Кому принадлежит парфюмерная фабрика новая заря. История фабрики новая заря

В 2004 году на мировом рынке появилась парфюмерная продукция под маркой «Nouvelle Etoile». Не многие знают, что за этим названием стоит история старейшей российской фабрики «Новая Заря», которую в 1864 году основал Анри Брокар.

Открывшаяся в 1864 году, фабрика начала свою историю с выпуска недорогого, но очень дефицитного в то время мыла. Производство быстро развивалось и расширялось, и в начале 70-х годов Брокар решает начать выпуск духов и одеколонов. Спустя какое-то время его продукция завоевывает признание далеко за пределами России. В 1889 году «Персидская Сирень» получает Гран-При на выставке в Париже, а хозяева впервые оказываются на втором месте.

К началу ХХ века фабрику стали называть "Империей Брокара", каждый год становится все более и более успешным. Практически на всех конкурсах и выставках продукция Брокара получала множество наград и медалей. Так, к 1914 году фабрика обладала 8 золотыми медалями (полученны навыставках в Париже, Ницце, Барселоне и др.)

В том же году в Москве открываются четыре магазина Брокара на улицах Никольской, Тверской, Арбате и на Кузнецком мосту.

После Октябрьской революции фабрика была национализирована и переименована в Государственный мыловаренный завод №5. Навести порядок на заводе направляют директором А. Звездова. Именно он нанял инженера немца Бенгсена и химика-парфюмера француза Августа Мишеля, которые помогали восстановить фабрику. Спустя три года фабрика под названием «Государственный мыльно-парфюмерный завод №5 «Новая Заря» заработала на новом месте.

С 1922 года кроме продукции первой необходимости стали выпускать парфюмерию. Постепенно становятся очень популярными духи и одеколоны «Новой Зари»: «Октябрь», «Парижская Коммуна», «Новая Заря», «Нинон», «Цикламен». Все еще популярными оставались ароматы брокаровского периода («Любит, не любит», «Дивная сирень», «Ландыш», «Северный», «Шипр», «Тройной»). По фабричной легенде «Тройной» одеколон во флаконе в виде фляги выпускали специально без аромата для Сталина.

В 1925 году на фабрика «Новая Заря» представила свой прекрасный аромат «Красная Москва». Автором парфюмерной композиции становится парфюмер Август Мишель. Немногие знали, что он так назвал свое изобретение, выпущенное ещё в 1913 году, посвященное Дому Романовых - «Любимый букет Императрицы». На многие год этот аромат стал визитной карточкой не только фабрики, но и страны.

Каждое событие, происходившее в стране, на фабрике отмечалось новым ароматом. Так, в 1927 году к 10-летию Октябрьской революции, был выпущен «Красный Мак», а юбилеям Пушкина фабрика посвятила духи «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Пиковая Дама» и пудру «Евгений Онегин».

В 1958 году на выставке в Брюсселе «Новая Заря» представила «Черный ларец». «Голубой ларец», «Огни Москвы», «Каменный цветок», «Жемчуг», «Вечер», «Новая Заря», «Северный» и мн. др. Вся советская парфюмерия была высоко оценена международным жюри и получила «Гран При». «Красная Москва» была признана лучшим ароматом и получила Золотую медаль.

Во имя очередной годовщины армии вышли «Юбилейные», «Щит и Меч», «Сулико», «Триумф», «Торжество», а в честь покорения космоса вышел одеколон «Восток».

Часть ароматов «Новой Зари» посвящены театру: «Великая артистка», «Дебют», «Маска», «Признание».
С 1979 по 1980 год парфюмеры «Новой Зари» трудятся над ароматами в честь Олимпиады в Москве в августе. На свет появились знаменитые ароматы «Олимпийский сувенир», духи «Олимпиец» и «Мишка» во флаконе в виде олимпийского символа.

К 850-летию Москвы выпустили аромат «Мэр», который вскоре стал призером конкурса на лучшую парфюмерно-косметическую продукцию 1997 года, проводимый Российской Парфюмерно Косметической Ассоциацией.
Сегодняшний день фабрики - это напряженная, беспрерывная работа, ведь производство растет с каждым годом. Ежегодно разрабатываются и выводятся на рынок до 30 новых видов парфюмерии и косметики.

Новый этап развития фабрики и выпуск продукции под новым названием «Nouvelle Etoile» - уникальный пример плодотворного и результативного российско-французского партнерства.

Салон-магазин располагается на первом этаже, Музей - на втором. Здесь экспонаты, которые накопились за полтора века. Ещё дополнил экспозицию Государственный исторический музей. Экспозиция музея состоит из двух небольших залов - первый посвящен искусству парфюмерии и его особенностям с XI - по XX веков, но есть и более древние раритеты; второй раскрывает историю фабрики "Новая Заря" с момента ее основания до наших дней.

Главный экспонат - это перчаточник! Именно благодаря простым разносчикам перчаток, у зажиточных граждан был свободный доступ к ароматам: кожаные вещи не всегда приятно пахли и дабы благородные носы не страдали, им продавали перчатки со всевозможными о дё колони - eau de cologne (фр) - иными словами одеколон (колониальная или кельнская вода).

В витринах стоят огромные - иногда почти в человеческий рост - флаконы, в которых и был разлит пресловутый одеколон именно для гигиенических целей: мыться-то особо не мылись, и даже сам Наполеон использовал по 30 галлонов за месяц чистоты ради. Да еще чума бубонная добавила свою лепту в дело о гигиене, и пришлось носить кожаные изделия в большом количестве: вот и лились ароматные реки одеколона.

Египетскому бальзамарию - древнейшему экспонату экспозиции- более 2000 лет. Средневековые ароматницы и курительницы, роскошные предметы туалета модников 16 - 18 веков (среди них подвязки мадам Помпадур, с вышитыми на них рекомендациями как пудриться).
В конце экспозиции зала №1 стоят перегонный аппарат для масел методом дистилляции; перегонка с паром (струя пара пропускается через сырье, нагреваемое в перегонном кубе).

Есть вещи и необычные.. Зрительские трубочки ХVIII в. Дамам было положено рыдать при просмотре пьес, где кипели страсти. Но выдать нужное количество слёз в нужное время могла не каждая. Поэтому зрительницы подносили к глазам трубочки - хрустальный флакончик с глазком-биноклем посередине и нюхательной солью внутри. Вдохнула резкий аромат и - слёзы льются с требуемой частотой.

Стенд с ароматами - именно здесь можно понюхать все то, о чем мы знаем: ландыш, имбирь, мускус, ладан, пачули... Огромное количество ароматических натуральных запахов, не продающихся ни в аптеках, ни в магазинах. В наш век, когда парфюмерная композиция на 70% состоит из ненатуральных ингредиентов, окунуться в мир настоящих запахов - дорогого стоит.

В зале №2 - история фабрики "Товарищества Брокар и К°", именно так "Новая Заря" называлась во времена своего основания. В 1864 году основана фабрика запахов потомственным знатоком ароматов из Франции Генрихом Брокаром, а после революции 1917г. фабрика была национализирована и переименована в Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат №5. Безликое название не прижилось, и в 1922 году по предложению главного парфюмера Августа Мишеля (работавшего на предприятии еще со времен Брокара) стала "Новой зарей".
Брокар первым стал делать рекламные наборы, куда входили маленькие образчики его продукции (те самые "пробники", в ХХ веке примут на вооружение парфюмеры всего мира). Судя по дивной красоте флаконов, Брокар работал с лучшими стекольщиками России и Европы.

Экскурсовода нет (всех экскурсоводов уволили недавно) грустно! - без них не так интересно, сейчас ведёт рассказ консультант по продажам (с 1-го этажа из магазина). Я с подругой были единственными в музее.

Экскурсия в Музей парфюмерии совершенно бесплатна! Ещё строго предупредили, что фото запрещены!! Публикую фото таблички на входе.

МУЗЕЙ: вт-сбб с 10 до 19, вск с 10 до 18, пнд - выходной.

МАГАЗИН: пнд-сбб с 10 до 20, вск с 10 до 19

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

Долгие десятилетия принято было считать, что настоящие духи делают только во Франции. Безусловно, искусство французских парфюмеров не знает себе равных, и все же качественную парфюмерию производят очень во многих странах, в том числе и в России. Многие женщины, например, незаслуженно игнорируют духи «Новая Заря», а ведь некоторые образцы парфюмерии этой фабрики ничуть не уступают французским.

История «Новой Зари»

Фабрика «Новая Заря» была основана в 1864 году французом Генрихом Брокаром. Разумеется, название тогда было другим: новое «революционное» имя предприятие получило в 1922 году. В промежутке между октябрьской революцией и переименованием в «Новую Зарю» фабрика носила малопривлекательное название «Парфюмерно-мыловаренный комбинат №5».

Как и другие духи того времени, «Персидская сирень» отличалась простой композицией, что, впрочем, не помешало аромату стать популярным не только в Российской Империи, но и за ее пределами.

После революции известность фабрике принесли духи «Красная Москва». Этот необычайно популярный в середине XX века аромат выпускается и сегодня. Равнодушных к этому парфюму нет: кто-то считает его безнадежно устаревшим и безвкусным, а кто-то уверен, что этот классический аромат по-настоящему роскошен и никогда не выйдет из моды.

В начале XXI века «Новая Заря» стала выпускать продукцию в сотрудничестве с французскими парфюмерами под маркой «Nouvelle Etoile». Появились новые ароматы класса «люкс» по более высокой, чем прежде, цене, стало уделяться повышенное внимание упаковке парфюма.

Феномен «Новой Зари»

У советских женщин особого выбора не было: французские и даже польские духи было не так-то просто раздобыть, а продукция «Новой Зари» была доступной. Сравнительно недорогие и очень стойкие ароматы были популярны: флакончик «Красной Москвы» или «Злата скифов» был, наверное, у каждой жительницы Советского Союза.

Открылся «железный занавес», и модницы получили возможность приобретать любые заграничные ароматы. В большинстве случаев, впрочем, неопытным покупательницам предлагались грубые подделки, но вскоре и настоящие произведения французских парфюмеров стали вполне доступными. Однако, несмотря на все это изобилие, многие и в двадцать первом веке продолжают с удовольствием использовать продукцию фабрики «Новая Заря». В чем же секрет популярности этих духов?

Условно продукцию «Новой Зари» можно поделить на три группы:

  • Классические ароматы («Красная Москва», «Злато скифов», «Елена» и другие знаменитые духи);
  • Модные ароматы (серии ароматов, которые выпускаются в течение нескольких лет, а затем снимаются с производства. В эту группу входят духи «Милая», «Шалунья», «Кузнецкий мост» и другие);
  • Лимитированные серии (выпускается всего лишь одна-две партии таких духов, например, «Персидская сирень» - копия одного из самых первых ароматов Генриха Брокара).

За что любят «Новую Зарю»?

У продукции «Новой Зари» есть немало достоинств. В первую очередь к достоинствам можно отнести, конечно же, цену: оригинальная продукция старейшей парфюмерной фабрики стоит зачастую дешевле, чем примитивные подделки, изготовленные в кустарных условиях.

«Новая Заря» предлагает огромный ассортимент парфюмерии, причем ароматы отличаются разнообразием, а это значит, что каждая женщина сможет найти «свой» парфюм. Немаловажно, что запахи духов «Новой Зари» в большинстве своем очень стойкие: достаточно нескольких капель духов, чтобы благоухать часами.

Недостатки парфюмерии «Новой Зари»

Есть у парфюмерии знаменитой фабрики и недостатки – возможно, именно они мешают компании приобрести международную популярность. Так, из-за недостатка рекламы большинство новинок остаются неизвестными рядовым покупателям. Та реклама, которая есть, дает о продукции очень смутное представление, что также не способствует популярности ароматов. То же можно сказать и о названиях духов, которые зачастую бывают не слишком удачными. Например, недоумение вызывают названия типа «Милая днем» или «Скандал».

Очень часто фабрику «Новая Заря» обвиняют в клонировании известных «раскрученных» ароматов.

Например, аромат «Кузнецкий мост» в белой упаковке практически идентичен «Climat» от Lancome, а «Зеленый чай» и «Перечный чай» подозрительно напоминают духи от Элизабет Арден. Таких примеров, по мнению потребителей, немало. При этом в большинстве случаев ароматы «Новой Зари» уступают оригиналам. Несмотря на то, что фабрика «Новая Заря» дает возможность своим покупателям приобрести аналоги известных и модных парфюмов по смешной цене, подобное копирование ароматов не к лицу старейшей парфюмерной фабрике с богатейшей историей.

Еще одним недостатком продукции фабрики является, как ни странно, ее недоступность. Во многих городах России проще купить оригинальный французский парфюм, чем духи от фабрики «Новая Заря». А ароматы лимитированных серий не повторяются, что вызывает немало нареканий со стороны тех, кому эта парфюмерия пришлась по душе.

Недовольство зачастую вызывает и упаковка. Понятно, что низкие цены объясняются минимальными затратами на производство флаконов и коробочек для них, и все же вызывающе дешевые пластиковые кособокие крышки и флаконы, лишенные всякой индивидуальности, нравятся далеко не всем. Впрочем, встречаются и исключения, например, очаровательные винтажные бутылочки из серии «Драгоценные камни».

Мария Быкова

Тематическое оглавление (За жизнь)

Что, ж будем вспоминать продукцию московской фабрики «Новая Заря». Начнем с того, что это ее советское название, а до революции она называлась по имени ее владельца Генриха Афанасьевича Брокара или Анри Брокара.
Фабрика была семейным предприятием. Хозяин – француз, женившейся на русской, и имевший знания и умения в области парфюмерии (он был из семьи парфюмеров), организовал новое производство. Фабрика производила продукцию не хуже французской и одна из первых в России начала использовать рекламные разнообразные технологии: мыло в подарок при покупке одеколона, симпатичные открыточки в придачу к покупке, бонусы, интересно убранные витрины и др. Но это – отдельная история.
Здесь речь пойдет о восприятии продукции «Новой Зари» женщинами в 80-х годах. Действительно, эти духи не ценились, по крайне мере, в Москве. Самыми известными из них были «Красная Москва». Они даже получили какой-то приз на международной выставке, но очень давно. Духи продавались в красивом флаконе с кисточкой и в красненькой коробочке с силуэтом кремлевской стены. Запах у них мне, например, не нравился, но они были стойкими. Вообще, стойкость духов зависит от количества собственной парфюмерной композиции, приходящейся на объем жидкости. Начиная с 80-х годов парфюмерной композиции все меньше, и не только у наших духов, но во всем мире.
Разве можно сравнивать тогдашние французские духи с сегодняшними? Те были очень стойкими. По 20 лет пах какой-нибудь надушенный платочек, который забыли в кармане старого платья, хранящегося на антресолях. Иногда их можно было купить в больших универмагах или специализированных магазинах, например, а ГУМе, «Подарках». Стоили французские духи примерно 25 руб., спекулянты продавали по 40. А, может, 35 и 50 – не помню уже. А «Красная Москва» стоили где-то около 5-ти-7-ми рублей.
Французские духи считались очень хорошим подарком, их дарили любимым женщинам, врачам, учителям, чиновникам, а «Красную Москву» можно было подарить бабушке.

В 70-х годах еще были популярны арабские духи, которые везли из Египта наши специалисты, работающие там на больших объектах. И в магазинах они продавались. Ах, «Нефертити»! Как они мне нравились! К сожалению, этих духов нынче не существует. Французы перекупили арабские бренды и уничтожили.
Польские духи продавались в фирменном магазине «Ванда». Котировалась «Пани Валевская» в синем длинном флаконе.
В крайнем случае, покупали духи «Дзинтерс» - латышские.
Так что «Новая заря» шла в рейтинге покупательских предпочтений на последнем месте.

Кроме «Красной Москвы», «Новая Заря» выпускала духи «Каменный цветок» в оригинальной коробочке зеленого цвета, похожей на малахитовую гору, и духи «Ландыш Серебристы» (хотя я любила просто "Ландыш"), ну и, конечно, «Шипр» для мужчин. Духи "Красный мак". Больше не помню. Но их ассортимент не менялся десятилетиями.
Мой муж до сих пор все духи делит на «Шипр», «Ландыш» и «Красную Москву». В принципе, он прав: запахи делятся на шипровые, цветочные и фантазийные.

Перед самым концом СССР (или в начале 90-х?) фабрика создала новые духи – "Злато скифов". Потом был «Кузнецкий мост». Они пользовались спросом. Потом они уже делали новые духи чуть не каждые три месяца. Как ни странно, но «Новая Заря» цела до сих пор, более того, в России у них нет конкурентов.
У них есть фирменные магазины, и они держат на прилавках все, что выпускали когда-нибудь. Так я узнала, что у них был не только «Ландыш Серебристый», но и духи, имитирующие запахи почти всех существующих цветов, например, герани и мимозы. А я люблю чистые цветочные ароматы без примесей – с них когда-то началась парфюмерия еще в Древнем Египте. Видели на головах некоторых женщин, изображенных на фресках, высокие конусы? Это были своеобразные духи, а состояли они из жира, которых удерживал запах жасмина и роз.

Не уверена, выпускала ли «Новая Заря» кремы, но все равно вспомню и о них. Я, например, всегда покупала крем «Бархатный» в стеклянных бутылочках - он розовый такой был. На все случаи жизни подходил, но имел один недостаток: трудно вытрясался из бутылочки, особенно, ближе к концу. Очень жаль, что он пропал. Про наши кремы говорили, что, хотя упаковка у них неказистая, но зато они натуральные, экологически чистые. И крем «Детский» был хорош. И огуречный лосьон. И рассыпчатая пудра в картонных коробочках. Правда, сама я пользовалась уже компактной пудрой.
Многим нравилась отечественная помада, опять же по принципу безвредности. У меня она почему-то моментально стиралась, и я предпочитала французскую, английскую, итальянскую, которую опять же можно было купить без особых хлопот в больших московских магазинах. Не всегда, но нет- нет, да и попадалась.

Сегодня духов много, и они - самые разные. Теперь люди уже не думают, что если духи французские, то, значит, самые лучшие. Все духи утратили стойкость, и нет смысла платить в 10 раз дороже – будет то же самое. Конечно, покупают раскрученные бренды, но есть спрос и на узкие оригинальные линии, и даже на индивидуальные запахи. В этом разнообразии есть место и для духов «Новой Москвы». Во всяком случае я не прохожу мимо их магазинов.

«Новая заря» - московская парфюмерная и косметическая фабрика. Отечественная парфюмерия имеет свою многолетнюю историю. И конечно же, начало российской парфюмерной промышленности положил француз. Имя ему - Генрих Брокар (Henri Brocard). Этот известный французский парфюмер прибыл в Россию в 1861 году, а в 1864 году основал в Москве фабрику, известную и поныне под названием «Новая заря».

В конце XIX века эта фабрика была самой крупной в Европе! С 1925 года выпускает знаменитые духи «Красная Москва».


Брокар происходил из парфюмерной династии. Его отец, Атанас (Atanas), владел парфюмерной фабрикой и имел собственный магазинчик на Елисейских полях в Париже.
Сын Атанаса Генрих оказался куда более удачлив. В истории этого успеха, как всегда, «шерше ля фам», или «ищите женщину». Многим в своей работе Генрих Брокар обязан своей супруге – Шарлотте Рив (Sharlotte Reve) – бельгийка по происхождению, родившаяся в России и получившая образование в Москве, она была очень хорошо знакома с нашей культурой.

ШАРЛОТА И ГЕНРИХ БРОКАРЫ.
Валентин Пикуль в рассказе «Душистая симфония жизни» пишет: «Брокары открыли второй магазин на Биржевой площади, и тут пришлось звать полицию, ибо громадная толпа угрожала разрушить двери и разбить витрины, чтобы проломиться до прилавка. Дело в том, что Шарлотта Андреевна придумала небывалый сюрприз. Всего за один рубль продавались "наборы": в элегантной коробке были уложены сразу десять парфюмерных изделий с одинаковыми ароматами (духи, одеколон, пудра, кремы, саше, помады и прочее). Успели продать только две тысячи "наборов", после чего полиция, вся в запарке, велела закрыть магазин, не в силах справиться с напиравшей толпой».


Однако сперва на фабрике, открытой Брокаром в России, выпускали вовсе не парфюмы, а... парфюмированное мыло. В то время мыло было дефицитом. Мыло Брокара имело необычную форму, например, шарообразную или с напечатанными русскими буквами – для детей. Затем для общественности был установлен фонтан из одеколона, в который любой человек мог бесплатно окунуть платок – так было положено начало грандиозному успеху Империи Брокара. Духи «Новой зари» были отменного качества и поставлялись на продажу во многие страны Европы. К сожалению, революция 1917 года положила конец Империи Брокара, но его фабрика, знаменитая «Новая заря», продолжала и продолжает существовать.


Благодаря фабрике в Москве появилась улица Новая Заря в связи с планировавшейся постройкой на ней жилых домов для работников и служащих фабрики. До 1929 года это название носил современный 4-й Рощинский проезд. 10 октября 1929 года название было закреплено за примыкающей к проезду улице, которая и сегодня носит это название.

Самым знаменитым детищем Брокара стал парфюм «Любимый букет Императрицы», вышедший в свет в 1913 году. В наши дни он известен под названием «Красная Москва». Эти духи были созданы специально для Великой Княгини Марии Александровны – последней русской Императрицы. Однако, хотя «Красная Москва» и подается, как тот самый «Букет», есть мнение, что это не совсем так. Дело в том, что кроме Брокара никто не знал точного состава «Букета», и после его смерти точный аналог так и не был найден – Генрих унес его с собой в могилу.


Сейчас «Новая заря» успешно конкурирует с иноземными парфюмерными компаниями. При том, что ароматы «Новой зари» сохраняют отменное качество.


Однако в каждой бочке мёда всегда найдётся ложка дёгтя. Многие сегодняшние парфюмы «Новой зари» повторяют либо ароматом, либо флаконом известные иностранные парфюмы. Очевидно, такие совпадения не являются случайностью. Например, «Зеленый чай» Новой зари очень похож на “Green Tea” от Elizabeth Arden. А вот «Белый чай» отсылает нас прямиком к “Au The Blanc” от Bvlgari. «Нежный мускус» (кстати, великолепный аромат из замечательной серии «Волшебство Пачули», «Золотая амбра» и «Нежный мускус») напоминает “Musk Kublai Khan” от Serge Luten. «Кузнецкий мост» является клоном знаменитого “Climat”. В «Красном маке» легко можно узнать “Flower by Kenzo”. А в «Белом ирисе» лично мне слышится “Anais Anais” от Cacharel. И так далее, и так далее...


ПОКУПАЛА ЭТИ ДУХИ. АРОМАТ ТОЧНО КАК CLIMAT.

Думаю, у каждого знакомого с парфюмерией человека могут возникнуть свои собственные ассоциации. Однако все эти сравнения вовсе не умаляют качества парфюмерии «Новой зари» - ароматы отменные! Возможно, многим людям будет по карману купить именно эти отечественные аналоги зарубежных парфюмов, если цены на импортную парфюмерию кажутся слишком высокими.




Наверняка многие уже обратили внимание на рекламные щиты на улицах Москвы, на которых рекламируется магазин парфюмерии “Nouvelle Etoile”. Это не что иное, как наша старая знакомая «Новая заря», только по-французски, в русско-французском проекте.




Над ароматами «Новой зари» продолжают трудиться не только российские, но и французские профессионалы. А это значит, что обмен парфюмерным опытом между нашими двумя странами продолжается. Будем надеяться, что это сотрудничество не сильно скажется на ценах давно полюбившихся парфюмов.




ДЛЯ МУЖЧИН



ПОДРОБНЕЕ О ДУХАХ " КРАСНАЯ МОСКВА".

«Красная Москва» - знаменитые в советское время женские духи производства московской фабрики «Новая заря» (до революции - «Броккар и К»). Содержат более 60 компонентов, в официальной характеристике духов сказано так: «Тонкий, тёплый, благородный аромат с оттенком флердоранжа».


Рудольф Аркадьевич Фридман в своей книге "Парфюмерия", издания 1955 года, пишет: «Красная Москва - ассоциируется с изящной теплотой, игривой и кокетливой томностью, мелодичной, пластичной певучестью», «духи "Красная Москва", в основном представляющие собой фиалковой комплекс, по запаху сам по себе довольно сентиментальный, но который благодаря изменению тембра и введению ряда гармонирующих веществ получил особую красоту и богатство запаха», «Духи "Красная Москва", состоящие из смеси основ ириса, фиалки, гвоздики для совершенства (закругления) всех этих первичных материалов и для усиления их тонкого запаха нуждаются в значительной доле жасминной эссенции». Рената Литвинова характеризует их как «приторные, концентрированные… рождающие чувство нормальной здоровой ностальгии». В 1958 г. отмечены призом на всемирной выставке в Брюсселе.


Согласно менее популярной версии, духи «Красная Москва» созданы в середине 1920-х гг. при участии Полины Жемчужиной (жены будущего наркома В. М. Молотова) и не имеют прямого отношения к дореволюционным ароматам, так как в то время соответствующие ингредиенты ещё не использовались в парфюмерии.


Распространена также городская легенда об особом сходстве ароматов «Красная Москва» и «Шанель №5». При этом либо советские духи трактуются как попытка советской парфюмерной промышленности скопировать знаменитый французский аромат, либо утверждается, что французский аромат синтезирован Эрнестом Бо (до революции работавшим в Москве) на основе «Букета императрицы».