Круглый стол с родителями «Наша семья и семейные традиции. Круглый стол "семья и семейные ценности" Круглый стол духовные ценности семьи

Василенко Галина Николаевна

«Семейные традиции » .

Круглый стол с родителями .

Цель :: способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых ; обмен опытом семейного воспитания и традиций ; повышение педагогической культуры родителей ; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями достижение оптимального уровня взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии детей.

Задачи : использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей; создать условия для совместной деятельности детей и их родителей ; подчеркнуть доброе, внимательное отношение членов семьи.

Семья, по признанию учёных, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Как вы думаете, что означает слово «семья» ? (ответы родителей )

По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе : родители с детьми ». С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Предлагаю вам их вспомнить. Я начинаю, вы заканчиваете :

В гостях хорошо, а… (дома лучше) .

Не красна изба углами, а (красна пирогами) .

Дети не в тягость, а (в радость) .

Когда семья вместе, и (сердце на месте) .

Семья – это (семь я) .

Семья – это наша крепость. Членов семьи связывают тысячи невидимых нитей. И это не только любовь, поддержка, взаимопонимание. Ежедневная жизнь близких людей пронизана множеством мелочей, ритуалов, традиций , понятных только им одним. Психологи доказали, что незначительные на первый взгляд вещи помогают как взрослым стать единым целым, так и малышу ощутить стабильность, надежность и защищенность.

Ситуация 1. Мама делает замечание пятилетней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола : - Плохо себя ведешь. Братик меньше тебя, ему надо уступать. - Все уступать да уступать! А если он мешает мне! - Все равно, ты же старше его! Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело. - Ах так? - сердится девочка,- будешь знать, как чу- жие рисунки портить! Вот тебе за это! Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба плачут. В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом. В чем вы видите причину разросшегося конфликта меж- ду братом и сестрой? Оцените, справедливо ли замечание мамы по отношению к дочери. Делать замечание, основываясь на том, что дочь старшая и поэтому должна уступить брату, неправильно. Именно это способствует разрастанию конфликта между детьми, так как каждый из них чувствует неравное к себе отношение матери. Это вредит воспитанию детей : младший получает урок вседозволенности, старший теряет веру в за- конность родительского слова .

Ситуация 2. Дима привык, чтобы его хвалили. Нарисует рисунок и бежит к соседям показывать; угостит бабушку конфетой и тут же резюмирует : «Я добрый!» ; после прогулки положит свои вещи на место и ходит сзади мамы : «Правда, я молодец?» ; сделает сооружение из строителя и снова : «Я настоящий мастер, верно?» - Молодец! ты ведь у нас самый-самый,- подтверждают родители . Часто хвалят сына в его присутствии : и рисует он хорошо, лучше, чем другие, и песен знает много, и стихи читает выразительно, и ростом то выше сверстников. При случае награждают игрушкой, лакомством за то, что не капризничал, за то, что сегодня хорошо себя вел с бабушкой… И так изо дня в день. Хорошо или плохо, что Диму часто хвалят? Как это отражается на воспитании ребенка? В каких случаях следует поощрять ребенка? Поощрение - один из методов воспитания. Однако, применяемое часто и неоправданно, оно не только утрачивает педагогическую ценность, но и развивает в ребенке отрица- тельные качества детей.

Ситуация 3. Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой и бабушкой об этом говорить бесполезно : они на страже режима. Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он до- пускает отклонения : особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа - болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И ребенок пользуется этим. Сын смотрит отцу в глаза и вкрадчиво говорит : - Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза.) - Ну, папулечка-а-а,- тянет сын, - можно? Мальчик знает, что папа еще помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном : - Так и быть, разрешаю в виде исключения! Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня все повторяется в точности, как было до сих пор : папа молчит, затем говорит : - Так и быть, разрешаю в виде исключения! Сын остается смотреть телевизор. Он знает, что на следующей неделе, когда будут передавать футбол, все будет, как сегодня. Зато во всем другом папа строг, и если он сказал «нет» , то просить бесполезно. А в разговоре с мамой у Гены требовательный тон. В особенности когда дело касается покупок игрушек и лакомств. И сын этим пользуется. А с бабушкой! С ней можно даже покапризничать, пустить слезу, прикинувшись маленьким и обиженным. Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит - от ребенка или от взрослых? Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой - как добрый заступник.

Каждый из вас стремится создать в своей семье уют, атмосферу гостеприимности, неповторимости, чтобы, находясь вдали от дома, каждый из членов семьи понимал, что его ждут дома, обязательно выслушают и поймут, окажут поддержку и помощь в трудную минуту. В каждой семье обязательно должны быть традиции , которые впоследствии дети перенесут во взрослую жизнь и свои семьи. Что же входит в понятие «семейные традиции » ?


Часто сразу мы не в состоянии выделить обычаи, которые приняты в нашей семье, поскольку многие мы переняли из детства. Для нас они настолько естественны , что мы даже о них не задумываемся. Традиции и обычаи в семье составляют духовную ауру дома, включая в себя и уклад жизни, и распорядок дня, и взаимоотношения членов семьи, и различные ежедневные ритуалы.

Сюда можно отнести :

1. Семейные праздники и традиции , посвященные им. Например, день рождения, а также общенародные праздники.

2. Общие игры с детьми.

Детство – это игра, игра – это детство. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье .

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, которые помогут выяснить, есть ли в вашей семье традиции , о которых вы может быть и не догадываетесь. У вас в руках два жетона : красный и зеленый. Если то, о чем я скажу, есть в вашей семье, поднимите зеленый жетон, если нет – красный.

Совместные трапезы (обеды, ужины) .

Не начинать есть, пока все не сядут за стол .

На день рождения обязательно покупать торт и ставить свечи.

Пожелание «спокойной ночи» обязательно всем членам семьи.

Совместное разукрашивание яиц на Пасху.

В летне-осенний период поход в лес за грибами или ягодами.

Совместные походы за покупками.

Субботняя уборка с распределением обязанностей : кто-то пылесосит, поливает цветы, моет пол…

Не включаем телевизор или музыку, если кто-то занимается или отдыхает.

Поход в кинотеатр на все премьеры мультфильмов.

Приходя в дом, где есть дети, приносить «гостинец» .

На майские праздники устраивать шашлыки.

Обязательно готовить первое блюдо. Суп должен быть всегда!

На прощание выглядывать в окно и махать рукой.

Обычно традиции переходят в семью из поколения в поколение. Но можно придумать традицию , которая стала бы новой в вашей семье. Для этого нужно придерживаться некоторых принципов.

Во-первых, во всем необходима естественность : новая традиция не должна насаждаться насильно. К примеру, если мама не ест после шести, обычай собираться за семейным ужином и обсуждать все, что случилось за день, отпадает.

Второе условие – простота. Нововведение не должно быть трудным в исполнении. Традиция выезжать каждый уикенд за город для пикника может быть мало осуществимой, если у семьи нет своей машины и даже просто из-за обычных капризов природы.

Третий принцип : придуманная вами история должна стать желанной для всех членов семья. Если старшие дети наотрез отказываются лепить снеговика зимой по субботам, то у вас есть только два пути : или конструировать снежную бабу только с младшими, или попробовать заинтересовать «старшее поколение» чем-нибудь более увлекательным.

Закончить наш сегодняшний разговор о семье и семейных традициях мне бы хотелось словами Ольги Высотской :

Берегите друг друга, добротой согревайте,

Берегите друг друга, обижать не давайте.

Берегите друг друга, ссоры все позабудьте

И в свободную минуту рядом друг с другом побудьте!

Спасибо всем большое за участие в разговоре. А сейчас я хотела бы узнать ваше отношение к мероприятию. Если вам было интересно, вы почерпнули что-то для себя, то в коробочку положите зеленый жетон. Если вас не заинтересовала тема нашего разговора, и вам было скучно, то – красный.


«Крепка семья – крепка Россия. Семья и семейные ценности» КРУГЛЫЙ СТОЛ год


Задачи: - возвышение роли семьи, её статуса в нашем обществе; усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей; - укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание. Цель: сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека; ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.





Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детство сбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики. Как вы думаете, что послужило причиной для появления этого документа?


По мнению социологов: 1. Продолжается сокращение численности детского населения. 2. У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. 3. Не снижается количество выявленных нарушений прав детей (в 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений). 4. Низкими темпами сокращается число детей – инвалидов, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 5. Проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании (почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения).




Скажите, какая по-вашему, ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ? Где относятся друг к другу с уважением, не ругаются. Где все друг друга понимают. Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно. Где каждый старается помочь другому. Где родители участвуют в делах детей. Где семья – это питающая, насыщенная почва, на которой произрастает высаженное семечко…




В начале XX века русская семья имела в среднем 8-10 детей. К концу 30-х годов этот показатель упал до 6-7. Сегодня этот показатель равен 1,5 – 2. Из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет - 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.


Какие проблемы сохранения семьи можно назвать? Сокращение рождаемости и падение прироста населения. увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин. Уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности. Возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения. Легкомысленное отношение к браку и семье. Отсутствие дисциплины и половая распущенность. Высокий процент разводов (распадается каждый третий брачный союз)


Согласны ли вы, что созданию крепкой семьи необходимо учиться? Близкие устойчивые отношения между людьми, тем более в семье – это сложная система, можно даже сказать, что семья – это живой организм. В нём есть свои механизмы взаимодействия, принципы функционирования, которые позволяют этой системе долго и эффективно работать. Можно идти и путём набивания «шишек», но только это очень болезненный, тяжелейший путь, который связан со многими ненужными страданиями. И при этом нет никакой гарантии, что опыт всё же будет приобретён. Чаще «шишки» набивают, а толку нет. F:\История вечной любви Петра и Февроньи Муромских..flv






Рекомендации участников Круглого стола: Семейный праздник: «Родительский дом – начало начал». Гостиная «Подвиг матери». Тренинг (совместно с психологом) для старшеклассников «Готовность молодых людей к браку и семейной жизни». Классный час «Наша дружная семья». Конкурс рисунков, плакатов, фотографий «Своей семье я говорю: «СПАСИБО!» Круглый стол для старшеклассников «Почему люди, уверенные, что создают семью по любви, теряют любовь в браке?» Дискуссионный клуб для старшеклассников «Как правильно выбрать свою половинку, чтобы быть всю жизнь вместе и в скорби, и в радости?»

Юршина Юлия
Круглый стол для родителей «Нужны ли семейные традиции в современном мире?»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №77 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Круглый стол с родителями

«НУЖНЫ ЛИ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Подготовила :

Учитель-логопед Юршина Юлия Владимировна

Новосибирск 2017

Цель мероприятия :

Заинтересовать родителей данной проблемой , рассказать о влиянии семейных традиций на воспитание и развитие дошкольников. Укрепление семейных отношений через приобщение к семейным традициям . Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых . Повышение педагогической культуры родителей . Воспитание любви и уважения к членам своей семьи.

Основные этапы подготовки :

1. Анкетирование родителей «Вся семья вместе, так и душа на месте» ;

2. Консультация для родителей «Семья и семейные ценности » ;

3. Изготовление фотоколлажа «Наша семья» ;

4. Табличка с фамилией и именами родителей и ребенка изготовленная родителями совместно с детьми ;

5. Создание фильма с участием детей «0т счастья ключи в семье ищи» ;

6. Видео ряд, ретро-фотографий с изображением детей и родителей , в совместной деятельности (на рыбалке, около новогодней елки, на кухне, пекут вместе пироги, на пикнике, на прогулке в лесу и другие приятные семейные моменты );

7. Совместное с детьми изготовление приглашений для родителей ;

8. Изготовление памяток для родителей с советами и высказываниями известных людей;

9. Оформление помещения для проведения круглого стола (семейные фотографии формата А4, по возможности детские фотографии родителей , плакаты с использованием пословиц и поговорок о семье, таблички с именами родителей , сигнальные таблички красного, желтого и зеленого цвета (один комплект на одну семью, подборка музыкального оформления;

10. Пословицы и поговорки о семье, напечатанные на желтой бумаге;

11. Высказывания от имени ребенка, о том почему ему нужны семейные традиции , напечатанные на зеленой бумаге;

12. Видеоролик «Я иду, и ты идешь» с участием детей;

13. Семейные фотографии в форме яблок. Фото педагогов группы;

14. Яблоня, изображенная на формате А1;

Основные этапы проведения круглого стола :

На столах , расставленных по кругу , находятся таблички с именами участников, сигнальные таблички красного, желтого и зеленого цвета. Карточки желтого и зеленого цвета лежат надписью в низ. Родители , рассаживаются за столы .

I. Вступление.

Звучит мелодия «Куда уходит детство» , муз. А. Зацепина, приглушается свет, на экране появляется видео ряд ретро фотографий.

Взрослея, мы с улыбкой вспоминаем моменты из детства. Кто-то запомнил подарки под елкой. Запах свежей выпечки в выходные дни, который будил по утрам…Кто-то вспомнит рыбалку с дедушкой, было так холодно встать утром из-под теплого одеяла, за то потом, столько впечатлений… Как прекрасны были походы в лес с палаткой, как страшно было спать в лесу… Прогулки с родителями в осеннем парке…Все в детстве казалось каким-то волшебным и сказочным… Как прекрасны эти воспоминания!

А какое у вас, самое яркое впечатление из детства? Поделитесь ими с нами. (ответы родителей )

Спасибо вам за ваши ответы. Ваши родители подарили вам замечательные воспоминания!

Задумывались ли вы, какие воспоминания будут у ваших детей, о своем детстве? К сожалению, сейчас в эпоху современного прогресса , и очень быстрого темпа жизни нам иногда сложно уделить внимание своим детям. Думаете вашим родителям было легко или они были меньше заняты? Тем не менее семейные традиции передавались от прабабушек, бабушкам, от бабушек вашим родителям , от родителей вам . А ведь кто-то может сказать : «Зачем продолжать эти традиции , ведь это пережиток прошлого?»

Давайте сегодня поговорим, на эту тему и решим, нужны ли семейные традиции нашим детям ?

II. Итоги анкетирования.

За неделю до нашей встречи мы просили вас анонимно ответить на вопросы нашей анкеты. Большое вам спасибо, что вы все приняли активное участие и ответили на наши вопросы. Вот что показало анкетирование :

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье :

Хорошие - 70%

Нормальные – 14%

Отличные – 16 %

Не очень хорошие - 0%

2. Считаете ли вы свою семью дружной?

Не совсем – 2%

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

Праздники – 20%

Всё по не многу - 21%

Ужин в кругу семьи - 18%

Поездки – 8%

Не знаю – 3%

Выезд на природу, просмотр ТV – 30%

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

Ежедневно – 15%

Когда как – 4%

Часто –70 %

Редко – 3%

Как получится – 8%

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

Каждый занимается своим делом – 2%

Делимся впечатлениями – 7%

Смотрим TV передачи – 9%

Обсуждаем учёбу – 3%

Занимаемся трудом и выезжаем летом на дачу – 51%

Вместе проводим досуг – 10%

Читаем – 6%

Занимаемся семейно бытовым трудом – 8%

Шутим, смеёмся, отдыхаем – 4%

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

Редко – 26%

Иногда – 74%

Таким образом можно сделать следующие выводы, ваши дети растут в дружной семье, вы часто проводите время все вместе, отдыхаете, путешествуете, работаете на дачном участке, вместе просматриваете любимые фильмы и с удовольствием их обсуждаете. Будем надеяться, что количество ссор в ваших семьях уменьшится и они будут не долгими. Спасибо вам за честность.

III. Самоанализ.

Предлагаем вам сейчас поучаствовать еще в одном опросе, используя сигнальные карточки для ответов. Красный сигнал говорит о том, что вы не согласны с высказыванием, желтый о вашем нейтральном отношении, зеленый сигнал, свидетельствует о полном вашем согласии (обозначение сигнальных карточек дублируется на экране) :

1. Вы часто задерживаетесь на работе, у вас совсем не остается сил и времени на общение с ребенком, но вы стараетесь в выходные дни компенсировать недостаток общения с вашим ребенком?

2. Вы часто играете дома с ребенком «в машинки» , «в доктора» , «в магазин» и другие игры которые предлагает вам ваш ребенок?

3. Вы часто встречаетесь с членами вашей семьи и проводите вместе время?

4. Ваш ребенок посильно помогает вам по дому (помогает убрать посуду со стола , принести пакет с покупками из магазина, помогает папе с ремонтом по дому?

5. Вы часто вместе с ребенком изготавливаете своими руками поделки для украшения дома к праздникам?

6. Вы часто делаете подарки своими руками родным на различные праздники?

Приятно, что в основном мы видели сигналы зеленого цвета, это свидетельствует, о том, что вы дорожите проведенными минутами с вашим ребенком и вашей семьей! Но иногда мы видели красные и желтые сигналы. Мы очень надеемся, что вы поняли основную мысль наших вопросов и будете стремиться заполнить эти пробелы.

IV. Просмотр фрагмента мультфильма «Встречайте бабушку» .

У вас на столах лежат карточки желтого цвета, возьмите их и давайте все друг за другом, вслух прочитаем, что на них написано.

В дружной семье и в холод тепло.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

За общим столом еда вкуснее .

Не будет добра, коли в семье вражда.

Родители трудолюбивы - и дети не ленивы.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.

Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа.

Материнская молитва со дна моря достает.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Родителей чти - не собьешься с истинного пути.

Кто матери не послушает, в беду попадет.

Ведущий : Ребенок учится тому, что видит он в своем дому, родители пример ему .

V. Просмотр видео фильма с участием детей «От счастья ключи, в семье ищи» .

Вот как замечательно играют и вот что говорят ваши дети о семье!

VI. Динамическая пауза

Предлагаю немного размяться и встать. Ваши дети помогут вам. Внимание на экран :

Я иду, и ты идешь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою, и ты поешь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем, и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)

VII. Мир глазами ребенка. (На экране фото детей группы, в сопровождении музыкального произведения Моцарта «Душа» )

Предлагаю вам взять зеленые карточки на столах и прочитать нам всем, что на них написано в соответствии с номером, который на нем указан.

1. Я частичка семьи!

2. Соблюдая каждый день ритуалы – совместный ужин, умывание перед сном, чтение сказки перед сном, я буду чувствовать себя нужным , это важно для меня!

3. Семейные традиции формируют во мне взгляд на жизнь, я впитываю в себя, все что вижу вокруг , наблюдая за вами я учусь быть мамой или папой в будущем!

4. Если мама будет мне позволять помогать себе на кухне, я буду расти трудолюбивым и заботливым!

5. Если папа возьмет меня с собой в гараж, и мы вместе, что - нибудь отремонтируем, я буду расти любознательным, мое мышление будет развиваться, ведь я получаю новые знания!

6. Если я буду видеть, как мои родители помогают и ухаживают за своими родителями , я буду расти добрым и заботливым! И буду помогать вам, когда вам будет нужна моя помощь !

7. Если мы всей семьёй будем часто вместе выезжать на природу, я буду чувствовать себя звеном одной цепи и буду учиться выполнять посильные мне задачи!

8. Все мы допускаем ошибки, но нужно уметь их признавать , если я буду видеть, как папа и мама извиняются друг перед другом после ссоры, я тоже в случае ошибки буду учиться анализировать свои действия!

9. Общение в кругу семьи с бабушками , дедушками, братьями и сестрами, формирует во мне умение общаться и находить общий язык со сверстниками!

VIII. Практическая часть. Итоговая.

Сейчас пришло время пригласить наших замечательных детей. (Дети входят в зал, подходят к родителям , играет спокойная мелодия)

У вас прекрасные дети и замечательные семьи! Спасибо вам большое, что вы смогли уделить немного своего времени для общения с нами, мы очень надеемся, что сегодняшняя встреча, была интересной и полезной для вас! Мы приготовили для вас небольшие памятки о семейных традициях . Пусть их количество растет из года в год, а ваши дети передадут их своим детям!

«Человек без семьи, что дерево без плодов»

Перед вами дерево! Ребята чего не хватает на нашем дереве? Правильно плодов! Вот они! Это ваши фотографии, давайте разместим их на нашем дереве, мы с педагогами тоже закрепим свои фотографии на нем! Пусть это дерево станет символом нашей с вами крепкой дружбы, ведь мы за это время стали настоящей семьей! И мы все в любой момент готовы прийти друг другу на помощь!

Круглый стол «Семья. Семейные традиции»

Цель: углублять представления воспитанников об общечеловеческой ценности семьи и соблюдении семейных традиций, объединяющих родных и близких людей.
Задачи:
Раскрытие в ходе делового обсуждения значение понятия «семейные традиции»,
Развитие умений высказывать свое мнение по теме круглого стола;
Воспитание уважительного отношения к родным и близким.

Ход занятия:
1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете.
2. Основная часть.

Стихотворение-загадка.
У меня есть мама, у меня есть папа
У меня есть дедушка, у меня есть бабушка
А у них есть я. Что это?
Продолжить предложение: «Семья – это…..»
«Семья – это когда все вместе».
«Семья – это папа, мама, много детей и собачка. В семье детям должно быть хорошо»
«Семья – это совместные праздники, это когда в гости приходят бабушки и дедушки» и т.д.
- Как вы думаете, что для человека значит слово “счастье”?
- Это карьера, семья, власть или деньги?
- Конечно, счастье - это прежде всего семья.
- А как вы думаете, почему семья ассоциируется с счастьем?
(Слово “счастье” подсказывает ответ. Ведь в древние времена оно звучало иначе “сочастье”, т.е. соучастие твое в делах других людей, бедах и радостях других людей, и этих других - в твоих собственных заботах, трудах и удачах. А где, как не в семье, присутствуют такие люди, которые поддержат тебя в трудную минуту и не будут требовать ничего взамен! Только в семье не смотрят на твой социальный статус, карьерный рост, поступки. Важен сам человек, которого любят ни за что-то, а просто так, за то, что он есть!)
3. Рассказывание истории.
- Послушайте притчу про одинокого мальчика!
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился своими радостями и горестями. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря и встретил седого старика. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? - спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки и правнуки.
- Посмотри! - сказал старик. -Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена будут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым.
- О ком говорится в притче? Почему мальчику было грустно? Кого встретил мальчик на берегу моря? Как жил старик? Как относились члены семьи друг к другу в семье старика? Что беспокоило главного героя? Как старик помог мальчику? Почему мальчик согласился остаться? Что понял мальчик в гостях у старика? (Теперь он научился радоваться)
- А как вы думаете, почему это произошло? Что появилось у мальчика? (Конечно же, семья!)
4. Формирование понятия «семейные традиции»

6. Подведение итогов.
Ребята, вы много времени проводите здесь, в школе, в нашей группе. Можно и для нашей группы придумать традиции. Я предлагаю…….

Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, поддержка. Это – главные качества, которые воспитываются на традициях семьи.



И совсем-совсем неинтересно.
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье.
Припев:



Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.
Что иногда бываю я, конечно,

Меня не напугают неудачи,

Припев:
3. Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит:
Я счастливей всех на этом свете!
Припев:

Лежит передо мной игрушек куча,
Но всем уже давным-давно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсем-совсем неинтересно.
А вот когда со мной мои родные
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье.
И всегда так было, есть и будет…
Припев:
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я весёлой, буду очень рада,
Если будут рядом сестрёнка с братом.
А ещё я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка и бабушка рядом.
Ну, а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.
2. И надо мне признаться папе с мамой,
Что иногда бываю я, конечно,
Немного непослушной и упрямой,
Но люблю, люблю Вас бесконечно!
Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит:
Я счастливей всех на этом свете!
Припев:
3. Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит:
Я счастливей всех на этом свете!
Припев:

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей.

Данное родительское собрание посвящено роли семьи в воспитании современных детей.

Тема: Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей.

Форма проведения - круглый стол.

Цель. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи: Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.

Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.

Оборудование: Звучит спокойная, приятная музыка. «Цветок настроения». Памятка для родителей «Как общаться с ребенком». Плакат со словами А. Макаренко «Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Демокрит «К родителям относись так, как ты желал, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

Ход второй встречи.

Педагог. Здравствуйте, уважаемые родители! Вот и снова мы собрались сегодня здесь, чтобы продолжить наш разговор о семейном воспитании и проблемах в воспитании детей, которые возникают на современном этапе.

Но перед началом разговора я предлагаю немного расслабиться и поиграть. Игра называется «Цветок настроения»

Цель: Создать прекрасное настроение, желание общаться.

Педагог. Возьмите цветок - оторвите лепесток(вежливости) и подарите соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.

- Как вы думаете, что означает слово «семья»?

Педагог. Семья - это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. По определению С. И. Ожегова «Семья - это группа живущих вместе родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами».

Перед тем как продолжить наш разговор очень хочется прочитать вам одно стихотворение «Как появилось слово семья»

Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева - “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Попробуем их вспомнить: я начинаю, а вы продолжаете:

В гостях хорошо, а … (дома лучше).

Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

Семья сильна, когда … (крыша над ней одна).

Семья в куче, не страшна и … (туча).

- А что значит семья для ребенка?

Педагог. Семья выполняет 5 функций. Давайте остановимся немного на каждой из них.

- Воспитательная функция полагается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей. “Воспитание великое дело: им решается участь человека", - сказал В.Г. Белинский.

- Хозяйственная функция проявляется в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т.д.

- Эмоциональная функция осуществляется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.

- Функция первичного социального контроля проявляется в контроле родителей за поведением детей и обучении их правилам поведения в обществе, выполнении социальных норм, обучении их человеческому достоинству.

- Функция духовного общения выражается в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества.

Педагог. Семья - первичное лоно человеческой культуры. Здесь ребенок учиться любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. (И.А. Ильин).

Семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно - личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи - защита, убежище. Функция родителей - научить ребенка жить. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей - человек, то «мера» родителей - ребенок.

- Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка?

Педагог. Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Школа является помощником семьи, создавая необходимые условия для образования.

Ещё на прошлой нашей встрече мы выяснили, что каждый родитель мечтает видеть в своем ребенке гармоничное сочетание внешних, физических и внутренних духовных достоинств. Задача педагогов и родителей - совместно, внимательно наблюдать за ребенком, не пропустить ростки самых ценных черт характера при формировании личности.

Без союза с детьми, без нашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив и здоров. Для формирования полноценного человека, обладающего всеми качествами нравственности, для развития у него адекватной самооценки, рядом должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек, а обеспечить такой постоянный контакт возможно только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.

Все развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест, взгляд, крик - заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.

Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих. Он может привести к опасению перед общением.

Общение с детьми - одно из условий поддержания авторитета родителей. Семья - это школа воспитания чувств. В семье воспитываются чувства любви, сопереживания, радости. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость. Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца, матери, бабушки, дедушки, старших брата или сестры. Дети очень восприимчивы и склонны к подражанию. К сожалению, дети нередко подражают и дурному: их жизненный опыт невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся отрицательные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Губительна для нервной системы ребёнка и неблагоприятная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои мнения и поведение, быть доброжелательными, выдержанными, подавать детям положительные примеры в общении друг с другом и с другими людьми. Каждому ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих его родителей.

В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка. «Дети - зеркало семьи» - это выражение удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности его семьи.

Хочу дать один совет, всегда помните, что ваш ребенок - это не ваша собственность, а самостоятельный человек. И это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение. Нет времени - не должно звучать из уст родителей. «Умел дитя родить, умей и научить», - гласит народная пословица. Отец и мать - самые близкие и самые убедительные образцы, по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение. «Люди, воспитанные без родительской любви, - часто искалеченные люди,» - так считал А.С Макаренко. «Любить детей, - писал А. М. Горький, - это и курица умеет. А вот уметь их воспитать их - это великое государственное дело, требующее таланта, широкого знания жизни». В семье ребенок должен постоянно видеть, что его любят и о нем заботятся.

Предлагаю вам небольшое практическое занятие по составлению памятки «Как общаться с ребенком». Перед вами листочки с неправильными правилами общения, постарайтесь исправить то, что на ваш взгляд неверно.

Практическое задание «Как общаться с ребенком».

Никогда не принимайте активное участие в жизни семьи.

Не ищите время, чтобы поговорить с ребенком.

Не интересуйтесь проблемами ребенка, не вникайте во все его трудности.

Не помогайте развивать способности и таланты.

Оказывайте на ребенка нажим, чтобы помочь ему самостоятельно принимать решения.

Презирайте право ребенка за собственное мнение.

Не относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.

С непочтительностью относитесь ко всем остальным членам семьи.

Не давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

Памятка для родителей «Как общаться с ребенком» после обсуждения.

Принимайте активное участие в жизни семьи.

Находите время, чтобы поговорить с ребенком.

Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.

Помогайте развивать способности и таланты.

Не оказывайте на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

Уважайте право ребенка за собственное мнение.

Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.

С уважением относитесь ко всем остальным членам семьи.

Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

Педагог. Уважаемые родители, как вы считаете, какова роль старшего поколения в воспитании ваших детей? Можно ли обойтись на современном этапе без помощи бабушек и дедушек? Речь идет не о физической помощи, а о моральной поддержке. Можно ли обойтись в воспитании детей без их советов, мудрости?

Мнения родителей.

Трудности, связанные с влиянием дедушек и бабушек на детей, в каждой семье, конечно, разные, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание, возраста семьи, её социальной зрелости и т. д. Идеальной моделью сегодня считаются «близкие отношения на известном расстоянии», когда молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старшего поколения.

Педагог. В конце встречи хочется сказать большое спасибо всем, кто принимал участие в беседе за нашим круглым столом. Я надеюсь - все сегодня услышанное вами ляжет на благодатную почву вашего понимания. Поможет вам в таком трудоемком, но благодарном деле - воспитании ваших детей.

Предлагаю нашу встречу закончить ритуалом прощания «Свеча по кругу», передавая свечу, постараемся ответить на вопросы друг друга. Например, «Что понравилось и запомнилось сегодня больше всего? Какие испытываете сейчас чувства? Как ваши чувства изменялись на протяжении встречи? О чём бы вы хотели услышать при следующей встрече» и т.д.

Семья

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!