Семья как социальная общность и социальный институт. В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как социальный институт Основные понятия социологии семьи

Семья - это социальная группа, внутри которой существует определенная связь. Это может быть кровное родство, брак или усыновление. Все ее члены имеют общий бюджет, быт, присутствует и ответственность друг за друга. Существуют и между ними, которые ведут за собой биологические связи, нормы права, ответственность и др. Семья - важнейший социальный институт. Многих специалистов волнует эта тема, поэтому они усердно занимаются ее исследованием. Далее в статье рассмотрим более подробно это определение, узнаем функции и цели, обозначенные государством перед "ячейкой общества". Ниже будет также приведена классификация и характеристика основных типов. Рассмотрим также основные элементы семьи и группы в обществе.

Разводы. Статистические данные

Семья - малая социальная группа, связанная между собой многими факторами, например, браком. Но, к сожалению, в наше время, согласно статистике, число разводов неуклонно растет, а Россия в таком списке с недавних пор занимает ведущее место. Ранее ее всегда обгоняли США. Хотя, конечно, создается много новых союзов. Каждый год в нашей стране регистрируется 2 млн браков.

Потребности человечества

Семья как социальная группа и социальный институт возникла давным-давно, раньше религии, армии, государства. Еще американец Абрахам Маслоу, который усердно изучал психологию, создал модель, которая показывает, чего именно в первую очередь желает человек. Понятие семьи как социальной группы включает в себя:

1. Сексуальные и физиологические нужды.

2. Уверенность в безопасности существования.

3. Общение с другими людьми.

4. Потребности в том, чтобы признавали как личность в обществе.

5. Самореализацию.

Благодаря совокупности этих потребностей и формируется вся структура семьи. Существует несколько ее категорий. По количеству детей семьи разделяют на бездетные, малодетные и многодетные. Существует классификация и согласно тому, как долго супруги живут вместе: молодожены, среднего супружеского возраста, пожилая пара. Еще есть сельская и городская, авторитарная и эгалитарная семьи (по тому, кто главный в семье).

Исторические факты

Семья как важнейший социальный институт создает историю всего человечества. Ведь еще в древние века существовали группы людей, которых объединяло что-то общее. Кстати, до сих пор существуют некоторые примитивные общества, например, у народов Севера или племен Центральной Африки, где институт брака - чуть ли не единственный стабильно функционирующий. Там нет конкретных законов, полиция и суд не несут ответственности. Но любые такие союзы, тем не менее, имеют как социальной группы. Например, в состав которой входит муж, жена и их дети. Если еще есть родственники - бабушка, дедушка, внуки, кузены и т. д., - то это будет уже расширенная семья. Но, к сожалению, в нынешнее время большинство людей не особо поддерживают связь с другими родными, поэтому нуклеарная семья - это социальный институт, который более распространен сегодня. Что очень плохо, ведь при любых жизненных обстоятельствах можно было бы получить помощь от родственников, если не забывать о том, что они существуют.

Формы брака

Понятие семьи как социальной группы включает в себя традиционное представление. Все начинается с отношений между мужчиной и женщиной, которые перерастают во что-то большее. И не важно, есть дети у этого союза или нет, они могут соединить свои судьбы вместе. Впоследствии он может и распасться в результате развода или смерти одного из супругов. Такая семья, в которой ребенка воспитывает один родитель, в социологической литературе называется неполной. Существует и такое понятие, как экзогамия. Оно заключается в том, что выбор партнера ограничивают конкретной группой людей.

Ведь, например, запрещается выходить замуж по правовым и моральным нормам за собственного брата - родного или двоюродного. Некоторые общества запрещают выбор будущего супруга внутри своего клана, племени. Бывает и такое, что невозможен союз между особами разных рас, различных слоев общества. Более популярной на западе считается моногамия, которая включает в себя брак между двумя людьми противоположного пола. Хотя существуют народы, в которых отдают предпочтение полигамии (союз, где в супружестве более одного человека). Бывают даже нестандартные отношения, когда объединяются в семью несколько девушек и несколько мужчин. А бывает и такое, что одна женщина имеет несколько мужей. Это явление называется полиандрия. Но в основном из нестандартных браков наиболее популярно многоженство. Таким образом, семья как важнейший социальный институт должна соответствовать законам, принятым там, где она сформировалась.

Распространенность разводов, их причины

Социологи заметили, что начиная с 1970 года стало увеличиваться количество разводов, а сейчас они настолько распространены, что, по статистике, половина россиян, которая образует семьи, непременно разведется спустя некоторое время. Кстати, доказано, что когда в стране экономический спад, увеличивается и количество разводов, а когда в экономике спокойствие, то и их становится меньше. Наверное, если человек чувствует финансовую стабильность, которую дарит ему то и другие факторы приходят в норму, он ощущает удовлетворенность. Семья как социальная группа и социальный институт напрямую зависит от общества, его нестабильности. Многие страны пытаются предотвратить разводы, делая их практически невозможными, или дают привилегии одному из супругов. Например, в Италии до ХХ в. задача расторгнуть брак была невыполнимой. Только потом правительство сжалилось над теми, чьи союзы выдались неудачными, разрешило разводы. А вот в большинстве стран, если муж покидает свою жену, то он должен обеспечить ее жизнь на том уровне, на котором она была во время брака. В таком случае мужчина теряет свое финансовое состояние. В России люди делят имущество. Если дети остаются с матерью (в основном так и происходит), то отец должен обеспечивать их финансово. Много разных нюансов есть в законодательстве каждой страны.

Человеческие особенности

В той или другой стране социальный институт - семья (функции которой поддерживаются браком) - обретает особые черты, свою собственную природу. Научно доказано, что не любое существо, а только люди могут зачать ребенка в желательный для них период. Ведь многие животные размножаются только в определенное время, а человек таких ограничений не имеет, в любой день может осуществиться близость между женщиной и мужчиной. Еще одним отличием является то, что новорожденный ребенок долго находится в беспомощном состоянии. За ним нужен уход и забота, которую может дать мать, а отец, в свою очередь, должен обеспечить его экономически, а именно дать все нужное для него: еду, одежду и т. д. Еще в древние века, когда общество только начинало развиваться, мать ухаживала за малышом, готовила еду, заботилась о своих родных. При этом отец, в свою очередь, обеспечивал их защитой и едой. Мужчина всегда был охотником, добытчиком, выполнял тяжелый труд. Люди противоположных полов вступали в связь, развивалось потомство, появлялись дети. Никто не выполнял задачи другого, это считалось неправильным, ведь у каждого были свои обязанности. Это заложено природой в организме человека и передается генетически из поколения в поколения.

Преимущество наследника

Что касается сельского хозяйства и производства, то можно сказать, что семья тут выполняет очень важную роль. Благодаря преемственности и появлялись материальные ресурсы. Все имущество передавалось наследнику, таким образом, родители были уверены в состоянии будущего своих детей, между которыми впоследствии распределялось и перераспределялось имущество, статусы, привилегии. Это, можно сказать, замена одних людей в определенном месте другими, и эта цепочка никогда не остановится. Семья - основной социальный институт, который выполняет эту функцию, определяет преимущества поколений, роль отца и матери. Ведь все, что имели родители, передавалось детям. Это обеспечивало не только уверенность наследников в завтрашнем дне, но и продолжение того или иного производства. А это важно для всего общества, потому что без механизма, который всегда будет заменять одних людей другими, оно не будет существовать. С другой стороны, например, какое-то важное для города производство не пропадет, потому что им дальше займется наследник, когда его отец будет уже не в состоянии управлять делом или умрет.

Статус

Ребенок получает стабильное положение, когда рождается в законной семье. Все, что имеют родители, будет передаваться ему в наследство, но мало того, это относится и к социальным статусам, религии и др. Ничего из этого не потеряется, все перейдет к наследнику. Вообще человеческие отношения построены так, что можно узнать родственников конкретной особы, ее состояние, статус. Семья - это социальный институт, который показывает положение человека в обществе, во многом обусловленное его происхождением. Хотя в современном мире заслужить какой-то статус можно ипутем собственных стараний. Например, отец, работая в какой-то фирме на важной должности, не сможет ее передать в наследство сыну. Для того чтобы последний ее получил, ее нужно добиться ему самому. Но много сохранилось и переходящего: имущество (ведь можно передавать наследство), социальный статус индивида и т. д. Каждая страна диктует свои правила, поэтому у разных наций существуют разные законы, которые относятся к браку, разводу, наследственности. Но в общем, семья - социальный институт общества, который имеет свои правила и нюансы.

Важность правильного воспитания детей

С детства мать преподает ребенка уроки общественной жизни, он учится на примерах родителей жить дальше. Очень важно обеспечить хорошую эмоциональную жизнь своему отпрыску, потому что в данном случае прослеживается прямая связь: как воспитают его в семье, таким он будет и в жизни. Конечно, характер человека зависит от генов, но большой вклад в него вносит и семейное воспитание. Многое зависит от чувств, настроения, которое дарит отец или мать. Именно близкие люди должны предотвратить появление агрессивных качеств у развивающегося подростка, подарить ему чувство безопасности, делиться своими эмоциями.

С самого рождения формируется человек как личность, ведь с каждой прожитой минутой он узнает что-то новое, чувствует то, чего ранее никогда не ощущал. Все это оставляет отпечаток на будущем характере, на индивидуальности. Говорят, что, например, какие отношения между отцом и матерью будет наблюдать их сын, так в будущем он будет относиться к женщинам, какие чувства будут дарить ему родители, такие и он окружающим.

Самоубийства из-за отношений, которые не сложились

Э. Дюркгейм исследовал статистические данные относительно самоубийств. И было замечено, что те, кто одинок или разведен, чаще совершают суицид, чем женатые, так же, как и те, у кого нет детей, хоть и они состоят в браке. А значит, чем счастливее супруги, чем больше тем меньшая вероятность попыток покончить с собой. Согласно статистике, 30% убийств совершаются внутри семьи. Иногда даже социальная система может нарушить баланс ячейки общества.

Как сохранить отношения?

Многие супруги составляют своеобразный план. Семья как социальная группа в таком случае получает определенные задачи, цели. Совместно находятся пути их достижения. Супруги должны сберечь свой очаг, обеспечить своим детям хорошее воспитание и условия для проживания, с самого детства направлять развитие ребенка в нужное русло. Эти основы структуры семьи, заложенные еще в давних поколениях, существуют и до сих пор. Проблемы семьи как социального института должны рассматриваться всеми родственниками. Сообща они должны сохранить и передать своим наследникам представления об основах структуры общества, которые так влияют на сохранение семьи вне зависимости от политических режимов. Семья - это посредник, выступающий между личностью и обществом. Именно она помогает человеку найти себя в этом мире, реализовать свои качества, таланты, дарит ему защиту, помогает выделиться из толпы, быть индивидуальным. В этом самая главная задача семьи. А если она этого всего не будет делать, значит, не будет выполнять своих функций. Человек, не имеющий семьи, с каждым прожитым годом все больше будет ощущать собственную неполноценность. При этом у него могут появиться и развиться какие-то отрицательные качества. Это очень важные нюансы, на которые стоит обращать внимание при воспитании ребенка. Ведь формирование его личности начинается с первых дней.

Развитие индивидуальности каждого человека

Семья как социальная группа и социальный институт играет важную роль. Ведь именно она воспитывает индивида, который сможет жить в обществе. С другой стороны, она охраняет от внешних факторов, поддерживает в трудную минуту. Ни за кого в мире так человек не переживает, не волнуется, как за своего родственника. И, не раздумывая, помогает близким людям. Именно в семье можно найти уют, сочувствие, утешение, защиту. Когда распадается этот институт, то человек теряет опору, которую имел до этого.

Значение

Семья - малая социальная группа, но она очень важна для всего общества. С изменениями в политике и экономике меняются и ее структуры и функции. Огромное влияние на современную ячейку общества оказало появление модернизированного, урбанизированного и промышленного общества. Начал расти уровень мобильности его членов. Другими словами, стали уже привычным делом такие ситуации, когда кому-то из членов семьи приходится переселяться в другой город, где ему предложили работу или повышение, покинув своих родственников. И так как большинство членов современного общества отдают предпочтение материальному благополучию, успеху, карьерному росту, то предложенные варианты уже для них не считаются чем-то неприемлемым. И если такое происходит, то, с социальной точки зрения, в таком случае изменяется и внутренние отношения членов семьи, ведь меняется социальный статус одного из них, его материальное положение, его взгляды, стремления. Это все ведет к тому, что узы, которые связывают родственников, постепенно становятся слабыми, а потом вообще пропадают.

Заключение

В нынешнее время, особенно это касается жителей городов, все тяжелее поддерживать связь между поколениями. По большому счету, структура чрезвычайно ослаблена. В основном вся забота ее членов направлена только на уход за детьми, их лечение и образование. Остальные же родственники - особенно пожилые - нередко остаются за бортом. Возникающие на этой почве недоразумения и материальная нестабильность способствуют разрушению отношений между мужчиной и женщиной, возникновению ссор, а часто и вовсе приводят к расставанию. Проблемы духовной близости супругов важны, но первостепеннее те вопросы, которые решать нужно со всеми членами семьи. Семья как социальная группа и социальный институт будет функционировать и добьется успехов только тогда, когда каждый ее член поймет, что его достижения, его заслуги влияют на нее, и совсем малую роль играет происхождение индивида, его социальное положение. Сейчас личные заслуги имеют неоспоримое преимущество над обязательствами. Ведь с помощью них человек решит, где ему жить, чем заниматься. К сожалению, нуклеарная система более уязвима и зависима от внешних факторов (болезней, смерти, денежных потерь), чем патриархальная, в которой все друг друга поддерживают, помогают, а если случится какая-то проблема, все вместе смогут ее решить. Сегодня все действия и помыслы нашего государства и общества направлены на создание условий для гармоничного развития семьи в России, на сохранение ее духовной ценности, социально-культурного характера, связи между родственниками.

Семья как социальная группа и социальный институт

Понятие семьи и брака

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме (Н. Смелзер)

Основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

История семьи - фактически история человечества. Семья является одним из самых древних социальных институтов.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как социальный институт.

На макроуровне Семья как социальный институт. В качестве института она удовлетворяет социально значимые потребности общества. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образ­цов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супруга­ми, родителями, детьми и другими родственниками. На микроуровне Семья как малая социальная группа. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей. В качестве малой социальной группы семью можно определить как общность, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общно­стью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.
общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений; образцы семейного поведения; эффективность реализации ее основных функций; условия формирования и этапы развития семьи; состав семьи динамика супружеских отношений и характер отношений между родителями и детьми; ролевые отношения в семье; распределение власти в семье;

Нельзя противопоставлять семью как социальный институт и малую группу – это единый организм.

Типология брака и семьи

Исторические типы семьи (по Л. Моргану)

Промискуитет - характерен для низшей ступени дикости, когда половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими нормами.

Кровнородственная семья - характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению; родство определялось по материнской линии.

Пуналуальная семья - из полового общения исключаются кровные родственники. Этому типу семьи еще присущ групповой брак. Принцип эндогамии заменяется экзогамией: это браки между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. В рамках такой семьи все более частыми оказываются устойчивые связи между одним мужчиной и одной женщиной.

Синдиасмическая семья - один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Такая семья делала известным биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, появления частной собственности.

Моногамная семья - связь, между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.

Критерии Название (Мердок: из 186 культур) определение
По происхождению брачного партнера эндогамия-33 культуры заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
экзогамия-70 культур брак внутри определенной узкой группы людей (например, между родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается
Размер брачной группы моногамия 40 брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
а) парная семья – разновидность моногамии
Полигамия: брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве.
3 формы полигамного брака
1)полигиния - 145 (многоженство) самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.
2)полиандрия (многомужество) - 2 редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
3) групповой брак когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах)
Место жительства супругов Патрилокальные - 101 супруги живут в семье мужа;
Матрилокальные - 24 супруги живут в семье родителей жены;
неолокальные -13 супруги поселяются отдельно от родителей.
Современ. формы брака Современ. формы брака Открытый брак
Пробный брак временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. - это «двухшаговый брак»
Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. (Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в 18в. У. Годвином.)
Конкубинат (лат. /Concubinatus- в римском праве фактическое сожительство мужчины и женщины с намерением установить брачные отношения/. стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. Вариант полигинии;
Открытый брак признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

i. Функции семьи:

2) репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне.

3) воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

4) хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

5) экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

6) функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

7) духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи;

8) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

9) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

10) эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи.


Похожая информация.


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социология семьи изучает закономерности функционирования и развития семейно-брачных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. При этом семья рассматривается одновременно как общественный институт и как малая социальная группа. Социология семьи имеет дело с групповым субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

Исследуя семью как социальный институт, эта отрасль социологии сосредоточивает своё внимание на анализе образцов социального поведения в семье, семейных ролей, своеобразия форм семейно-брачных отношений в различных условиях разных социальных групп и культуры. Особенно большое место в социологии брака и семьи занимают проблемы уровня разводов и числа неполных семей, уровня рождаемости, использования воспитательного потенциала семьи, уровня лиц брачного возраста, не состоящих в браке, совмещения профессиональных и семейных ролей работающими женщинами, распределения власти и обязанностей в семье и пр.

Подчёркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не остаётся безразличной к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть такого целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность, прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности.

Семья – один из важнейших и специфичных социальных институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация. Исключительные роль и значение социального института семьи определяются, что семья является основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению, и наиважнейшим агентом социализации личности. В этом смысле социальный институт семьи может рассматриваться в качестве основы всей институциональной системы общества. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определённой экономической деятельности.

В основе семьи лежат брак, кровное родство или усыновление, общность быта, взаимная ответственность за воспитание детей, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т.д. По своей структуре и формам институт семьи достаточно многообразен. Так, семья может состоять из мужа, жены и детей, находящихся на иждивении родителей, и тогда она выступает как нуклеарная, супружеская семья. Но, как известно, в семью нередко входят и другие, совместно проживающие родственники (родители, братья, сёстры, внуки и др.). Такая семья называется расширенной, родственной семьёй.

В зависимости от норм культуры того или иного общества семья может базироваться на экзогамии, запрещающей брак с определённой узкой группой людей (например, близкими родственниками, членами одного и того же клана, поселения или племени), или на эндогамии, т.е. с людьми одной и той же группы (клана, племени, деревни и др.), что характерно для примитивных архаичных обществ.

Ещё одно подразделение брачно-семейных отношений моногамия (т.е. одновременный брак данного мужчины с данной женщиной) и полигамия, при которой в супружестве имеется не один партнёр (групповой брак, многожёнство). Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак – в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии). Историческое развитие института семьи шло от группового брака к моногамии (единобрачию), одной из исторических форм которой был патриархат, когда во главе семьи стоял мужчина, а другой – матриархат, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет чётко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.

Современная семья характеризуется тенденцией к установлению статусного равенства супругов в семье. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи:

Традиционная семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей как минимум трёх поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость жены от супруга; б) функционально чёткое разделение сфер семейной жизни и закрепление женских и мужских обязанностей; в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разделение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским.

Эгалитарная семья. Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства. По проблемам изучения семьи пишут А.И. Антонов и В.М. Медков (Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – С. 21-36), А.И. Кравченко (Социология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект,

Следует выделить следующие функции:

1. Репродуктивная функция . Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровы и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья – это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются.

2. Воспитательная функция . Для нормального, полноценного развития ребёнка семья жизненно необходима, и её нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности возникают в том случае, если ребёнок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребёнок видит в других семьях.

3. Сексуальная функция . Семья – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает их нарушение.

4. Экономическая функция . Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

5. Функция совместного проведения досуга и духовного общения . К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное духовное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного общения в первичной группе, и, прежде всего, в семье. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения.

6. Функция первичного социального контроля . Семья обеспечивает первичную моральную регламентацию поведения членов семьи, их обязанностей и ответственности, поддержку обеспечения социальных санкций.

Кроме указанных специфических функций семьи выделяют и неспецифические. Они связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Эти функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

Например, с происходящими серьёзными переменами в обществе связано снижение воспитательной роли семьи. Переход от семьи традиционного типа к современной, основанной на равенстве супругов, привёл к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательных воздействий родителей. В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить вообще.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

1. Детоцентризм , т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растёт один ребёнок и воспитание возложено на бабушек и дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

2. Профессионализм , т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом, прежде всего, материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребёнок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строго запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок.

3. Прагматизм , т.е. воспитание, цель которого – выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации на получение непосредственной материальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское поведение расценивается на уровне обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

Семья -- это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак -- это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. Родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

  • · вступление в первый брак -- образование семьи;
  • · начало деторождения -- рождение первого ребенка;
  • · окончание деторождения -- рождение последнего ребенка;
  • · «пустое гнездо» -- вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
  • · прекращение существования семьи -- смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

  • - репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства -- главная функция семьи;
  • - воспитательная -- первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • - хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • - экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • - функция первичного социального контроля -- регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • · духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
  • · социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • · досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • · эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

  • - моногамия -- брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
  • - полигамия -- брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве.

Известны три формы полигамного брака:

  • - групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
  • - полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
  • - полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

  • - нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
  • - расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

  • - эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
  • - экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

  • · патрилокальные - молодые живут в семье мужа;
  • · матрилокальные - в семье родителей жены;
  • · неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

  • · матриархат -- власть в семье принадлежит женщине;
  • · патриархат - во главе стоит мужчина;
  • · эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака, под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») -- это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;

Конкубинат -- стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;

Открытый брак -- признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

Пробный брак -- временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. -- это «двухшаговый брак».

Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.

Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.

Основные вопросы темы

1. Семья как первичная социальная организация.

2. Функции семьи.

3. Семейные изменения (от патриархальной семьи к семье эпохи модерна).

4. Перспективы семьи и семейная политика.

5. Российская семья: прошлое, настоящее, будущее.

6. Семья как элемент социополовой стратификации.

Семья как первичная социальная организация.

Семья - фундаментальная единица социальной структуры общества. История не знает такого общественного устройства, где отсутствовали бы семья и родственные отношения.

Семья - это важнейший фактор выживания и укрепления социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизведения населения и социализации потомства невозможно воспроизводство всех социальных структур, обеспечивающих социальную жизнь.

Семья - это важнейший фактор очеловечивания отношений между людьми, важнейший механизм самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого рада общечеловеческих ценностей.

Семья является как социальным институтам, так и первичной малой группой, что определяет своеобразие ее места и роли в социальной структуре общества.

Функционирование семьи в качестве социального института образует макроуровень ее бытия. Она представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи и определяются присущие им роли и статусы. Главной характеристикой бытия семьи на этом уровне является ее органическое единство с нормативно-институциальной системой общества. Включенность семьи в эту систему на правах ее целостной подсистемы, отражает уровень ее внешней социокультурной детерминации (правовой, моральной, религиозной и т.д.) и предопределяет ее внешние социальные функции. Функционирование семьи в качестве первичной малой группы образует микроуровень ее бытия. Как малая первичная группа семья представляет собой, во-первых, особого рода союз между супругами, родителями и детьми, основанный на неформальных, доверительных отношениях между ее членами, во-вторых, особого рода нравственно-психологическую общность людей, объединяющую их не толы® на основе общих интересов, но и на основе общих чувств, симпатий, духовной близости, любви и взаимной ответственности. Главной характеристикой семьи как малой группы является ее относительная автономность. Функционирование семьи на этом уровне (как "единство взаимодействующих личностей" Э.Берджесс) порождает многообразие "личных практик" семейной стратегии и тактики.

Макро- и микроуровни бытия семьи, в реальной практике семейной жизни слиты воедино, что позволяет социологу видеть, как из многообразия результатов семейного поведения складываются макротенденции ее изменения. Можно смело утверждать, что состояние семьи всегда симптоматично, так как она воспроизводит в миниатюре картину тех противоречий, посредством которых движется общество на определенном этапе своего развития.

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность (организация) людей, связанных узами "супружества" - "родительства"" - "родства", осуществляющая воспроизводство населения и межпоколенную преемственность, а также социализацию детей и поддержание существования своих членов.

Понятие семьи отражает целостность семейной организации (в триединстве своих подсистем) на базе общих чувств, интересов и структуры, а также ее функционально-целевую направленность.

Понятие "брак" отражает социально-правовые отношения между супругами как граждан государства, т.е. приобретение прав и обязанностей, вступающих в брак по материальному обеспечению детей и нетрудоспособных членов семьи, по воспитанию подрастающего поколения. С другой стороны, через брак гарантируется правовая защита и финансовая поддержки семьи со стороны государства.

Сущность социальной природы семьи расчитывается через ее функции, структуру и ролевое взаимодействие ее членов. Под функциями семьи понимается набор выполняемых ею видов деятельности. Под структурой - совокупность отношений между членами семьи, включающую кроме отношений родства, отношения власти, авторитета, лидерства и т.п. Под ролевым взаимодействием в семье понимается совокупность норм и образцов (стереотипов, стандартов) поведения одних членов семьи по отношению к другим (мужа к жене, отца (матери) к детям и т.д.). Эти характеристики семьи не статичны. Напротив, их изменение отражает ход как исторического, так и социального времени (фиксирующего так же и темпы общественных преобразований).

В центре внимания социологии находится та модель семьи, которая сформировалась в результате перехода человечества от традиционного общества (и культуры) к обществу (и культуре) модерна, т.е. современного индустриального (и постиндустриального - на Западе) общества. Этот процесс имеет закономерный характер и, как следствие, общецивилизационные черты. Однако он осуществляется в конкретно-исторических формах и несет на себе печать социокультурных особенностей. Важнейшая задача социологии семьи состоит в том, чтобы через анализ ведущих мегатенденций современности проследить ход изменения семейных типов и стратегий, определить их вектор в будущее.

Функции семьи.

Содержание деятельности семьи раскрывается через те функции, которые она выполняет по отношению к обществу в целом (внешние, социальные функции), так и по отношению к своим членам (внутренние, индивидуальные функции). Выделяют такие функции семьи как репродуктивная, функция социализации и воспитания детей, экономическая (поддержание несовершеннолетних и нетрудоспособных членов), функция нравственной регламентации, статусная, досуговая, сексуального контроля. Функции наиболее важные для социального воспроизведения социума и имеющие универсальный характер в силу своего социокультурного постоянства, называются специфическими (или собственно семейными). Они вытекают из сущности семьи и ее особенностей как социального явления, а именно, рождения (репродуктивная функция), содержания и социализации детей. Это комплекс функций, непосредственно связанных с обеспечением социального воспроизведения индивида и общества в целом.

Положение семьи как агента социального воспроизводства в обществе двойственно. Во-первых, через нее накапливается и передается социальный опыт предшествующих поколений в форме традиций, норм и ценностных ориентации индивидов. При этом семья активно влияет на процесс социализации личности ("первичная социализация"), и определяет ее темпы и направление. Во-вторых, семья сама подвержена воздействиям социальной макросреды. Будучи одним из социальных институтов, она зависит как от состояния социальной системы в целом, так и от ее отдельных подсистем. Являясь важнейшим посредником между индивидом и объективными реалиями макросреды, семья становится проводником ценностей и традиций, господствующих в данной социальной системе, именно ей общество делегировало часть своих полномочий по социализации личности. Она готовит индивида к конкретному социально-профессиональному статусу, к достижению определенного уровня образования, к определенному характеру внепроизводственной деятельности через формирование ценностно-трудовых, ценностно-образовательных, потребительских и пр. ориентации индивида.

К числу неспецифических функций семьи относят те, к выполнению которых семья оказалась привлеченной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах, а именно: накопление и передача собственности, статуса; домохозяйства; организация отдыха и забота о здоровье и т.д.

По мере эволюции общества и изменении требований, предъявляемых к семье (как социальному институту и малой группе) трансформируется содержание сфер семейной деятельности. Характеризуя своеобразие нынешнего периода в эволюции статуса семьи, следует отметить две наиболее значительные тенденции, обозначившиеся в XX в.

Во-первых, вследствие растущей дифференциации и специализации общественного труда объем социальных функций семьи резко снижается за счет исключения из числа семейных таких функций как образовательная и воспитательная (школы и детские сада), экономическая (производственная сфера), досуговая (сфера развлечений) и т.д. У.Огборн. осмысливая это явление, выдвинул идею "перехвата семейных функции" как отражение прогрессивного процесса совмещения другими социальными институтами выполнение "семейных функций". Но у этого процесса есть и теневая сторона, а именно: в результате сокращения общего объема своих функций (неспецифических), снижается эффективность выполнения ее специфических функций.

Во-вторых, при сохранении в основном своих главных функций (репродуктивной, социализации и воспитания) в качестве социального института, акцент семейной деятельности явно смещается в сферу ее функционирования в качестве первичной малой группы, т.е. в сторону доминирования эмоциональной, сексуальной и духовной сфер.

3. Семейные изменения (от патриархальной семьи к семье эпохи модерна)

XX век ознаменовался окончанием господства той модели моногамной семьи, которую именуют "патриархальной" и быстрыми темпами становления модернистской (современной) ее модели.

Тенденции изменения как статуса семейно-брачных отношений, так и всех фаз семейного цикла (формирование, становление, трансформация и пр.) неоднозначно оцениваются социологами, демографами, статистиками, правоведами. Этот процесс характеризуют как "институциональный кризис семьи", "упадок семьи", а его призна­ками считают падение рождаемости, снижение статуса брака, рост числа свободных союзов и других форм совместной жизни, рост темпов числа разводов и внебрачных детей и пр. С другой стороны, этот процесс оценивается как "преодоление институциального отставания семьи, ее модернизация, который предстает как расширение свободы выбора мужчин и женщин в семейной и социальной областях, равенство партнерства.

Положение семьи в современном мире - это скорее распутье между обесценившимся прошлым и неопределенным будущим; оно - закономерный результат социокультурного развития человечества, отразивший все противоречия эпохи.

Становление современного типа общественного устройства (индустриального общества) породило комплекс социально-экономических, социально-демографических, духовно-нравственных, политико-правовых и других, факторов, которые обусловили коренное изменение ценностно-нормативной структуры общества в целом и трансформацию социального института семьи (как особого ценностно-нормативного образования, регулирующего внутрисемейную деятельность и определяющего ролевое поведение и статус членов семьи).

Каковы наиболее существенные из цивилизационных факторов, повлиявших на появление новых норм и стандартов семейной жизни и половой морали? Во-первых, индустриализация производственной сферы, повлекшая изменение механизмов социальной стратификации, активизацию социальной мобильности всех видов и форм, массовое вовлечение женщин в сферу профессиональной деятельности. Во-вторых, урбанизация, повлекшая за собой изменение механизмов социального контроля со стороны общества за поведением людей в правовой, нравственной и сексуальной сферах. В-третьих, демократизация всех социальных институтов общества. Именно она привела к отделению сферы личной жизни людей, в том числе и семейной от государственного диктата. Она привела и к "приватизации семьи", превращения ее из производителя моральных ценностей в их потребителя, в "вынужденное убежище" растерянных людей.

Модернистское общество постепенно сформировало новую систему, ценностей и норм, что незамедлительно отразилось на процессах семейных изменений. Так, основу патриархальной семьи образовывали т.н. ценности "фамилизма" (родства), где главенствуют долг, семейная солидарность, самопожертвование, традиционализм, дети, ответственность. Фундаментом модернистской семьи становятся ценности "индивидуализма", где в центре личностная автономия, права индивида, свобода выбора, самоактуализация и самоутверждение человека. Если базовым принципом внутрисемейной организации и ролевого поведения (супругов, родителей и детей) в патриархальной семье является принцип зависимости (жены от мужа, детей от роди­телей), то в основе организации и ролевой стратегии модернистской семьи - принцип эгалитарности (равенство мужа и жены, признание относительной автономии детей от родителей). Если патриархальная семья на всех стадиях семейного цикла регламентируется извне (обычаями и религиозными предписаниями), то модернистская семья формируется и функционирует на основе внутренней избирательности индивидов, интерпретирующих стандарты и социокультурные нормы на базе своих потребностей и интересов как личности. Основу концепции современной семьи составляют современные взгляды на свободу как свободу, ограничиваемую только свободой других, на стремлении максимально удовлетворить потребность в самоосуществлении каждого члена семьи, на равенстве партнерства (во всех подсистемах семейного целого).

Вражда полов и поколений - неизбежный спутник патриархальной семьи. Современная семья (в идеале) способна создать предпосылки для нового типа взаимоотношения полов и поколений. Но не бывает приобретений без потерь. Разрушение абсолютной родительской власти и авторитарной системы воспитания детей (фактически сводившейся к физическому выращиванию) делает возможной демократизацию всей системы социализации и воспитания детей в семье как полно­ценных личностей. С другой стороны, предпочтение индивидуальной свободы ценностям семейной сплоченности и малодетности может привести к разгулу эгоизма (как супругов, так и родителей, и детей) и индивидуализма. В современном обществе уже утвердились стереотипы, закрепляющие стандарты малодетности: наиболее распространенной стала нуклеарная (или простая) семья, состоящая только из супру­гов и их детей; либерализация воспитания иногда приводит к тому, что внимание детей к своему внутреннему миру вытесняет авторитет родителей.

Главную причину изменений, происходящих в современной семье, социологи усматривают в автономизации принятых в обществе морально-правовых норм, культурных ценностей и стандартов полоролевого поведения людей. С другой стороны, на характер изменений влияют многообразные формы "личной практики" взаимоотношений полов и интерпретация норм, ценностей и стандартов на личном уровне. Эта тенденция является более динамичной и активной.

Истоки процесса следует искать в величайшем открытии человечества в XX веке, а именно - в открытии личности (признание ценности индивидуальной автономии и индивидуального права выбора людей, например, стиля жизни, форм полового поведения и семейной стратегии).

Внутренний мир - это, прежде всего эмоциональное доверительное общение человека с самим собой и другими людьми в контексте межличностного равенства. Здесь эмансипация мужчин и женщин от власти государства и традиций означает "радикальную демократизацию личности". Изменение статуса внутреннего мира человека имеет важнейшее значение для присущих современному обществу типов семейных отношений по двум основным причинам. Во-первых, в результате появления эмоциональной избирательности (любви) и, во-вторых, вследствие превращения эротизма (сексуальности) в ведущую основу взаимодействия полов и семейной стратегии.

Современный брак - это союз равных в своем праве выбора, свободных от принуждения традиции и давления третьих лиц, мужчин и женщин. Ведущим фактором мотивации семейно-брачного поведения людей становится любовь, т.е. взаимные чувства "участников рискованного предприятия". Изменение брачной мотивации (уже в прошлом веке) влечет за собой существенные изменения в семейной жизни, такие как, во-первых, превращение дома в эмоциональную нишу и, следовательно, выделение эмоциональной функции в качестве внутренней, семейной функции; во-вторых, изменение принципов взаимоотношения родителей и детей, что связано с ослаблением власти отца и мужа, "изобретением материнства" как личностной характеристики женщины (т.е. меняется ее внутрисемейный статус), возложение на женщину обязанностей по контролю за воспитанием детей.

"Романтическая любовь" XVIII-XIX века в веке XX (по Э.Гидденсу) сменяется новым типом любви - "любовью-слиянием". Это активная любовь, зависящая от случайностей, порывающая с установками романтической любви на вечность и уникальность. "Любовь-слияние" впервые вводит эротизм (и сексуальность) как ключевой момент брака. Данный тип любви представляет собой идеальную модель для общества, где социально-статусные, профессиональные, образовательные и пр. шансы людей значительно расширяются: где укрепляются и возрастают полномочия демократических институтов, где развитие и внедрение новых технологий контроля за рождаемостью начинает определять демографическую ситуацию и пр. Этот тип любви основан на признании человеческой автономии и свободы, что безусловно относится к числу величайших достижений человеческой истории: но эта любовь приводит и к появлению "разделяющегося и разводящегося общества". Чем реальнее этот тип любви, тем менее значим поиск ""особого человека" в ситуации, где практически каждый имеет свой шанс на сексуальное удовлетворение.

В XX веке значение сексуальности, как в личной жизни человека, так и в семейной активно переосмысливается. Во-первых, становится тривиальной несводимость супружеской сексуальности к деторождению (в патриархальной культуре нормой считалась лишь связанная с деторождением и освященная браком сексуальность); во-вторых, сексуальность расширяет границы своего распространения за пределы супружеских отношений (за пределы брака) и приобретает в равной мере существенное значение как для мужчин, так и для женщин. Такие метаморфозы сексуальности в XX веке связывают с т.н. "сексуальной революцией" (середина 60-х годов). К причинам сексуальной революции относятся экономическое процветание западного общества, превращение урбанизации в суперурбанизацию, рост пропаганды свободной любви в средствах массовой информации и изобретение надежных контрацептивов.

Важнейшим последствием изменения стандартов сексуальности для семьи было зарождение углубляющейся в настоящее время тенденции отделения "матримониального (брачного), сексуального и прокреационного (рождение детей) повеления людей. Это привело к тому, что значительная часть мужчин и женщин или состоят в сексуальных связях, не заключая при этом брака (сожительство или "альтернативный брак"), в некоторых семьях супруги сознательно не обзаводятся детьми, и, наконец, женщины рожают детей не будучи замужем (неполная или материнская семья). Эта тенденция, с одной стороны, знаменует положительный фактор сознательного регулирования своего сексуального и прокреационного поведения супругами в модернистской семье в отличие от традиционной, но, с другой - санкционирует факт существования гомосексуальности (как мужской, так и женской), резко снижает сексуальную ответственность, стимулирует появление различного рода форм до- и внебрачного поведения молодых людей (например, "молодежные союзы" в Скандинавии, Германии, США, а так же "Годвин-брак").

В современном обществе организованном на принципах демократии, создаются предпосылки для совершенствования возникающих в его рамках семейных типов. организованных на принципах эгалитарности, где не умалялись бы человеческие достоинства и мужчин, и женщин, где бы поощрялись стремления к профессиональному и духовному росту всех членов семьи. У семьи этого типа много различных названий, каждое из которых акцентирует внимание на том или ином аспекте ее функционирования: "бикарьерная семья", "супружеская семья", "семья-партнерство" и пр. Решающим фактором появления современной семьи социологи считают изменение социального и культурного статуса женщин (как следствие их массового вовлечения в сферу профессиональной деятельности).

Выход женщины за рамки приватного мира семьи дает ей возможность личностного развития и экономическую самостоятельность, меняет характер взаимоотношений в семье и роль в воспитании детей. Если раньше семья и брак были главными статусными характеристиками женщины, то теперь они все чаще определяются ее экономическими и образовательными характеристиками. Как и мужчины, женщины все чаще ориентируются в своих поведенческих стратегиях на "достигаемый статус", т.е. на карьеру в избранной профессии. В основном эта тактика присуща представителям среднего класса. Семья, где супруги успешно сочетают семейные ценности и профессиональные интересы и получила название "бикарьерной семьи". Именно ценностное единство партнеров создает предпосылки для равномерного и симметричного распределения обязанностей и ответственности супругов при распределении внутрисемейных ролей, в том числе по отношению к детям.

Именно супружество как подсистема семейной триады становится в рамках современной семьи ведущим и определяющим, в отличие от традиционной патриархальной семьи, где центральной была подсистема родства. Выше уже было отмечено, что перераспределение центров семейной структуры есть результат изменения доминирующих семейных ценностей. Данный факт свидетельствует о возрастании значения личностного характера взаимодействия не только между брачными партнерами, но между родителями и детьми. Уважение человеческого достоинства как принцип организации супружества неразрывно связан с необходимостью разумно-дистанцированного взаимоотношения поколений (отказ от давления и силовых методов воспитания).

В рамках "супружеской семьи" формируются внутрисемейные ценности соответствующие изменившимся жизненным ориентациям личности. Исследования показывают отсутствие четкой зависимости стабильности брака от любви, что свидетельствует о сложности и многоуровневости процесса становления и развития семейной жизни. Выделяют два основных уровня внешний (поведенческий) и внутренний (ценностный). Комплекс факторов формирующих приспособительные отношения между супругами называют "адаптационным синдромом" (С.Голод), а в его структуре выделяют семь адаптационных ниш: духовную, психологическую, сексуальную, культурную, информационную, родственную и бытовую. Эта структура подвижна и иерархизирована; сдвиги в ней связаны определенными стадиями семейного цикла (молодожены, стадия до появления первого ребенка, прекращение репродуктивного поведения и т.д.). В отсутствие закрепленных традиций, ожиданий и ролей (как это было раньше), адаптация индивидуальных планов и поведенческих стереотипов относительно друг друга, в значительной степени оказывает воздействие на стабильность брака.

Адаптация - необходимый, но недостаточный фактор для формирования прочной основы семейных отношений. Более того, "застревание" супругов на стадии поведенческого приспособления друг к другу может превратиться в "навязчивую созависимость" (Э.Гивденс). Главенство общих для партнеров рутинных обязательств или фетишизация женщиной своей роли в доме разрушительны для супружеского союза. Внутренний, глубинный, ценностный слой супружеских отношений образуют доверительность, задушевность, близость (не сводимая к сексуальности), интимность супружеского союза является атрибутом и нейтральной ценностью семьи партнерско­го типа. На житейско-практическом уровне - это взаимные симпатии, признательность и эротическая привязанность мужа и жены. Супружеская интимность предполагает целевую "интимизацию" каждого из супругов. На индивидуальном уровне интимность означает усложнение внутреннего мира и интерес к нему, стремление к самоконструированию и самоактуализации. Здесь она предстает как автономность. Супружеская интимность и индивидуальная автономность контрастны и одновременно сопряжены, т.к. автономность предполагается и предопределяется интимностью. Это величайшее завоевание семейной жизни: возможность сочетания индивидуальной автономии и чувство безопасности, защищенности (Э.Гидденс). Ценностный комплекс супружества (интимность-автономность) предполагает отношение равенства как друг к Другу, так и к детям, что играет решающую роль в преодолении насилия и унижения в сексуальной сфере (и в сфере взаимоотношений с детьми).

Однако, партнерская семья таит проблемы. Так уже с конца XIX века установлена прямая зависимость между ростом профессиональной занятости женщин разводимостью и падением рождаемости. Возможности примирения семейных и внесемейных ценностей ограничены, например, несовершенством трудового законодательства и дискриминацией женщин на рынке труда, в общественном сознании и т.д.,

В результате развития социальных институтов "перехватывающих" функции семьи (хозяйственную, воспитательную, образовательную, досуговую и пр.) нуклеарная семья оказывается в изоляции. В значительной степени повреждаются родственные (межпоколенные) отношения. Рационализация всех сфер общественной жизни (ориентация на максимизацию выгоды) поражает и семью. Весь объем семейных отношений становится объектом договоренности: от доверия к договоренности о доверии и обязательствах двух сторон как в родственных, так и в сексуальных отношениях. Многие родители ведут себя как приемные, т.е. принимают на себя обязательства и дают права детям. Попечение о детях передается не только социальным институтам, но и различного рода "специалистам"" (платные услуги). Ребенок зачастую становится "товаром" или объектом родительских амбиций. В результате - резкое падение родительского авторитета, связанное в том числе и с нежеланием или неспособностью нести ответственность за ребенка.

Очевидно, что ценностная реконструкция семьи как малой группы, как "единства взаимодействующих личностей" таит в себе и деструктивные тенденции. Стремление супругов к эмоциональной защищенности, к удовлетворению потребностей в "стабильном признании" личного тождества таит в себе опасность превращения этих стремлений в самоцель, перерождению их в эгоизм, индивидуализм и инфантицид, которые способны разрушить как личность, так и семью и общество в целом.

Главная проблема модернистской семьи сегодня, прямо связанная с ее будущим, заключается в том, в какой мере семья с зауженным кругом социальных функций и с аффектированным пристрастием к своим сугубо внутренним проблемам способна эффективно осуществлять свои специфические функции рождения, содержания и социализации подрастающего поколения.