Функции одежды как социального символа. Функции современной одежды

Одежда - изделие или совокупность изделий (кроме обуви), предназначенная для предохранения тела человека от внешних воздействий и несущая утилитарные и эстетические функции.

Понятие «костюм» более емкое и широкое. Исходя из анализа литературы, можно дать следующее обобщенное понятие костюму. Костюм - это исторически сложившийся и постоянно развивающийся комплекс определенным образом согласованных между собой предметов, непосредственно надеваемых на тело человека (одежда, обувь, головной убор, перчатки и др.), и сопутствующих им дополнений (сумка, зонт и др.), а также прически, грим, формирующих внешний облик человека и образующих единое утилитарно-художественное целое.

1.Структурная схема основных функций современной одежды

Современный костюм человека многофункционален. Его основные функции можно представить в виде иерархической структурной схемы (дерево целей, схема 1). Как видно из схемы, на первом уровне представлены две обобщенные функции утилитарная и информационно-эстетическая. Утилитарная функция на втором уровне подразделяется на защитные и физиолого - гигиенические функции;информационно-эстетическая функция - на информационные и собственно эстетические. Каждая из функций второго, уровня конкретизируется элементарными функциями на третьем уровне структурной схемы.

Так, защитные функции сводятся к защите организма человека от неблагоприятных воздействий климатическое среды (холода, ветра, дождя, солнечной радиации), механических повреждений (травм) и неблагоприятных воздействий производственной среды (загрязнений, агрессивных сред, излишков тепла, холод и т п).Физиолого-гигиенические функции определяют удобству одежды (степень приспособленности одежды к человеку) в покое (статике) и при движениях (динамике) и комфорт (комфортные условия микроклимата пододежного воздуха, состояние нервной системы и т.д).Информационные функции дают информациию о человеке (его профессии, вкусах, культуре и т. д.) и об одежде (назначении, своевременности, новизне). Собственноэстетические функции определяются соответствием одежды образу человека, совершенством композиции изделия, а также уровнем качества его изготовления и отделки (товарным видом).

Костюм не может быть подлинно красивым, если в нем нарушена внутренняя логика строения формы, если его части не составляют единого целого по принципу функциональной и эстетической целесообразности.

Функции спортивного костюма значительно отличаются от функции всех остальных видов одежды. Выявлены следующие функции спортивной одежды: утилитарная, защитная, обозначительная, уравнительная, традиционная и эстетическая, эти функции в разных соотношениях представлены во всех видах спортивной одежды.

Например, в костюме для одних видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей) ведущими являются защитная и обозначительная функции, для других (фигурное катание) - эстетическая и обозначительная, для третьих (плавание, прыжки в воду) - утилитарная, для четвертых (фехтование, конный спорт) - традиционная и т. д. Ведущие функции спортивного костюма в основном и должны определять его форму.

ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА И КЛАССИФИКАЦИЯ ОДЕЖДЫ

В основу классификации современной одежды положена в качестве основного и наиболее общего признака защитная функция, определяющая назначение изделия. По этому признаку одежду можно разделить на три класса (схема 2): 1 - бытовая; 2 - спортивная и 3 - производственная. Бытовая одежда предназначена для защиты организма человека от неблагоприятных воздействий климатической среды; спортивная - для защиты тела, спортсмена от травм, она должна также способствовать достижению высоких спортивных результатов; производственная одежда обеспечивает защиту человека от неблагоприятных воздействий не только климатической, но и производственной среды.

Каждый класс одежды, исходя из практики специализации промышленности и торговли делят по условиям эксплуатации и по более узкому назначению на подклассы, виды, группы и подгруппы.

Класс бытовой одежды наиболее многочисленный, его подразделяют на следующие подклассы: 1.1 - бельевые изделия; 1.2- костюмно-платьевые; 1.3 - верхней одежды (пальтовые); 1.4 - корсетные изделия; 1.5 - головные уборы; 1.6 - перчатки и рукавицы. Каждый подкласс одежды делится на виды.

Например, подкласс костюмно-платьевых изделий (1.2) может быть подразделен на следующие виды: 1.2.1 - пиджаки; 1.2.2 - жакеты; 1.2.3 - куртки; 1.2.4 - жилеты; 1.2 5 - брюки; 1.2.8 --платья; 1.2.9 - платья-костюмы; 1.2 10 - юбки и т. д.

2. Классификация одежды по назначению

Под функциональностью костюма понимается максимальное соответствие его практическому назначению, конструктивное совершенство костюма.

По половозрастному признаку одежду делят на группу; М - мужская, Ж - женская и Д - детская. Детская одежда в свою очередь подразделяется на одежду для новорожденных, детей ясельного возраста, дошкольников, младших школьников старших школьников и одежду для подростков.

В зависимости от времени года и климатических зон группу одежды делят на подгруппы: В/О - весенне-осенняя; Л - летняя; 3 - зимняя, В/С - всесезонная. К вceceзoнной относится одежда, используемая в любое время года.

Классификация может быть дополнена дальнейшим подразделением бытовой одежды каждого вида в зависимости от использования ее в конкретной обстановке.

Например, мужской костюм может быть повседневным и торжественным, женское платье - повседневным, торжественным, домашним, рабочим и т. п.

Класс спортивней одежды подразделяют на подклассы По видам спорта, группы - по половозрастному признаку.

Класс производственной одежды в зависимости от выполняемых функций подразделяют на три подкласса; 3.1 - специальная одежда; 3.2 - ведомственная; 3.3 - технологическая (санитарно-гигиеническая).

Невозможно носить одежду, не подавая посредством этой одежды сигналы окружающим. Каждый костюм рассказывает историю, часто весьма подробную, того, на кого он надет. Даже те люди, которые настаивают на том, что терпеть не могут подбирать одежду и одеваются как бог на душу положит, достаточно ярко демонстрируют тем самым собственные социальные роли и своё отношение к обществу, в котором они живут.

Для большинства людей Сигналы Одежды - это результат одного-единственного процесса, одевания, совершаемого каждое утро. Представители низшего и высшего класса могут одеваться с другой периодичностью: богатые завсегдатаи раутов облачаются в различные костюмы по несколько раз на дню, в то время как бродяги спят в одежде, которую носят. Если не брать в расчёт эти исключения, общее правило - одеваться один раз в день - нарушается лишь в том случае, если обстоятельства требуют от нас облачиться в особый костюм. Шахтёр надевает спецовку, спортсмен - тренировочный костюм. Люди, которые отправляются на особые мероприятия - свадьбу, похороны, приём под открытым небом, танцы, собрание клуба, светский приём, - облачаются в соответствующие костюмы. И хотя число переодеваний в итоге удваивается, почти всегда говорят о том, что человек меняет «ежедневную» одежду на особую. Раньше социальные правила требовали «перемены платья» с «утреннего» на «дневное» и с «дневного» на «вечернее», но к нашему времени эти правила уже неприменимы.

Считается, что в современном мире основная тенденция в мире моды - это возрастающая неформальность одежды, однако это не совсем так. На самом деле «формальность» в одежде никуда не исчезает, просто со временем она становится совсем не такой, какой была прежде. Когда мужчина сегодня надевает джинсы, эта деталь костюма формальна не менее, чем цилиндр в викторианское время. Мы часто слышим о том, что современный человек может носить что угодно, что он свободен от требований этикета к одежде, которые некогда довлели над светским обществом, но на деле наши костюмы - такая же униформа, какой были, по сути, костюмы наших предков. Мы забыли о писаных правилах вчерашнего дня, но их сразу же заменили неписаные правила дня сегодняшнего.

Для того чтобы понять эти правила, оглянемся назад и рассмотрим одежду как социально значимое действие. Одежда выполняет три основные функции: она защищает нас, скрывает части тела, которые мы не хотим обнажать, и позволяет нам демонстрировать себя. Защита - это, разумеется, утилитарная функция предметов одежды, не имеющая социального значения. Древний человек жил в тёплом климате, его тело эффективно регулировало свою температуру. В то время постоянная внутренняя температура тела человека составляла 37° по Цельсию, и наши предки могли обходиться без одежды. Им помогали несколько важных физиологических механизмов, которые давали тот же эффект, что одевание или раздевание. Например, благодаря сужению и расширению кровеносных сосудов скорость кровотока в верхних слоях кожи древнего человека могла увеличиваться в двадцать раз. Учёные подсчитали, что в моменты максимального притока крови к коже наши предки словно надевали шерстяной свитер. В дальнейшем теплоотдача тела повышалась за счёт обильного потения, к которому способны почти все участки кожного покрова человека. Когда первобытные охотники подвергались тяжёлым физическим нагрузкам, количество тепла, которое производилось их телами, резко повышалось за счёт метаболических процессов примерно в пять раз, и избавиться от него помогала кожа, выделявшая влагу, испарявшуюся с её поверхности. Человеческое тело может непрерывно потеть около часа, выделив в итоге литр пота. В течение более коротких промежутков времени мы можем потеть в четыре раза интенсивнее.


Человеческий организм, способный регулировать выделение тепла и теплоотдачу, мог (и может) поддерживать необходимую нашему виду постоянную температуру тела, невзирая на меняющуюся физическую нагрузку и незначительные вариации климатических условий. Но когда люди начали передвигаться с места на место, селясь и в обжигающих пустынях, и в холодных приполярных регионах, система теплорегуляции перестала справляться со своими обязанностями. Так возникла необходимость в защищающей тело одежде, которая уменьшала бы теплоотдачу или укрывала бы кожу от прямого воздействия солнечных лучей. По мере того как деятельность человека становилась всё более разнообразной, ему требовалась дополнительная защита - от твёрдых поверхностей, которые могут повредить кожный покров, от яркого света, от холодного оружия, от потери кислорода, от избыточного излучения. Всякий раз люди изобретали новое защитное одеяние - от ботинок с толстыми подошвами и рукавиц до шлемов и доспехов, от водолазных костюмов до космических скафандров, от защитных и солнечных очков до акваланга и маски сварщика, от спецодежды до бронежилетов.



Если бы смысл одежды состоял только в том, чтобы защищать наше тело, мы во многих случаях отказались бы от тех или иных костюмов. Современная техника это позволяет: большая часть наших домов оснащена вентиляцией и центральным отоплением, мы окружаем себя мягкой мебелью и можем спокойно есть, пить, развлекаться и расслабляться в голом виде, ничуть не рискуя здоровьем. Но мы этого не делаем, поскольку у одежды есть и другая функция - хранить благопристойность. Иначе говоря, одежда скрывает от других людей все то, что мы считаем нужным скрыть. Отдельные предметы одежды «выключают» определённые сигналы тела. С того момента, как человек выпрямился и научился ходить на двух ногах, в голом виде он не может приблизиться к другому человеку, не подав при этом эротический сигнал. У прочих приматов такой проблемы нет - они приближаются к сородичу на четырёх конечностях и должны принять особую «демонстрационную» позу, чтобы показать тому гениталии. Человеческое тело устроено так, что приглушить эротический сигнал возможно, лишь прикрыв соответствующие области тела. Неудивительно, что наиболее распространённым элементом одежды является набедренная повязка в той или иной форме. В ситуации, требующей от человека раздеться догола, эта деталь туалета неизменно снимается последней.

Дополнительным фактором сохранения благопристойности стало резкое увеличение человеческой популяции. Миллионы лет люди жили в маленьких племенах, где все знали всех. В больших городах нас окружают сплошные незнакомцы, оттого мы вынуждены свести любые эротические сигналы на нет. Даже в жарком климате одежда прикрывает не только область гениталий, и причина тому очевидна. Человеческое тело подаёт множество эротических сигналов, и в глазах заинтересованных наблюдателей такими сигналами может стать практически любое движение. Мужчину в женщине возбуждают грудь, ягодицы, бедра, талия, гибкая шея; женщину в мужчине - грудь, волосяной покров, широкие плечи, мышцы рук и ног. Если эротические сигналы нужно уменьшить, упомянутые части тела следует скрыть от посторонних глаз.

От века к веку и от эпохи к эпохе понятия о благопристойности могли меняться, однако основной принцип оставался тем же. Чем менее терпимо общество к сексуальности, тем больше частей тела должны быть прикрыты одеждой. Самый показательный пример тут - задрапированные с ног до головы женщины арабских стран, где предписывается не просто закрывать все тело, включая голову, тканями, но, более того, носить просторную одежду, чтобы не возникало и намёка на форму тела. При этом женщина смотрит на мир сквозь узкую прорезь в закрывающей лицо ткани и может быть писаной красавицей или уродливой старухой, и только её муж знает правду, ибо эта женщина никогда не появится на людях в более откровенном костюме. (Достойно удивления, что и в XXI веке подобные одеяния все ещё существуют в некоторых мусульманских странах, где у власти находятся мужчины-богословы, одержимые идеей запретить женщине открывать лицо.)

Сегодня нам сложно понять, зачем всего сто лет назад культурные люди прикладывали неимоверные усилия, дабы их одежды выглядели благопристойно. В какой-то момент само слово «нога» расценивалось в Англии как неприличное, а ножки роялей рекомендовалось драпировать на время концертов. Передвижные кабинки, в которых переодевались тогдашние купальщицы, оснащались специальным трапом с пологом, под прикрытием которого женщины входили в воду.

Со временем требования к благопристойности смягчились. Условности отмирали, и некоторые части тела постепенно становились все более открытыми. Ещё в 30-е годы XX века актрисам в голливудских фильмах полагалось прятать от зрителей пупки, а фотографии женщин с неприкрытыми сосками появились на страницах газет лишь в 60-е. С тех пор на голубых экранах стало возможно увидеть даже лобковые волосы, однако если кто-то обнажится до такой степени в общественном месте, его быстро арестуют за нарушение общественного порядка. Женщины в купальных костюмах мини-бикини впервые появились на юге Франции; поначалу полиция пыталась призвать их к ответу, но быстро стало ясно, что мини-бикини становится популярным и по меньшей мере на пляже мы стремительно возвращаемся в эпоху фиговых листков и набедренных повязок. Местами, однако, требования к одежде все ещё сохраняют почти викторианскую строгость. Даже богатые и знаменитые люди рискуют быть выдворенными из некоторых ресторанов, если заявятся туда без галстуков.

Требование «быть при галстуке» относится как раз к третьей функции одежды - демонстрации себя. Человека без галстука изгоняют из ресторана не потому, что он демонстрирует окружающим адамово яблоко, а потому, что он отказывается от признака принадлежности к определённому социальному кругу. Галстук, подобно многим другим деталям костюма, бесполезен как средство защиты и не скрывает ничего, что следовало бы скрыть. Он являет собой «признак культурного человека», по которому индивида можно соотнести с данным социальным слоем. Эта древнейшая функция одежды - свои «галстуки» существовали у первобытных людей тогда, когда нужда защитить тело или прикрыть его ещё не возникла, - остаётся значимой по сей день. Человечество вряд ли вернётся к полной наготе или станет носить невзрачные функциональные туники, которые так любят люди будущего из плохих фантастических романов. Когда один набор декоративных предметов одежды уходит в прошлое, он тотчас заменяется другим, и так, скорее всего, будет продолжаться до тех пор, пока человек остаётся социальным животным. Одежда - слишком удобное средство демонстрации своего положения в обществе, чтобы сводить её к неброской защитной робе.

В прошлом «демонстрационная» функция одежды часто навязывалась обществу совершенно безжалостно. Например, в Англии XIV века манеру одеваться диктовал не стиль и не вкус - её диктовал закон, и парламент уделял много времени разработке свода строгих правил, которые предписывали каждому социальному классу одеваться соответствующим образом. Если некто из низшего сословия позволял себе одеваться так, как разрешалось только высшему, на него (или неё) могли наложить штраф, а нелегальные наряды конфисковывали. Применять этот закон было непросто: стремление людей продемонстрировать свой социальный статус посредством костюма было так велико, что монархи один за другим были вынуждены вводить новые ограничения и налагать все более крупные штрафы. Современному человеку сложно представить себе подобные требования к костюму. Вот типичные цитаты из закона о реформе одежды, принятого в царствование Эдварда VI: «Рыцарь званием ниже лорда... да не наденет накидку любого вида, которая не настолько длинна, чтобы не прикрывать, когда рыцарь стоит прямо, его причинное место и ягодицы, под угрозой штрафа в двадцать шиллингов... Рыцарь званием ниже лорда... да не наденет туфли или сапоги, имеющие носок длиною более двух дюймов под угрозой штрафа в сорок пенсов...» Англия была не единственной страной, принимавшей такие законы. В Германии эпохи Возрождения женщине, которая смела одеваться лучше, чем дозволялось её сословию, в качестве наказания вешали на шею тяжёлый деревянный обруч, а в Америке, в Новой Англии, женщинам разрешалось носить шёлковые шарфы только в том случае, если состояние их мужей оценивалось по меньшей мере в тысячу долларов.

В эпоху Средневековья человек выбирал себе костюм, не только следя за модой, но и подчиняясь законам своей страны. Костюмы XV века иллюстрируют взаимосвязь между одеждой и статусом.

Рыцари званием ниже лорда были обязаны носить накидку, которая, по меньшей мере, прикрывала ягодицы, и обувь с носками не длиннее пяти сантиметров. Центральная фигура на гравюре не выполняет оба этих правила", если данный мужчина не являлся лордом, на него могли наложить двойной штраф.

И это - лишь единичные примеры из тысяч подобных правил, которые всего несколько столетий назад составляли в совокупности обширное законодательство, ограничивавшее людей в выборе одежды. Эти примеры показывают не только то, что одежда и социальный статус были тесно связаны между собой, но и то, что многие люди пытались повысить свой статус, одеваясь в более «знатные» костюмы, и должны были понести наказание за то, что подавали сигналы, не свойственные их сословию. Сегодня законов, которые регулировали бы ношение одежды, нет, остались только те, что запрещают оголяться в общественных местах. Тем не менее, если майор наденет форму полковника, это действие будет расценено как проступок. Ношение специализированных «служебных костюмов» контролируется так же строго, как раньше.

Тем, кому по службе особые костюмы не положены, может показаться, что с отменой законов об одежде люди стали одеваться как угодно, но думать так - очень большое заблуждение. Вместо того чтобы снисходительно отнестись к разнообразию нарядов, общество стало накладывать на ношение одежды новые ограничения. Сначала на смену требованиям законодательства пришли не менее детальные требования этикета, и люди должны были подчиняться уже не законам своей страны, а «хорошему вкусу». Затем пособия по этикету отошли в прошлое вместе с жёстким разбиением общества на классы, и правила ношения одежды «ушли в подполье». Они сохранились, но стали неписаными. Сегодня, когда слово «класс» в значении «социальная группа лиц» стало почти ругательным, эти правила детальны и запутанны, как никогда. Часто они оказываются перевёртышами законов прошлых эпох. Когда недавно английского графа спросили, каковы сегодня преимущества его статуса, он ответил: «Преимущество только одно - я не должен одеваться так вычурно, как мой слуга!» Жившим в Средние века предкам графа это замечание показалось бы откровенно безумным, однако оно выражает в афористичной форме тенденцию, наметившуюся в требованиях к одежде за последние десятки лет. Эта тенденция потрясла мир и ныне диктует стиль одежды и японским банкирам, и российским политикам, и норвежским архитекторам, и португальским учителям.

Эта тенденция возникла потому, что появилась нужда в мужском костюме, который демонстрировал бы высокий социальный статус того, кто этот костюм носит. В мире, где всякий мужчина может купить шёлк и атлас различных цветов и вырядиться так ярко, как его душе угодно, кричащая одежда видится вульгарной, потому люди с высоким статусом переключились на совсем иные костюмы. Ещё в XVIII веке мужчина выделил среди прочих костюм, в котором он охотился. Чем выше был статус человека, тем аристократичнее он развлекался. Джентльмены сельской Англии часто отправлялись на охоту, одеваясь соответственно. Они ездили верхом и носили сюртуки, открытые спереди, отчего те казались длиннополыми. На смену большим шляпам с широкими полями пришли неэластичные цилиндры, выполнявшие ту же функцию, что и защитные шлемы современных мотоциклистов. Когда охотничий костюм приобрёл высокий статус, он стал ассоциироваться с праздностью людей, которым не нужно работать. Разумеется, в таких костюмах тут же стала щеголять «золотая молодеть» той эпохи, и они быстро перестали быть исключительно охотничьими. Со временем данный костюм стал популярным не только среди аристократов - и потому потерял для них свою привлекательность. К середине XIX века чуть модифицированный вариант этого костюма, «цилиндр и сюртук», превратился в повседневную одежду.

Как только цилиндр с сюртуком сделались общедоступными, «охотничий костюм» потерял свой высокий статус. С целью найти замену этому костюму аристократы вновь обратили внимание на одежду, в которой они развлекались. На этот раз они сосредоточились на спортивной стрельбе, рыбалке и гольфе - дорогостоящих занятиях, идеально подходивших в качестве базы для формирования нового имиджа аристократов и преуспевающих господ. Так на замену сюртуку и цилиндру пришли клетчатая твидовая пиджачная пара (изначально в неё облачались стрелки) и котелок. Более мягкие спортивные головные уборы эволюционировали в фетровые шляпы. Поначалу на пиджачную пару смотрели как на нечто смелое и неформальное. По важным поводам аристократ обязан был надевать фрак, пусть этот предмет одежды и начал в ту пору сдавать позиции. Пиджачная пара, лишившись крупных клеток и став более умеренной в том, что касается расцветки и узора, моментально заменила фрак в качестве костюма, приемлемого для любого мероприятия, в результате фрак стал частью «утреннего костюма» для свадеб и иных церемоний и «вечернего костюма» - в чёрно-белом варианте - для высокостатусных вечеринок. Пиджачная пара наступала по всем фронтам, выбивая противника из любых крепостей. В наши дни фрак сохранился в основном в качестве рабочей одежды метрдотелей в роскошных ресторанах. На его место пришёл вездесущий смокинг, черно-белая версия пиджачной пары.

Когда пиджачная пара «пошла в народ», возникла необходимость заменить её ещё каким-нибудь спортивным костюмом. На эту роль подошёл жокейский пиджак, который носили до того лишь богатые наездники, занимавшиеся конным спортом. Под именем «спортивного пиджака» эта одежда быстро стала повседневной и пробралась извилистыми путями в залы заседаний советов директоров и кабинеты президентов компаний. Сегодня спортивный пиджак все ещё сражается с окопавшейся тут и там пиджачной парой, но что бы ни выбрали современные бизнесмены, ясно одно: все они носят одежду, которую некогда носили только спортсмены.

Взлёт и падение охотничьего костюма. Новая мода часто черпает вдохновение в спортивных нарядах. Цилиндр и сюртук изначально были деталями костюма джентльмена XVIII века, причём надевали их, только когда отправлялись на охоту. В течение XIX века этот костюм вошёл в моду среди дворян, которые стали носить длиннополые пиджаки на светские вечеринки. К началу XX века цилиндры и сюртуки - повседневная одежда конторских служащих. Сегодня этот костюм считается «формальным»: цилиндр и сюртук надевают, например, те, кто приглашён на свадьбу.

В последние годы мы наблюдаем новую тенденцию: поскольку общество становится все более эгалитарным и недовольство любой «элитой» растёт, мужчины с высоким статусом по необходимости выбирают одежду ещё хитрее, чем раньше. Тот, кто прежде, отправляясь пропустить стаканчик-другой в местный бар, надевал яркую спортивную куртку со сверкающими медными пуговицами, теперь уже не может себе этого позволить. Обращение к видам спорта для богатых исчерпало себя. Аристократы нового века должны были заимствовать костюмы у низших классов, чтобы показать: в душе богатые и знаменитые остаются «бедными парнями». Впервые синдром «бедного парня» проявился, когда молодые богачи, отдыхавшие на средиземноморском побережье, облачились в рубашки из грубой ткани и свитера вроде тех, что носят местные рыбаки. С тех пор подобные рубашки и свитера стали повседневной одеждой во многих странах мира - отсюда и споры о том, нужен ли галстук, в дверях дорогих ресторанов. Ещё более значимым событием для мира моды стало заимствование у бедных пастухов американского Запада хлопчатобумажных пиджаков и джинсов, которые с тех пор неоднократно видоизменялись и до сих пор завоёвывают мир.

Эта последняя тенденция не так проста, как кажется: костюмы мужчин, принадлежащих к элите общества, обязаны хоть чем-то отличаться от настоящей рабочей одежды мужчин с низким социальным статусом, которые по-прежнему носят джинсы, когда пасут коров. Сигналы Одежды должны содержать в себе противоречивое сообщение: «Я одобряю бедных парней, но сам я не такой». Добиться этого результата можно разными способами. Первый - надевать свитера или хлопчатобумажные пиджаки лишь в тех ситуациях, в которых настоящий «бедный парень» надел бы свой лучший костюм. Второй - шить «бедную» одежду по особым лекалам, изящно её стилизовать, всячески подчёркивая при этом её «бедность». Третий способ мог возникнуть лишь в мире современных СМИ. Речь идёт о контрасте между одеждой и репутацией. Всякий богатый и знаменитый человек, лицо которого то и дело появляется в газетах и журналах, на экранах телевизоров и кинотеатров, может позволить себе облачиться в самую «бедную» одежду по самым официальным поводам. За счёт контраста между поношенным пиджаком и узнаваемым лицом этот человек исподтишка наносит удар по ценностям цивилизации, поставившей во главу угла достаток и благоденствие. Когда из сверкающего лимузина выходит знаменитость, одетая в неглаженые дырявые джинсы, вычурность наряда ей, конечно же, прощают.

Это лишь одна из множества взаимозависимых тенденций, которые можно наблюдать в неоднозначном мире Сигналов Одежды. Одни тенденции долгосрочны и не умирают десятилетиями, другие краткосрочны и сходят на нет за сезон-два. Не все такие тенденции легко объяснить. Одна из самых удивительных загадок - это взаимосвязь между длиной подола и положением мировой экономики. На протяжении XX века начиная с 1918 года, когда закончилась Первая мировая война, длина подола достаточно точно коррелировала с периодами экономического бума и депрессии. Логично предположить, что длинные юбки и платья, требующие большего расхода ткани, появляются в периоды подъёма, в то время как короткий, более «экономный» подол - это признак экономического упадка и нехватки денег. Однако, проанализировав факты, мы придём к прямо противоположному заключению. Когда акции растут, подолы укорачиваются, а падение фондовых рынков сопровождается их удлинением. Попытки пойти против этой закономерности заканчиваются весьма плачевно. Когда в шестидесятые годы прошлого века экономика была на подъёме, дома моды безуспешно пытались популяризовать юбки миди, которые были в два раза длиннее модных в те времена мини-юбок. Дорогостоящий проект миди завершился провалом, юбки укорачивались всё больше, пока из мини не превратились в микро, из-под которых были видны трусики. И лишь с началом экономического спада в начале 70-х годов в моду вновь вошли более длинные юбки. То же случилось в период между двумя мировыми войнами: «ревущие двадцатые» характеризовались короткими юбками, а во времена Великой депрессии 30-х модными стали более длинные наряды. Они укоротились вновь в сороковые, во время Второй мировой войны, когда расцвела оборонная промышленность, и опять удлинились ближе к концу десятилетия, в период послевоенного экономического спада. После этого подолы постепенно укорачивались вплоть до середины эпохи благоденствия шестидесятых годов, и пик экономического процветания совпал с моментом, когда в моде были самые короткие юбки за всю историю человечества. К концу шестидесятых кутюрье стали говорить о том, как украсить выглядывавшие из-под юбок трусики, однако «благодаря» коллапсу экономики в начале 70-х мужское население так и не сподобилось увидеть женщин в столь экстремальных нарядах.

До конца неясно, почему в периоды, когда экономика оздоровляется, женщины стремятся максимально открыть свои ноги, - возможно, ощущение уверенности в завтрашнем дне делает их более развязными в отношении мужчин? Или же общая атмосфера деловой активности влияет на физическую активность женщин, они больше передвигаются и, как следствие, предпочитают короткие юбки, не стесняющие движений?

Длина подола юбки или платья, которое носят западные женщины, может служить экономическим барометром. Подол укорачивается, когда наступает экономический подъем, и удлиняется, когда экономика вступает в фазу спада.

В последние десятилетия XX века появилась новая тенденция: теперь каждая женщина выбирает стиль одежды самостоятельно. Эмансипированные женщины 80-х и 90-х перестали покорно следовать моде и носят то, что им нравится. На улицах западных городов можно увидеть и короткие юбки, и длинные юбки, и брюки. Отстояв право на равное отношение, женщина стала одеваться так, чтобы акцентировать внимание на своей индивидуальности, отсюда - частое пренебрежение модой, требующей надевать юбки определённой длины. Многие женщины, не желающие разбираться в том, юбки какой длины им носить, выбирают брюки в качестве и повседневной, и формальной одежды. Магазины модной одежды вновь предлагают очень короткие юбки, но если женщина не хочет становиться рабой моды, она будет носить то, что сочтёт нужным, ни перед кем не оправдываясь. Выглядеть безвкусно она не будет - вместе с ней по улицам ходит множество таких же мятежниц, решивших одеваться без оглядки на «тенденции».

Проведённый в конце XX века в центре Лондона опрос показал, что 86% городских жительниц носят какие-нибудь брюки, лишь 6% носят короткие юбки и ещё 8% - длинные юбки. С момента, когда взбунтовавшиеся против традиций девушки впервые шокировали общественность, появившись на людях в «мужских» брюках, прошло 70 лет, и эта деталь костюма произвела «тихую» революцию, постепенно оттеснив на задний план юбки и платья, которые столетиями считались подлинно женской одеждой.

За последний век множество изменений претерпели и мелкие детали одежды. По мере того как тенденции мира моды захватывали страну за страной, эти детали менялись по сотне раз. Многие из них призваны продемонстрировать склонность человека к новшествам: он должен показать окружающим, что следит за модой. Подчинение моде, с одной стороны, доказывает, что индивид не стоит в стороне от идущих в обществе процессов; с другой, - оно свидетельствует о том, что индивид может позволить себе покупать все новые костюмы, иначе говоря, это показатель статуса. Каждая новая тенденция в мире моды, как правило, переиначивает или отменяет тенденцию прошлого сезона и поддаётся точному описанию. Ширина лацканов, ширина штанин, ширина галстука, высота воротничка рубашки, высота каблука - все эти детали время от времени меняются. Описав эти и сотни других изменений, мы можем построить графики, описывающие динамику тех или иных Сигналов Одежды, и показать, как различные элементы костюма переиначиваются, создавая изменчивую систему «модного стиля». Подсознательно мы все время строим подобные графики и, сами того не сознавая, считываем множество сигналов, которые в различных контекстах подают нам окружающие через одежду. В этом смысле одежда - такая же часть языка человеческого тела, как жесты, мимика и позы.

Апелляции к технологичности сейчас, очевидно, в моде. Об особых тканях и мембранах в своих коллекциях упоминают даже люди калибра Джорджо Армани, а центр тяжести абстрактной уличной моды всё больше смещается в сторону флисовых кофт, походных рюкзаков и навороченно-невзрачных кроссовок. На этом фоне, конечно, сильно выигрывают компании, уже давно поставившие на функциональные разработки - от вездесущего Nike и других спортивных брендов вроде Under Armour и Adidas до зимних The North Face и Patagonia.

Но пока мода тянется к технологии, а технологии - к моде, стоит вспомнить тех, кто c самого начала попытался совместить два феномена воедино. Кто-то просто пытается наделить полезными свойствами простую повседневную одежду, кто-то шьёт аккуратные брюки, в которых можно кататься на велосипеде, ну а некоторые действительно пытаются изобрести свой стиль, отталкиваясь от военно-технологичной эстетики и (по крайней мере, в последние несколько лет) становясь примером для подражания. Рассмотрим все категории.

Повседневная одежда

Stone Island Shadow Project

Передовая линейка и без того зацикленного на технологиях итальянского бренда - плод сотрудничества креативного директора Карло Риветти и дуэта дизайнеров Микаэлы Сашенбахер и Эрролсона Хью. Последние двое, между прочим, имеют и свой вполне сопоставимый по значимости проект - Acronym, о нём мы еще поговорим ниже. Грубо говоря, Shadow Project - это Stone Island для тех, кому больше интересно будущее и умный дизайн, а не поклонников респектабельного прошлого марки. Достаточно сказать, что характерный патч, давно ставший мемом, у вещей из Shadow Project выполнен в монохроме.

Система координат SI Shadow Project выстроена вокруг пятиугольника, ласково аббревируемого как PARSEQ. Каждая буква здесь обозначает определённую категорию, в которой выполнена так или иная вещь - защита (proof), трансформация (augment), сопротивление (resist), оболочка (skin), аксессуары (equip). Лучше всего содержимое концепта линейки пояснит вольное описание, например, парки из последней коллекции: она выполнена из прорезиненной смеси нейлона и хлопка, окрашена по специальной технологии двойного окрашивания, в рукавах спрятаны перчатки без пальцев, под мышками дышащие сетки, молнии и утяжки есть по возможности везде.


Технологичный дизайн

Микаэла Сашенбахер и Эрролсон Хью, о которых мы уже упоминали выше, основали Acronym в 1994 году (на тот момент Acronym существовал в формате дизайн-бюро, собственно одеждой дуэт начал занимается в 2002 году). Поставленная дизайнерами перед собой цель на тот момент была вполне свежа - они хотели скрестить стиль и технологии, получив на выходе прилично выглядящий продукт со свойствами спортивного инвентаря. Немецкий бренд на полном серьёзе сотрудничает с разработчиками вроде KHS Tactical Equipment (поставляют обмундирование для немецкой армии) и W.L. Gore and Associates (придумали Gore-Tex) и год из года выпускает лаконичные чёрно-серые вещи.

В 2002 году журнал Time назвал одну из них, куртку Analog MD Clone Jacket, одним из «крутейших изобретений года». Acronym действительно вполне сравним по философии и ценнику с Shadow Project, но рушится это сравнение на дизайне - при прочих равных вещи собственного производства у Хью и Сашенбахер менее компромиссны, явно ориентированы на продвинутую аудиторию. Тут и асимметрия, и отсутствие каких-либо ярких деталей, и даже бессменные азиаты в лукбуках. Какой предмет из коллекции ни возьми, удобство будет зашкаливать за пределы разумного. Дышащим нейлоном, гор-тексом и даже почти что отсутствием швов мало кого удивишь, а вот системой ACRONYM® SOUNDæ - вполне: дырки на куртке вы найдёте в неожиданных местах - под молнией и у нагрудного кармана, а сделаны они для того, чтобы с максимальным комфортом провести провода наушников и не цеплять их каждый раз при движении.

Ещё одна техноориентированная марка - Arc"teryx. Канадцы с 1989 года производят качественную одежду для скалолазания, сноубординга и прочих зимних активностей. Для того чтобы не терять своей идентичности в погоне за расширением аудитории, боссы Arc"teryx решили запустить отдельную городскую линейку Veilance.

Ассортимент Veliance, полностью производимый в Ванкувере, вполне себе укладывается в представления о технологичных брендах - скромные по форме и цвету куртки повышенной степени комфортности. К примеру, классический макинтош, внешне мало отличимый от своих «обычных» предков, у AV будет оснащён всеми атрибутами технологичной куртки: он не пропускает воду, дышит, все швы у него проклеены, из воротника вынимается капюшон, ну и так далее. Главным достоинством в данном случае будет все-таки другое - Galvanic IS Coat основательно утеплён не в ущерб форме. За тонким силуэтом и малым весом скрывается настоящая замена лёгкому пуховику.


Функциональная одежда

О молодой марке из Бруклина мы уже упоминали в . Outlier действительно берет начало именно из культуры городских велосипедистов, поэтому и ассортимент продукции у него поуже остальных - все для тех, кто привык ездить на велике до работы и не любит переодеваться.

Outlier - это слаксы и рубашки, похожие на базу из GAP, но не мнутся, не пачкаются и дают коже дышать. Последнее действительно впечатляющее изобретение Эйба Бурмайстера и Тайлера Клеменса - OG Blazer. Сшитый из того же материала, что и фирменные для бренда брюки, этот вполне достойно выглядящий спортивный пиджак также отбивает лёгкие осадки и грязь при помощи технологии Nanosphere. Стоит ли говорить, что структура подкладки продумана так, чтобы минимизировать контакт с кожей и исправно поставлять к ней кислород.

Где покупать:

1. Silver and Gold

Онлайн-ипостась японского магазина со всеми вытекающими: много брендов, о которых никто никогда не слышал, высокие цены, отсутствие англоязычной версии. Технологичная одежда здесь не является основным лейтмотивом, а продаётся наряду с другими самурайскими увлечениями - нестираными джинсами, шерстяными костюмами и металлическими украшениями. Но тем, кого интересует техноэкзотика за пределами привычного списка Arc"teryx, Stone Island, Acronym, как минимум стоит ознакомиться с ассортиментом.

Канадский Haven - совсем другое дело. В этом технократическом изобилии бедными родственниками смотрятся Clarks и Levi’s Vintage, в остальном же установлена диктатура влагостойких свитшотов и тонких рубашек-пуховиков. Здесь представлены примерно все значимые технобренды, за исключением подиумных (хотя Comme des Garçons и Junya Watanabe присутствуют) и велосипедных.


Техномода

Isaora появился в Нью-Йорке в 2009 году и на сегодняшний день является всё-таки самым красивым из технобрендов. Дизайнеры Марк Дэниелс и Рики Хендри адаптируют, в первую очередь, технологии к существующим эстетическим кодом, а не пытаются создать униформу «Бегущего по лезвию». Их вещи по-хорошему скучны: это однотонные свитшоты, футболки, рубашки.

О верхней одежде, которая, как ни крути, является визитной карточкой для каждого технологичного производителя, того же не скажешь. Антрацитовые оттенки, никаких тебе вкраплений натуральных материалов, выдающееся качество внешнего слоя, не пропускающего никакой влаги снаружи. Наверное, самые лакомые куски каждой коллекции Isaora - это полукуртки или утеплённые рубашки и свитшоты на подкладке. Такие сейчас выпускает уже каждый второй, но их можно отличить за километр - прежде всего по характерному градиентному переливу цвета.


Высокая мода

Christopher Raeburn

Технологичные вещи британца Кристофера Ребёрна стоят не то чтобы сильно дороже того же Stone Island, а выглядят зачастую куда сдержаннее футуристичных японцев, и все же на них как будто стоит незримая печать принадлежности к подиумной моде. В конце концов, кто ещё будет делать потостойкий свитшот с рукавами в сеточку?

Ребёрн действительно страстно увлечён военными тканями и умеет сшить из них нечто большее, чем просто монохромную парку. Например, Remade Reversible Jacket имеет два слоя - первый сделан из песочного цвета переработанной парашютной ткани, второй - из принтованного в камуфляж меша. Носить куртку можно любым слоем наизнанку, отчего она действительно вполне тянет на две.

В повседневной жизни людей одежда играет огромную роль, так же, как продукты питания и жилье. Она является предметом первой необходимости, потому что защищает человека от жары, холода, атмосферных осадков, т.е. выполняет определенные функции.

Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функции современной одежды делятся на утилитарные и социально-эстетические.

Утилитарные функции одежды заключаются в ее практической полезности и сводятся к двум группам функций: защитным и утилитарно-практическим.

Защитная функция одежды является наиболее важной. Это объясняется тем, что человек нормально функционирует только при определенных параметрах окружающей среды. Одежда способна защитить человека от неблагоприятных воздействий физической среды, химической, биологической среды, факторов физиолого-психологической среды, природной среды, от механических повреждений.

Утилитарно-практические функции включают функцию назначения и практическую.

Функция назначения одежды заключается в обеспечении одеждой физической возможности эффективного выполнения процессов, для которых она предназначена, т. е. работы, отдыха, сна и др. Одежда, не приспособленная для этих процессов, может стать причиной травматизма, быстрого утомления, ухудшения физического состояния здоровья, снижения производительности труда и др.

Практическая функция, присущая некоторым видам одежды (грации, пояса, бюстгальтеры и др.), заключается в фиксации отдельных участков тела в определенном положении или придании им определенной формы.

Социально-эстетические функции одежды заключаются в ее духовной полезности, т. е. способности одежды предметно-чувственным образом отражать свою природную и общественную целесообразность, красоту, совершенство и нести в себе определенную информацию.

Социальные функции характеризуют соответствие изделия общественно необходимым потребностям и его общественную значимость и целесообразность. В эту группу входят функции: морально-этическая, информативная, визуально-коммуникативная, воспитательная и функция стимулятора психической активности.

Морально-этическая функция одежды обусловлена традициями, обычаями общества, которые диктуют вид одежды, способ ее ношения.

Информативная функция одежды заключается в ее способности информировать нас о морально-этических представлениях, традициях и обычаях, сложившихся в обществе. Одежда может поведать и о человеке, который ею пользуется, и о его культуре, вкусе, наклонностях, возрасте и др. Кроме того, сам облик вещи несет информацию человеку о том, к какому классу, типу она относится, каким образом следует с ней обращаться и т. п.

Визуально-коммуникативная функция одежды заключается в том, что одежда способна выступать в качестве визуального посредника в общении между людьми, передавая определенные сведения от кого-то кому-то. Эта функция возникла из естественной потребности деления людей по внешним признакам одежды на определенные группы в целях регулирования взаимоотношений между ними, и одежда выступает таким признаком отличия групп. Деление на группы может осуществляться по профессиональным признакам (форменная одежда железнодорожников, работников милиции и т. п.), государственным (форменная одежда военнослужащих) и др.

Воспитательная функция одежды заключается в воспитании и развитии эстетических вкусов, так как воспитывают не только люди, события, но и вещи. Особенно ярко эта функция проявляется в детской одежде, которая дает первые уроки эстетического воспитания детям.

Одежда может выступать в качестве стимулятора психической активности, инициативы, перемен и разнообразии в образе жизни человека.

Художественно-эстетическая функция одежды заключается в ее способности доставлять человеку чувственно-эмоциональное удовлетворение своей художественностью, гармонией с окружающей средой, внешним обликом и личностью человека. Одежда является предметом материальной культуры человека, несет в себе черты исторической эпохи, национального характера, индивидуальных творческих особенностей и потому является объектом эстетического восприятия. Одежда рассматривается не только как предмет потребления, но и как произведение прикладного искусства. Каждая историческая эпоха, каждый народ по-своему ставят и решают задачи создания одежды.

Так же я бы хотела отметить и магическую функцию одежды. Это одежда, наделенная какими-то сверхъестественными способностями. Любимая майка, в которой всегда получаешь пятерки, платье, в котором знакомишься с хорошими людьми, или же костюм, в которой всегда люди идут тебе на встречу и помогают тебе во всем. Так же это могут быть украшения, и амулеты, которые защищают вас от злых духов и от воздействия злых сил.

Это одна из самых древних функций одежды. В далеком прошлом человек был настолько уязвим и настолько был зависим от внешней силы, природы в частности, что ему требовалась защита от этой агрессивной среды. Это и есть магические функции одежды.

Для повседневной одежде наиболее важными функциями являются удобство в носке и прочность. Главную функцию определяет общее назначение изделия. Например:

· основные функции женского платья: регуляция теплоотдачи организма, создание благоприятных условий для труда и отдыха и украшение человека;

· основные функции такой одежды, как костюмы, куртки и пальто - усиление тепловой изоляции организма, защита человека от неблагоприятных воздействий природной среды и его украшение.

Общие сведения об одежде

Короткая история развития одежды и способы ее производства

1. История развития одежды

2. Что такое одежда

3. Как делится одежда по назначению (бытовая, производственная, специальная (форм.))

5. Функции одежды

Литература

ДЕРЖСТАНДАРТ 17037-85 «Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения»

Шаршов В.С. Введение в специальность

Иллюстрированная энциклопедия моды.

ТШИ - Першина Л.Ф.

ТШИ - Савостицкий А.В.

Журналы мод

История одежды из древних времен является зеркалом в котором отражается вся история человечества, каждая страна, каждый народ в отдельные периоды накладывают свой отпечаток.

Одежда является наиболее индивидуальной формой материальной культуры народа. В одежде находит свое отражение и его духовная культура, воплощенные представления об удобстве, целесообразности, красоте тела, души и окружающего мира.

В течении всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду, внося свой взнос в этот многовековой процесс. Именно этот вид творчества был наиболее близкий большинству людей, так как в нем каждый мог проявить свое мастерство, фантазию, понимание прекрасного. Т.э. одежда - это изделие или совокупность изделий надеваемое человеком, которая несет утилитарные и эстетические функции. Она создает необходимый комфорт, который разрешает сохранить здоровье и трудоспособность человека в разных метеорологических условиях. Украшает и защищает от влияния окружающей среды.

В зависимости от климатических условий одежда может быть выполнена из разных материалов и иметь вид многослойного пакета. Качество одежды характеризуется совокупностью потребительских и производственных свойств изделия, которые определяют степень его пригодности для использования его по назначению.

В зависимости от сезона одежда подразделяется на:

3. демисезонную (для весняно-осеннього периода)

4. всесезонную (для ношения в любое время года)

В зависимости от половозрастного признака одежда делится на:

1. женскую,

2. мужскую,

3. детскую.

В свою очередь детская делится на:

1. грудных детей (до 9месяцев)

2. ясельного возраста (от 9месяцев до 3лет)

3. дошкольного возраста (от 3лет до 7лет)

4. мл.шк. возраста - девочки (от7лет до 11,5лет),

мальчики (от 7лет до 12,5лет)

5. старш.шк. возраста - девочки (от 11,5лет до 14,5лет),

мальчики (от 12,5лет до 15,5лет)

6. подростков - девочки (от 14,5лет до 18лет),

мальчики (от 15,5лет до 18лет)

По назначению одежда подразделяется на: бытовую, производственную, форменную, согласно (ГОССТАНДАРТ 17037-85) государственного стандарта. «Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения».

I Бытовая одежда – одежда для ношения в разных бытовых и общественных условиях.

Бытовая одежда в свою очередь подразделяется на:

1. повседневную - бытовая одежда для повседневного ношения.

2. торжественную - бытовая одежда для ношения в торжественных условиях.

3. домашнюю - бытовая одежда для работы и отдыха в домашних условиях.

4. рабочую - домашняя одежда для работы в бытовых условиях.

5. спортивную - бытовая одежда для занятий спортом.

6. национальную - бытовая одежда, которая отражает специфику национальной культуры и быта народа.

II Производственная одежда – одежда для ношения в производственных условиях разных областей народного хозяйства.

Производственная одежда подразделяется на:

1. специальную - производственная одежда для защиты работающего об влияния опасных и вредных производственных факторов.

2. санитарную - производственная одежда для защиты предметов работы от работающие и работающие от общих производственных загрязнений. Примечание. Разновидностью санитарной одежды является технологическая одежда для защиты предметов работы.

III Форменная одежда – одежда военнослужащих, работников специальных ведомств и учеников, для которых установленная форма.

По способу производства одежда делится :

I. Одежда массового производства - одежда на типичные фигуры, установленная сериями в условиях поточного производства (фабрики).

II. Одежда по индивидуальному заказу - одежда, изготовленная по измерениям фигуры человека и предлагаемой модели (ателье).

III. Готовая одежда - одежда готовая к эксплуатации, с законченным циклом технологической обработки.

IV. Одежда полуфабрикат - одежда с незаконченным циклом технологической обработки. (характеризуется необработанными некоторыми узлами, заканчивается после подгона изделия по фигуре человека)

По материалу верха одежды, подразделяется на одежду с натуральных (х/б, льняных, шерстяных, шелковых) и химических (искусственных и синтетических) волокон.

Одежда делится на 2 большие группы :

1. плечевая одежда – одежда, которая опирается на верхнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а внизу – линией, которая проходит через выступающие точки лопаток и груди.

2. поясная одежда – одежда, которая опирается на нижнюю опорную поверхность тела, ограниченной сверху линией талии, а снизу - линией бедер.

Швейные изделия делятся на изделия, изготовленные в условиях швейного производства из любых видов материалов, предназначенных для одежды и бельевые изделий).

Термины и определения швейных изделий:

1. комплект одежды - одежда состоит из 2х или больше изделий, каждое из которых является составной частью комплекта.

2. верхняя(ее) одежда (изделие) - одежда (изделие) надеваемое на корсетные изделия, нательное бельё и изделия костюмно-платьевой группы.

3. бельевое изделие - швейное или трикотажное изделие для создания необходимых гигиеничных условий тела и быта (пример: к бельевому относятся нательное бельё, постельная и столовая бельё).

4. корсетное изделие - швейное или трикотажное изделие, которое надевается непосредственно на тело для формирования и поддерживания отдельных частей тела, а также для держания чулок.

5. головной убор - швейное или трикотажное изделие, которое покрывает голову.

6. чулочно-насочное изделие - трикотажное изделие, которое надевается непосредственно на тело и покрывающая нижнюю часть туловища ноги, каждую отдельно, включая ступни.

7. перчаточное изделие - швейное или трикотажное изделие, которое надевается непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть руки и предплечья.

8. платочно-шарфовое изделие - швейное или трикотажное изделие, которое покрывает голову или шею.

Назначение изделия определяет его главную функцию, а условия эксплуатации - второстепенную функцию.

Под функцией одежды понимают ту роль, которую она выполняет в жизни человека. Функции современной одежды делят на утилитарные и социально-эстетические.

Социально-эстетические функции одежды состаят в ее духовной полезности, т.е. способности одежды предметно-чувственным образом отображать свою естественную и общественную целесообразность, красоту и совершенство, нести в себе определенную информацию.

1. защитные - наиболее важные в группе утилитарных и обеспечивают защиту человека от неблагоприятных влияний, химической, биологической, естественной среды и механических повреждений.

2. утилитарно - практические - обеспечивают эффективное выполнение разных процесов, для которых она предназначена: (работа, сон, отдых, спорт, и т.д.) это характеризует функцию назначения. Второй чертой утилитарно- практической функции есть практическая функция присущий некоторым видам одежды (грация, пояса, и т.д.) и, что состоит в фиксации отдельных участков тела в определенном положении или придание им определенной формы.

3. социальные функции - характеризуют их общественную целесообразность и значимость.

4. художественно-эстетическая функция - заключается в ее способности доставлять человеку чувственно-эмоциональное удовлетворение своей художественностью, выразительностью, гармонией с окружающей средой и внешним видом человека.

Каждая модель одежды определенного вида выполняет не все функции, а только некоторые, из которых одна - две главные, другие второстепенные.

Истоки одежды уходят глубоко в века. Уже 30тыс. лет тому люди могли пользоваться различными природными материалами, для создания одежды и украшений. Своеобразность одежды разных народов зависело от разных факторов - естественных условий, климата, образа жизни и основных занятий, доступных материалов и систем религиозных представлений.

Поэтому со времени своего возникновения одежда кроме чисто утилитарной, выполняла социальную и эстетическую функцию.

В настоящее время костюм может дать довольно много информации о своем владельце, не смотря на значительное ослабление социальной функции одежды. Но как и прежде, большое значение предаётся ее эстетической роли. Благодаря одежде, человек может изменить свой внешний вид, украсить себя, спрятать недостатки и подчеркнуть достоинства внешности, продемонстрировать свой вкус.

Женщина всегда понимала, что ее оценивают не только по уму, характеру, хозяйственным привычкам, но и по туалету и, учитывая это, уделяла умению одеваться, довольно много времени, сил, средств, раскрывая в этом все свои достоинства. На развитие одежды не могли отразиться религиозные взгляды людей, и их внимание очень заметно на протяжении почти всей истории. Это влияние было различным в разные времена и у разных народов. Например: орнаментация одежды у славянских народов строго отвечало языческим представлениям о миру и человеке. Так как природа по представлениям славянина была насыщенна духами зла и добра. Человек был беззащитный, и ему помогали доброжелательные символы (изображение солнца, фигуры богинь, знаки воды, дождя, растений, животных, птиц), которые располагались в самых чувствительных местах жилья и одежды.

Особое значение предоставлялось головному убору, в котором воплощалась идея неба, солнца (форма) мирового древа жизни, направленного к небу, птицам. Это отражалось даже в названиях (кокошник - (от кокош - петух), кика (кичка - утка) от головного убора к груди шли подвески - рясны, имитирующие струи дождя, небесной влаги, на концах которых крепились колты с фигурками посредников между небом и землей. Потеряв со временем свое языческое содержание, эти орнаменты и знаки остались своеобразной эстетической основой художественного оформления одежды.

Изменение религии, принятие христианства отразились на одежде появлением новых форм, взятых из Византии. Народная одежда в отличии от духовенства изменялась медленно. В русском костюме особенно великолепны были вышивки - любимый вид отделки, доступной любой мастерице, позволяющей создать неповторимые по красоте шедевры. Особенности времени, в котором мы живем, внесли в довольно неторопливый когда-то процесс создания новой моды большие изменения.

Революцией в моде стало промышленное производство одежды. Быстрое удовлетворение больших потребностей человека в необходимой одежде ее высокое качество и большое разнообразие, тем не менее отняли у костюма одно из особенно ценных его свойств - уникальность, индивидуальность. Промышленное производство освободила нас от необходимости уметь изготовливать себе одежду, но одновременно с этим и почти разучило нас шить. В то же время не вполне удоволетворенное стремление быть единственной и неповторимой, не вздрагивать, встречая на улице двойников, вызывает во многих женщин желания научиться шить.

Гете говорил: «Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится каждый раз начинать сначала. Не только осваивать ценности прошлого, но и вносить в них нового, созвучное времени».