Материал на тему: Советы родителям: как развить воображение и фантазию у ребенка. Воображение детей

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим о том, как развить воображение у ребенка. Вам станут известны возрастные особенности маленьких детей. Вы узнаете, какие методы могут применяться. Рассмотрим игры, а также игрушки, позволяющие развивать мышление и воображение.

Возрастные особенности

  1. Первичный этап. Наблюдается в два с половиной — три года. Это возраст, когда малыш учится отделять себя от остального мира. Начинает активно развиваться речь и мышление. Родители должны знать, что именно речевые навыки играют большую роль в формировании воображения. Чем лучше словарный запас ребенка, тем быстрее развивается его фантазия. В частности, это может быть обусловлено тем, что малышу удается описывать предмет или же ситуацию не только при помощи эмоциональных проявлений, но и словесно. Трехлетние карапузы, умеющие рисовать, развивают при помощи листка бумаги и карандашей. Но в этом возрасте еще отсутствует план, позволяющий реализовывать свои идеи. Именно поэтому ребенок создает рисунок и только потом придумывает ему описание.
  2. Второй этап. Характерен для детей от 4 до 5 лет. У малыша происходит знакомство с общепринятыми нормами и правилами поведения, укрепление собственного «я», ребенок ведет себя осознанно. Малыш может проигрывать травмы, серьезные переживания, которые происходили в его жизни. Например, если ему пришлось побывать в больнице, оказаться под капельницей или на операции, он начнет делать уколы своим игрушкам. В этом возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, лепит, рисует. Это позволяет воспроизводить образцы поведения. В данном возрастном периоде дети начинают планировать, рисуют осознанно, пошагово. Находясь рядом с мамой, малыш может озвучивать свои действия, говорить, что будет рисовать квадрат, как только его нарисует, скажет «а теперь я нарисую дом». Данный процесс называется ступенчатым планированием.
  3. Третий. Начинается в возрасте от шести до семи лет. Малышу уже известны и правила поведения, и появилась способность самостоятельно придумывать логические цепочки. Ребенок уже способен многогранно выражать свои желания, в частности, при помощи различных моделей поведения, применяемых в одной и той же игре. Он способен не только перерабатывать впечатление, проявляя их в творчестве или игре, также ищет и способы для его выражения. Дети в данном возрасте умеют полноценно фантазировать. Воображение служит не только методом для выражения своего внутреннего мира, но и способом для переживания внутренних конфликтов.

Игры

Мы развиваем мышление и воображение ребенка при помощи игровых методик. Причем играть с малышом можно не только дома, но и на улице.

  1. На листке бумаги пишется легкое слово, состоящее из трех букв, например, «кот». Мама предлагает ребенку составить три новых слова, используя буквы, входящие в состав данного. То есть новые слова должны начинаться с букв «к», «о», «т». Когда малыш справится со своей задачей, ему нужно дать новое задание, а именно сочинить маленький рассказ или стих, используя эти четыре слова.
  2. Придумайте фантастический вопрос. Например, можно спросить малыша: «что произойдет, если к нам в гости придет добрый и веселый динозавр?» Пусть ребенок расскажет, как бы вы его встретили, во что с ним играли. Важно, чтоб карапуз принимал активное участие в создании этого рассказа.
  3. Если Ваш ребенок уже учится в школе, можно с ним проводить творческую работу над ошибками. Например, на уроке русского языка учитель исправил ошибку в упражнении, обратите внимание малыша на это слово, предложите придумать историю, связанную с ним.
  4. Создайте новый вариант сказки. У Вашего ребеночка наверняка есть любимая сказка, возьмите из нее пять основных слов, например, «бабушка», «внучка», «лес», «волк», «охотник». А теперь добавьте еще одно слово, никак не связанное с событиями, происходящими в классическом варианте сказки. Предложите ребенку, используя все шесть слов, составить другой вариант хорошо известной ему истории.
  5. Наблюдение за миром вокруг. Отправляясь на прогулку, обращайте внимание ребенка на то, что вас окружает. Например, можно увидеть необычный цветок, предложить малышу придумать название или рассказать какую-нибудь историю, которая могла бы приключиться с этим цветочком. Также можно обращать внимание на подручные предметы, которые находятся у вас дома. Например, взяв мамину расческу, пусть малыш придумает, как еще ее можно использовать. Например, карапуз может ответить, что расческа могла бы стать микрофоном.
  6. Ролевые игры. Отлично развивает воображение проигрывание различных ситуаций из жизни. Например, вы можете поиграть в больницу или в школу, в парикмахерскую. Ребенок может быть в роли врача, учителя, парикмахера.
  7. Творческие занятия. Позвольте ребенку рисовать, лепить из пластилина, творить из цветной бумаги. Можно спрашивать малыша, что именно он сейчас делает, почему использует те или иные цвета. Попросите малыша, чтоб он нарисовал на заданную тему или слепил что-то новое. Также можно предлагать изобразить несуществующих персонажей, чтобы малыш мог подумать, как бы выглядел, например, инопланетянин, сколько бы у него было рук, глаз, ног.
  8. Сочинение сказок. Наилучшим способом, позволяющим развить детское воображение, является сочинительство собственных сказок. Этот процесс может в себя включать ряд этапов:
  • измените сюжет известной сказки, продумайте, как иначе могла бы закончиться история;
  • попробуйте соединить две известные сказки между собой;
  • представьте, что будет, если положительный персонаж сказки окажется отрицательным;
  • оглянитесь вокруг — вас окружает множество предметов интерьера, попробуйте их оживить, сочиняя с малышом сказки про столы, стулья;
  • создайте образ персонажа, необязательно это будет животное или человек. Продумайте образ до деталей. Главное, чтоб ребенок получал удовольствие от процесса сочинительства.

Игрушки

Давайте рассмотрим, какие бывают игрушки, развивающие воображение.

  1. Лото с картинками. Доставая карточку с определенным изображением, предлагайте ребенку сопроводить картинку интересным, коротким рассказом. Когда мама вытянет следующую карточку, она должна тоже описать изображение коротенькой историей. Когда ребенок освоит эту игру, можно ее слегка усложнить. Теперь, вытаскивая карточки, нужно не просто описывать изображение историей, но и связывать свой и рассказ и ребенка между собой. Соответственно и малыш должен будет продолжать повествование мамы, вытаскивая последующие карточки.
  2. Кукольный театр. Подойдут, как пальчиковые игрушки, так и те, которые надеваются на руку. Важно, чтоб малыш мог придумать историю с использованием определенных героев. Если ребенку сразу сложно придумать сказку, то первый раз Вы можете сделать это вместо него.
  3. Конструктор — отличная игрушка, позволяющая развивать воображение и фантазию. Чтобы использование данной игрушки было эффективным, не стоит пользоваться инструкцией при построении. Существует большое разнообразие конструкторов. Они бывают пластмассовые, металлические, деревянные. Пусть ребенок творит, применяя свою фантазию.
  4. Кубики. Также отлично помогают развивать воображение. Позволяйте малышу самому придумывать постройки. Если карапузу еще сложно, помогайте.
  5. Детская кухня, бытовые приборы, наборы доктора — все это позволяет создавать ролевые игры, развивая воображение малыша.

Я со своим сыном основательно занималась развитием воображения. Мы вместе сочиняли сказки, много рисовали, лепили и делали всевозможные поделки, играли конструктором и кубиками. Ребенку нравились такие игры. Когда ему было года три, он особенно любил кукольный театр, с удовольствием смотрел создаваемые мной представления. Когда повзрослел, сам начал придумывать сказки, демонстрируя их при помощи игрушек.

Упражнения

  1. Мама может нарисовать на листке бумаги несколько геометрических фигур и предложить малышу соединить их или дорисовать детали так, чтоб вышел какой-то рисунок.
  2. На листке можно изобразить множество точек, хаотично располагающихся. Предложите ребенку, чтобы он их соединил в определенной последовательности так, чтоб получилось какое-то изображение.
  3. Можно на бумагу капнуть краской, дать малышу кисточку, предложить из этой кляксы создать определенный образ.

Теперь Вы знаете, как развить воображение малышу. Помните о том, что заниматься с ребенком нужно с самого раннего детства. Не стоит забывать, что развитое воображение крайне важно для психического развития малыша, благодаря ему формируется мышление карапуза.

Курсовая работа по предмету «Психология»

Выполнила студентка IV курса Спасикова Н.В.

Тверское училище культуры им. Н.А.Львова

Заочное отделение

Тверь 2004 год

Введение.

Ребенок умнеет «на глазах», постоянно любопытничает, фантазирует, что-то умозаключает, сравнивает, обобщает, ищет причины и следствия, стремится выделить главное, проявляет способность к творчеству.

Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать. Многие родители беспокоятся, а не врушка-ли растет, не развиваются ли при этом качества обманщика и лжеца? Это заблуждение, поэтому в своей работе я поставила цель – по возможности разобраться в вопросе о детской фантазии, которая тесно связана с воображением (иногда даже эти термины употребляют как синонимы). Закономерен вопрос что такое детские фантазии и воображение, нужно ли их корректировать родителям, педагогам, воспитателям?

Научится отличать фантазию от реальности – это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается малыш. Не секрет, что педагогикой и психологией доказано, что дети всех возрастов борются (я не боюсь этого слова) за полную свободу, выражают свое «Я» (помните «психологическую пуповину»), резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий принесет только вред ребенку и родителям, вызовет протестное поведение, эмоциональные нарушения.

Фантазия – источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.

Эдда Ле Жан в своей замечательной книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роли фантазий в развитии и жизни ребенка.

«Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе» .

Одновременно, фантазия – один из наиболее важных способов научится, как вести себя в реальной жизни. Она наиболее ярко проявляется в детской ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспитателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли.

Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справится с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Всю жизнь, естественно, прорепетировать нельзя, но игровые фантазии помогают быть готовыми к травмирующим событиям, выработать механизмы психологической защиты, преодолеть страхи и решать самостоятельно свои проблемы. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывает ребенку игрушки.

И, наконец, фантазия – источник творчества в зачаточной форме, если мы имеем в виду ребенка дошкольного возраста. Фантазеры после взросления изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия. Если бы наши дети делали все только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы наслаждаться их сказками, небылицами, не обычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга.

Приведу пример, когда родители столкнулись с динамикой превращения фантазии в серьезное нарушение психо-эмоционально развития.

У 6-летней Даши очень умные родители, а бабушка умнее всех вместе взятых. Дашенька умеет писать, считать. И вот в этой «образцовой» семье начинают твориться странные вещи – Даша на глазах превращается. Она прекратила заниматься музыкой и английским, познакомилась с девочкой на 1,5 года младше себя, а по ночам часто отлучалась из дома, оставляя записки содержания примерно следующего: «Мама не волнуйся, все в порядке. Мы уже давно превратились в пантер. Даша-пантера…».

А причиной поведения девочки было то, что она жила между двух огней – с одной стороны бабушка, считавшая, что она права в деле воспитания Даши, мать отстаивала свою точку зрения. Раздираемая психика ребенка не выдерживает двойной атаки.

Любимая сказка Даши – «Маугли», а пантера Багира – символ независимости и свободы. Именно поэтому она отождествляет себя в своих фантазиях с этим сильным, гибким и гордым животным. Маленькая подружка из неблагополучной семьи для Даши Маугли, опекаемое и любимое ею существо. Им хорошо вместе и все свои положительные эмоции Даша-пантера отдает подружке-Маугли. Но что-то плохо им обеим в домашних джунглях, и они решаются бежать, бежать от взрослых, не способных понять и помочь им, в свой мир фантазий, где им спокойно и радостно.

Трудно было маме принять и понять истинные причины серьезного эмоционального расстройства ребенка. Фантазии до определенного момента были сигналом неблагополучия, но незнание их значения в процессе эмоционального развития привело к серьезным проблемам.

Если мы имеем в виду младших школьников, то систематическая учебная деятельность помогает педагогам развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемых младшим школьникам учителем и учеником, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Школьники каждый раз должны воссоздать себе образ деятельности (поведение героев рассказа, события прошлого, невиданные ландшафты, наложение геометрических фигур в пространстве и т.д.).

Развитие способности к этому приходит две главные стадии. «Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны детали» . Эти образы статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует словесного описания или картины (к тому же весьма конкретны по содержанию).

В начале 2 класса, а затем в 3 классе наблюдается вторая стадия. Прежде всего, значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит в основном за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов. Первоклассники чаще всего представляют себе лишь начальное и конечное состояние какого-либо движущегося объекта. Ученики 3 класса с успехом могут представить и изобразить многие промежуточные состояния объекта, как прямо указанные в тексте, так и подразумеваемые по характеру самого движения. Дети могут воссоздать образы действительности без непосредственного их описания или без особой конкретизации, без непосредственного их описания или без особой конкретизации, руководствуясь памятью или общей схемой-графиком. Так, они могут писать большое изложение по рассказу, прослушанному в самом начале урока, или решать математические задачи, условия которые приведены в виде абстрактной графической схемы.

Один школьник спросил писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?».

«Учи как следует математику», - услышал он в ответ.

Действительно, возможность создавать, что-либо новое, необычайное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитие необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Что же такое воображение и каковы его виды?

«Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта» . Как я уже отмечала, воображение часто называют фантазией.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть позже они уже «хвастаются» друзьями и родственниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь. Эти фантазии нередко вредят таким детям (например, уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила и др.). Их обвиняют в лжи, стыдят, дети дразнят их «врунами». Тем не менее, ребенок вновь и вновь выдумывает самые невероятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле.

Что же заставляет ребенка в ущерб даже своим собственным интересам пускаться в эти авантюры? Ответ однозначный: только активно действующее воображение.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения позволю себе использовать схему:

ВООБРАЖЕНИЕ

(фантазия)

Психологическая функция,

направленная на создание

новых образов

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенок особенно) неосознанно. Первый такой способ – агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс).

Рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Воображение развивается до 15 лет, но все же основные «зерна» прорастают именно в младшем возрасте. Его можно разделить на три вида:

  • творческое. С его помощью у детей появляются фантазии на основе уже пережитого опыта.
  • воссоздающее. Оно дает возможность воспроизводить образы из литературы, чертежей, нот.
  • неуправляемое. Это и есть бурные хаотичные фантазии, которые иногда возникают в мыслях человека.

Акцент нужно делать на развитие творческого воображения.

КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ

СКАЗКИ

Чаще читайте детям сказки. Пока вы выговариваете слова, в голове малыш рисует образы персонажей и действия - создает «видеоряд» к книге. Чем необычнее герои в сказках, тем лучше работает воображение. К примеру, собак и котов ребенок видел в жизни, а вот фею и эльфа - нет. Поэтому ему придется рисовать образ этих персонажей самому. Иногда не дочитывайте сказку до конца. Остановитесь перед финалом и предложите малышу самому додумать конец истории, расписывая его как можно подробнее. Если у крохи пока не получается, помогайте: задавайте наводящие вопросы, фантазируйте вместе с ним.

ЛЮДИ

Пока вы стоите в очереди, не теряйте время впустую. Рядом прошла девушка с собакой? Предложите ребенку придумать их историю: как зовут девочку, сколько ей лет, чем она занимается. Это может быть волшебная история: например, девочка - фея, а собака - ее помощница. Деткам постарше предложите рассказать не просто историю, а придумать ее, основываясь на том, как девочка выглядит, в чем она одета. Такое упражнение поможет развить наблюдательность и лучше разбираться в людях.

ИСКУССТВО

Наверняка вы не раз следили, как . Такие иллюстрации могут многое рассказать об отношениях между родными. важны не только в психологии. Они также развивают фантазию. Когда кроха рисует или лепит из пластилина, спросите, кого или что он хочет изобразить. Начинайте рисунок и предложите малышу его закончить. Так вы и разовьете фантазию, и весело проведете время. Также посещайте с ребенком в картинные галереи и выставки. Новое и неизведанное всегда привлекает внимание и заставляет фантазию работать. Если ребенок будет спрашивать, о чем та или иная картина, ответьте и затем спросите, что увидел на ней малыш.

ПРИРОДА

Природа - неиссякаемый источник информации. Чем больше у ребенка знаний, тем больше возможностей развивать воображение. Рассказывайте ему о свойствах песка, о том, как устроена Солнечная система. Проводите . Они покажут ребенку, как «работает» тот или иной материал, и дадут почву для размышлений.

Дети - те еще воображули. Вам даже не придется специально что-то придумывать - в их голове всегда много идей и фантазий. Так что зачастую задача родителей - просто поддерживать воображение малышей и не мешать им.

Дети – такие фантазеры! Ребенок путешествует в своих мыслях по разным планетам, его картины полны ярких красок, он дружит с вымышленными друзьями – узнали своего малыша?

1. Придумываем сказки

Развитие фантазии у детей тесно связано с воображением. Ребенок мыслит конкретными образами, представляя их в необычных жизненных ситуациях. Почему бы не использовать эту особенность психики детей? Придумывать продолжение к любимой сказке, сочинять истории о похождении любимой игрушки, представлять, как изменился бы мир, если малыш стал волшебником.

2. Становимся актерами

Театр – это самый настоящий вымысел. Перевоплотиться в какого-нибудь героя, прожить частичку его жизни – это то, что подскажет вам, как можно развить фантазию ребенка. Чтобы заинтересовать малыша театром, надо сначала сходить на настоящее представление. Придя домой, попробуйте разыграть понравившиеся сцены самостоятельно. Если получается вжиться в образ, смело покупайте чаду кукольный театр – пальчиковый или игрушки на руку. Вскоре в детской появится своя театральная студия. Только помните, чтобы у малыша не угасла фантазия, ему надо давать эмоциональную подпитку. Каждый спектакль должен быть настоящим – со сценой, декорациями, актерами и, конечно, зрителями.

3. Рисуем картины

Что более всего доступно малышу? Конечно, живопись! Поощряйте любое стремление детей к творчеству: рисование пальчиковыми красками или кистью, карандашами или мелками, на бумаге или асфальте, а, может быть, и просто на песке. Удивительно, но ребенок видит образы даже в самых простых каракулях! Не смейтесь над малышом, наоборот, поощряйте: удивляйтесь, спрашивайте о сюжете картины, ищите образы вместе. Постепенно к живописи добавляйте лепку и аппликацию.

4. Гуляем

Что вы делаете на прогулках с ребенком? Разговариваете с мамочками, а чадо копошится в песочнице? А если присесть рядом с малышом и вместе построить замок; или пройтись с ним по аллее и посмотреть, на что похожи деревья; выйти на прогулку после дождя, побегать по лужам и запустить по веселым ручейкам бумажные кораблики? Не бойтесь выглядеть смешными, ведь вскоре ваше сокровище повзрослеет!

5. Играем

Вверх ногами

Попробуйте прожить хотя бы несколько минут вверх ногами. Ложитесь вместе с ребенком на диван или кровать, свешивайте голову и смотрите, как выглядят предметы, когда смотришь на них снизу вверх. Освоились? А теперь отправляйтесь в путешествие. Представьте, что вы плывете на корабле и решили посмотреть, что делается в подводном царстве. Что же там происходит, какие волшебные рыбы проплывают? А может быть, на дне спрятан сундук с сокровищами?!

Смешилки

Отличная игра для мамы и ребенка. Задача ведущего – рассмешить второго игрока. Можно придумывать всякие несуразицы, то, чего вообще не может быть в жизни. Засмеется ли соперник?

Веселые ассоциации

Ведущий бросает мячик и говорит какое-нибудь слово, а тот, кто ловит, должен быстро придумать синоним. Кто не смог, тот становится ведущим. Дети могут проявить всю свою сообразительность, ведь ответ может быть не только в литературной форме. Например, сковорода – жарилка, ручка – писалка, одеяло – укрывалка.

Нестандартное мышление помогает человеку легче адаптироваться и чувствовать себя комфортно в постоянно меняющемся мире, легко усваивать новые знания и умения, покорять новые вершины и открывать новые горизонты ​

Такое качество, как воображение, присуще только человеку. Именно умение фантазировать позволяет создавать то, чего ещё нет.
Развитие воображения у детей достигает своего пика в возрасте 5–12 лет.

У маленьких детей воображение начинается с того, что они создают в голове образы. - Когда родители рассказывают сказку, они представляют её героев.

Когда дети становятся старше, они уже начинают фантазировать на новом уровне. Они сами способны придумывать новые образы и истории.

Иногда это может нанести ребёнку вред. Некоторые дети так увлекаются фантазиями, что считают их реальностью. Придумывают несуществующих героев и выдают их за действительность. Или несуществующие истории переносят в реальную жизнь. Родителям очень важно научить детей не только фантазировать, но и отличать мечту от жизни.

Основные типы воображения

Воссоздающее. - Возникает при чтении книг. Человек в своём воображении представляет то, о чём читает или слышит.

Творческое. - Создание образов и историй самостоятельно. При этом прослеживается связь между объектами и ситуациями. - Этот тип воображения важно развивать у детей.

Неуправляемое. - Истории, не связанные какой-либо последовательностью и логикой.

Зачем развивать фантазию

Иногда воображение гораздо важнее и нужнее энциклопедических знаний. Ведь даже перед решением сложных задач математики работает воображение.

Однако многие люди считают этот навык абсолютно бесполезным в реальной жизни. - Эти люди чаще всего просто ничего не знают о функциях мышления.

На самом деле, человек с хорошо развитым воображением легче решает любые задачи. Все благодаря тому, что его мышление незаурядно.

Маленьким детям очень сложно думать и действовать по правилам. Поэтому развитие воображения у дошкольников должно находиться на первом месте. - Позволяйте ребёнку фантазировать и мыслить нестандартно. Ни в коем случае не ругайте его за придуманные истории и не критикуйте их.

Дети адаптируются к жизни и накапливают опыт посредствам игры. Именно так они учатся мышлению. Благодаря этому и развивается воображение. Со стороны родителей должна присутствовать помощь и поддержка. - Поощряйте ребёнка, когда он придумывает собственные игры.

Правильное развитие воображения

Фантазия и воображение развивается активнее, когда у человека богатый жизненный опыт. - Родителям необходимо помочь ребёнку накопить этот самый опыт. Ведь новые идеи и образы создаются на основе когда-то увиденного и услышанного.

Чужой опыт тоже может стать основой для фантазий. Но для этого человек должен много читать. Именно поэтому рекомендуется маленьким детям как можно чаще рассказывать сказки и читать книги.

Ещё один мощный двигатель для развития воображения - это эмоции и чувства. Поэтому книги нужно читать не монотонно, а, как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой.

Упражнения для воображения

Существует большое количество упражнений, направленных на развитие воображения:

Игры для воображения

Игры также отлично развивают фантазию и воображение.

Волшебная коробочка

Сложите в коробку, например, старую одежду и разные аксессуары. Из которых предложите ребёнку сконструировать разные образы. Придумывайте с ним костюмы из материалов в коробке. Помогайте резать и сшивать ткани, пришивать аксессуары - станьте модельерами. - Можно устраивать костюмированные представления и шоу. Если собрать компанию детей, - можно предложить им устроить концерт, показ мод или спектакль.

Лужи и облака

Во время прогулки играйте в игру - «На что это похоже?». Рассматривать можно что угодно. Если на небе нет облаков, вполне сгодятся и лужи или тени. Осенью можно собирать листья и придумывать, на что похожи они.

Воск в воде

Не менее занимательная игра. Растопите воск на водяной бане или в зажжённой свечке и вылейте его в таз с водой. Потом рассматривайте, - на что похожи восковые фигуры.

Игрушка из подушки

Сделайте из старой подушки нового друга. Для этого возьмите старую подушку и перевяжите её посередине тесёмочкой. - Образовалось туловище и голова. - Предложите ребёнку нарисовать лицо. Потом придумать причёску и нарядить. Вот и получится новая кукла, которая может стать самой любимой.

Чем может быть этот предмет

Возьмите любые подручные предметы. Например, камешек, палочку, стаканчик, коробочку. Пофантазируйте над тем, чем этот предмет может быть ещё. Например, коробка - ларчиком с секретом, сундуком сокровищ, или обычным столом. Палочка может оказаться удочкой или даже волшебной палочкой.

Поиграй в слона

Предложите ребёнку вообразить слоном. Попросите его описать, как он выглядит, как ходит или отдыхает. - Можно наглядно показать. Вы тоже, в свою очередь, можете включиться в игру и показать своего слона. Таким образом, можно изображать разных животных.

Можете разыграть встречу двух разных животных. Пусть в ваших фантазиях слон встретится с мухой. В следующий раз поменяйтесь ролями.

Писатель

Купите красивую тетрадку. Пусть ребёнок записывает в ней свои придуманные истории. Если пока не умеет писать, - делайте это за него. А он пускай придумывает иллюстрации к рассказам. - Это должно быть предметом его гордости.

Для успешного развития воображения и фантазии, взрослым необходимо знать, какие приёмы и способы помогут развить творческое мышление:

  • Используйте игры, упражнения, задачки и многое другое, что заставляет малыша придумывать что-то своё и находить решение.
  • Первым делом необходимо объяснить, что фантазировать весело и полезно. Он не должен этого стесняться.
  • Ребёнку должно быть интересно сочинять и фантазировать. Если он будет получать от этого удовольствие, то в будущем все проблемы будет решать легко.
  • Он должен вам доверять, чтобы отправиться в этот неведомый мир фантазий.
  • Показывайте пример. Ведь дети первым делом копируют поведение взрослых. Играйте и фантазируйте вместе с ним.

Методики для развития воображения у ребёнка: