Фамилии известных мастеров кукольников. Куклы современных мастеров

Куклы – любимицы многих девочек, это не просто игрушка, а скорее первый маленький друг, которому малышка доверит первые секреты, за которым она будет ухаживать и о ком заботиться. В последнее время все реже на рынке можно увидеть действительно красивую куклу, в основном там представлен ширпотреб или ставшие традиционными Барби или Синди. Качественные и действительно красивые изделия изготавливают на заказ. Глядя на кукол, невольно начинаешь понимать, почему раньше их использовали в качестве украшения интерьера.

Один из ярчайших образцов мастерства кукольников – это работы норвежской художницы Сиссель Скилле. Глядя на ее творчество, невозможно представить, что у этой женщины нет художественного образования. Она говорит, что на создание кукол ее вдохновляют маленькие дети.

Будучи ребенком, Сиссель мечтала, что будет коллекционировать кукол, но ее мечта исполнилась лишь к 35 годам – она стала мастером, которому под силу изготовить любой шедевр. Она экспериментирует со стилями, материалами, чаще всего художница создает кукол из цернита – мягкого материала, похожего на воск, из него она делает голову, ножки и ручки, тело же пластиковое. Глаза выполняются из стекла, а волосы – натуральные, все костюмчики создает Сиссель вместе со своей мамой. Каждая кукла – индивидуальна, это детище мастерицы, которым она очень дорожит. В течение года Сиссель изготавливает не более 10 кукол.

Норвежская художница Ким Ван де Ветеринг также изготавливает авторские куклы.

Она начала создавать свою коллекцию более 10 лет, зачастую она делает удивительных младенцев разного возраста, миниатюрных, но неимоверно очаровательных.

Победительница конкурсов, профессиональная художница делает очень кропотливую работу, ее куклами хочется любоваться, настолько живыми они кажутся.

Интересные шедевры можно изготавливать и их менее дорогостоящих материалов. Русская мастерица Лидия Каламбет знает в этом толк, она даже дает мастер-классы, изготовление одной куклы в умелых руках занимает 1,5-2 часа.

Глядя на эти яркие, забавные игрушки поневоле сомневаешься в том, что они изготовлены из капроновых или шерстяных колготок, вышедших из употребления. Сшить подходящий наряд, сформировать голову и тело куклы, а затем раскрасить его – работа не из легких, но результат того стоит.

Невероятно живые и красивые куклы создает Олина Вентцель – одна из самых известных художников-кукольников в России. Ее шедевры пользуются успехом не только на территории нашей страны, но и за границей. Долгое время Олина работала художником-постановщиком в киностудиях и театрах, изучила историю и стала создавать коллекционных кукол из фарфора.

Ее красавицы-куклы в исторических костюмах выглядят неотразимо, выставки Олины Вентцель проходят в музеях страны и зарубежья, коллекция побывала в Амстердаме, Нью-Йорке, Париже, Венеции и прочих крупных городах. При желании можно и приобрести фарфоровую куклу Олины, но обойдется это удовольствие недешево, ведь мастер использует тончайшие кружева, антикварные ткани, фурнитуру, вручную расписывает каждый участок тела куклы.

Швейцарская мастерица с итальянскими корнями Анжела Суттер также создает свой маленький кукольный мир. Она долгие годы искала свой стиль, зато сейчас ее куклы пользуются огромной популярностью у коллекционеров. Куклы большие, примерно 60-70 сантиметров, роспись лиц выполняется вручную, волосы – настоящие, глаза делаются из стекла. Несмотря на то, что лица кукол похожи, они получаются индивидуальными. Различные волосы, глаза, эксперименты с одеждой делают каждое изделие неповторимым.

Есть и куклы, наряженные в одежду разных народов мира. Анжела старается сделать кукол красивыми, но в то же время, чтобы в их образе присутствовала несколько детская небрежность, дабы подчеркнуть, что это не просто безликие существа. Стоимость кукол – около 2000 долларов, Анжела изготавливает не так много кукол, поэтому коллекционеры выстраиваются в очередь.

Фарфоровые и виниловые куклы Дианы Эффнер не менее эффектны, мастерица уже давно открыла собственные курсы по изготовлению шедевров, ее ученики тоже признанные мастера изготавливают удивительно красивые игрушки.

Диана Эффнер начала изготавливать первых кукол, когда работала воспитателем в сиротском приюте в штате Миссури. Увлечение переросло в хобби, а затем и в средство существования. Диана десять лет изучала секреты мастерства, дизайна, скульптуры, технологии, после чего ее куклы стали признанными шедеврами. Она не стала делать тайны из своего творчества и открыла мастерскую, где рассказывает о материалах, рецептурах и специфике изготовления фарфоровых коллекционных кукол, которые уже давно стали любовью ее жизни.

Кукинова, русский мастер, она одна из первых решила возродить художественных кукол. Ее произведения занимают достойное место на полках коллекционеров. Фарфоровые портретные и сувенирные куклы выполнены с высочайшей точностью и удивительно реалистичны.

В качестве одежды мастер выбрала одежду 18-19 века, которую тоже воспроизводит с высокой исторической точностью. Многие куклы выполнены в единственном экземпляре, есть и лимитированные тиражи – от 3 до 150 штук. Также мастер изготавливает глиняных и тряпичных кукол, но с красотой точеного фарфора не может сравниться ничто.

Конечно, мастеров, изготавливающих красивейших кукол, в мире очень много. Есть даже такая услуга как создание куклы по фотографии или портрету, стоит такая радость недешево, но это действительно индивидуальный и очень необычный подарок!

Самое интересное событие для кукольников и ценителей этого творчества - ежегодная выставка - яркое, красочное, и действительно сказочное шоу проходит в Москве в восьмой раз. Хочу отметить, что в воскресение, 17 -последний день.

Как зазывали раньше в шатры со зрелищными представлениями: «Спешите видеть»!

4 тысяч квадратных метров престижного выставочного зала в центре столицы занимает экспозиция лучших художников по куклам со всего мира: 26 стран, сотни авторов, тысячи кукол, мишек Тедди, инсталляций и проектов, созданных специально для этого шоу.

Ежегодно организаторы выставки выбирают кукол, которые красуются на афишах мероприятия. В этом году «лицами выставки» стали работы Хильдегард Гюнцель — куклы Мэги и Аллюр. У этих красавиц-фей есть собственная история, придуманная автором, согласно которой они пришли в мир людей, чтобы научить их, как стать лучше и добрее.

Я покажу несколько.


Куклы мастера Оксаны Сахаровой, проект «Крылья»

Кукла Хильдегард Гюнцель


Хильдегард Гюнцель — один из самых известных и именитых мастеров-кукольников современности. Имея диплом Немецкой школы моды, она увлеклась куклами и их дизайном; ее первыми работами стали куклы-украшения на шнурке. Тема захватила дизайнера: Гюнцель стала работать с гипсом, позже увлеклась марионетками и будуарной куклой. Ее нынешняя техника — роспись по белому фарфору с использованием покрытия из специального воска, с помощью которой Гюнцель достигает потрясающего натурализма — «ноу-хау» и тайна мастера.



Будуарная кукла Микаэла (92 см), мастер Анна Терехова

Из года в год на выставке экспонируются работы лауреатов премии Пандора Платинум, основателями которой является Фонд культуры поддержки и поощрения развития кукольного театра «Куклы Мира». Премия призвана отражать пройденный мастерами путь, чтобы оценить вклад каждого художника в кукольное искусство.

Команда Hazeki Office представляет новую экспозицию сильнейших японских кукольников UNIQUE DOLL ART.

Проект UNIQUE DOLL ART (Япония ).

Мастер Ольга Сидорова в своем проекте ZODIAC представляет 12 фарфоровых кукол, каждая из которых выполнена по мотивам картин Питера Лоумэна. Каждый знак зодиака выражает индивидуальность человека и символизирует его душу и эмоции — именно это художница постаралась отобразить в своих работах.

Ольга Сидорова, проект ZODIAC


Фарфоровая кукла Маргариты Цветковой «Девочка с незабудками».
Фото Анастасии Гусаровой


(«Кукольный Домик»)

Текстильные куколки участника выставки «Искусство Куклы» Елены Грибановой
(«Кукольный Домик»)

Открывая в 1997 году в Центральном Доме Художника галерею, Ирина Мызина мечтала открыть российской публике новый для нашей страны вид искусства — художественные коллекционные куклы. Ирина вместе с командой энтузиастов доказала, что авторские художественные куклы — это отдельное направление искусства, такое же значимое, как живопись или скульптура.

Петербурженка Татьяна Бунь, чье имя известно не только в России, но и в Америке, Европе, Японии и Израиле, делает куклы, которые умеют капризничать, выбирать наряды и воспитывать детей.

Недавно выставка кукол Татьяны Бунь прошла в Константиновском дворце в Стрельне.

Кукла в подарок

Когда у Татьяны Бунь появилась маленькая дочка, шла перестройка. Тяжело было достать даже продукты, не то что игрушки для ребенка.

Однажды бабушка моего мужа увидела, как люди выносят на помойку немецкую куклу, и попросила: "Отдайте ее мне - пусть правнучка поиграет", - вспоминает Татьяна. - Так первая старинная игрушка попала в нашу семью.

Татьяне, домохозяйке, получившей в свое время профессию химика-аналитика, пришлось впервые попробовать себя в качестве реставратора.

Кукла была очень красивой, но слишком большой - выше моей дочери, поэтому поначалу ребенок играть с ней не мог. Зато друзья, приходившие в гости, постоянно брали куклу на руки и нянчили ее, - говорит Татьяна. - У психологов существует теория, согласно которой в каждом из нас живут ребенок, взрослый человек и родитель. Видимо, общение с прекрасной игрушкой помогало моим друзьям поддержать самую непосредственную и ресурсную - детскую часть души.

Психологических теорий Татьяна тогда не знала. Но начала собирать личный музей старинных игрушек. Кто-то одобрял это начинание, кто-то говорил: "Зачем ты занимаешься глупостями?", а к Бунь все стекались и стекались куклы с самыми необычными историями.

Одну из них мне отдала очень старенькая бабушка, - вспоминает Татьяна. - Во время революции ее отцу, булочнику, игрушку принесли богатые люди, чтобы выменять на хлеб. Другую куклу ее прошлые владельцы взяли с собой, убегая из родного города во время Великой Отечественной войны. Представляете, дома оставили огромное количество необходимых вещей, а игрушку решили спасти - так она была им дорога.

Мечты об арлекине

В прошлом коллекция Татьяны Бунь насчитывала больше 500 единиц хранения. Сегодня у нее дома только около сотни любимых экспонатов. Остальное передано в один из музеев Челябинска. Причин много. Одна из них - новая любовь, с которой Бунь встретилась во время туристической поездки в Чехию.

Он сидел за стеклом в кресле-качалке. Печальное бледное лицо, изящный черно-белый костюм.

Небольшая игрушка-арлекин в витрине ювелирного магазина так понравилась мне, что я захотела ее купить, - вспоминает Бунь. - Но она не продавалась. Тогда я решила, что во что бы то ни стало сделаю куклу сама.

Это сейчас в России есть огромное количество курсов авторской куклы и Интернет, где собрано немало информации по "кукольной" теме. Тогда, в 1997-м, российских кукольников можно было пересчитать по пальцам, и Татьяне приходилось полагаться только на себя. По возвращении домой она села за книги и справочники, старательно выписывая из них всю полезную информацию. Через несколько месяцев Бунь уяснила технологию изготовления куклы. Еще через три недели родилась ее первая игрушка - гламурно-куртуазная арлекинесса в черном бархатном костюме.

С тех пор мои куклы значительно усложнились, - говорит Татьяна. - На изготовление одной работы теперь уходит от двух до трех месяцев. Самое трудное - сделать пальчики и расписать лицо. На этом этапе даже одно неверное движение может испортить всю работу.

Куклы Татьяны Бунь условны. Их лица бледны, глаза огромны, тела порой слишком вытянуты и худы. Только в порядке эксперимента мастер изготавливает работы, до мельчайших деталей похожие на людей.

У одной из моих кукол есть даже линии жизни на ладонях, но, будь я коллекционером, я бы такую не приобрела. Куклы - это куклы, а люди - это люди: я никогда не забываю, что это два разных мира и между ними есть граница. Именно поэтому принципиально не делаю популярные нынче портретные куклы, которые полностью повторяют черты лица политиков или звезд.

Ангелы и манюня

Свеча, кусок полипропилена, обтянутый белой тканью, пакет с лоскутками синтетического шелка. На рабочем столе Татьяны почти идеальный порядок. Кукольница обжигает шелковые кружочки и пришивает их к полотну. С каждым стежком конструкция в ее руках все больше напоминает крылья.

Ангела я впервые увидела в четырехлетнем возрасте - на иконе, принадлежавшей моей прабабушке, - вспоминает Татьяна. - Он был весь из себя такой волшебный! Это, наверное, стало одним из главных впечатлений моего детства. Иногда я просыпалась утром, видела перышко, выпавшее из подушки, и думала, что это у меня ночью выросли крылья, что я летала и обронила перо.

С возрастом "ангельские" впечатления, конечно, забылись. Но не навсегда. В 1998 году начинающая кукольница Бунь сделала своего первого ангела.

Каким образом детские фантазии снова воскресли в моей голове, я не знаю, - говорит она. - Наверное, это ангелы мне нашептали.

Теперь белокурые крылатые существа - маленькие и большие, бодрствующие и спящие - рождаются в мастерской Бунь по нескольку раз в год. Вместе с роскошными дамами и арлекинессами они стали главной особенностью авторского стиля Татьяны. Впрочем, у Бунь есть и другие персонажи, известные российским и зарубежным коллекционерам кукол, - серия кошек из папье-маше, фигурки японских девушек, козочки из белой глины, наряженные в русские народные сарафаны.

А еще я делаю манюнь. - Татьяна показывает корреспонденту "РГ" смешную тряпичную куклу с двумя косичками, одетую в крепдешиновое платье и белый сарафан. Простая и мягкая, она нисколько не похожа на большинство других произведений Бунь. - На них я отдыхаю от сложных работ. Ведь кукольник - это такая профессия, где невозможно уйти в отпуск. Нужно обладать безумной силой воли, чтобы сказать себе: "Стоп, в течение ближайшего месяца я не буду заходить в мастерскую". Так что манюни - самый доступный для меня способ досуга.

Кукольные капризы

Не верьте тем, кто скажет, что куклы - живые существа. Впрочем, и тем, кто считает, что они неодушевленны, не верьте.

Фарфор, текстиль, кружева и лоскуточки "очеловечиваются" под руками автора, впитывают его энергию. В результате куклы могут проявлять свою волю и даже капризничать, - признается Татьяна Бунь.

Некоторые дамы ни в какую не хотят носить наряды, которые им предназначены художником: костюмы приходится перешивать по два, а то и по три раза. Еще сложнее придумать для новой работы имя.

Для одной из своих кукол я перебрала больше двадцати имен, но ни одно ей не подходило, - говорит Татьяна. - Работу надо было везти на выставку, и в последний момент перед отъездом я услышала по радио пьесу Бетховена "К Элизе". Совпадение ли это было или мистика, но кукла "согласилась" стать Элизой без всяких возражений. Вот и рассуждайте после этого, насколько они одушевленны.

Капризные или послушные, живые или игрушечные, куклы могут выполнять еще одну вполне человеческую функцию: они воспитывают детей.

Старинная или коллекционная кукла позволяет ребенку жить в мире хрупких вещей, пробуждая в нем чувство такта и деликатность, - считает Бунь. - В отличие от современных резиновых или пластмассовых игрушек, их не бросишь о стену и не уронишь на пол. К тому же они подталкивают девочек к творчеству. Это для Барби любой костюм можно купить в магазине, а здесь приходится брать в руки иголку с ниткой и что-то придумывать самостоятельно.

Матрешка — далеко не единственная кукла, ставшая национальным символом. Большинство ее иностранных "коллег" старше лет на 300, хотя есть и молодые последователи. "Огонек" рассказывает о куклах, которые покорили мир


Арлекин, прежде чем из него сделали узнаваемую во всем мире куклу, был известным персонажем итальянского театра масок XVI века. Изначально простофиля и шут Арлекин был одет в костюм, напоминающий крестьянские лохмотья. Однако со временем, когда образ начали тиражировать, его приодели. Костюм стал пестрым, заплаты на ткани превратились в яркие ромбы. Пару веков спустя Арлекин уже стал полноценной куклой, более того — одним из главных сувениров Италии.

Петрушка


Эта кукла — классический образец перчаточной куклы — известна в России с XVII века. Свои Петрушки есть и в Европе: в Италии — Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Англии — Панч. Петрушка — не просто кукла, это театральный персонаж, который своей популярностью обязан представлениям на ярмарках. Известные классические сюжеты, которые разыгрывали "петрушечники": сцена с невестой, обучение Петрушки солдатской службе, лечение Петрушки. Кто не знает: у Петрушки есть и полное имя — Петр Иванович Уксусов (это имя упоминается как раз в одной из сценок).

Кукла вуду


Назначение этой тряпичной игрушки — самое мистическое: считается, что с ее помощью можно воздействовать на человека. Есть версия, что на территории Бенина африканцы занимались этим еще тысячу лет назад, но более популярна версия о том, что кукла появилась на Гаити в XVII-XVIII веках вместе с массовым завозом рабов из Африки. В США и на Кубе ее чаще называют "сантерия". Что касается Европы, то во многих странах сегодня нарасхват штучная продукция — куклы вуду приобретают для "расправ" над неверным возлюбленным или чересчур строгим начальником.


Кукла кокэси родом из Тохоку, что на северо-востоке Японии, достойна особого внимания. Уже в начале XVII века она пользовалась изрядной популярностью у заезжих гостей: считалось, что эти куклы обладали магическими свойствами, приносили удачу и исполняли желания. Сегодня известно 11 видов кокэси (у каждой из них — свое имя). Но тип неизменен — цилиндрическое тело и голова. Ручек и ножек у куклы нет. Считается, что именно этот тип вдохновил русских умельцев на создание матрешки в конце XIX столетия.


Еще одна знаменитая японская кукла, которую тоже считают прототипом матрешки. Помимо того, что у нее нет ни рук, ни ног, она еще округлой формы и яркой — обычно красной — расцветки. Точная дата рождения не установлена — считается, что поточный выпуск дарумы совпал с началом XVII века. А вот названа она была в честь основателя дзэн-буддизма — Дарумы. По легенде, он девять лет своей жизни провел в медитации, после чего у него отнялись ноги. Сегодня дарума помогает исполнять желание — на новый год на кукле пишут свое имя и загадывают желание.

Бумажная кукла


Первые куклы из бумаги с гардеробом, который также нужно вырезать, появились в Европе в середине XVIII века, а чуть позже и в Америке. Пресса тогда писала, что куклы помогут маленьким девочкам "проявить хороший или дурной вкус в одежде или прическе". Особенно славились английские бумажные куклы, чьи создатели прорисовывали самых мелких деталей костюма. Американцы, напротив, сделали куклу максимально доступной — компания McLoughlin Brothers в середине XIX века продавала кукол по минимальным ценам и огромными тиражами.

Пиноккио


Эта деревянная кукла родилась в 1883 году после выхода в свет книги итальянского писателя Карло Коллоди "Приключения Пиноккио. История деревянной куклы". Главный герой — деревянный мальчик с постоянно растущим от вранья носом — моментально зажил собственной жизнью. В его честь открывали рестораны, детские клубы и, само собой, выпускали деревянных кукол. Сегодня их можно найти по всему миру, но особенно популярен Пиноккио во Флоренции, где родился и умер автор сказки.


Эти куклы-статуэтки с непропорционально большой головой появились в конце XIX века, но на поток их производство поставили лишь в 20-е годы XX века американцы. Куклы были из папье-маше и изображали легендарных бейсболистов. Затем баблхэдов стали выпускать в пластмассе, расширив ассортимент: там были видные актеры, певцы, герои мультфильмов и даже политики. Из последних наиболее заметными стали баблхэды английской королевы, премьер-министра Путина, президента Обамы и основателя компании Apple — Джобса.


Культовая для всех маленьких (и не очень) девочек кукла была придумана в 1959-м в США, в штате Висконсин. "Мама" куклы — Рут Хэндлер — была стенографисткой компании Mattel. Она хотела сделать идеальную женщину, а за основу взяла образ героини эротических немецких комиксов Лили (начало 1950-х годов). За время своего существования кукла принесла своей создательнице свыше 2 млрд долларов. Из национального символа Барби давно стала наднациональным — считается, что каждые 1-8 секунд в разных уголках мира кто-нибудь покупает Барби.

Беби Борн


В конце 1980-х создатель этого пластмассового младенца, австралиец Виктор Пракас, хотел одного: "Чтобы она помогла девочке почувствовать себя маленькой мамой". Идею перекупила и довела до совершенства известная немецкая компания Zapf Creation. Теперь кукла действительно требует усилий и денег, которые дают представление о тех, которые придется потратить на живого ребенка. Беби Борн умеет плакать, смеяться, есть и ходить в туалет. Еда, одежда, обувь, подгузники и прочие аксессуары всегда в наличии — разумеется, за отдельную плату.

Подготовила Елена Барышева

Российский художник и скульптор Михаил Зайков относится к людям, которых природа щедро одарила талантом. Достаточно взглянуть на кукол, которых он создает. Их лица настолько реалистичны, что они кажутся живыми.

Зайков окончил Кубанский государственный университет в Краснодаре в 2009 году. В период с 2010 по 2013 год работал в театре кукол. Стал известен после своей выставки в Москве в 2013 году. Для своих шарнирных кукол художник использует полимерную глину, глаза, сделанные вручную в Германии, и французский мохер для волос. Костюмы для 70-сантиметровых кукол шьет модельер Ирина Куземина.

Кукольник Михаил Зайков рассказывает о своей работе: «Создание куклы начинается с поиска образа. А ищу я его в старинных фотографиях дореволюционного периода. По крайней мере, на данном этапе своей деятельности.

Это, как правило, европейские девочки 13-16 лет эпохи конца XIX - начала XX века. То есть ретро. Стараюсь делать их максимально реалистичными и эмоциональными. Передать особенности характера и индивидуальность.

С костюмами мне помогает единомышленница Ирина Куземина. Она выступает в роли модельера для кукол и воспроизводит настоящую винтажную одежду именно того периода из старинных тканей и антикварных французских кружев.

В работе используются специальные кукольные материалы - полимерные и самозатвердевающие глины Fimo, Cernit и LaDoll, которые в готовом виде выглядят как фарфор. Но, в отличие от него, при падении не бьются.

Глаза кукол создаются на заказ немецкими стеклодувами Lauschaer Glasaugen.

Парики изготовляются из французского мохера высочайшего качества или шерсти ламы, имитирующих натуральные волосы.

Последние мои работы оцениваются в районе 70-80 тысяч рублей, в галереях они стоят чуть дороже. Почему такая цена? Потому что при изготовлении куклы используются дорогие материалы и сама работа очень трудоемкая.

В конструкции шарнирной куклы 13 суставов, что делает ее подвижной, позволяя принимать абсолютно любые позы. Помимо этого, каждая кукла индивидуальна и изготавливается в единственном экземпляре. Отсюда и такая цена.

В процессе работы между художником и куклой происходит диалог, в ходе которого кукла подчас сама «диктует», какой именно она хочет быть.

В итоге то, что получается на выходе, порой оказывается совсем иным, нежели первоначально задуманный персонаж.

Это и есть один из самых интересных моментов, который присущ работе именно художника-кукольника, - возможность одушевлять материю, создавать образ, который затем начинает жить самостоятельной жизнью. То есть каждая кукла со своим характером и капризами».