Особенности развития воображения детей дошкольного возраста. Заблуждения и правда о детском воображении

   Воображение - это способность создавать новые образы на основе пережитого, используя воспоминания о разных ощущениях и чувствах. Оно тесно связано с восприятием мира , эмоциями и памятью, поэтому развитие воображения имеет очень важное значение для правильного развития ребёнка в целом.

   Ребёнок начинает ориентироваться в мире благодаря своим ощущениям (изначально зрению и осязанию). В памяти малыша сохраняются разные образы, которые сочетаются с определёнными ощущениями и эмоциями, - сначала расплывчатые (ощущение спокойствия и тепла рядом с мамой или боль и страх при неожиданном падении).

   После эти воспоминания возникают у крохи в различной комбинации, поначалу неосознанно, но постепенно малыш научится произвольно их сочетать, чтобы вызвать те или иные ощущения, или использует их как символы.

   Приблизительно к возрасту 2-х лет воображение у детей начинает активно развиваться. Прежде всего становится более сложной игра ребёнка: кроха уже не просто носит с собой мягкую собачку, а укладывает её спать, кормит - то есть воспроизводит знакомые действия, в которых каждый день сам принимает участие, но уже представляя себя на месте взрослого - того, кто кормит и укладывает.

   Примерно до возраста 3-х лет воображение ребёнка будет ограничиваться знакомыми ему ситуациями.

   После трёхлетнего возраста, хотя игровые ситуации могут вполне напоминать бытовые, ребёнок начинает замещать игровые предметы. Крохе уже не нужна настоящая ложечка, чтобы покормить любимую игрушку - достаточно будет и палочки, которую ребёнок нашёл.

   В играх начинают появляться фантазированные сюжеты, которые не имеют никакой прямой связи с опытом ребёнка плавание на корабле, полёты на другую планету и прочее).

   В возрасте 3-5-ти лет ребёнок не проводит грани между фантазией и реальностью, он по-настоящему летает к другим планетам, сражается с неизведанными противниками. Довольно часто ребёнок настолько погружается в мир собственного воображения, что оно начинает влиять на реальность. Родители ничего не потеряют, если поддержат эту игру.

   Чем больше ребёнок приобретает опыта, тем сложнее и разнообразнее становятся сюжеты игр, рассказов и рисунков. Кроха использует знакомые элементы в различных вариантах, придумывает новых героев для своих приключений. В таком возрасте ребёнок всё ещё проговаривает вслух все свои мысли или разыгрывает их.

   В возрасте около 5-6-ти лет фантазии ребёнка постепенно уходят вовнутрь, ребёнок способен уже очень многое вообразить "про себя". И это является очень важным этапом на пути подготовки малыша к обучению в школе, ведь в школе нужно будет произвольно использовать воображение.

   Со временем детское воображение начнёт работать более конструктивно, мечты ребёнка станут более реальными.

   С возрастом ребёнок с хорошо развитым воображением имеет все шансы стать человеком, который умеет:

    1) Гибко и неординарно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны.

    2) Находить несколько решений для одной задачи.

    3) Ставить цели, визуализировать их, планировать пути к их достижению.

    4) Предполагать возможный исход событий, видеть несколько вариантов их развития и возможные риски.

    5) Быстро ориентироваться в сложной ситуации, найти необходимое решение, проявить смекалку.

Как развить воображение у ребёнка?

   Для того чтобы стимулировать развитие воображения у ребёнка , необходимо следующее:

    1. Получать впечатления:

    - разнообразить тактильные ощущения (выбирать игрушки из разлнообразных материалов, играть в игры, которые способствуют развитиютактильных ощущений);

    - пробовать новые вкусы и ароматы;

    - путешествовать;

    - ходить на концерты, спектакли, в музеи;

    - разглядывать лес, небо, водяную гладь, угадывать, на что похожи те или иные предметы;

    - играть на подручных музыкальных инструментах - кастрюлях, ложках, разделочных досках;

    2) Рисовать.

   Когда ребёнок рисует, то он строит свой собственный мир, он может рассказать о персонажах целую историю, которую обдумывал сам, пока водил карандашом по листу бумаги.

   Для рисования стоит использовать не только фломастеры (они не дают возможности передавать оттенки), но и карандаши, различные виды красок, мелки.

   Слушая чтение взрослого, а также уже читая самостоятельно, ребёнок быстро представляет себе все сюжеты и переживает за книжных героев.

   Книжки с картинками помогают малышу быстрее настроиться на восприятие речи. Очень важным является не только сюжет, но и образы. Именно поэтому многие детишки постарше любят книжки в жанре фентези.

    4) Рассказывать сказки.

    5) Отгадывать загадки.

    6) Сочинять различные интересные истории.

   Родителям на заметку

    1. Детям просто необходимо время, когда они могут просто погулять по скверу, послушать музыку, поваляться с книжкой на кровати или без неё, когда родители их не контролируют.

    2. Настоящий порыв фантазии возможен только в том случае, если малыш чувствует себя в полной безопасности, уверен в том, что его не будут осуждать или над ним смеяться.

Фантазия - это особенный метод мышления, который активно формируется у ребенка начиная с малых лет. Тем не менее с возрастом у детей воображение становится небогатым. А случается так вследствие того, что, когда дети взрослеют, они начинают размышлять осмысленно, забывая о фантазии и воображении, таким образом подавляется Оно нужно для того, чтобы в ребенке воспитывать творческую личность. Тогда из обыкновенного малыша у родителей получится вырастить актера, музыканта или поэта.

Развитое воображение нужно не только для этого. Ко всему прочему, оно может помочь ребенку самому размышлять, излагать собственную точку зрения. Дети с развитым воображением открытые и добрые, они свободно вступают в разговор, и им проще знакомиться.

Воображение формирует детские мысли. А это важная составляющая часть для правильного формирования психологического и физиологического эмоционального состояния ребенка.

Чтение сказок поможет развить у малыша воображение

У ребенка при помощи сказок и историй? Абсолютно все дети обожают сказки. Некоторые могут читать их сами, а другие предпочитают слушать их в семейной обстановке перед тем, как ложиться спать. При помощи сказок возможно радостно и увлекательно формировать детское воображение. Прочитайте ребенку сказку до конкретного эпизода, а потом попросите его самого выдумать, чем завершились приключения героев. Это возможно проделать уже с прочтенной любимой книжкой. Пусть малыш попытается вообразить, что случилось с книжными героями в будущем, уже за пределами самой сказки. Сперва это будут только лишь предположения и домыслы. Со временем они преобразятся в большие и интересные истории, с разными приключениями и новыми выдуманными персонажами.

В такой игре можно использовать не только волшебные истории, но и мультики, окружающую среду и все вокруг. Так играть можно дома, на улице, в поликлинике и вообще, в любом месте.

Наблюдаем за окружающим миром вместе с ребенком

Поможет развить фантазию наблюдение за окружающим миром. Увидев на прогулке девушку с собачкой, предложите ребенку придумать кличку животному, чем увлекается его хозяйка, где они любят прогуливаться. При виде необыкновенного здания попросите дитя помечтать: кто проживает там, как обустроены комнаты, что кушают на ужин и так далее.

В данном способе развития фантазии можно воспользоваться любыми средствами, которые находятся под рукой. Пусть малыш подумает, как можно применить не по прямому предназначению обыкновенную деревяшку, чайные ложки, стул. Вы непременно услышите радостные и неординарные решения. Например, деревяшку можно применить как богатырскую саблю, ложками можно стучать друг об друга и получится музыка, а если залезть на стул, то можно звонко рассказывать стихотворения и петь песенки гостям.

Ролевые игры помогут в творческом развитии ребенка

Хорошо развивает фантазию игра по ролям. Но нужно, чтобы ребенок осознавал имитируемую ситуацию. Если дитя хоть один раз посещал доктора, он знает, чем занимается врач, и можно поиграть с ним в больничку. Например, вы будете пациентом, а малыш - доктором, который осматривает и определяет диагноз. Потом можно попробовать наоборот.

Также возможно играть в педагога и учащегося, продавца и покупателя, водителя автобуса и пассажира и многое другое. Можно вообразить, что вы с ребенком планируете длительную поездку. Тогда попросите его, чтобы он собрал нужные вещи и рассказал, зачем они ему понадобятся.

Делаем кукольный театр и развиваем фантазию своего ребенка

Как развивать фантазию у ребенка при помощи кукольного театра? Все-таки дети лучше усваивают знакомство с окружающим миром в игре. Создайте семейный кукольный театр. Совсем не нужно для этого приобретать какие-то специальные вещи, будет достаточно простых игрушек и недорогих пальчиковых куколок. Так называемую сцену возможно соорудить из стульев, которые можно накрыть простыней. Попросите помощи у родных и приятелей, пользуйтесь сценариями популярных сказок и выдумывайте собственные интересные рассказы и новейших персонажей.

Применяйте различные материалы, которые находятся под рукой для формирования фантазии у ребенка. Попросите малыша собрать пазлы без использования руководства, а рассчитывая на собственную интуицию, сделать забавный зверинец из кубиков, где нарисованы животные. Можно взять лист бумаги и нарисовать на нем какую-нибудь часть рисунка, после чего малышу предложите завершить эту картинку. Продемонстрируйте ему, как из двух кружочков можно нарисовать котика либо кролика, а немного полосок просто и моментально могут преобразоваться в автомобиль или дом.

Выезжаем на природу и ищем новые возможные способы творческого развития ребенка

Как развить фантазию у ребенка на природе? На самой обыкновенной прогулке можно заняться познаванием окружающего мира и развитием творческого воображения. Продемонстрируйте малышу, как лепить фигуры из песка, собирать разные композиции из осенних листочков, создавать веселых человечков и зверей из желудей и шишек, лепить снежки, следить, как двигаются облака. Попросите малыша вообразить, что бы было, если бы внезапно начался ливень из конфет, если бы в жару начался снегопад, если бы коровы могли лаять, а собаки мычать.

В легкой и радостной форме формируют детскую фантазию и эмоции после прогулки, проявленные в форме картинки. Когда вы окажетесь дома, попросите ребенка изобразить красивый цветок, который он заметил на прогулке, птицу необыкновенного окраса, шалаш, который вы строили вдвоем. Чаще водите детей на различные интересные экскурсии и постоянно просите его рассказать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Книги, которые помогут родителям

Как развивать фантазию у ребенка? Есть большое количество методов формирования воображения у детей. Один из них — это использование специальной литературы.

Какие есть книги, развивающие фантазию и воображение у детей? Например, книги Сузанны Бернер, они разделены по сезонам и так и называются: «Летняя», «Осенняя», «Зимняя» и «Весенняя». В них представлено путешествие по городу в разное время года. Город изменяется вместе с сезоном, а заинтересованность детей к такой удивительной литературе не перестает подогреваться многообразием приключений и жизнью персонажей.

Однако фантазия и воображение нужны не только детям, но и взрослым. И что делать если воображение скудновато, как самим развивать фантазию? Во-первых, побольше читайте и анализируйте действия персонажей книг, представьте себя в их роли, обдумайте, как бы поступили вы в той или иной ситуации.

Во-вторых, ничего не упускайте из вида. Очень много необыкновенного случается в нашей жизни, на что мы не обращаем внимания, придумывайте и пишите сказки.

Небольшое заключение

Вопросом, как развивать фантазию, задаются очень многие родители. В ежедневном общении с ребенком можно придумать очень много методов, которые помогут в развитии воображения чада. Очень важно заниматься с малышом в отличном настроении, тогда и у него появится заинтересованность в занятиях. Желаем удачи в обучении своего ребенка.

Данная информация поможет вам узнать, что такое воображение, какое воображение называют творческим, а также предложим вам развивать воображение ребенка через игру.

Что такое воображение. Виды воображения

Воображение — фантазия, психическая деятельность человека, — важнейшая сторона нашей жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых писателями и изобретений конструкторов. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Основная задача воображения — представление ожидаемого результата до его реального осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Другая функция воображения связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое .

Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т. д.).

Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла.

Воображение развивается в процессе творческой деятельности. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по- новому их осмысливает и оценивает. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать способы этой передачи. Возможности выбора таких способов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. В этом возрасте ребенок уже может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Творчество развивает и эстетические чувства. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках, викторинах и т. д. Ведь творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

При помощи творчества и воображения ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Дети в возрасте от 6 лет активно играют в сюжетно-ролевые игры: магазин, парикмахерская, семья, детский сад и пр.

Следует учить ребенка искать решение, по возможности учитывая все возможные последствия.

Стимулируйте детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Космическое путешествие

◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый острой

◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

◈ Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

◈ Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака

◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

◈ У меня со старшей дочерью такой опыт — она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок — в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.

◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Сказки

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.

◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.

◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Кино

Необходимый инвентарь: видеокамера.

◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит — костюмы, грим, декорации.

Воображение — фантазия, психическая деятельность человека, — важнейшая сторона нашей жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых писателями и изобретений конструкторов. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Основная задача воображения — представление ожидаемого результата до его реального осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Другая функция воображения связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Различают два вида воображения:воссоздающее и творческое .

Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т. д.).

Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла.

Воображение развивается в процессе творческой деятельности. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по- новому их осмысливает и оценивает. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать способы этой передачи. Возможности выбора таких способов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. В этом возрасте ребенок уже может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Творчество развивает и эстетические чувства. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках, викторинах и т. д. Ведь творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

При помощи творчества и воображения ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Дети в возрасте от 6 лет активно играют в сюжетно-ролевые игры: магазин, парикмахерская, семья, детский сад и пр.

Следует учить ребенка искать решение, по возможности учитывая все возможные последствия.

Стимулируйте детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Космическое путешествие

◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый острой

◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

◈ Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

◈ Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака

◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

◈ У меня со старшей дочерью такой опыт — она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок — в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.

◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Сказки

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.

◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.

◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Кино

Необходимый инвентарь: видеокамера.

◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит — костюмы, грим, декорации.

Воображение и дети мне кажется это две неразделимые вещи. Вспомним себя в детстве, как ребенок легко умеет перевоплощаться, в игре: вот он водитель грузовика, или врач, потом он тут же становится учителем... Но иногда это удивительную особенность можно направить в нужное русло. Чтобы ребенок вырос творческим и креативным. Для этого есть специальные упражнения на развитие воображения.

Многие, неоправданно на мой взгляд, уделяют недостаточно внимания развитии воображения. А ведь воображение – это путь познания мира, ведь именно воображение дало возможность изобрести человечеству автомобиль, космический корабль и многое другое. Развитие воображения и фантазии очень важно для ребенка.

Малыши у которых развито воображение, как правило вырастают творческими и креативными личностями, гораздо легче приспосабливаются к миру. Вообще воображение формируется безусловно не с самого рождения, а по мере взросления ребенка, в том момент когда ребенок получает новую информацию и использует ее в своих фантазиях.

Задача родителей – поощрять любознательность ребенка и оказывать помощь в развитии.

Есть много разных игры и упражнений на развитие воображения. Вот некоторые из них:

Используйте наглядные примеры

Выбирайте книги с большими и четкими картинками. Книжные картинки пополняют его запас слов и образов. В этом возрасте для ребенка главное - расширять свои познания.

Показывайте малышу различные картинки имитируйте звуки, издаваемые животными и машинами.

Обсуждайте с ребенком, что происходит или могло бы произойти с тем или иным героем.

Постарайтесь ограничить просмотры видео и телевизора, так как это препятствует развитию собственного воображения ребенка.

Слушать придуманные вами истории полезно для ребенка. Благодаря этим историям ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. Делая малыша главным героем рассказов, вы укрепляете его чувство собственной значимости.

Вскоре ребенок сам начнет рассказывать вам свои истории, хотя сначала, вероятно, он будет повторять то, что услышал от вас. Переживать из-за этого не стоит, так как это часть процесса обучения. Со временем он поразит вас своей изобретательностью.

Запаситесь реквизитом

В игре может пригодиться абсолютно все: полотенце, пластмассовые бусинки, коврик для ванны, многочисленные мягкие игрушки.

Как правило, простые вещи оказываются самым подходящим реквизитом для игры.

Поощряйте детские игры с вымышленными персонажами

Также можно предложить малышу закрыть глаза и спросить, что напоминают звуки мелодий, сигнал автомобиля, шум улицы, магазина, скрип двери, шелест листвы, раскаты грома. Предложите ребенку потрогать разные предметы. Предложите ребенку потрогать пушистый мех, шелковый платок, наждачную бумагу, пружинку, пульт дистанционного управления, кусочек фольги и т. д.

Также можно поиграть в такую игру: например послушав сказку или посмотрев мультфильм придумать продолжение.

Когда вашему ребенку исполнится 5 лет то можно красками или фломастерами рисовать волшебных героев сказок. Или вы можете предложить нарисовать зверей, которые не существуют, или инопланетные города, волшебные машины, сказочные предметы.

Или можно придумать что можно сделать из разных природных материалов (шишек, желудей), пластиковых бутылок, бисера или проволоки.

Игры для развития фантазии делают ум малыша более гибким. Ребенок с развитой фантазией сможет найти множество нестандартных путей для решения самых запутанных задач.

Развитие творческого воображения

При рождении мозг ребенка состоит примерно из 100 миллиардов клеток. Это впечатляет, но не менее удивительно то, что происходит с его мозгом сейчас, когда он подрос. Каждая клетка посылает и принимает электрические импульсы, называемые сигналами, которые (с помощью химических веществ, например, серотонина) создают соединения.

Повторение обращает эти соединения в сети, благодаря которым ребенок может думать и учиться. К трем годам его мозг содержит 1000 триллионов действующих соединений, что в два раза больше, чем у взрослого человека!

Игры на развитие творческого воображения

Игра для детей - целый мир, в котором они могут полностью реализовать свою фантазию. Но взрослым тоже стоит поучаствовать в детских забавах, только тогда они принесут крохе настоящую пользу. Вы можете включаться в игры ребенка и предлагать ему свои - конечно, с целью развития его воображения.

1. Сказки и истории. Во многих семьях есть традиция: читать ребенку на ночь любимую сказку, но ведь можно заодно развивать и воображение. Дочитайте книгу до определенного момента и предложить малышу подумать, чем закончится история. Сначала это будут просто догадки, потом перерастут в новые сказки, в которых появятся собственные герои, несуществующие страны и удивительные приключения. Преимущество игры «придумай историю» в том, что вы можете играть в нее не только дома перед сном, но и в очереди, в маршрутке или по дороге в садик. Придумывать сказку можно не только с настоящими героями, это могут быть неживые предметы, говорящие животные, вымышленные персонажи – чем больше креатива, тем лучше.

2. Наблюдения за людьми. Такая игра как «придумай жизнь» тоже прекрасно развивает фантазию. К примеру, вы увидели на улице мальчика с собакой: предложите ребенку подумать, какое имя подходит ребенку, есть ли у него семья, любимые занятия. Можно использовать для этих целей карточки и фотографии людей, которых ребенок не знает. Даже обычные предметы можно использовать не по назначению: к примеру, обычная палка. Попросите ребенка придумать, что можно сделать с ее помощью? – мы уверены, вы получите несколько неожиданных ответов вроде «играть в рыцарей» или «мерить лужи».

3. Игры по ролям. Казалось, что может быть проще чем готовое моделирование реальных ситуаций? К примеру, у врача. Если ваш ребенок хоть раз был в больнице, он уже знает, что делает доктор. Предложите поиграть во врача и больного, сначала пациентом будете вы, а кроха будет вас осматривать и ставить диагноз, потом поменяйтесь. Вариантов ситуаций для игры много: собираемся в путешествие, что ты с собой возьмешь? – ребенок будет перечислять предметы и называть для чего они ему. Играйте с ребенком только в случае, если вы и он хочет этого. Усталость и невнимательность крохи – не лучшие спутники игры, да и если мама или папа постоянно отвлекается на свои дела, ребенку это вряд ли понравится. Игра есть игра, время для нее надо находить всегда, тем более, что это путь познания мира.

4. Устройте кукольный театр. Привлекайте родственников и друзей и совместными усилиями организовывайте хотя бы раз в пару недель кукольный театр. Пальчиковые куклы можно купить или сшить из подручных материалов, импровизированную «сцену» организовать из покрывала. Сначала показывайте коротенькие народные сказки, добавляя неожиданные элементы: оригинальные концовки или вовсе неизвестных персонажей. Постепенно усложняйте задачу и вместе с ребенком придумывайте свои истории, позволяйте ему выбрать понравившегося персонажа.

5. Воображаемый друг. Многие психологи практикуют подобные методики: люди, у которых были в детстве воображаемые друзья, более стрессоустойчивые, коммуникабельные и развитая фантазия. Ребенку воображаемый друг тоже может помочь: справиться с одиночеством, страхами, стрессами. Скажите ребенку, что когда мамы нет рядом, можно будет с другом советоваться перед принятием решений. Придумайте возраст, внешность друга, это будет увлекательная игра и полезное упражнение одновременно.

6. Тяга к прекрасному. С малых лет приобщайте ребенка к прекрасному: картины, раскраски, рисунки – все это развивает воображение. Поощряйте тяготение ребенка: если он лепит из пластилина или что-то рисует, расспросите, кого или что он лепит, как назовет своего героя. Попросите чадо нарисовать любимого сказочного героя или необычное существо, рассказать о нем. Хвалите ребенка, но в то же время иногда говорите, что он может и лучше: если малыш будет думать, что он достиг совершенства, его развитие затормозится. Сочинять стихи, музыку, рассказы можно вместе с малышом: это одинаково полезно и взрослым, и крохе.

7. Подручные материалы. Мозаики, паззлы, конструкторы, кубики тоже развивают фантазию. Предложите ребенку собрать игрушку не по инструкции, а самостоятельно, довериться своим инстинктам. С помощью мозаики вместе выложите оригинальный узор, а из кубиков и животными создадите настоящий зоопарк. Интересная игра – «дорисуй рисунок». Можно сделать набросок, контур, а то и вовсе закорючку на листе бумаги и предложить ребенку самому дорисовать что-то необычное. Покажите на своем примере, как из простого крючка можно нарисовать гриб, машину или бабочку. Можно дорисовывать линии по очереди, описывать получившееся существо или растение – вариантов много.

8. Природные материалы. По сути, чем больше информации об окружающем мире вы дадите ребенку – тем быстрее у него будет развиваться воображение. Покажите ему, как лепить фигуры из песка, катать снежки или строить крепость, надувать мыльные пузыри, следить за формой облаков. Водите ребенка на экскурсии, обсуждайте, что ему понравилось и больше всего запомнилось. А вот «общение» с телевизором или компьютером лучше ограничивать. Можно сыграть в игру «представь себе». Вариантов ребенку можно предложить немало: представь, если бы пошел дождь из конфет, у людей было 4 ноги, медведи жили на деревьях, круглый год лежал снег и так далее.

Обучение детей

ФГОС
  • Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.