Красивый почерк — советы для улучшения навыков письма. Красивые упражнения или как улучшить почерк у подростка Как выравнивать почерк по русскому языку

И возможно ли это вообще, необходимо разобраться, от чего зависит определенная манера письма и что влияет на формирование почерка.

Почему почерк некрасивый?

Многие люди хоть раз в жизни задумывались, почему кто-то с легкостью пишет изящные а некоторые, как бы ни старались, все равно выводят неразборчивые загогулины? На формирование почерка влияют два фактора: генетика и воспитание.

Бесспорно, родители желают, чтобы их ребенок обладал идеальной манерой письма. Поэтому они прилагают все усилия, пробуя различные методики того, как сделать красивый почерк. Но не стоит забывать, что помимо обучающих программ на манеру письма влияют и другие факторы - физическое и душевное состояние человека. Например, почерк может резко измениться из-за пережитой психологической травмы. Но тем не менее, организованный человек, независимо от ситуаций, всегда позаботится о том, чтобы написать красивую и четкую букву. Таким образом, почерк отражает наше внутреннее состояние, а также определяет наш характер. Психологами было установлено: подростки, которые выросли в теплой атмосфере, прописывают четкие ровные буквы, а их сверстники, воспитывающиеся в неблагоприятной обстановке, имеют некрасивый, прерывистый и угловатый почерк.

Генетический фактор также является немаловажным в формировании манеры письма. Зачастую члены одной семьи имеют сильное сходство в почерке. Дети на подсознательном, а может, и сознательном уровне, копируют манеру письма родителей. Поэтому взрослые должны показывать на своем примере, как писать красивым почерком, ребенку.

Помимо этого, на почерк влияет анатомия человека, а именно костная структура кисти - от этого зависит, как он держит ручку. Также немаловажную роль играют координация рук и глаз, и умственные способности, поэтому почерк с возрастом меняется. Стоит отметить, что с возрастом изменить манеру письма становится все сложнее из-за укоренившейся привычки и мышечной памяти.

Однако все данные факторы не говорят о глобальном генетическом влиянии, поэтому плохой почерк - это не приговор. Существует огромное количество различных упражнений и методик того, как научиться красивому почерку.

Какими могут быть недостатки манеры письма?

Как сделать красивый почерк? Прежде чем приступить к исправлению манеры письма, необходимо произвести ее анализ, а уже потом приступать к специальным упражнениям.

На чистом листе бумаги необходимо написать несколько слов и объективно оценить их внешний вид. Возможные недостатки:

  • Буквы слишком мелкие или большие, либо разной высоты.
  • Буквы имеют сильный наклон в левую или правую сторону или же наклона вообще нет.
  • Нажим слишком сильный или слабый.
  • Соединение между буквами неоднородное или вообще отсутствует.
  • Определенные буквы написаны невыразительно, некоторые вовсе нечитабельны.

После объективного анализа в зависимости от имеющихся проблем необходимо использовать определенные способы их решений.

Разная высота букв

Научиться писать буквы одинаковой высоты и размеров поможет специальная ученическая тетрадь - прописи. В ней разлинованы все страницы, и при письме вы будете стараться не выходить за рамки этих линий.

Регулируем наклон букв

Решить проблемы с наклоном букв помогут тетради в косую линейку. Необходимо методически работать над написанием букв и слов под правильным наклоном. Графологи утверждают, что люди, которые имеют манеру письма с наклоном в правую сторону, обладают сердечностью и эмоциональностью, а люди, прописывающие буквы с наклоном в левую сторону - выраженной холодностью и сдержанностью.

Корректировка нажима

Для того чтобы отрегулировать нажим, необходимо научиться контролировать то, как вы держите ручку. Рекомендуется стараться не надавливать на нее и держать непринужденно. Как сделать себе красивый почерк? Решить проблему поможет и наклон шеи, положение плеч, при этом руки должны быть расслаблены, и их следует располагать на столе.

Соединение букв

Если соединение букв неоднородно или отсутствует, в таких случаях рекомендуется упражняться в «безотрывном письме». Оно заключается в написании соединения букв без отрыва от бумаги. Для этого понадобятся прописи для школьников.

Учимся писать отдельные буквы

В этом случае необходимо заново учиться писать буквы, тщательно прописывая все элементы от начала и до конца. Заниматься этим рекомендуется систематически, но без принуждения. Для достижения стабильного результата, чтобы задействовать механическую память, следует прописывать отдельные буквы и слова по несколько страниц.

Также можно воспользоваться некоторыми практическими советами по поводу того, как сделать красивый почерк:

  • Необходимо выбрать ручку, которую удобно держать в руке. Сначала можно попробовать написать ручкой в воздухе большие размашистые буквы, словно вы пишете на школьной доске. Упражнение поможет контролировать движение рук и сделать буквы более ровными.
  • Можно попробовать написать несколько различных вариантов букв, и выбрать тот, который больше вам подходит. Для этого можно обратить внимание на манеру письма других людей (поэтов, философов, писателей или просто ваших знакомых). Определите характерные завитки, очертания, наклон и др. Это поможет найти свой
  • Как сделать красивый почерк? В этом помогают упражнения, которые способствуют развитию мелкой моторики пальцев: вязание, плетение, лепка, вышивка и т. д.
  • Также возможно найти понравившийся образец почерка из рукописных или может компьютерных шрифтов. И стараться тщательно его имитировать.
  • В ответе на вопрос о том, как писать красивым почерком, хорошо помогает медитация. Для этого необходимо представлять себе, как вы ровно и красиво пишете. Можно даже придумать аффирмацию, которая будет способствовать ускорению в достижении желаемого результата.

Таким образом скорректировать и улучшить почерк вполне возможно, и возраст не является в этом помехой. Главное, запастись терпением и усердно, как школьники, строго прописывать все упражнения, которые даны в тетрадях-прописях. Как будет приятно в результате подписывать каллиграфическим почерком поздравления на открытках или же заполнять важные документы!

Когда первоклассник обучается письму, он учится красиво и правильно выводить буквы. Однако далеко не у всех детей почерк остается каллиграфическим, что не может не тревожить родителей. Что делать в этом случае, как изменить ситуацию? Прежде всего, разобраться, не преувеличиваете ли вы проблему, а также исключить наличие заболевания, которое вызывает расстройство процесса письма. И уже после этого работать над улучшением почерка вашего ребёнка. Как именно? Расскажет «ЛегкоПолезно».

Есть ли проблема?

Младшие школьники могут иногда писать неаккуратно и неразборчиво. Переживать из-за этого не стоит: постепенно почерк должен измениться. Если вы можете легко прочитать слова в тетрадке, нет серьезных ошибок, – мучить школьника не стоит.

Перфекционизм – это не всегда хорошо. Постоянно критикуя ребёнка и добиваясь идеального написания, вы можете добиться обратного эффекта: у него появится отвращение к письму. К тому же, психологи отмечают, что родители, заставляющие много раз переписывать задания, приучают ребёнка к шаблонному поведению, и у него со временем может пропасть желание проявлять инициативу.

Ещё один важный момент: почерк связан и с психологическим состоянием ребёнка. Если до этого он писал аккуратно и красиво, а потом его буквы стали неразборчивыми и кривыми, – возможно, в жизни школьника появились проблемы. Например, изменились отношения в семье, или же у него не складываются отношения со сверстниками. Сильный нажим при письме может свидетельствовать о повышенной тревожности. Если к этому добавится и прессинг со стороны родителей, которые следят за тем, чтобы чадо каждую букву писало так, как они считают нужным, – у ребёнка может развиться комплекс неполноценности.

Ещё один тревожный «звоночек» – это отросток буквы «р». Если ребёнок пишет текст, который должен показать родителю или сверстнику, и отросток этой буквы слишком короткий, – это может быть знаком того, что он боится человека, которому адресовано послание. В этом случае важно поработать над отношениями в семье, создать атмосферу доверия и взаимоподдержки.

Что такое дисграфия, и как её выявить

У некоторых детей плохой почерк бывает потому, что они страдают дисграфией. В этом случае малыш не виноват, так как ошибки в его словах – результат недостаточной сформированности или распада психических функций, отвечающих за письменную речь.
В этом случае ему требуется помощь логопеда, невролога, хорошие результаты даёт физическая активность. Расскажем о характерных симптомах дисграфии:

  • ребёнок постоянно делает ошибки, даже если хорошо знает правила русского языка;
  • он чаще всего путает буквы «ш» и «щ», «в» и «д», «т» и «ш», «м» и «л», а также вместо «б» пишет «п», вместо «д» – «т», вместо «г» – «к», вместо «ш» – «ж»;
  • он может пропускать отдельные буквы, переставлять их местами, добавлять лишние буковки, и т.д.;
  • такие дети пишут очень медленно;
  • читающему трудно разобрать, что они написали.

Говорить о том, что у ребенка дисграфия, можно только тогда, когда он овладеет техникой письма, то есть не раньше 8 или 8 с половиной лет. Если диагноз подтвердится, ребёнка обязательно нужно сводить к логопеду, а также готовиться к серьезной работе. При должном усердии есть все шансы осилить эту беду. Сегодня доступны пособия, рабочие тетради, аудио- и видеокурсы для дисграфиков. Чтобы справиться с дисграфией, придется потрудиться не только специалистам, но и самому школьнику, и его родителям. Важно также заручиться поддержкой школьного учителя.

Причины, из-за которых портится почерк

Итак, вы уверены, что проблема не надумана, и ваш ребёнок действительно пишет из рук вон плохо, хотя у него нет психологических проблем или дисграфии. В этом случае надо разобраться, в чем причина такого плохого почерка, и действовать по ситуации.

Следите за тем, как ребенок сидит

Посмотрите на то, как написаны буквы: у них неверный наклон, они «смотрят» в разные стороны, элементы букв – непараллельные, в словах наклон то в одну, то в другую сторону? Если это ваш случай, то ребёнок садится за пару так, как ему удобно. Учите школьника правильно сидеть за партой в школе или же дома.

Подавайте ребёнку пример: если вы сами сутулитесь при чтении и письме, то чадо не воспримет ваши замечания всерьёз. Начните работать над собой, и тогда дети потянутся за вами. Итак, какова правильная посадка:

  • туловище, голова и плечи – ровные;
  • ноги согнуты, ступни – на полу или специальной подставке;
  • нельзя ложиться на парту – можно опираться только руками;
  • руки выступают за край.

Следите за тем, чтобы школьник всегда сидел за столом правильно, не забывайте об этом, и уже через 3 недели он начнет сам принимать правильную позу.

Правильно располагайте тетрадь и держите ручку

Бывает, что буквы или «убегают» вверх и располагаются над строчкой, или же, наоборот, вниз, получаются разными по высоте или ширине.

Если проблема именно в этом, то вам необходимо научить ребёнка правильно располагать тетрадку:

  • Она должна лежать на столе под небольшим уклоном в 10-15°.
  • Когда ребёнок пишет в верхней части листа, нижнюю он придерживает рукой, а потом постепенно перемещает тетрадь вверх.
  • Наклон должен быть вправо, если пишет правша, и влево – для левши.

Не забудьте про обложки. Они не только помогают оставаться тетрадям опрятными, но и не дают тетрадке скользить. Поэтому лучше покупать недорогие полиэтиленовые обложки, так как более жёсткие, хотя и смотрятся лучше, не справляются с этой функцией.

Важно купить удобную ручку и научить её держать

На что обратить внимание при выборе ручки:

  • Она должна быть около 15 см, слишком короткие или очень длинные покупать не стоит.
  • Не давайте ребёнку сувенирные ручки, четырехгранные: они красивые, но неудобные. Школьник будет тратить немало усилий, чтобы её удержать, а ему нужно и писать, поэтому покупайте только круглые ручки.
  • Толстоватые ручки тоже не подходят: диаметр не должен превышать 7 мм.
  • Сейчас выпускают специальные ручки для школьников младших классов: с резинкой, которая не дает пальцам скользить, и с пупырышками, стимулирующими нервные окончания.
  • Покупайте немаркие ручки, чтобы они не размазывали пасту. Проверить это легко: в магазине сделайте несколько чёрточек ручкой на бумаге, а потом проведите по ним пальцем. На коже не должно остаться чернил.

Если вы подобрали ручку, учите ребенка правильно ее держать. Она лежит на 3 пальце, слева её удерживает большой пальчик, прикрывает – указательный. При желании указательный палец можно легко приподнять – ручка не должна упасть. Расстояние от пальцев до стержня – 2 см. Не стоит сильно зажимать ручку, прогибая указательный палец.
Если у вас ребёнок неправильно держит ручку, можно купить ему специальную насадку, которая поможет его переучить.

Развивайте мелкую моторику

Если ребёнок ходил в садик, с ним должны были заниматься воспитатели, в том числе и развивать мелкую моторику. Вам как родителям тоже стоило находить время для развивающих занятий с сыном или дочкой.
Но если не получилось уделить этому должное внимание, то ваше чадо могло прийти в школу с плохо развитой мелкой моторикой. У такого ребёнка не так подвижны пальчики и кисти рук, и из-за этого ему сложно писать элементы букв, у которых есть закругления, ему трудно даются изогнутые линии. Изучите тетрадку ребёнка: если у него не получается написать буквы с изогнутыми элементами, надо поработать над мелкой моторикой. Как это сделать:

  • как можно больше рисовать, используя различные техники;
  • соединять точки, чтобы потом получилась фигура;
  • штриховать;
  • постоянно лепить;
  • играть с мозаикой или конструктором, с другими мелкими деталями.

Упражнения для улучшения почерка

Вы создали все условия, чтобы ваш ребёнок начал писать красиво: проследили за тем, как он сидит, держит ручку, расположил тетрадь. Однако у него уже выработался некрасивый почерк. Как его исправить? Выполнять специальные упражнения. Но перегружать ребёнка не стоит. Если он учится в начальной школе, достаточно уделять занятиям 15-20 минут, не больше. Нужно подобрать интересные для ребёнка тексты по 4-6 строк и переписывать их, стараясь делать это красиво.

Обратите внимание, какие именно буквы или элементы у ребёнка получаются корявыми, и больше работайте над ними. Можно начинать переучивать с прописей, учите школьника заново писать различные крючочки и палочки, а потом пусть он их под вашим присмотром соединяет в буквы.

Есть ещё один простой способ, который тоже помогает сделать почерк более красивым. Он не занимает много времени. Возьмите тетрадку в клеточку и попросите ребёнка нарисовать кружок, не отрывая руки. И так – много раз, пока не получится (можно заниматься по 5 минут в день). Когда он научится рисовать один кружок, добавляете второй, чуть смещая руку вправо, но следите, чтобы ваши кружочки не выходили за пределы клетки. У вас получится фигура, похожая на «дымок».

Только регулярные занятия, старания самого школьника, его желание писать красиво, – помогут сделать почерк ребёнка красивым. Здесь важно не перегнуть палку, не заставлять его часами просиживать за прописями, а иначе вы добьетесь обратного результата. Он должен не только заниматься, но и играть, отдыхать. Также стоит как можно чаще хвалить маленького труженика. При таком подходе вы не только справитесь с проблемой, но и сохраните дружеские отношения с сыном или дочкой.

Каждый человек уникален и уникален во всем – внешность, тембр голоса, привычки, цвет глаз, отпечатки пальцев. Сюда смело можно отнести и почерк.

Существуют люди, которые не довольны своим почерком – он им не нравится, его даже стесняются. А есть те, чей почерк настолько не разборчив, что порой в связи с этим возникают большие проблемы по жизни. К этой категории людей можно отнести врачей. И не говорите, что не старались прочитать то, что написал врач в вашей медицинской карте.

Однако не стоит расстраиваться, ведь все можно улучшить, если есть желание.

С чего нужно начать на пути к улучшению своего почерка?


Прежде всего, необходимо настроить себя на успех. Будьте позитивны. Купите себе красивую и удобную ручку, позаботьтесь, чтобы и тетрадь в которой вы будете практиковаться, была приятной вашему глазу. Тренировки по улучшению почерка должны проходить с удовольствием и радостью.


Рекомендуется иметь перед глазами хороший пример почерка, который на ваш взгляд считается идеальным. Как вариант, могут использоваться компьютерные шрифты, рукописи ваших друзей и родственников.

Начинать тренировку необходимо с написания отдельных элементов. Помните свой первый класс, когда вы писали одну закорючку не одну линию в тетради? Пора вспомнить это беззаботное время! Для написания элементов букв и самих букв вы можете использовать и школьные прописи, которые сегодня без особого труда можно купить в любом канцелярском магазине.


Обязательно правильно держите ручку!


Если у Вас страдают не все буквы в написании, рекомендуется уделять особое внимание именно сложным для Вас элементам. Помните! За один вечер вы не сможете исправить свой почерк, поэтому настройте себя на длительную работу, которая обязательно принесет вам свои приятные плоды.

После того, как вы посвятите некоторое время написанию элементов букв, стоит переходить к более сложному занятию – написанию слов и целых предложений. Не ленитесь и постарайтесь написать одно и то же слово как можно больше раз. Тоже самое проделайте и с целыми предложениями! Этим вы сможете отточить не только написание элементов букв, но и их соединения между собой.

Пишите медленно, размерено и старательно.


Почерк в лучшую сторону задача несложная и имеющая много путей решения.

1. Метод копирования. Именно этот способ используется в при обучении письму . Метод прост. Возьмите , служащий вам эталоном, и просто многократно переписывайте буквы, а затем и целые и . Главное требование - – регулярность, регулярность и еще раз регулярность! Как показывает практика –, это не сложно, если вы уделять этому занятию по часу в день, постоянно тренироваться, всегда стараться подобным образом, – примерно через появятся результаты. При этом месяц – - это максимум, зачастую все происходит быстрее.

2. Метод аутотренинга. Также проверенная временем методика, но требующая больше времени, т.к. не многие практиковали аутотренинг, или другие практики работы с сознанием. Итак, вам понадобится овладеть релаксацией - это главное условие. Лежа на спине (ноги и руки не скрещивать), сосредоточьте внимание на мышцах тела. Вызовите во всем теле чувство тяжести и тепла. Подробное методики аутотренинга несложно найти в интернете. После достижения глубокого расслабления представьте, что вы человек, чей почерк самый лучший. А далее, просто представляйте, что он (то есть вы!) пишет письмо – самым красивым, четким почерком! Просто наблюдайте. Через неделю ваш почерк начнет непроизвольно улучшаться в лучшую сторону. Больше всего сил придется потратить на овладение аутотренингом. У одних на это уходит неделя-две, у других примерно месяц.

3. Метод НЛП. Нейролингвистическое программирование возникло относительно недавно, но успело зарекомендовать себя высокоэффективной системой, повышающей качество обучения. Несложные методики позволяют повышать эффективность освоения новых навыков и усовершенствования старых, что и требуется в нашем случае. Самое простое упражнение. Сядьте в кресло. Расслабьтесь, закройте глаза. Представьте перед собой экран, разделенный на две части. На обоих вы видите себя – пишущего письмо. Слева вы старый почерк. Справа вы пишите очень красиво и четко. Вы должны услышать скрип авторучки, видеть и слышать. А теперь присмотритесь пристальней. Слева (или наоборот) изображение более тусклое. Звуки, если есть, приглушенные. Ваша задача – исправить качество изображений. Представьте, что вы, как на старом телевизоре, подкручиваете настройки. Добейтесь того, чтобы на желаемой звук был громче, а яркость выше. Практикуйтесь в течение недели-двух, а потом улучшения заметят все.

Это не все методы. Но используя данные техники, вы гарантированно в течение месяца получите результат.

Во взаимосвязи почерка и успеваемости по школьным предметам помогла разобраться заместитель директора по учебной работе в начальных классах ГУО «Гимназия №4 г. Витебска» Наталья Каличёнок.

– Влияет ли плохой почерк на успеваемость школьника?

– Ответ на данный вопрос не может быть однозначным. Заставляя ребенка писать красиво, мы забываем, что каллиграфия – это особый вид изобразительного искусства. Иметь идеальный почерк дано не каждому. Но для начала нужно понять, что, собственно, вас беспокоит – просто некрасиво написанные слова или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы?

С одной стороны, если вы переживаете исключительно из-за красоты, то беда не так велика. Самое главное – чтобы слова нормально читались и в тексте не было грамматических ошибок. С другой стороны, некрасивый почерк действительно может стать причиной неуспеваемости многих детей. В начальной школе отметки снижают в зависимости от количества исправлений в соответствии с нормами аттестации. Затем пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить.

Кроме того, ребенок, который некрасиво и неаккуратно пишет, часто делает это медленнее других, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает плохие отметки. В результате даже самый умный ребенок может превратиться в двоечника.

– Можно ли исправить почерк, например, в подростковом возрасте? Если да, то что для этого следует делать?

Плохой почерк нужно исправлять, и это требует регулярных упражнений. Чем раньше начать его совершенствовать, тем лучше пойдет процесс. Младшего школьника можно быстрее научить новому, и он будет охотнее исправлять свои ошибки. Коррекция почерка поможет ребенку быть более усердным, внимательным, а эти качества пригодятся в дальнейшей школьной жизни. Но, прежде всего, важно выявить причину плохого почерка.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног, неподходящие пишущие ручки. Успешность письма во многом определяется созданием оптимальных гигиенических условий: подбор мебели, посадка, направление освещения, оптимальность формы ручки, продолжительность беспрерывного письма и т. д.

Причина №2. Неправильное положение тетради на парте.

Причина №3 . Плохо развита мелкая моторика рук.

Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия. Обычно данная проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Очень часто родители, видя, что ребенок путает буквы или что они «зависли в воздухе», заставляют его переделывать одно и то же по сто раз! Но многократное переписывание здесь не поможет.

Причина №5. Особенности мозговой организации. Многие считают, что отвратительный почерк – всего лишь следствие невнимательности, несобранности и лени. Но это не так. Самый главный орган, отвечающий за письмо, – не рука, а голова. Для того чтобы научиться писать, необходима не только взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в систему знаков.

Поэтому проблемы, связанные с овладением письменной речью, могут сигнализировать о нарушениях работы мозга. Чаще всего это не серьезные патологии, а некие индивидуальные особенности ребенка. Например, трудности могут испытывать левши (особенно переученные), а также люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Однако все это, как правило, легко преодолимо.

Есть гораздо более серьезная проблема – дисграфия, которая может сопровождаться дислексией – сложностями при восприятии печатного текста. Причина дисграфии и дислексии – нарушение нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга. Почерк дисграфика – не просто ужас, а ужас-ужас! Кривые строчки и корявые буквы – еще полбеды.

Слова могут быть написаны в зеркальном отражении, буквы перепутаны или пропущены, расстояние между словами неравномерное, большое количество ошибок, помарок и исправлений. Но при этом дислектики и дисграфики зачастую оказываются гораздо умнее других детей.

Многие специалисты считают, что если люди, успешно сочетающие работу обоих полушарий мозга, имеют двухмерное зрение, то восприятие дислектиков и дисграфиков трехмерное. Но, обладая этим уникальным качеством, они в большинстве случаев не умеют им пользоваться. Вообще из них вырастают либо гении (например, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен были дисграфиками), либо не уверенные в собственных силах люди.

Дисграфия – серьезная проблема, мешающая нормальной учебе и напрямую связанная с особенностями работы мозга. Поэтому внимательным родителям и педагогам необходимо своевременно показать ребенка и его тетрадь специалистам – логопеду, психологу.

– Есть ли какие-то методики или упражнения для улучшения почерка?

Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка, достаточно много. Различные техники рисования, штриховка, рисование фигуры по точкам, лепка, игра с мелкими деталями (конструктор, плетение, вязание) и т. д.

Письмо шариковой ручкой предполагает постоянное мышечное напряжение, поэтому возьмите за правило покупать ее непременно с ребенком. Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу. Дома удобнее тренироваться карандашом, фломастером, гелевой ручкой. Учащихся 5 – 7-х классов вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро, как перьевая ручка.

Если ваше чадо неправильно соединяет и пишет определенные элементы, стоит обратить внимание именно на их отработку. Пользуйтесь калькой. Кладите кальку поверх страницы. Ребенку нужно обвести образец, написать еще два раза, а потом уберите кальку, и пусть он перепишет все в чистовик. Таким образом, рука привыкает выводить красивые буквы, а ваш ученик не сильно устает.

Еще можно использовать «зебру» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными с одинаковым интервалом друг от друга), который дети подкладывают под страницу тетрадки и по линиям выводят буквы: это поможет соблюдать одинаковый размер и наклон, улучшит каллиграфию.

Время, которое вы выделяете для работы по улучшению почерка, и количество тренировочных упражнений должны быть дозированными. Не перегружайте дочь или сына. Не стоит ожидать от ребенка положительных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты. Проверяя работу, старайтесь обращать внимание не на то, что не получилось, а наоборот – как те или иные слова или даже буквосочетания ребенок написал правильно и красиво.

В более старшем возрасте исправить положение дел поможет частое переписывание текстов в медленном темпе, объем которых нужно увеличивать по мере исправления неправильно или просто некрасиво написанных букв. Для переписывания выберите произведения любимых авторов-прозаиков.

Нудные тренировки превратятся в увлекательное занятие, если начать вести свой дневник или постоянно записывать интересные мысли, не забывая о красивом почерке.

Алеся Гришман.