дети были более выносливы и физически и морально. Чтобы из детей получился сплочённый, надёжный, дружный, весёлый коллектив.

Согласовано Согласовано Утверждаю

Руководитель МО Зам. директора по ВР Директор школы

_________ /Тимошин В.А./ ____________ /Шишкина В.А./ ____________ /Ватолин А.П./

Протокол № 1 от Приказ № ____ от

Августа 2014 г «____» ___________ «____» ___________

Рабочая программа

туристического кружка

преподавателя

МОУ «СОШ п. Возрождение»

Тимошина В.А.

Тип программы: адаптированная

Направление программы: спортивно-оздоровительное

Срок реализации: 1 год

Рассмотрено на заседании

педагогического совета №1

от _____ августа 2014 г.

2014 - 2015 уч. год

5-7 классы

Пояснительная записка

«Основы туристической деятельности»- комплексная образовательно-оздоровительная программа для учащихся 5-6 классов рассчитана на 1 год. Программа включает информацию по различным областям знаний, тематически стыкуется с базовыми учебными курсами по географии, биологии, экологии, математике, основам безопасности жизнедеятельности, физическому воспитанию.

Основные цели:

Задачи:

Программа состоит из 2 разделов: «», «Основы топографии и ориентирования на местности».

Новизна содержания курса выражена в качественном увеличении программного времени, отводимого на изучение раздела «Топография и ориентирования на местности» Принципиальным нововведением является также распределение учебного времени на теоретические и практические занятия. Увеличение времени на проведение практических работ в помещении, на местности и туристских походов преследует цели более прочного овладения учащимися прикладными умениями и навыками. В каникулярное время, с целью повышения туристского мастерства, для учащихся будет организован поход с ночлегом (вне сетки учебного плана).

Организация туристского похода

Безопасность - основное требование ко всем туристским путешествиям. Обязанности руководителя и участников по обеспечению безопасности. Основные причины возникновения опасных ситуаций в походе. Профилактическая работа по обеспечению безопасности похода.

Туристское снаряжение

Требования к снаряжению. Костровое оборудование. Палаточное снаряжение. Медицинская аптечка. Ремонтный набор. Типы рюкзаков. Правила размещения предметов в рюкзаке.

Туристский бивак

Требования к месту бивака. Планирование и разведка места бивака. Организация бивачных работ. Место установки палаток. Выбор места для костра. Типы костров и их назначения.

Организация питания в походе

Медицинская подготовка

Профилактика и оказание первой помощи при охлаждениях, обморожениях, простудных заболеваниях, ушибах, переломах, отравлениях и т.д

Веревка. Узлы

Виды узлов. Организация самостраховки.

Топографии и ориентирования на местности

Марки компасов. Устройство компаса Адрианова.

Определение понятия «азимут».

в неделю - 1 ч.

Сетка занятий:

Примерное содержание уровня начальной подготовки.

Обучающиеся должны знать:

  • основные причины возникновения опасных ситуаций и правила безопасности в походе;
  • требования, предъявляемые к личному и групповому снаряжению;
  • понятие карты и условных знаков карт, масштаба карты;
  • устройство и правила пользования компасом;
  • основные приемы оказания первой медицинской помощи в полевых условиях;
  • приемы профилактики потертостей, наминов;
  • способы транспортировки пострадавшего;
  • специфику физической подготовки к туристическим походам;
  • основные охраняемые растения и животные родного края;
  • основные правила поведения на природе.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно планировать место бивака;
  • быстро разводить костер;
  • устанавливать и снимать палатку;
  • составлять перечень личного и группового снаряжения для похода;
  • укладывать рюкзак для однодневного похода;
  • определять расстояние по карте;
  • оказывать первую доврачебную помощь при потертостях, порезах, обморожениях, ожогах и других заболеваниях и травмах, типичных для походных условий.

Список учащихся 5 - 7 классов

№ п.п.

ФИО уч-ся

Класс класс Класс

Кол-во часов

Наименование материала

Дата

Вводное занятие

Раздел 1

Организация туристского похода

Безопасность туристических путешествий - 2 ч.

Правила безопасности в туристическом походе.

Распределение обязанностей.

Туристическое снаряжение - 7 ч.

Групповое снаряжение.

Личное снаряжение.

Эксплуатация и хранение снаряжения.

Укладка рюкзака.

Туристический бивак - 3 ч.

Планирование бивака.

Виды костров. Организация костра.

Костровое оборудование.

Организация питания в походе - 2 ч.

Подбор продуктов и нормы потребления.

Упаковка и хранение продуктов. Составление меню для однодневного похода.

Медицинская подготовка - 2 ч.

Оказание доврачебной медицинской помощи.

Правила гигиены туриста.

Веревка. Узлы - 2 ч.

Веревка. Узлы.

Организация самостраховки.

Раздел 2

Топография и ориентирование на местности - 8 ч.

Карты, схемы. Масштаб.

Чтение карты (топознаки, рельеф местности).

Компас, его история.

Ориентирование с помощью компаса и карты.

Ориентирование по местным предметам.

Азимут. Азимутальное кольцо.

Практические занятия - 7 ч.

Установка палатки. Разведение костра.

Определение азимута на заданные ориентиры. Движение по азимуту на заданное расстояние.

Решение задач на построение азимутов заданной величины.

Решение задач на распознавание и запоминание топографических знаков и условных знаков карт для спортивного ориентирования.

Ориентирование в заданном направлении

Ориентирование по выбору

8 - 10 классы.

Пояснительная записка

Туристскую деятельность можно отнести к традиционным в педагогической практике нашей страны методом воспитания, обучения и оздоровления школьников. Школьный туризм имеет комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой т.д. Туристская деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации практически в каждой школе.

«Основы туристической деятельности»- комплексная образовательно-оздоровительная программа для учащихся 8-10 классов рассчитана на 1 год. Это программа, вбирающая в себя сведения из нескольких дисциплин (географии, биологии, экологии, физического воспитания, физики, математики, основ безопасности жизнедеятельности).

Основные цели:

Обучение умениям и навыкам по основам туристической деятельности;

формирование представления о правилах поведения в природе, во время походов;

Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, взаимопомощи;

Развитие интереса к занятиям туризмом как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности.

Задачи:

Овладение основными навыками и умениями туристической деятельности

Формирование основ здорового образа жизни

Развитие классного коллектива, лидерских способностей у детей.

Программа состоит из 3 разделов: «Организация туристского похода», «Основы топографии и ориентирования на местности», «Туристские соревнования».

Новизна содержания курса выражена в качественном увеличении программного времени, отводимого на изучение раздела «Организация туристского похода». Принципиальным нововведением является также распределение учебного времени на теоретические и практические занятия. Увеличение времени на проведение практических работ в помещении, на местности и туристских походов преследует цели более прочного овладения учащимися прикладными умениями и навыками. В каникулярное время, с целью повышения туристского мастерства, для учащихся будет организован многодневный поход (вне сетки учебного плана).

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что знания и практические умения, приобретенные школьниками при изучении курса, носят прикладной характер и могут быть впоследствии использованы ими достаточно широко в будущей профессиональной деятельности.

Организация туристского похода

Туристская группа

Комплектование туристской группы. Подбор участников по возрасту, физической и морально-волевой подготовке, туристскому опыту. Организация самоуправления в группе.

Правила безопасности в туристском походе

Безопасность- основное требование ко всем туристским путешествиям. Обязанности руководителя и участников по обеспечению безопасности. Основные причины возникновения опасных ситуаций в походе. Профилактическая работа по обеспечению безопасности похода.

Предпоходная тренировка. Физическая и маршевая подготовка

Общая и специальная физическая подготовка туриста. Значение физической подготовки. Утренняя зарядка. Систематичность тренировок.

Характерные заболевания в походе, их профилактика, гигиена туриста

Личная гигиена. Обувь туриста. Профилактика и оказание первой помощи при охлаждениях, обморожениях, простудных заболеваниях, ушибах, переломах, отравлениях и т.д.

Личное снаряжение участника пешего похода

Перечень снаряжения для однодневного похода и похода с ночлегом в полевых условиях. Подбор снаряжения в зависимости от сезона и метеоусловий. Требования к снаряжению. Уход за снаряжением и его ремонт.

Групповое снаряжение

Требования к снаряжению. Костровое оборудование. Палаточное снаряжение. Медицинская аптечка. Ремонтный набор.

Организация питания в походе

Нормы питания. Походное меню и список продуктов. Подготовка продуктов к походу. Упаковка продуктов.

Укладка рюкзака

Типы рюкзаков. Правила размещения предметов в рюкзаке.

Туристский бивак

Требования к месту бивака. Планирование и разведка места бивака. Организация бивачных работ. Место установки палаток. Выбор места для костра. Типы костров и их назначения. Ямы для отбросов. Свертывания бивака. Уборка мусора.

Техника преодоления естественных препятствий

Понятие техники туризма. Естественные препятствия в пешем и лыжном туризме. Туристский строй. Темп, шаг, интервал, порядок движения.

Техническое описание маршрута похода

Определение участков маршрута. Характер местности. Описание основных ориентиров.

Подведение итогов похода

Письменный отчет о походе. Основные разделы отчета. Отзывы участников о походе. Проведение разбора похода в группе.

Основы топографии и ориентирования на местности

Карта, ее масштаб. Условные знаки топографических карт

Отличие карты от плана. Виды карт. Классификация карт. Условные топографические обозначения. Условные знаки карт для спортивного ориентирования.

Компас, работа с ним

Марки компасов. Устройство компаса Адрианова. Пользование компасом в походе.

Ориентирование карты. Азимут. Магнитное склонение

Магнитные свойства Земли. Определение понятия «азимут».

Маршрутная съемка

Маршрутная съемка местности. Протяженность маршрута, площадь участка.

Туристские соревнования

Туристские соревнования- форма проверки туристских умений и навыков, смотр результатов туристской работы, форма выявления лучших коллективов, пропаганда туризма. Правила проведения соревнований. Положение о соревновании. Виды соревнований. Условия проведения соревнований. Определение результатов, награждение победителей.

Соревнования по спортивному ориентированию

Виды соревнований. Снаряжение спортсмена-ориентировщика.

Учащиеся должны знать:

  • принципы комплектования туристской группы;
  • особенности распределения обязанностей между участниками похода;
  • основные причины возникновения опасных ситуаций в походе;
  • специфику физической подготовки к туристским походам;
  • основные приемы оказания первой медицинской помощи в условиях туристского похода;
  • специфику подбора личного снаряжения для походов в зимних условиях;
  • основные требования к подбору группового снаряжения;
  • принципы отбора продуктов для туристских походов;
  • простейшие способы очистки воды;
  • правила планирования места бивака;
  • последовательность организации бивачных работ;
  • основные способы преодоления естественных препятствий в пешем походе и в походе в зимних условиях;
  • специфику описания основных ориентиров;
  • формы подведения итогов туристского похода;
  • порядок составления отчета о туристском походе;
  • отличие плана от карты;
  • определение масштаба карты;
  • устройство компаса Адрианова;
  • правила пользования компасом;
  • определение понятия 2азимут»;
  • перечень оборудования и снаряжения для проведения маршрутной съемки;
  • основные виды туристских соревнований;
  • порядок организации соревнований.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять перечень личного снаряжения, необходимого для организации однодневного похода и похода с ночлегом в полевых условиях;
  • составлять перечень группового снаряжения для похода;
  • составлять меню для одно- и двухдневного туристских походов;
  • определять на основании меню список необходимых продуктов;
  • укладывать рюкзак для однодневного похода и похода с ночлегом;
  • составлять «временную ленту» и простейшее техническое описание маршрута;
  • определять стороны горизонта по компасу, солнцу, местным предметам;
  • ориентировать карту при помощи компаса;
  • определять азимуты на заданные ориентиры;
  • выдерживать заданное направление при движении по азимуту;
  • осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности;
  • измерять расстояния и высоты на местности;
  • с помощью карты и компаса пройти маршрут в заданном направлении.

Количество часов: всего - 34 ч.

в неделю - 1 ч.

Сетка занятий:

8 - 10 классы - пятница 16.00

Планирование составлено на основе программы курса для учащихся средней школы 2004 г.

Список учащихся 8 - 10 классов

№ п.п.

ФИО уч-ся

Класс

Кол-во часов

Наименование материала

Дата

Вводное занятие

Организация туристского похода - 18 ч.

Туристская группа.

Правила безопасности в туристском походе.

Предпоходная тренировка. Физическая и маршевая подготовка.

Характерные заболевания в походе и их профилактика. Гигиена туриста.

Личное снаряжение участника пешего похода.

Личное снаряжение участника похода в зимних условиях.

Групповое снаряжение.

Организация питания в походе.

Укладка рюкзака.

Туристский бивак.

Техника преодоления естественных препятствий.

Техническое описание маршрута похода.

Подведение итогов похода.

Основы топографии и ориентирования на местности - 6 ч.

Карта, ее масштаб. Условные знаки топографических карт.

Компас, работа с ним.

Ориентирование карты. Азимут. Магнитное склонение.

Маршрутная съемка.

Туристские соревнования - 5 ч.

Туристские соревнования.

Соревнования по спортивному ориентированию.

Практические занятия.

Список литературы

Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. М., 1985.

Бардин К.В. Азбука туризма (О технике пешеходных путешествий): Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками. М., 1981.

Берман А.Е. Юный турист. М., 1977.

Верба И.А., Голицын С.М., Куликов В.М. и др. Туризм в школе. М., 1983.

Вестник детско-юношеского туризма в России. М., 1992-2003.

Дихтярев В.Я. Вся жизнь-поход. М., 1999.

Кокорев Ю.М. Туризм, школа, воспитание. Минск,1982

Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

Козлова Ю.В., Ярошенко В.В В поход с классом: Пособие для классного руководителя. - М.,: ТЦ Сфера,2004.

Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. М.,1997.

Основы туристской деятельности: Учеб. для учащихся турист. лицеев и колледжей. М., 1992.

Потресов А.С. Спутник юного туриста. М., 1967.

Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. 2-е изд., перераб. М., 1988

«Русский турист»: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. М., 2001.

Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. для ин-тов и тех-мов физкультуры/ Сост. В.И. Гачопольчкий. М., 1987.

Уроки ориентирования: Методические рек. в помощь рук. кружков и секций спорт. ориентирования./ Сост. Ф.С. Уховский. М., 1996.

Фесенко Б.И. Книга молодого ориентировщика. М., 1997.

Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? Программированные задания для контроля и закрепление знаний. М., 1996.

Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Туризм в нашей школе является массовым движением детей и подростков.

Главную задачу туризма мы видим в том, чтобы открыть широкий простор для выявлений способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитать человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны.

Туристический поход, трасса соревнований по ориентированию - это не только километры, пройденные от пункта "А" до пункта "Б", что само по себе очень важно, но приобретение жизненно важных навыков. Здесь воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления. Неопытный человек, попав в сложную обстановку, не всегда может принять верное решение, действовать грамотно и осмотрительно. Хороший турист, спортсмен - ориентировщик сможет быстрее и правильнее разобраться в сложной обстановке.

Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.

Данная программа может служить пособием для руководителей туристско-краеведческих кружков любого профиля.

Цель программы - всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание физически и нравственно здорового человека, формирование логического и экономического мышления.

  • дать определённый набор знаний и умений;
  • развивать физически;
  • прививать здоровый образ жизни;
  • воспитывать полноценного гражданина своей страны;
  • формировать чувство коллективизма.

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 10 классов.

Во время практических и теоретических занятий закрепляются знания, полученные на уроках географии, биологии, физики, а также приобретаются новые. Это не просто расширяет кругозор ребят, но и готовит их к выбору профессии, службе в армии.

Занятия кружка по теоретической подготовке проводятся в помещении школы с применением учебных пособий (карты, атласы, топографические планы местности, компас и др.). Практические занятия проводятся в пределах города Полысаево.

На практических занятиях, и особенно в походах, кружковцы смогут проявить свои физические возможности, творческие и организаторские способности.

Программа предусматривает одно занятие в неделю по 1 часу и походы выходного дня в субботу, воскресенье.

Курс включает элементы топографии, спортивного ориентирования на местности и технике пешеходного туризма.

В процессе обучения ребята получают теоретические знания:

  • по видам туризма;
  • по географии и экологии Кузбасса;
  • по организации и проведению турпохода практические навыки и умения;
  • работа с различными видами карт;
  • организация биваков, разжигания костров, ориентирование на местности;
  • ведение полевого дневника и составление отчётов турист походов.

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий, соревнований по спортивному ориентированию.

Воспитанники, прошедшие курс туристического обучения, становятся инструкторами на традиционном ежегодном школьном туристическом слёте.

Тематический план занятий кружка "Туристические тропы"

Темы занятий

Количество часов
всего Теор. Практ.
1 Вводное занятие 1
2 Азбука топографа

Компас. Азимут. Измерение расстояний

Топографические знаки. Топографическая карта

Снаряжение туриста

7 1 1
3 Тренировочный поход и разбор его итогов 7 7
4 На трассе спортивного ориентирования

Виды и характер соревнований по ориентированию на местности

Организация движения в пешем туристическом походе

Преодоление полосы препятствий

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь

По заснеженным просторам (зимний поход)

12 1 1
5 Дорога не кончается

Особенности ориентирования в сложном пешеходном путешествии

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии

Физическая подготовка участников сложного туристического путешествия

Туристическое путешествие

13 1 10

Итого: 40 часов

Программа

Тема 1 . Вводное занятие. Туризм и здоровье.

План работы кружка, режим занятий и тренировок. Материалы и инструменты, необходимые для занятий в кружке.

Тема 2. Азбука топографа. Компас. Азимут. Измерение расстояний.

Типы компасов. Правила обращения с компасом. Визирование. Прямые и обратные засечки. Определение азимута. Обратный азимут. Способы измерений расстояний на местности. Средний шаг. Глазомер.

Практические занятия по теме. Ориентирование карты по компасу. Упражнение на засечки. построить на бумаге из данной точки заданные азимуты (СВ, Ю, ЮЗ и т.д.) и показать дугой величину азимута. Выполнить на глаз без транспортира. Определить обратный азимут по данному. Упражнение на смешанное ориентирование без применения компаса. Графическое решение задач на смешанное ориентирование. Упражнение на глазомерную оценку азимута. Измерение своего среднего шага. Тренировка глазомера.

Топографические знаки. Топографическая карта.

Местные предметы на аэрофотосъемке участка земной поверхности. Роль топографических знаков на плане и карте. Группы знаков. Цвет, формы и размеры знаков. Зарисовка топографических знаков по группам(65 знаков). Объяснение знаков и незнакомых местных предметов. Топографическая и географическая карта. Обращение с картой в походе. Виды масштаба. Определение азимутов, линий по карте.

Практические занятия по теме. Опознавание знаков на карте. Чтение карты по маршрутам. Топографический диктант. Определение на карте элементов, менее других подверженных изменением. Составление списка местных предметов, сгруппированных по степени быстроты изменений. Преобразование масштаба в натуральный. Измерение азимутов различных направлений на карте.

Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста. Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде и т.д. Уход за ногами и обувью в походе шаг туриста. Построение цепочки. Интервалы. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим движения: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Привал и бивак.

Практические занятия по теме. Укладка рюкзака. Установка палатки. Разведение костра.

Практическое занятие по теме: "Узелок".

Прямой узел. Ткацкий узел. Академический узел. Узел проводника. Схватывающий узел (практическая отработка соединения верёвок).

Тема 3. Тренировочный поход и разбор его итогов. Составления списка условных топографических знаков, изображающих встреченные на небольшом участке маршрута местные предметы. Ориентированные карты по компасу и по солнцу. Сравнение нескольких разномасштабных карт района проведения похода. Приближённое определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Техника разжигания костра. Обратные засечки (определение азимутов на заданные далёкие ориентиры).

Тема 4. На трассе спортивного ориентирования. Виды и характер соревнований по ориентированию на местности. Их содержание и правило поведения. Определение победителей в личном и командном зачёте. Подготовка туриста-ориентировщика: общефизическая подготовка, комплекс утренней зарядки, беговая тренировка. Личный дневник тренировок, личные анализы выступлений. Снаряжение ориентировщика.

Практические занятия по теме. Упражнение в переносе знаков КП с эталона на чистую карту на точность и быстроту. Планирование прохождения этапа. Упражнения на запоминание карты. Коллективное разучивание комплекса физзарядки.

Организация движения в пешем туристическом походе. Естественные препятствия на туристических маршрутах. Темп и режим движения. Движения по дорогам, по тропе, по болоту, по лесу без дорог и троп, движения на подъёмах и спусках, движения в темноте. Организация переправ через водные преграды. Основные правила движения группы; требования к месту бивака, планировка бивака. Правила укладки рюкзака, упаковки и хранения продуктов.

Практическое занятие "Преодоление полосы препятствий" (на пересечённой местности по снегу)

Подъём по склону его траверс; преодоление канавы с использованием подвесной верёвки ("маятник"); шеста; преодоление завала. Бег по камням. Ходьба по бревну транспортировка. Разжигание костра и кипячение воды.

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь. Личная гигиена туриста. Питьевой режим, гигиена и режим питания. Самоконтроль. Наиболее часто встречающиеся заболевания и травмы во время туристического похода. Оказание доврачебной помощи. Содержание походной аптечки.

По заснеженным просторам (зимний поход). Ходьба на лыжах, тропление лыжни, преодоление препятствий, крутых спусков, подъёмов. Устройство ветрозащитной стенки из снежных кирпичей, подготовка ямы для костра и разжигания костра. Установка палатки на снегу. Походный обед.

Тема 5. Дорога не кончается. Особенности ориентирования в сложном пешеходном путешествии. Обязанности проводника в период подготовки к путешествию: подбор карт и фотоиллюстраций, предварительное изучение маршрута.

Ориентирование на участках таёжных предгорий при отсутствии крупномасштабных карт. Движения по азимутам через опорные ориентиры. Измерение расстояний. Визуальная разведка. Опознавание ориентиров, составление панорамы. Значение материалов МГС (маршрутной глазомерной съёмки).

Техника и тактика движения в сложном пешеходном путешествии. Виды и нормы нагрузок путешествия. Изучение района, разработка маршрута и плана переходов. Режим движения в горах. Техника движения в зоне тайги и в горах, по болотам, чаще, по высокотравью, по каменным россыпям, страховка и само-страховка. Тактика подъёма и спуска в разных условиях. Расчёт времени движения одного дня. Вязание узлов (практическое занятие).

Физическая подготовка участков сложного туристического путешествия. Физические и моральные качества, необходимые туристу - пешеходу. Воспитание выносливости, ловкости и силы. Закаливание организма. Волевая подготовка туриста. Режим дня. Комплекс гимнастики. Режим и содержание беговых тренировок. Медицинский контроль и самоконтроль. Личный план тренировок.

Туристическое путешествие. Отработка техники и тактики азимутального движения в походе, разбор итогов. Работа по маршрутной глазомерной съёмке, ведение протоколов движения, использование страховки. Привал, костёр, обед.

Литература.

  1. Алешин, В. М. Туристская топография [Текст] / В. М. Алешин // М.: Профиздат, 1985. - 285 с.
  2. Бардин, К.В. Азбука туризма [Текст] / К.В. Бардин// М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
  3. Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст] / А.В. Баринов // М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496 с.
  4. Волович, В.Г. С природой один на один [Текст] / В.Г. Волович // М.: Военное издательство, 1989. - 260 с.
  5. Драгачев, С. П. Туризм и здоровье [Текст] / С. П. Драгачев// М.: Знание, 1984. - 345 с.
  6. Дрогов, И. А. Подготовка туристских общественных кадров [Текст] / И. А. Дрогов// М.: Турист, 1982. - 86 с.
  7. Ильичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А. Ильичев, // М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 200. - 496с.
  8. Кодыш, Э. Н. Соревнования туристов [Текст] / Э. Н. Кодыш // М.: Физк. и спорт, 1990. - 175 с.
  9. Коструб, А. А. Медицинский справочник туриста [Текст] / А. А. Коструб // М.: Знание, 1986. - 231 с.
  10. Лукоянов, П. И. Зимние спортивные походы [Текст] / П. И. Лукоянов // М.: Физк. и спорт, 1988. - 192 с.
  11. Лысогор, Н. А. Питание туристов в походе [Текст] / Н. А. Лысогор // М.: Пищевая пром-ть, 1980. - 156 с.
  12. Теплоухов, В. В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма [Текст] / В. В. Теплоухов // М.: Путник № 4, 1996. - 102 с.
  13. Тыкул, В.И. Спортивное ориентирование [Текст] / В.И. Тыкул // М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
  14. Шимоновский, В. Ф. Питание в туристическом походе [Текст] / В. Ф. Шимоновский // М.: Профиздат, 1986. - 136 с

Пояснительная записка.
В основе школьного туризма лежат фундаментальные, неустаревающие принципы образования и воспитания: гуманно-демократический, концептуально-методологический, системно-целостный, творчески развивающий, личностно-ориентированный, созидающе-деятельностный. В структуре любой образовательной программы туризм может быть использован в качестве эффективной формы обучения. Туризм и спортивное ориентирование помогают учащимся в освоении учебных дисциплин по основам различных наук.

Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.

Никто из туристов не пошёл бы второй раз в поход, если бы на личном опыте не убедился, что всё виденное, пережитое, слышанное, пройденное, спетое у ночного костра оставляет такое впечатление и делает нашу жизнь настолько богаче, что по сравнению с этим все тяготы и неудобства туризма выглядят не имеющими значения мелочами.

Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.

Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.

Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в идейно-политическом и военно-патриотическом воспитании учащихся. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.

Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.

Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.

Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.

Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию.

Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Нельзя недооценивать и то, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм - прекрасное средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе ребята раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу.

Разнообразные формы и методы позволяют вовлечь в процесс реализации программы широкий круг учащихся и учителей. Это позволяет создать своеобразную и благоприятную атмосферу общения, воспитания, коммуникативных связей и отношений.

Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.

Цель программы.

Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Задачи.

1. В области образования:

Расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;

Приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;

Приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

Обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

2. В области воспитания:

Содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

Формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;

Гуманное отношение к окружающему миру;

Умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.

3. В области физической подготовки:

Физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);

Выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.

Комплексная программа полностью соответствует нормативным требованиям по комплектованию объединений (учебных групп) спортивного профиля, уровню достижений обучаемых к концу каждого учебного года. Для контроля качества усвоения программы имеется разработанная система контроля, которая приводится в данной программе. С учётом возрастной периодизации для занятий зачисляются учащиеся с 6-го по 11-й классы. Можно начинать заниматься с любого возраста предложенных классов. Зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний

Методы работы.

1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях)

2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях

3. Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы, роста динамики спортивных показателей

4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Формы работы.

1. Проведение соревнований по спортивному ориентированию.

2. Участие в туристических слётах.

3. Участие в военно-спортивных играх.

4. Проведение конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы

Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.

В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.

По завершении обучения кружковцы должны знать:

Порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

Вопросы туризма и экологии;

Основы топографии и ориентирования;

Умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

Опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

Основные разделы пройденной программы;

Порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

Способы преодоления различных естественных препятствий;

Способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

Основные исторические и географические сведения о родном крае;

Различные способы ориентирования на местности.

уметь:

Передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

Преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

Ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

Организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;

Передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

Владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

Уметь правильно применять туристские узлы;

Проводить поисково-спасательные работы;

Уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

Оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

Организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

Оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

Этапы и сроки реализации.

1. Подготовительно-организационный - сентябрь.

2. Основной (теоретический и практический) - сентябрь - май.

3. Заключительный (итоговый туристический слёт, летние походы, жизнь в палаточных лагерях) - июнь, июль.

Рабочая программа школьного туризма с элементами спортивного ориентирования.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

1. Вводное занятие.

Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.

2. Организация и подготовка похода.

Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению, созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.

3. Туристское снаряжение.

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету.

Личное снаряжение. Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки). Типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток, как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.

4. Гигиена туриста.

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе и на экскурсии. Признаки заболеваний и травм. Знание съедобных растений и грибов, умение использовать лекарственные растения на практике. Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии лекарственные и ядовитые растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Искусственное дыхание. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Индивидуальный медицинский пакет туриста.

5. Туристский бивак.

Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.


Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.
Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды. Организация бивачных работ. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке.
Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи. Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака. Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта

6. План и карта.

Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина «ориентирование». Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).


Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по картам. Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий (маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по карте). Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах (из практики походов кружковцев).

7. Определение расстояний простейшими способами.

Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) Ориентир по аэрофотоснимкам. Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды. Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование без компаса и карты. Топография и ориентирование. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных космических технологий при ориентировании на местности. Топография и ориентирование. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение карты. Приёмы ориентирования карты. Работа на школьной площадке с компасом и картой. Нахождение контрольных пунктов по карте и на местности на время. Ориентация во времени и пространстве (камеральная обработка).

Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

8. Краеведение.

История Таврического района. Рабочий посёлок Таврическое и его окрестности. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Географические особенности р.п.Таврическое и его окрестностей. Охрана природы. Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения, используя данные современных космических технологий, сбор и оформление краеведческого материала. Ведение полевого дневника. Географическое положение, рельеф и климат Таврического района. История заселения и освоения территории. Культурное наследие в виде памятников истории, архитектуры и зодчества. Практические работы с картами атласа Омской области. Охрана природы. Сохранение природного единства в зонах отдыха и туризма.

9. Физическая подготовка.

Туристская техника и спортивное ориентирование. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технической подготовки к различным видам соревнований. Контрольно- туристский маршрут, командная и индивидуальная техника. Узлы и их назначение. Вязка узлов. Грудная обвязка и страховочная система. Приёмы обращения с верёвкой. Подъём и спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение. Страховка и самостраховка. Игры на местности.

10.Оформление документации соревнования и похода.

Знакомство участников с положением о проведении соревнования по спортивному ориентированию и туристическому слёту. Подача заявки на участие в соревнованиях. Сбор справок о состоянии здоровья участников команды. Знакомство с правилами организации и проведения похода участников и их родителей под роспись с предоставлением справок о состоянии здоровья. Составление плана похода Оформление походных документов и сметы. Подбор картографического материала.

Содержательная часть программы.


№ п/п

Тема занятия

Дата

1

Организация и комплектование группы.

2

Введение в образовательную программу.

3

История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта.

4

Организация похода.

5

Питание в походе. Составление рациона.

6

Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи.

7

Снаряжение. Личное снаряжение.

8

Групповое снаряжение.

9

Первая медицинская помощь.

10

Первая медицинская помощь.

11

Заболевания.

12

Ожоги и обморожения. Помощь утопающему.

13

Устройство бивака.

14

Работа с палаткой.

15

Работа с палаткой.

16

Свёртывание лагеря.

17

Костёр, его виды.

18

Разведение и поддержание костра.

19

Костровое хозяйство. Меры предосторожности.

20

Топографические карты.

21

Спортивные карты.

22

Компас. Строение и работа с ним.

23

Приёмы ориентирования карты по компасу.

24



25

Определение расстояний и работа с компасом.

26

Ориентирование. Первый способ ориентирования.

27

Ориентирование. Второй способ ориентирования.

28

Сопоставление двух способов ориентирования.

29

Азимут истинный и азимут магнитный.

30

Краеведение. История Павловского района, его культурное наследие.

31

С.Колыванское и его окрестности.

32

Выполнение краеведческих заданий.

33

Условные знаки.

34

Условные знаки спортивных карт.

35

Изготовление условных знаков.

36

Сигналы бедствия.

37



38

Закрепление навыка чтения условных знаков.

39

Рельеф местности.

40

Географические особенности Павловского района

41

Географические особенности Павловского района с. Колыванское

42

Изображение рельефа местности на спортивных картах.

43

Закрепление практического навыка чтения рельефа.

44

Чтение карты.

45

Выработка навыка беглого чтения карты. Комплексное чтение карты.

46

Перенос КП.

47

Учебные соревнования.

48

Учебные соревнования.

49

Приёмы ориентирования карты.

50

Приёмы ориентирования карты.

51

Способы определения точки стояния.

52

Способы определения расстояний на местности.

53

Движение по азимуту.

54

Движение по азимуту.

55

Отклонение при движении по азимуту. Выход по азимуту на КП.

56

Учебные соревнования.

57

Тактико-технические приёмы выбора пути движения.

58

тактико-технические приёмы выбора пути движения.

59

Узлы.

60

Узлы.

61

Туристская песня.

62

Физическая подготовка (техника бега ориентировщика).

63

Развитие выносливости.

64

Игры на местности.

65



66

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии.

67

Учебные соревнования

68

Учебные соревнования

Заключение.

Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Занятия в кружке дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых в условиях родного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм. Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности. Работа кружка подтверждает на практике, что цели и задачи выполняются учащимися с интересом, об этом говорят призовые места и грамоты, полученные на соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию как в командном, так и личном зачётах.

1. Нормативная:

1.1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.

1.2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.

1.3. К.В. Бардин «Азбука туризма». М., Просвещение, 1973.

2. Туризм:

2.1.Г.И.Долженко «История туризма в дореволюционной России и СССР». – Ростов: Издательство Ростовского университета, 1988г.

2.2. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983г.

2.3. Подготовка и проведение туристского похода с учащимися. - Омск: УНООО, 1989г.

2.4. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.

3. Топография и ориентирование. Туристская техника:

3.1.Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 1983г.

3.2.Б.И.Огородников «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО». – М.: Физкультура и спорт, 1983г.

3.3. А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». - М.: ДОСААФ, 1969г.

3.4. Н.В.Андреев «Основы топографии и картографии». - М.: Просвещение, 1972г.

4. Подготовка и проведение похода:

4.1.Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.

4.2.А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.

4.3. А.Евтушенко «Организация, подготовка и проведение походов выходного дня». Методическая разработка, - Ставрополь, 2004г.

5. Краеведение:

5.1.И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 1974гю

5.2.Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.- М.: Турист, 1989г.

5.3.Географическое краеведение. Региональный компонент.6 класс. ТОИПКРО, 2006г.

6. Зелёная аптека:

6.1.Ю.Шальков «Здоровье туриста». – М.: Физкультура и спорт, 1987г.

6.2.Лечение лекарственными растениями в народной медицине. – Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992г.

6.3.П.Е.Вавриш, Л.Ф. Горовой « Грибы в лесу и на столе». – Киев: Урожай, 1993г.

7. Медицина:

7.1. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 1991г.

Данные об авторе

Бабанов С.А.

Место работы, должность:

МОУ СОШ №2,учитель

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дополнительное образование детей

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Физическая культура

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Тип ресурса:

Программа

Краткое описание ресурса:

Программа туристического кружка дла учащихся 1 года обучения.

Пояснительная записка

Данная образовательная программа туристско-краеведческой направленности.

Программа направлена на получение учащимися знаний и умений в области туризма, краеведения и школы выживания,

Туристско-краеведческая работа имеет большое значение в жизни школьника. Участие в походах, экскурсиях, сбор краеведческого материала расширяет кругозор, воспитывает любовь к Родине, приучает к систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. Пребывание на свежем воздухе, соблюдение четкого режима и постоянная физическая тренировка закаливают ребят, создается коллектив. Как военно-прикладной вид спорта ориентирование на местности играет важную роль в военно-патриотическом воспитаний школьников, в подготовке к защите Родины.

Цель программы: Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании занятий туризмом в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой общей цели программа ориентируется на решение следующих задач:

Создать условия для разностороннего развития личности через воспитание патриотизма и гражданской ответственности, воспитание навыков здорового образа жизни;

Приобретение учащимися компетентности в туризме и ориентировании на местности, обучение навыкам выживания в экстремальных условиях;

Воспитание моральных и волевых качеств;

Всестороннее физическое развитие;

Привитие основных гигиенических навыков;

Укрепление здоровья.

Отличительной чертой данной образовательной программы является формирование у учащихся патриотизма и здорового образа жизни, формирование навыков оказания самопомощи и взаимопомощи. Возраст 11-12 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Предложенная программа предусматривает приобретение основ знаний по

технике и тактике туризма и ориентирования на местности, учит проводить

простейшее исследование, ориентироваться на незнакомой местности делать

пешие переходы, оказывать первую медицинскую помощь, ставить палатку,

Разводить костер, изготавливать простейшее туристическое снаряжение.

Форма занятий - лекции, практические занятия в спортзале и на местности

(в зависимости и от сезона года) экскурсии, походы.

Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа.

В результате занятий в объединении учащиеся должны научиться составлять

план путешествия и разрабатывать его маршрут, ориентироваться на

незнакомой местности при помопщ карты, компаса и по различным

особенностям местных предметов, делать пепше переходы с грузом,

оказывать первую доврачебную помощь, знать историю родного края и

гордиться ею.

Умения и навыки учащихся проверяются в форме собеседования, тестов, игр,

соревнований.

Ежегодно объединение участвует в районных соревнованиях, викторинах,

туристическом слете.

Методическое обеспечение программы.

Теоретические занятия - устное изложение учебного материала: рассказ, объяснение, лекция, беседа.

Зависимость успеха устного изложения от его тесной связи с практикой, подбора и правильного использования фактов, установления атмосферы взаимопонимания с аудиторией, активности обучаемых, умелого построения и эмоциональности изложения материала.

Практические занятия в помещении. Обучение конкретным и практическим темам, когда рассказ и объяснение руководителя сопровождаются демонстрацией и отработкой приемов и навыков без обязательности действий на местности.

Теоретические и практические занятия в помещении должны сопровождаться показом натуральных или изобразительных средств наглядности (схемы, плакаты, макеты, диафильмы, кинофильмы и др.).

Практические занятия на местности. Отработка методики оценки обстановки и принятия решения на преодоление препятствия, выработка тактического плана действий; отработка технических приемов, способов преодоления препятствий и мер по обеспечению безопасности. Порядок отработки технических приемов: краткое объяснение, личный показ, повторный показ одним из обучаемых, отработка приема (тренировка), разбор и домашние задания.

Самостоятельная работа (выполнение домашних заданий); работа с печатными источниками, выполнение письменных и графических заданий, самостоятельное изучение и отработка технических приемов.
Практическая работа - самостоятельное проведение занятий.

Учебно-тематический план занятий

дополнительной образовательной программы.

Наименование темы

Количество часов

практика

Организационное занятие

Топографическая карта

Ориентирование в походе

Ориентирование без карт

Ориентирование с помощью карты

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь

Физическая подготовка туриста

Техника пешеходного туризма

Комплекс практических занятий

Природа родного края

Туристический поход

Учебные соревнования

Программа (1 год обучения)

1.Организационное занятие (2ч), Программа занятий и требования к занятию. Содержание контрольных работ. Материалы и инструменты необходимые для работы.

2.Компас (11ч). Отработать основные вопросы из программы 1 года Обучения. Проверка компаса Андрианова. Надежность компаса.

3. Топографическая карта (11 ч). Местность и ее классификация. Рельеф местности и его изображение на картах. Классификация ориентиров. Техника работы карандашом и чертежным пером от руки. Копирование карандашом и чертежным пером карт, планов. Упражнение на составление характеристики местности по картам и по натуре.

Практические занятия: Глазомерная съемка местности. Корректировка кар на местности. Копирование и вычерчивание оригиналов спортивных карт. Копирование оригиналов расчлененных карт.

4. Ориентирование в походе (4ч), Определение понятия «ориентирован ния». Способы ориентирования в походе. Изучение маршрута по литературе и отсчету. Описание пути движения как средств ориентирования.

5.Ориентирование без карты (4ч). Четыре способа ориентирования. Способ определения точки стояния. Азимут. Обход препятствия при движении по азимуту. Техника прямых засечек при руководящем азимуте выдерживание общего заданного направления, использование Солнца и тени, память направления. Практические занятия: Дальнейшее совершенствования навыков в работе с транспортиром. Упражнения по микро глазомеру на определение углов и расстояний. Игры и упражнения направленные на развитие памяти, внимания, мышление.

6.Ориентирование с помощи карты (14ч).Условия ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров. Измерение пути расстояний на карте и местности. Выбор пути движения на КП по карте и реализация его на местности. Факторы влияющие на выбор пути движения. Способы взятия «КП». Практические занятия: Чтение карт по квадратам и маршрутам с разбором незнакомых знаков и характеристик. Картографический диктант - зарисовка узкой полосы карты по описанию маршрута движения отбор основных ориентиров по карте по заданному маршруту, отыскать на карте сходные ситуации, определение способов привязки, позволяющих одному к ситуации от другой, сходной с ней.

7. Гигиена туриста и первая доврачебная помощь (8 ч). Гигиен спортивной тренировки. Самоконтроль. Дневник самоконтроля. Основные причины травматизма при занятиях ориентированием на местности и их предупреждение. Доврачебная помощь при травмах (ушибах, вывихи растяжениях, кровотечении). Практические занятия: Самоконтроль за состоянием здоровья и тренированности по основным показателям Способы оказания первой доврачебной помощи при спортивных травмах. Ведение дневника самоконтроля.

8.Физическая подготовка туриста (20ч). Краткий анализ содержания общей и специальной физической подготовки ориентировщика. Средства общей и специальной подготовки. Принципы обучения. Методы и приемы обучения. Специальные особенности техники бега в лесу, по пересеченной местности.

Практические занятия: Общая физическая подготовка. Игры с элементами ОРУ. Подвижные игры и эстафеты. Специальная физическая подготовка. Совершенствование специальных физических качеств быстроты, силы, гибкости, выносливости.

9. Техника пешеходного туризма (23ч.) Практические занятия направленные на отработку умений и навыков по преодолению полосы препятствий, наведению различных переправ.

10. Комплекс практических занятий (21ч) Тренировка в глазомерной прикидке десятиметровых отрезков на местности, кросс, с промером длины дистанции способом глазомерной прикидки десяти метровки вперед на ходу. Движение группой по маршруту за направляющим и обозначение на картах точек стояния, то же самостоятельно как контрольное упражнение. Тренировочные соревнования по маркированным маршрутам, проложенным преподавателем. Соревнования по прохождению азимутального маршрута.

11. Природа родного края и его история (4 ч). Климат, растительность и животный мир нашего края. Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. История края, памятные исторические места. Знатные люди. Охрана памятников истории и культуры.

12. Туристический поход или экскурсия (2ч). Во время туристического похода или экскурсии юные туристы познакомятся с достопримечательностями родного края, побывают в музее, у исторических памятников. В результате этих экскурсии и изучения темы «Наш край» учащиеся должны получить достаточное представление об истории, природных богатствах в области, где они живут.

13. Учебные соревнования (20ч) Задача туристических слетов и соревнования. Организация слета. Охрана природы. Виды туристических соревнований: по ориентированию, по технике туризма. Оформление судейских документов. Подведение итогов. Определение победителей

Календарно-тематический план занятий

1год обучения

Наименование темы

Количество часов

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. № 1

Компас Адрианова. Определение азимута.

Спортивная игра.

Ориентирование по компасу.

Кроссовая подготовка.

Ориентирование карты по сторонам света.

Движение по карте.

Техника пешеходного туризма. Подгонка снаряжения. Работа карабинов.

Техника пешеходного туризма. Подгонка снаряжения, работа с «восьмёркой».

Техника пешеходного туризма. Подгонка снаряжения,

Работа с «прусиком».

Определение расстояния по карте.

Движение по карте.

Техника пешеходного туризма.

Элементы полосы препятствий.

Определение азимута на ориентир.

Кроссовая подготовка.

Движение по азимуту. Кроссовая подготовка.

Упражнения на глазомерную оценку азимута.

Спортивная игра.

Техника пешеходного туризма.

Элементы полосы препятствий.

Измерение расстояний в походе.

Средний шаг. Спортивная игра.

Измерение расстояния до недоступного предмета. Спортивная игра.

Суточное движение Солнца по небосводу.

Определение сторон горизонта. Спортивная игра.

Контур созвездия большой медведицы. Полярная звезда. Спортивная игра.

Туристические узлы: петли (проводник, булинь, восьмёрка.)Спортивная игра.

Туристические узлы: для связы вания двух верёвок. Спортивная игра.

Туристические узлы. Страховочные (стремя, схватывающий)

Туристические узлы, для связывания верёвок

различного диаметра (академический, прямой,

брамшкотовый).

Масштабные знаки.

Спортивная игра.

Внемасштабная игра.

Спортивная игра.

Пояснительные знаки.

Спортивная игра.

Цвет, форма и размеры знаков.

Спортивная игра.

Туристические узлы.

Спортивная игра.

Первая помощь при переохлождении, обморожении. Спортивная игра.

Техника безопасности при занятиях на лыжах.

Инструкцыя №2.

Первая мед. помощь при травмах,(вывихи, переломы, растяжения).

Движение на лыжах попеременным двухшажным

Тактические действия на старте. Лыжная подготовка.

Составление тактического плана и распределение сил на дистанции. Лыжная подготовка.

Тактические действия ориентировщика с учетом вида соревнования. Спортивная игра.

Тактические действия команды в эстафете. Лыжная подготовка.

Особенности тренировки ориентировщика. Лыжная подготовка.

Общие основы спортивной тренировки. Спортивная игра.

Средства общей и специальной подготовки. Лыжная подготовка.

Значение физической подготовки. Силовой комплекс.

Методы и приемы обучения. Лыжная подготовка.

Техника бега. С.Б.У. Спортивная игра.

Особенности техники бега в лесу, на пересеченной местности. Лыжная подготовка.

Техника лыжных походов. Спортивная игра.

Общая физическая подготовка.

Гимнастические упражнения

Т.П.Т. Зал.

Специальная физическая подготовка

Упражнения на развитие быстроты, силы, гибкости

Знакомство с приемами техники бега в лесу

Лыжная подготовка.

Лыжный поход.

Т.П.Т. Зал.

Гигиена туриста.

Подвижные игры.

Игры с элементами ОРУ. Т.П.Т.

Игры на местности с элементами ориентирования на местности

Игры по выбору пути движения

Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка

Сбор рюкзака.

Спортивные игры

Виды и характер соревнований.

Допуск к соревнованию.

Обязанности участников соревнований. Ориентирование.

Определение результата соревнований

Игры со спортивными картами различной сложности.

Игры направленные на совершенствование физической и тактико-технической подготовки.

Ориентирование на местности.

Ориентирование на местности.

Контрольно-комбинированный маршрут.

Соревнование по технике туризма.

Краеведческий конкурс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.

2. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1994.

3. Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

4. Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Лето, дети и туризм. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

5. Основы медицинских знаний учащихся (Под ред. Гоголева - М: Просвещение, 1991.

6. Шибаев А. С. Переправа. Программированные задания. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1996.

7. Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма. - М: ЦРИБ “Турист”, 1992.

8. Энциклопедия туриста. - М: Большая Российская энциклопедия, 1993.