Отвечаем на вопрос — как развить у ребенка усидчивость и внимательность. Как развивать усидчивость и внимание

Каждый из нас рано или поздно сталкивается с проблемой непослушания ребенка, его . Бывает, нам хочется почитать или полежать, посмотреть вместе с ним интересную передачу, а ребенку не сидится на месте.

Усидчивость у ребенка – мечта каждого родителя. Пока они он маленький – неусидчивость не доставляет особых хлопот. Но чем дальше, тем сложнее. Кажется, вот он сидит и играется конструктором, но еще миг — и он уже с машинкой. Это их особый способ познать мир. Поверьте, когда он немного подрастет, то станет более последовательным, сможет сосредотачиваться на одном задании.

Родителям стоит помнить, что ребенку нужно помогать, поддерживать его. Ведь без их помощи, он никогда не сможет стать самостоятельным и дисциплинированным. Для этого следует с самого детства работать с ребенком.

Наиболее интересные и полезные игры

Не следует забывать, что дети любят все яркое, то, что привлекает внимание. При покупке игрушек руководствуйтесь игрушки яркой расцветки. Можете придумать интересную историю, а затем предложите ребенку выполнить задание к ней.

Играйте в приятной, спокойной обстановке. Телевизор и музыка не должны отвлекать ребенка от игры.

Психологи говорят о том, что пальчиковые игры для детей – одно из важнейших занятий. С их помощью развивается мелкая моторика, улучшается работа мозга.

Не стесняйтесь показывать свои эмоции – радость и интерес к игре. Ребенок обязательно будет стараться повторить ваши действия.

Хвалите малыша – это стимулирует его на положительные действия.

Если ребенку не интересно занятие, отложите игру на некоторое время. Возможно, ваш ребенок просто не готов к таким играм. Подыщите ему более интересное занятие.

Помните, что развивая усидчивость и внимание малыша, мы учим его терпению, тому, что следует доводить дело до конца. Мы учим его на своем примере – контроль эмоций, правильное поведение. Если же в игре участвует несколько человек, то ребенок подстраиваться под них, учится терпению и целеустремленности.

Самый лучший способ выработать усидчивость у ребенка – это труд. Практически все малыши любят помогать взрослым по хозяйству. Не отгоняйте их, пускай они помогут вам. Это лишь увеличит их стремление и желание помочь вам.

Не забывайте спросить у ребенка перед игрой, во что именно он хочет поиграть.

Игры для развития внимания и усидчивости ребенка.

Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые помогут выработать внимание и усидчивость у ребенка .

Съедобное-несъедобное

В оригинале эта игра проводится с помощью мяча, но давайте немного усовершенствуем ее. Используйте для игры хорошо знакомые малышу слова. К примеру, хлеб, камень, вода, игрушка. В качестве же мяча используйте эти же предметы-слова. Представьте, что это находится у вас в руках. Пускай ребенок отщипнет от воображаемой булочки кусочек, а камень положит на пол.

Найди отличия!

Покажите ребенку две похожих игрушки или картинки. Пускай он попробует найти различия между ними. Стоит начинать с легких картинок, постепенно усложняя задачу.

Что украли?

Возьмите несколько игрушек и рассмотрите их вместе с малышом. Затем попросите его закрыть глаза и спрячьте одну из игрушек. Пускай ребенок попробует понять, что же украли.

Еще несколько вариантов

Для выработки усидчивости у ребенка также можно использовать такие занятия, как лепка пластилином, сборка пазлов и мозаики, и также рисование или аппликации.

Имея богатую фантазию, можно придумать еще много игра, которые помогут разнообразить ваше с ребенком времяпрепровождение.

Тот, кто не способен сосредоточиваться на чем-то одном, тратит впустую массу времени и сил. Но все поправимо!

Любому родителю хочется, чтобы его чадо росло усидчивым и упорным. Когда родители вправе ждать от своих детей появления этих полезных качеств и как помочь им развиться?

Внимание — прежде всего!

„Твой малыш может заниматься сам? А наш посидит немного со мной за книжкой и убегает. Все время отвлекается, такой невнимательный, неусидчивый!” — жалуется мама Вани. Думаю, многие мамочки не раз слышали подобные разговоры или были их участниками.

Усидчивость — это способность концентрировать свое внимание на каком-либо объекте (даже непривлекательном!) в течение довольно длительного времени и терпеливо доводить работу до конца. Воспитание усидчивости невозможно без развития внимания.

Часто родители ждут проявлений внимания у детей уже с 2-3 лет, в то время как даже у 5-6-летних оно носит еще непроизвольный характер. Непроизвольный — это значит „не управляемый волей”, то есть ребенку трудно сосредоточить внимание по требованию. В старшем дошкольном возрасте внимание еще неустойчивое. Ребенка можно легко чем-то отвлечь, он не хочет заниматься тем, что для него непривлекательно, неинтересно, он часто меняет свои занятия, хватается то за одно, то за другое.

„А как же, — скажете вы, — когда ребенок часами занимается конструктором или рассматривает книгу, он ведь концентрирует внимание, да еще как! Обедать не дозовешься”. Совершенно верно! Особенность внимания дошкольника как раз в том, что он способен долго заниматься тем, что для него интересно. Если вдруг рядом возникнет что-то еще более привлекательное (ребенок смотрел книгу, и тут по телевизору стали показывать его любимые мультфильмы), то он может резко переключиться на новое занятие. А когда добавится еще что-то (мама пришла из магазина и принесла новые карандаши), — малыш бросит все прежнее и схватится за то, что стало для него более интересным на данный момент.

И это вовсе не так уж плохо. Как раз эта непроизвольность внимания и позволяет малышу еще за 3-4 года до школы освоить огромный объем информации, интересоваться всем на свете и многое перепробовать.

„Хорошо, — скажет кто-то, — если кроха хоть конструктор собирает. Мой-то вообще слоняется из угла в угол: то за одно возьмется, то за другое, ничем толком увлечься не может!”

Нам почему-то кажется, что ребенок должен тихо заниматься в своем уголке, не мешая родителям отдыхать или делать домашние дела. В то же время нам хочется, чтобы он потом успешно учился в школе (опять-таки лучше самостоятельно), был усидчивым и аккуратным.

Тут важно понять: над развитием детского внимания следует потрудиться вместе. Не всем детям удается увлечь себя самим, и здесь им на помощь должны прийти мамы и папы, воспитатели.

Если вы хотите привлечь ребенка к какой-либо работе или занятию, опишите привлекательные стороны этой деятельности.

Дети любят все яркое, неожиданное, эмоциональное. Можно придумать небольшую сказочную историю о задании, которое надо сделать, или придать занятию элемент соревнования.

Занимаясь с ребенком, выражайте свои эмоции: хвалите его за успех, радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним.

Одно из главных средств организации внимания — речь. Пусть ребенок проговаривает задание вслух, комментирует свои мысли, как он будет выполнять его. Это поможет крохе спланировать свои действия.

Взрослый должен помочь ребенку выстроить план: „Что ты будешь делать сначала? Что потом? Посмотри туда-то…” Инструкции должны быть понятны и доброжелательны.

Постарайтесь создать для занятий спокойную, тихую атмосферу. Сведите к минимуму отвлекающие факторы — выключите телевизор, музыку, отложите подальше игрушки.

И все же малыша может многое отвлекать. В этих случаях взрослому лучше направлять внимание ребенка не приказами: „Не вертись!”, „Куда ты смотришь!”, а предложением закончить то дело, которым вы вместе занимались: „Давай поставим еще два кубика”, „Посмотри, тебе осталось немного — только цветок раскрасить”.

Помните, что болезненные, ослабленные, впечатлительные дети чаще отвлекаются, уровень концентрации внимания у них ниже. Учитывайте это, занимаясь с детьми.

Не забывайте, что 5-летний малыш может удерживать внимание на одном занятии около 15 минут. Потом ему необходимо переключиться на что-то другое. Поэтому не усердствуйте и не требуйте от ребенка заниматься больше, чем он способен это делать в своем возрасте.

Развивая внимание малыша, мы одновременно учим его и доводить до конца начатое дело, достигать определенной цели. Это умение необычайно важно для последующего обучения в школе.

Учимся терпению

Достигнув определенных успехов в развитии внимания, ребенок уже может довести до конца начатое занятие. Но ему потребуется и определенное терпение. В силах родителей и воспитателей научить детей трудиться и добиваться результатов!

Терпеливость и усидчивость развиваются у ребенка прежде всего в игре. Игра способствует становлению произвольности поведения, то есть способности ребенка контролировать собственное поведение, а значит, выполнять необходимые правила и доводить до конца начатое дело. Умение и способность соблюдать правила игры требуют от ребенка проявления терпения, ведь иначе его не примут в игру.

Труд, как ничто другое, способствует выработке терпения и желанию добиваться результатов. Трудиться можно везде. Пусть ребенок помогает вам выполнять дела по хозяйству. Летом работайте вместе на дачном участке, делайте дома поделки, аппликации, лепите из пластилина. Всегда обращайте внимание малыша на результаты его труда: „Посмотри, как стало чисто!”, „Теперь морковка вырастет сочной — ни одного сорняка ты не оставил!”, „Бабушка очень обрадуется твоей поделке!”. Не забывайте хвалить малыша за хорошо выполненное дело.

Только вот детское желание трудиться не всегда одобряется родителями: полы могут быть вымыты банным полотенцем, а в процессе мытья посуды вполне реально не досчитаться пары чашек. И здесь главное — не дать волю гневу, чтобы начисто не отбить детское желание помогать вам. Малыш-то от души хотел помочь!

Необходимо поддерживать детскую инициативу. Искренне похвалите ребенка за помощь и укажите, как нужно действовать в следующий раз ("для пола есть специальная тряпка”, „чашечку надо держать за ручку покрепче”).

Терпение малыша можно развить практически в любой деятельности. Важно помнить несколько моментов.

Не стоит ждать, что ребенок (особенно впечатлительный и непоседливый) начнет сам проявлять терпение. Как всегда, ответственность за это — на взрослом.

Взрослые должны организовать деятельность ребенка. Пусть сначала ответит на вопросы: „Что ты хочешь получить в результате? Что для этого нужно? Что делать сначала, а что — потом?”

Необходимо эмоционально поддерживать малыша — подбадривать, направлять, поощрять. Не забывайте о похвале! Но это не должны быть просто слова „хорошо”, „молодец”. Покажите крохе, с чем он справился особенно хорошо, что сегодня что-то ему удалось лучше, чем в прошлый раз. Обязательно скажите, почему он достиг успеха: „Ты старался и был терпелив!”.

Наблюдая за любым занятием малыша, следите, доводит ли он его до конца — не бросает ли кормить куклу на полпути, довозит ли машину до пункта назначения. Если нет, включитесь в игру, мягко направьте его к завершению сюжета: „Давай накормим куклу и уложим спать”, „Как же мы построим дом, если не выгрузим кирпичи?”

Если у ребенка что-то не получается, успокойте его. Напомните, что иногда нужно попробовать много раз, чтобы получилось. Предложите отдохнуть, а потом начать снова. Ободряйте ребенка, говорите, что он обязательно справится, надо лишь еще немного постараться.

Помните: лучший пример для детей — его родители. Будьте сами терпеливы, доводите дела до конца, выполняйте обещанное, поддерживайте детские начинания и хвалите за достижения — и вы непременно увидите положительные результаты.

Игры и упражнения на развитие внимания

Помочь ребенку тренировать внимание могут разнообразные игры и упражнения. Вот некоторые из них.

Что изменилось?

Положите перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, кто спрятался.

Три пункта

Cтимулирует развитие внимания у малыша. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите крохе: „Раз, два, три — беги!” — и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные.

Например, самое простое:

1. Хлопни в ладоши 3 раза.

2. Назови какой-нибудь предмет мебели.

3. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Можно усложнять и менять задания, играть в компании из нескольких человек.

Повторяй за мной

Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения. Например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Пусть дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

Съедобное — несъедобное

Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если названо что-то съедобное, а если нет — опускать руки.

Выполни по образцу

Включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый узор требует повышенного внимания ребенка, выполнения нескольких последовательных действий:

а) проанализировать каждый элемент узора;

б) правильно воспроизвести все элементы;

в) удерживать последовательность в течение продолжительного времени.

Корректурная проба

Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, „видеть” буквы в них, а в результате сформировать внимательность.

Возьмите старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут предлагают вычеркнуть все встретившиеся буквы „а”. При этом ставится условие, что если ребенок пропустит больше четырех букв, то он проиграл, четыре и меньше пропусков — выиграл.

Найди отличия

Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один отличается от другого.

Родителей часто интересует вопрос, как научить ребёнка быть усидчивым и внимательным. Одни дети уже в два года могут подолгу играть в любимые игрушки, другие же не могут дождаться, пока мама слепит куличик в песочнице, и уже бегут играть в машинку. Чтобы понять, как помочь ребёнку научиться управлять собственным вниманием, нужно знать и учитывать возрастные особенности детей. Часто родители сталкиваются с проблемой неусидчивости у ребёнка в старшем дошкольном-младшем школьном возрасте. В статье мы рассмотрим, как справиться с подобной проблемой у детей разных возрастов. Рождаясь, ребёнок первое время не может фиксировать взгляд на объекте. Постепенно у него формируется привязанность к маме, которая заботится о нем. Именно на лице мамы, как правило, впервые фокусируется взгляд малыша. Подрастая, ребёнок научается следить за движущимися предметами и людьми, брать вещи в руки,подолгу рассматривает их. Так развивается внимание ребёнка. Ему становится интересно взаимодействовать с миром, особенно когда появляется возможность самостоятельно ползать и ходить. Ребёнку уже интересны мячи, игрушки, которые можно толкать, катить перед собой, следить за результатом своих действий с ними (неваляшка, музыкальные игрушки). Особенность детского внимания – в его неустойчивости. Ребёнка очень легко отвлечь, переключить на что то другое. Внимание ребёнка привлекают яркие, звучащие игрушки, а также игрушки, дающие различные тактильные ощущения. Для маленького ребёнка это нормальная ситуация – быстро переключаться с одного занятия на другое, легко начинать новую игру. Так дети познают многообразие мира, знакомятся с предметами, людьми, ощущениями. Но задача родителей – мягко и ненавязчиво, в игровой форме формировать у ребёнка усидчивость, способность доводить начатое дело или игру до конца, быть внимательным в своих действиях. Ведь так часто перед первоклассниками встаёт проблема, что ещё вчера они беззаботно играли, а сегодня не могут сосредоточиться и высидеть длинный урок. В силах каждого родителя помочь своему малышу сформировать усидчивость и внимательность к школьному возрасту, при этом не перегружая ребёнка и давая ему возможность получать удовольствие от игры. Что же для этого нужно? В первую очередь, важен личный пример родителей. Нужно быть последовательными в своих словах и поступках, доводить начатое до конца, выполнять обещания. Ведь родитель для ребёнка – первый и самый главный пример для подражания. Очень важно сформировать и соблюдать режим дня, выполняя одни и те же действия в определённое время. Ребёнок должен ощущать, что основные моменты режима не подлежат сомнениям и обсуждениям (время подъёма утром, дневного сна, время еды, игр, прогулок, вечернего укладывания спать). Нужно выработать такой режим, который будет удобен родителям и малышу, и позволит всем членам семьи чувствовать себя комфортно. Ребёнок, таким образом, заранее будет знать, что его ждёт в течение дня, и его энергия будет идти по верному пути, не расходуясь на лишние капризы и споры с родителями. Чтобы научить ребёнка быть усидчивым, нужно много разговаривать с ним с самого раннего детства. Дети, хорошо вспринимающие речь взрослого, лучше понимают цель любых действий, и их внимание легче направить. Если Вы замечаете, что ребёнку трудно даже короткое время сосредоточиться на игре, нужно рассказать ему перед началом игры, что вы хотите сделать. Например, покормить мишку. Постарайтесь сделать так, чтобы игра привлекала ребёнка, и своим участием развивайте сюжет, придумайте историю. Не просто кормите мишку ложкой, а сходите вместе на кухню, возьмите немного макарон, насыпьте в миску. «Сварите» еду, пусть ребёнок делает сам всё, что он уже умеет. Одно действие сменяет другое, не успевая надоесть ребёнку. В конце игры попросите помочь ребёнка убрать игрушки. Любое действие сопровождайте комментариями и пояснениями. Постепенно ребёнок научится погружаться в игру, его станет сложнее отвлечь посторонними предметами. Есть ещё несколько советов, важных для того, чтобы привить ребёнку усидчивость. Во время игры нужно выключить музыку и телевизор, и игрушек не должно быть слишком много. Для совсем маленьких детей это 2 – 3 игрушки, для детей постарше можно чуть больше. Остальные игрушки можно на время убирать, чередуя и заменяя их периодически. Так ребёнку легче сосредоточить свое внимание и меньше шансов, что он будет сильно отвлекаться. Даже у ребёнка 4-5 лет внимание всё ещё сильно зависит от того, что ему интересно, легко переключается с одного на другое. Но, всё же, ребёнок такого возраста уже может, как правило, сам подолгу играть, в том числе с другими детьми, его захватывает уже сам сюжет игры. Задача родителей в этом возрасте – обеспечить возможность такой игры для ребёнка, тщательно подбирая игрушки, при этом обращая внимание на то, что интересно самому ребёнку. Если дошкольнику или первокласснику очень трудно сосредоточиться на одном занятии, довести дело до конца, нужно помочь ему сформировать такую способность. Очень хорошо развивают усидчивость различные мозаики и паззлы, совместное с родителями творчество (вышивание и бисероплетение для девочек, конструирование и моделирование для мальчиков). Для этой цели подойдут раскраски, лепка из глины и пластилина, - любое занятие, требующее сосредоточения на процессе деятельности. Очень важно, чтобы занятие нравилось ребёнку, нужно также следить, чтобы он не устал и не потерял интерес. Лучше разбить большое дело на много маленьких этапов, завершая каждый из которых, ребёнок будет видеть результат своего труда, получит радость и удовлетворение от сделанного. После занятия нужно приучить ребёнка убирать своё рабочее место, это дисциплинирует и помогает стать более организованным. Если ребёнок неусидчив в школе, следует обратить внимание, сложились ли у него хорошие отношения с учителем, интересна ли ему программа обучения, не слишком ли она сложна для ребёнка. Родителям нужно сформировать у ребёнка интерес к учёбному процессу, не делая акцент на оценках. Чаще обсуждайте с ребёнком, что происходило на занятиях, говорите с ним о том, что они сейчас проходят. Возможно, невнимательность вызвана непониманием материала, и, соответственно, отсутствием интереса к этой теме. Для развития усидчивости и терпеливости полезна также любая помощь по дому, главное при этом – хвалить и благодарить ребёнка за помощь. Важно подкрепить и сохранить у ребёнка желание помогать взрослому, привить ему умение доводить дело до конца, мягко поправляя его ошибки, своим примером показывать правильный способ действий. Помогают развить усидчивость настольные игры, подобранные в соответствии с интересами и возрастом ребёнка. Яркое оформление и увлекательные правила могут привлечь внимание любого ребёнка, но и в настольных играх важно участие, помощь и подсказки родителей. Это нужно для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в процессе игры, погрузиться в него, сформировать правильное отношение к любому новому делу, требующему терпения и внимательности. Обратите внимание на игры «Калаха люкс», «Башня», «Микадо». Самое главное – чаще хвалите своих детей за успехи. Если что-то не получается у них с первого раза, - напомните ребёнку, что важно быть терпеливым, что порой нужно потренироваться, чтобы построить, например, высокую башню из кубиков. Указывайте ребёнку на его достижения, на любой шаг вперёд, формируя таким образом в нём желание и стремление играть, действовать и учиться дальше. Будьте уверенны в том, что Вашему ребёнку по силам стать усидчивым и внимательным, показывайте ему, что вы любите его несмотря ни на что, и Ваша уверенность обязательно передастся ребёнку.

Наталия Юрикова
Воспитание усидчивости

Воспитание усидчивости

Усидчивость -это способность человека сосредотачиваться на каком-либо деле в течение нужного времени. Человек не рождается усидчивым , это качество развивается в нем в процессе взросления. Первые проявления усидчивости у детей проявляются еще в младенчестве, когда малыш начинает узнавать близких людей, и может сосредоточит недолгое время удерживать свой взгляд на маме или папе. Одной из составляющих . Можно сказать, что эти качества тесно взаимосвязаны друг с другом. Когда ребенок занят чем-то, внимательно смотрит на что-либо или слушает- значит, в этот момент он усидчив .

Но для усидчивого человека не достаточно всего лишь быть внимательным. Необходимо уметь контролировать себя, свои действия.

Усидчивость – означает доведение начатого до конца. А если ваш ребенок начинает играть в игру, читать, рисовать, и бросает все это не закончив, перескакивая с одного дела на другое – это говорит о неусидчивости .

Неусидчивый ребенок зачастую доставляет много хлопот своим родителям. Такой ребенок не может долго сидеть и заниматься одним делом. Часто он бросает свои игры и занятия так и не доделав их до конца и уже готов браться за новые.

Как научить ребенка быть усидчивым ? Этот вопрос волнует многих родителей.

Усидчивость - это способность человека сосредотачиваться на каком-либо деле в течение нужного времени. Человек не рождается усидчивым , это качество воспитывается . Одной из составляющих усидчивости является внимание . Однако просто быть внимательным недостаточно. Чтобы быть усидчивым еще необходимо уметь контролировать себя и свои действия.

Маленький ребенок не может сам управлять вниманием и контролировать свое поведение, его легко отвлечь, быстро переключить с одного занятия на другое. Внимание малышей непроизвольно, неустойчиво.

Поэтому задача родителей помогать своим чадам формировать усидчивость , способность доводить начатое дело до конца в игровой форме.

Вот несколько правил, которым необходимо следовать.

Очень важно соблюдать режим дня, выполняя одни и те же действия в определенное время.

С самого раннего возраста с малышом надо много разговаривать : рассказывать, показывать что-то.

Не давайте ребенку сразу много игрушек. Обилие игрушек будет его только отвлекать. Если у вас много игрушек, оставьте ребенку 2-3 игрушки и обязательно покажите малышу как с ними играть. Остальные уберите на время, а потом меняйте их местами.

Во время игры или занятия нужно выключать музыку, телевизор, чтобы ребенка ничего не отвлекало, и он мог сосредоточиться.

- Воспитать усидчивость вам помогут рисование, конструирование, аппликация, лепка. Эти виды деятельности требуют концентрации внимания, учат ребенка действовать по образцу. Очень важно, чтобы занятие нравилось ребёнку, нужно также следить, чтобы он не устал и не потерял интерес.

Смотрите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Это очень важно. Если вы видите, что ребенок уже устал, можно сделать перерыв или отложить занятие, но потом обязательно вернуться к нему и закончить.

Приучайте ребенка убирать за собой игрушки и свое рабочее место.

Не забывайте хвалить ребенка за успехи. Если у него что-то не получается с первого раза, напомните ему пословицу «Терпение и труд – все перетрут» и конечно же объясните в чем ее смысл.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста, неусидчивость может развиться из-за неуверенности в себе. Если ребенок один раз допустил ошибку, и получил за нее выговор, очень может быть, что больше он не захочет браться за какое-то дело из-за страха снова получить порицание. Родители и учителя тоже, бывает, виноваты в этой проблеме, из-за того, что мало хвалят ребенка, и напротив, делают ему слишком много замечаний. Такие страхи у детей, как страх перед неудачей, перед неуверенностью в собственных силах могут спровоцировать развитие неусидчивости .

Воспитать усидчивость у ребенка – это задача, прежде всего родителей. До шести лет нужно прививать ребенку определенные навыки в игровой форме. Во-первых, маленький ребенок еще не умеет играть сам, он не знает, что делать с игрушками. Родители должны показать ему, как играть с кубиками, музыкальными игрушками, мячиками и т. д. Играя с ребенком в развивающие игры, выбирайте такие, которые соответствуют возрасту и способностям вашего крохи. Помните, что он быстро устает, занимаясь лепкой, рисованием. И, если у него не получилось довести до конца начатый рисунок или долепить фигурку, отложите это дело до завтра. И на следующий день обязательно вернитесь к нему и доведите до конца.

Приучайте малыша убирать за собой игрушки после игр. Конечно, самостоятельно он вряд ли будет это делать, вам придется помочь ему. Собирать игрушки можно тоже в форме игры, например, кто быстрей вы или малыш. Не следует покупать много игрушек, поскольку это способствует рассеиванию внимания ребенка. К большому количеству игрушек он к быстрей потеряет интерес. Что касается развивающих игрушек и пособий, которые вы используете в своих регулярных занятиях, то они не должны лежать в видном и доступном для малыша месте. Доставать их стоит только на время занятия, а после убирать. Тогда ребенок наверняка не утратит к ним интерес. Учите ваше чадо играть с одной игрушкой, а когда она ему надоест, то пусть уберет ее и возьмет другую. Но помните, что до 2-3 лет быстрое переключение внимания малыша с одного предмета на другой является нормой.

Причины неусидчивости

1. Возможно, ребенку просто надоели те кубики, в которые вы предлагаете ему играть. Он уже наигрался с этими предметами и не чувствует к ним ни малейшего интереса.

2. Если ребенку очень тяжело усидеть на одном месте , он не может подолгу удерживать свое внимание на одном предмете и находится в постоянном движении – это означает, что у него имеются нарушения центральной нервной системы.

Очень часто родители относятся позитивно к тому, что ребенок подвижный, считают, что это хорошо. Обратитесь за консультацией к невропатологу. Очень часто подвижность детей обусловлена их темпераментом, а не заболеванием. Однако подстраховаться не помешает, ведь родитель – не врач. Если не хотите идти к неврологу, можете для начала обратиться за консультацией к психологу.

3. У детей постарше причиной неусидчивости может быть неуверенность в себе. Когда-то ребенок столкнулся с неудачей. А в дальнейшем, не желая сталкиваться с ней снова, не стремится преодолеть эту неуверенность в себе, а убегает от нее. Неохотно садится за какие – либо дела, полагая, что у него все равно ничего не выйдет. Страх перед неудачей, как правило, приходит из окружения ребенка. Взрослые не поддерживают его, мало хвалят, когда у него хоть что-то получается, чаще указывают на недостатки.

Как помочь усидеть на месте

Ребенка можно отвлечь от беготни и суечения более интересной игрой, заинтересовать и предложить более увлекательное спокойное занятие. И здесь на помощь могут прийти детские пазлы. Пазл – это головоломка, в которой необходимо из отдельных частей собрать целое. К тому же пазлы помогают развивать механическую и зрительную память, логическое, комбинаторное и творческое мышление, координацию движений и мелкую моторику рук.

Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца. Это обязательное условие любой деятельности. Необходимо, чтобы малыш по окончании своей работы убрал за собой свое место, сложил игрушки, пластилин, карандаши и так далее.

Приучайте играть не со всеми игрушками сразу, а попробуйте использовать одну, но придумывайте различные игры, обращая внимание ребёнка на свойства этой игрушки : мягкая, тёплая, гладкая, например, и т. п. В ванной - тонет, плавает и т. п.

Потом переходите к игре с другой игрушкой. Все делайте постепенно. Не заваливайте ребёнка сразу всем. Научите, поиграв, положить игрушку на место и только потом взять другую.

Труд - это лучший способ воспитания усидчивости и желания добиться цели. Почти все малыши любят помогать взрослым по хозяйству. И не стоит их отгонять и просить не мешать. Наоборот, детскую помощь нужно одобрять.

Отличным способом развить в ребёнке усидчивость являются лепка , рисование, бисероплетение, аппликация и другие виды деятельности, которые требуют концентрации внимания.

Игры для развития усидчивости

Море волнуется - увлекательная игра. Она нацелена на проявление фантазии ребенка и отчасти помогает развитию усидчивости .

Описание игры

Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит :

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!»

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).

Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки, стулья и т. д.) Ведущий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их.

Что внутри? Игра хорошо развивает мелкую моторику рук и осязание. Также хорошо развивает смекалку и усидчивость ребенка .

Необходимо заготовить для игры мелкие предметы (игрушки, карандаш, расческу, соску, ластик и т п, которые ребенок хорошо знает. А также бумажные пакеты (или непрозрачные пластиковые) и скотч, чтобы заклеить эти пакеты. Раскладываете вещи по пакетам (одну вещь на один пакет, заклеиваете и отдаете их ребенку.

Его задача : отгадать что внутри пакета, не раскрывая его.

Молчанка. Хорошая игра для развития выносливости и усидчивости .

Играющие садятся в круг, лицом друг к другу.

Все вместе произносят считалку :

Ехали цыгане, кошку потеряли.

Кошка сдохла, хвост облез.

Кто слово промолвит, тот ее и съест.

А кто улыбнется - кошкиной крови напьется.

Первенчики, червенчики

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок - молчок.

После последнего слова - все должны замолчать и не произносить ни слова. Кто улыбнется или заговорит - выбывает из игры, как проигравший. Выигравшим считается последний оставшийся.

Стоит согласиться, что вопрос невнимательности, нежелания ребенка сосредоточиться на каком-то важном деле, очень беспокоит многих родителей. И нужно отметить, что для беспокойства повод, конечно, есть, как и выход из сложившейся ситуации!

Важно, не упустить время, и начать работать в этом направлении как можно раньше до того момента, когда ваш малыш станет первоклассником. Так уж повелось, что не всегда на жизненном пути растущих и активно развивающихся детей, встречаются исключительно высококвалифицированные специалисты, которые вовремя заметят в ребенке те проблемы, над которыми нужно поработать самим и подсказать родителям как действовать в том или ином случае, в общее благо дитя. И тогда, уже оказавшись за партой в школе, ребенок может столкнуться с массой сложностей на уроке, причина которых кроется в неспособности вникнуть в суть темы. Если своевременно ему не помочь в этом, то ситуация в конечном итоге может повернуться таким образом, что ребенок напрочь потеряет желание ходить в школу, заниматься на уроке, проявлять себя как личность, боясь оказаться непонятым и не принятым педагогом.

Усидчивость или внимательность, что важнее?

На самом деле, эти два качества тесно дружат между собой. Первостепенным стоит выделить внимание, которое проявляется в те моменты, когда ребенок некоторое время способен следить за тем, что кажется ему интересным. Усидчивость же, это результат воспитательной работы, который отличается тем, что ребенок сознательно пытается вникнуть в суть дела, довести его до логического завершения, даже если, оно не представляет для него интереса. Важно, начать прививать своему чаду внимательность, уже с трехмесячного возраста. Замыслы родителей, как правило, осуществляются в игровых ситуациях. Однако делать это необходимо деликатно, понимая, что промежуток концентрации ребенка на чем-то одном, в таком возрасте совсем невелик. И лишь с каждым годом, этот промежуток будет постепенно увеличиваться, однако стоит знать, даже пятилетнему ребенку, свойственно непроизвольное внимание. Это говорит о том, что если объект, который вы настойчиво навязываете ребенку, ему неинтересен, то и добиться того, что он вдруг вызовет у него интерес по вашей просьбе, не удастся. Этот длительный процесс развития способности в ребенке концентрировать внимание избирательно, развивать усидчивость, займет у родителей немало времени, но впоследствии, когда результат будет достигнут, приобретенные качества очень положительно скажутся на успехах ребенка в школе, да и вообще, по жизни.

Исключите во время занятий с ребенком все, что может его отвлекать, тем самым мешая сконцентрироваться;

Подбирая для ребенка задания, всегда учитывайте время, которое понадобится для его выполнения. Как только ему надоест заниматься предложенным вами делом, он тут же прекратит это делать, и никакие уговоры не спасут ситуацию. И что самое главное, не принесут желаемого результата;

Исходите из способностей конкретно вашего ребенка: если он обладает повышенной любознательностью, желанием заниматься с удовольствием, то и занятия с таким ребенком могут быть более продолжительными и усложненными по содержанию. Но если ваш ребенок часто болеет, пассивен, и быстро утомляется, не перегружайте его, и не заставляйте делать то, что ему не по силам;

Ходите с ребенком в театр, например, выбрать можете мероприятие на https://kiev.karabas.com/rusdram-kyiv/ ;

Сопровождайте все то, чем вы занимаетесь интересной, активной речью, покажите ребенку, что для вас это занятие ничуть не менее интересно. Обязательно побуждайте ребенка к диалогу, таким образом, вам будет понятно, интересно ли ребенку то, чем он занимается, и возможно у него возникнут какие-то идеи для будущих занятий. Не скупитесь на похвалу, поощряя ребенка за его труд;

Для того чтобы исключить утомляемость ребенка, разнообразьте задания: не стоит делать акцент лишь только на письме под диктовку либо изучении геометрических фигур, попробуйте весело и задорно чередовать наполнение совместных занятий;

Не нужно подавлять ребенка и пытаться сделать его лучше, ставя ему в пример соседского мальчика, который по вашему мнению, успешнее его. Исходите из возможностей именно вашего чада, и не переставайте заниматься с ним, в комфортном для него режиме.

И конечно, самым важным условием, которое важно соблюдать родителям в любой жизненной ситуации, это не терять терпения в систематической, порой тяжелой работе воспитания ребенка. Не нужно паниковать, это может превратить ваши действия в безграмотные поступки, способные навредить ребенку. Гораздо правильнее будет проконсультироваться со специалистом, если вы не знаете, как поступить в какой-либо ситуации, чем просто перестать действовать, или идти на авось. Ведь не напрасно говорят, что дети - отражение родителей, поэтому пусть это отражение вас лишь радует!