Диспансеризация подростков в детской поликлинике. Основные принципы диспансеризации детей

В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения. Активно внедряемый в практику советского здравоохранения дородовой патронаж привел к тому, что в последние годы матери 80-85% новорожденных находились на дородовом патронаже (А. С. Бойцова, 1974).

Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.). Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы развития, воспитания и оздоровления детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.

Дети первого месяца жизни не менее 3 раз осматриваются медицинской сестрой и 2 раза врачом (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.

Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами, позволяющими обучить мать правилам гигиены, режима кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.

К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых происходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатии и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период новорожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.

Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса, а затем его осложнений.

В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.

В истории развития ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей с кариесом зубов»).

Начиная с трех лет детей осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, .

Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог, хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, для 70% детей в этот период бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют до поступления ребенка в школу провести лечение выявленной патологии и коррекцию установленных отклонений в развитии.

На седьмом году жизни ребенок готовится к поступлению в школу. В индивидуальную карту развития ребенка все специалисты-педиатры вносят свои записи на основании обследования ребенка и формулируют рекомендации (форма № 26, утверждена МЗ СССР 16/VII 1945 г.).

В школе углубленный осмотр детей производит ежегодно школьный врач с участием специалистов.

Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами-специалистами, а в заключение школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.

Участие стоматологов в проведении этой работы необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить санацию полости рта. Такой подход к роли стоматолога в профилактических осмотрах неправильный. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьника. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков МЗ СССР, в качестве критериев физического развития детей и подростков при комплексной оценке ее выдвигается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов (Е. П. Стромская и др., 1974).

Исходя из указанного, участие стоматолога в профосмотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (компенсированная, суб- и декомпенсированная форма); состояние прикуса, при наличии аномалии с указанием активнодействующих причин и факторов риска, состояние пародонта и гигиенический индекс.

Именно эти данные составляют основу определения физического развития ребенка и группы здоровья. Сведения о том, что ребенок нуждается в лечении аномалии прикуса или санации полости рта доводятся до сведения участкового стоматолога, обслуживающего детей данной школы.

Стоматологи участвуют в диспансеризации детей с рядом хронических заболеваний, таких, как ревматизм, нефропатии, заболевания желудочно-кишечного тракта, хронические тонзиллиты и т. д. Больного ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указав активность развития процесса (кариес, гингивит, пародонтоз), тяжесть патологии (аномалии и деформации прикуса), количество прорезавшихся постоянных зубов, гигиенический индекс. Необходимо здесь же обосновать периодичность диспансеризации у стоматолога. Нужно подчеркнуть, что у стоматолога на диспансерном наблюдении находятся все дети участка, это же группа наблюдается со специальной периодичностью, учтенной при отборе детей на диспансерный учет. Ребенок, направленный педиатром, должен быть осмотрен и санирован. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.


В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения (дородовый патронаж беременной).
Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.).
Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы воспитания и оздровле- ния детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.
Детей первого месяца жизни не менее 3-х раз осматривает медицинская сестра и 2 раза врач (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.
Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами агитации, позволяющими обучить мать правилам гигиены, кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.
К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых присходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатия и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период но- ворожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей зубов в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.
Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса на местах порочно развитых тканей, а затем его осложнений.
В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.
В индивидуальную карту ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей у стоматолога в возрасте от рождения до четырех лет»). Приказ № 770 от 20 августа 1986 г. предусматривает ежегодные осмотры ребенка стоматологом.
Детей в возрасте трех лет и старше осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, кала. Участие стоматолога при осмотре детей этих возрастов описано в главе «Диспансеризация детей дошкольного возраста».
Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог,
хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Ребенок готовится поступить в школу. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, до 70% детей в этом периоде бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют только выявить и до поступления ребенка в школу провести лечение наиболее тяжелой формы кариеса зубов: осложненных форм, удалить разрушенные зубы, и некоторую коррекцию отклонений в развитии челюстей.
На основании обследования ребенка все специалисты- педиатры, в том числе и детские стоматологи, вносят записи в индивидуальную карту развития ребенка и формулируют рекомендации.
В школе ежегодно углубленный осмотр детей производит школьный врач с участием специалистов.
Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами- специалистами, а в заключение - школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.
Участие стоматологов в проведении профилактических осмотров необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить и санацию полости рта, однако это неправильно. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьников. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков, при комплексной оценке ее выключается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов [Стромская Е. П. и др., 1974].
Исходя из указанного, участие стоматолога в профос- мотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (I, II, III степень), состояние прикуса, при наличии аномалии прикуса следует указать активно действующие причины и факторы риска в их прогрессивном развитии, оценить состояние пародонта и гигиенический индекс.
Именно эти данные составляют основу для определения физического развития ребенка и группы здоровья.
Детей, имеющих кариес зубов в III степени активности, педиатр относит в третью группу здоровья, а детей со сформированной аномалией прикуса, обуславливающей нарушение откусывания и пережевывания пищи, - во вторую группу здоровья.
Поскольку распространенность стоматологических заболеваний у детей высокая, объем работы по санации полости рта велик, то стоматологу можно не участвовать в осмотрах, а вносить свои данные в форму № 26 по мере проводящегося в стоматологическом кабинете специального осмотра и санации полости рта.
Ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указать активность развития процесса, сформулировать индивидуальную программу лечебных и профилактических мероприятий, периодичность повторных осмотров и т. д. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.

Основной метод профилактики в педиатрии — диспансеризация здоровых детей. К 1997 г. педиатры наблюдали детей с рождения до 15-летнего возраста, а в настоящее время — до 18-летнего. Во время диспансеризации проводится комплексная оценка здоровья с определением группы здоровья. Соответственно определяется объем и характер оздоровительных и лечебных мероприятий детям с выявленной патологией или склонностью к ней. В современных условиях диспансеризация являются основной формой работы детских поликлиник.

Диспансеризацию проводят как по возрастному признаку, так и в зависимости от заболеваний, имеет ребенок.

Диспансерному наблюдению участковым педиатром подлежат следующие контингенты детского населения:

— Все дети в период новорожденности;

— Дети 1-го года жизни;

— Дети из групп риска;

— Дети старше 1-летнего возраста, не посещающих детские дошкольные учреждения;

— Дети, имеющие хронические заболевания. Диспансеризация детского населения включает следующие мероприятия:

1) регулярные медицинские осмотры с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований;

2) определение и оценку состояния здоровья с целью выявления детей, имеющих факторы риска;

3) дообследование больных детей, нуждающихся в этом, с использованием всех современных методов диагностики;

4) выявление заболеваний на ранних стадиях с последующим проведением комплекса необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья детей.

Участковый педиатр отвечает за проведение всех этапов диспансеризации детского населения на своем участке и осуществляет контроль за ее выполнением. На каждого ребенка, подлежащего диспансерному наблюдению, заводится «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (форма № 030 / у) . Наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) эта карта отражает также данные о состоянии здоровья детей различных возрастов. Эти данные помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения, соблюдении сроков обследования, неотложных лечебно-оздоровительных мероприятий. Контрольная карта должна быть прежде всего оперативным документом в работе врача.

Дошкольные учреждения - детские ясли, ясли-сады, детские сады - государственные учреждения охраны младенчества и детства открытого типа, лечебно-профилактического, оздоровительного и воспитательного характера для детей в возрасте от 1.5 до 7 лет.

Ориентировочное нормативы численности детей:

В яслях 180 -200 детей

Вдеском саду -600 детей

В школах- 2000 на 1 педиатра

Диспансеризация:

Здоровые дети(диспансеризация в декретированные сроки)

Младенческий возраст(до 1 года):

ранний неонатальный 1 месяц- первые три дня после выписки 2 раза в месяц

поздний неонатальный

постнеонатальный 1 раз в месяц.

С 1 года до 3х лет-раннее детство

На втором году-1 раз в пол месяца

На 3ем-1 раз в полгода

3-7 лет-дошкольный 1 раз в год

особый акцент в 6 лет,мл школьный возраст(препубертат)

до 15 лет-пубертат

15-18 лет–подростковый

Диспансеризация детей дошкольного возраста :

Детей до 1 года педиатр осматривает ежемесячно. В 1 месяц обязателен осмотр невропатолога, проведение аудиометрии, УЗИ тазобедренных суставов.

В 1 год кроме педиатра в осмотре детей участвуют: хирург, ортопед, невропатолог, отоларинголог, окулист, стоматолог, логопед.

Детям раннего возраста (до 3-х лет) профилактические осмотры педиатром проводятся:

1 раз в квартал – детям в возрасте от 1 до 2-х лет;

1 раз в 6 месяцев – детям в возрасте от 2-х до 3-х лет.

С составлением этапных эпикризов в 1 г. 6 мес.; в 2 г. 6 мес. и диспансерного эпикриза 1 раз в год (2, 3, 4, 5 лет).

В 2 года кроме педиатра осматривают детей отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог.

В 3 года – хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, логопед.

Сведения о профилактических осмотрах в декретированные сроки заносятся в форму 026/у-2000, разделы 6.1; 6.2; 6.3.

Согласно приказу МЗ и МО РФ № 186/272 от 30.06.1992 г., определены декретированные

сроки осмотра детей дошкольного возраста (от 3-х до 7 лет):

В 3 года, перед поступлением в ДДОУ

В 5-6 лет, за год до поступления в школу

В 6-7 лет, в год поступления в школу (весна-лето).

С обязательным осмотром всех специалистов (педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, невропатолог, окулист, стоматолог). Логопед, психиатр, психолог – по показаниям.

Основным учреждением для детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) являются ясли-сад (в настоящее время в ряде случаев ясли и детский сад существуют раздельно).

Детская поликлиника несет ответственность за лечебно-профилактическую работу соблюдение санитарно-гигиенического режима в дошкольных детских учреждениях района. Перед поступлением в ясли-сад, детям проводят всестороннее обследование. В ясли-сад принимают только здоровых детей. Для детей с физическими и психическими дефектами развития, для больных с хроническими заболеваниями организуют специализированные ясли-сады. В яслях ребенок находится от 10 до 14 ч в сутки. Для детей, родители которых работают в ночных и вечерних сменах, для детей одиноких и многодетных матерей организуют круглосуточные пятидневные ясли-сады, из которых родители, забирают детей только на выходные дни.

Врач и медицинская сестра проводят систематическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей, за проведением прививок, выполнением санитарно-гигиенического режима.Детям от 1 года до 3 лет систематически 1 раз в 3 мес проводят медицинский осмотр и один раз в год - профилактический осмотр, дегельминтизацию, санацию полости рта. Результаты наблюдения за ребенком и данные осмотров заносят в индивидуальную карту ребенка.

Особое место врач и медицинская сестра детских дошкольных учреждений отводят борьбе с инфекционными заболеваниями. Каждый ребенок, приходящий из дома, ежедневно при поступлении в детское учреждение тщательно осматривается медицинской сестрой и в случае подозрения у него инфекционного заболевания помещается в изолятор.

Регистрация посещений детьми детских учреждений проводится ежедневно медицинской сестрой или сестрой-воспитательницей. Ежегодно проводится анализ физического развития детей, заболеваемости, смертности и сроков использования детьми каждого места в году (плановая занятость - 300 дней).

Медицинские работники дошкольных учреждений систематически информируют воспитателей и детскую поликлинику о физическом и нервно-психическом развитии детей.

Детские дошкольные учреждения:

Ясли – 120-180 детей, сад –600 детей для одного педиатра,

1. Дошкольные учреждения общего типа

2. Центр дошкольного воспитания

3. Комплекс дошкольного воспитания

4. Учебно-воспитательный комплекс

5. Дошкольное учреждение с первыми классами

6. Малые дошкольные учреждения

7. Дошкольное учреждение, объединенное с жильем для персонала

8. Семейный детский сад

9. Прогулочные группы

10. Круглосуточная дежурная группа кратковременного присмотра.

Диспансеризация - это метод систематического врачебного наблюдения за состоянием здоровья определенных групп здорового населения или больных хроническими болезнями с целью предупреждения и раннего выявления заболеваний, своевременного лечения и профилактики обострений.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей », во исполнение приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.122012 года № 1346 н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в порядке и в период обучения в них » и от 11.04.2013 года «Об утверждении Порядка диспансеризации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью» РГБУЗ «Прикубанская ЦРБ» участвует в проведении данных мероприятий .

Целью диспансеризации является:

Раннее выявление патологических состояний, заболеваний детей-сирот и детей находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью, а также несовершеннолетних всех возрастных категорий;

Обеспечение мониторинга за состоянием здоровья детского населения всех категорий;

Разработка комплекса мер по профилактике заболеваемости;

Проведение лечебно- оздоровительных мероприятий;

Оказание медицинской помощи по восстановительному лечению;

Отбор детей на оказание специализированной и высокотехнологической медицинской помощи в бюджетных учреждениях Федерального уровня.

Мероприятия по диспансеризации всех категорий детского населения проводятся в районной поликлинике Прикубанской ЦРБ, так же широко используется выездной характер работ: педиатры, бригада узких специалистов, лаборанты, врачи функциональной диагностики. Врачи ведут прием в населенных пунктах района, согласно плана- графика.

За период с 2013 по 2017 годы увеличилось количество детей охваченных медицинскими осмотрами несовершеннолетних в 2 раза, в 2017 году планируется осмотреть 5600 детей всех возрастных категорий, в 1 квартале- 1818, охват 100%.

Порядок проведения диспансеризации детского населения:

В день поведения профилактического медицинского осмотра несовершеннолетний в возрасте до 15 лет является в медицинское учреждение в сопровождении законного представителя, старше 15 лет- возможно самостоятельно.

Перед проведением профилактического осмотра заполняется форма добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство.

По итогам проведенных осмотров все данные вводятся в систему электронного мониторинга диспансеризации детей.

С результатами медицинских осмотров законные представители информируются врачом.

Общая продолжительность 1 этапа профилактического осмотра должна быть не более 10 дней, при назначении дополнительных консультаций, исследований и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций общая продолжительность профилактического осмотра увеличивается до 45 рабочих дней.

Заболеваемость наибольшая в возрастной категории категории от 15- 17 лет и равняется 101 616,1, что коррелирует с общей заболеваемостью подростков по обращаемости.

Заболеваемость в возрастном диапазоне от 0 до 17 лет в целом- 48 035,7 на 100 000 детского населения.

Структура общей заболеваемости по итогам осмотров в 2016 году:

1. Болезни органов пищеварения

2. Болезни нервной системы

В первичной заболеваемости:

1. Болезни нервной системы, в том числе перинатального генеза;

2. Болезни глаз и придаточного аппарата

3. Болезни органов пищеварения.

Диспансеризация детей, оставшихся без попечения родителей, проводится с 2013 года, % охвата от подлежащих 100% . Проводится в районной поликлинике в июне, для удобства населения в субботний день.

Заболеваемость данной категории детей высока- 192 307,2 на 100 000

Структура заболеваемости:

1. Болезни органов пищеварения и кровообращения

2. Болезни нервной и эндокринной системы

3. Болезни глаз и придаточного аппарата.

За истекший период 2017 года , по результатам профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, направлены на оказание специализированной медицинской помощи 4 детей, 1 на оказание высоко- технологической медицинской помощи в Федеральные государственные бюджетные учреждения.

Получили оздоровление в амбулаторных условиях- 702 ребенка, оздоровлены в стационарных условиях- 25 детей.

Диспансеризация детей, имеющих хронические заболевания

Кто подлежит диспансерному наблюдению:

Диспансерному наблюдению подлежат дети, с выявленными хроническими заболеваниями.

Дети, имеющие хронические заболевания подлежат наблюдению в III -V группе здоровья.

В настоящее время наиболее часто на диспансерном учете состоят дети с хроническими заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, с болезнями моче - половой системы, с болезнями эндокринной системы, нервной системы, органов зрения и прочими заболеваниями.

Кто проводит диспансеризацию детей с хроническими заболеваниями:

Детей, подлежащих диспансеризации, выявляют врачи всех специальностей при проведении профилактических осмотров, на амбулаторных приемах, при оказании помощи на дому, при стационарном обследовании.

Врач, впервые выявивший ребенка, подлежащего диспансеризации, обязан взять его на диспансерный учет, если выявленное заболевание соответствует профилю специальности врача, или передать его под наблюдение врачу соответствующей специальности.

Диспансеризацию больного ребенка проводят участковые врачи и специалисты.

Основными медицинскими документами для детей, взятых на диспансерное наблюдение, являются история развития ребенка (учетная форма № 112) и контрольная карта диспансерного наблюдения.

Амбулаторные карты всегда должны находиться в поликлинике.

Большое значение для реабилитации диспансерных больных имеет тот факт, что в поликлинике в настоящее время работают все необходимые специалисты: окулист, отоларинголог, детский хирург, детский уролог- андролог, ортопед, невролог, детский эндокринолог.

Наши возможности при проведении диспансеризации:

В течение последних лет значительно улучшилась материально- техническая база поликлиники.

Для уточнения диагноза возможно использование клинико - биохимической лаборатории, УЗИ, ЭКГ, ЭХО- КГ, МРТ, КТ в рамках ОМС, холтеровское мониторирование сердечного ритма и АД.

Сроки наблюдения, объем обследования и критерии эффективности диспансеризации:

Участковый врач совместно со специалистами вырабатывает индивидуальный план диспансерного наблюдения ребенка.

План диспансерного наблюдения предусматривает комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий на текущий год, периодичность осмотра ребенка участковым врачом, частоту консультации специалистами в зависимости от стадии и характера заболевания.

Родители должны ознакомиться с планом диспансеризации и выполнять рекомендации врача.

Как правило, в первый год после установления диагноза хронического заболевания, диспансерное наблюдение проводится ежеквартально (по показаниям чаще), а в последующие годы, в основном, 2 раза в год (весна - осень) с углубленным обследованием ребенка, назначением противорецидивного лечения.

Участковая медицинская сестра приглашает больных на диспансерный осмотр и дополнительное лабораторное и инструментальное обследование.

В районной поликлинике выделен день и часы для проведения диспансеризации детей с хроническими заболеваниями- вторник.

По окончании календарного года участковый врач составляет эпикриз, в котором отражает динамику заболевания, эффективность проведенных лечебных мероприятий и дается общая оценка: выздоровление, улучшение, без перемен.

Снятие больного ребенка с учета осуществляют при обязательном участии участкового врача и специалиста, у которого ребенок состоит на учете.

Если больного не снимают с диспансерного учета, то одновременно составляется план диспансеризации на следующий год.

Наши дети - очень благодарные пациенты!

Эффективность диспансерного метода обслуживания во многом зависит от того, насколько своевременно и полно проводятся диагностические и лечебно - профилактические мероприятия, позволяющие не только выявить ранние признаки болезни, но и своевременно контролировать ее течение.

Что надо помнить родителям детей, состоящих на диспансерном учете:

Участковый педиатр, врач — специалист осуществляет диспансерное наблюдение детей в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке на амбулаторном этапе, по индивидуальному плану.

Задача и обязанность родителей неукоснительное выполнение рекомендаций лечащего врача по обследованию и лечению ребенка.

Продуктивное содружество врача и пациента поможет достичь оптимальных результатов в плане лечения и реабилитации детей, имеющих серьезные хронические заболевания.