Конспект занятия патриотического воспитания в подготовительной группе. Открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по России

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 1

Конспект занятия в

подготовительной группе

на тему «Мы патриоты»

Подготовила:

Педагог-психолог

Озерова Е.Н.

МБДОУ д/c № 1

г. Новочеркасск, 2015 г.

Конспект занятия в подготовительной группе

на тему «Мы патриоты»

Цель: развитие патриотических чувств через игры и упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, восприятия.

Задачи:

1. Формирование гражданственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к своей стране.

2. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

3. Воспитание чувства патриотизма у детей, через игры и упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, восприятия.

Оборудование: карточки с заданиями на каждую команду, на каждого ребенка: красные звездочки, листы в клеточку, карандаши.

Ход занятия. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Педагог-психолог: Ребята, здравствуйте, поприветствуем друг друга. Упражнение «Подарим улыбку друг другу».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Педагог-психолог: Ребята, какой приближается великий праздник – ответ детей. Правильно, День Победы.

Педагог-психолог: А как вы считаете, можно ли назвать День Победы самым главным и великим праздником? Почему? (наши дедушки, прадедушки вставали на защиту Родины, боролись за мир на земле).

Педагог-психолог: В этот день вспоминают тех, кто стойко защищал нашу Родину, мирное небо над головой. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной Войны, которые живут сегодня.

Основной момент.

Педагог-психолог: А вы бы хотели сегодня побыть защитниками - внимательными, смелыми, ловкими, отважными? Ответ детей.

Педагог-психолог: Молодцы ребята, вы быстро справились с разрезными картинками. Как вы уже догадались, команды будут называться «Танкисты» и «Летчики».

Разъясняю правила игры для участников.

Педагог-психолог: Ребята, прежде чем мы начнем игру, послушайте правила. Каждой команде будут по очереди задаваться вопросы и задания, когда задается вопрос одной команде, и она затрудняется ответить, другая команда не должна помогать при ответе, пока вопрос не будет передан другой команде. За каждый правильный ответ начисляют красные звездочки. Как вы думаете, что означала красная звезда у солдат в годы ВОВ? (ответ детей : красная звезда была знаком отличия, в первую очередь, она необходима для того, чтобы с первого взгляда и издалека отличать своих бойцов, от вражеских фашистских войск, а также отличать боевую технику своего войска от вражеской. Кроме того, его часто используют в качестве обозначения воинских званий. Он присутствует во всех атрибутах военного обмундирования, наносится на оружие и документы, изображается «на память» на видном месте).

Педагог-психолог: первый конкурс называется «Трудно в учении – легко в бою». Это викторина. Я буду задавать вопросы, поочередно, каждой команде. Вы готовы- начинаем. Первый вопрос команде… (смотреть по результатам, чья команда первая собрала разрезные картинки).

1. Как называется война, победу которой мы празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная война.)

3. Сколько лет она продлилась? (Война продолжалась 4 года.)

4. Кто напал на нашу страну? (Фашистская Германия.)

5. В войне участвовали военные различных направлений. Какие? (летчики, моряки, танкисты, снайперы).

Знаете ли вы, где воевали:

6. военный флот? (На море, на воде.)

7. авиация? (В небе, в воздухе.)

8. пехота? (На суше, на земле.)

9. Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны.)

10. Что мы можем сделать, если 9 мая встретим ветерана? (Поздравить с праздником, поблагодарить за победу.)

Педагог-психолог: молодцы, дети. Вы много знаете о ВОВ, на все вопросы смогли ответить.

Педагог-психолог: ребята, пора и отдохнуть. Вы согласны? Игра «Будь внимателен»

Цель игры: стимулировать внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Оборудование: свисток, помещение с достаточным пространством для проведения игры.

Описание игры: дети стоят в кругу. По сигналу (хлопок) 1 раз - идут по кругу, по сигналу (хлопок) 2 раза - становятся летчиками, раздвигают руки в стороны и перемещаются по кругу, по сигналу (хлопка) 3 раза - дети становятся автоматчиками, изображают в руках автоматах, сопровождая звуками.

Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, какие главные качества помогали защитнику в бою? (ответ детей: смелость, отважность, самоотверженность и быть внимательным). Следующий конкурс называется « Внимательные защитники». Раздаю командам листы с заданиями.

Педагог-психолог: перед вами лежат карточки с заданиями, на которых изображены картинки, у них не хватает одного фрагмента. Ниже вы увидите фрагменты, которые подходят именно к тем картинкам, у которых его не хватает. Ваша задача выбрать правильный фрагмент. Первая выполнившая команда, поднимает руку вверх. Потом мы все вместе проверяем. После выполнения задания, обсуждение и награждение красной звездой.

Педагог-психолог: ребята, а как вы думаете? Что чувствовали солдаты, когда поняли что наступила война, (страх, испуг, злость, удивление), а когда наступила победа над фашистами (радость, гордость, грусть). Следующий конкурс будет называться «Изобрази эмоциями и жестами». Я каждой команде буду читать стихотворение, а вам нужно будет изобразить прочитанное сообщение с помощью мимики и жестов.

Навек запомни!

М. Исаковский

Отрывок

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты -

Рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

«День победы» (Т. Белозёрова)

Майский праздник - день Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Педагог-психолог: Какие эмоции выражают прочитанные мной стихотворения? Вам было сложно выразить без слов стихотворение? Вы справились, молодцы.

Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, какая главная опасность на земле поджидала солдат? (Ответ детей- мины ). Конечно, защитникам нужно было внимательно смотреть, нет ли на их пути опасных мин. Следующий конкурс называется «Саперы». Вы знаете, кто такие саперы? (люди, которые занимаются поиском мин). Сейчас мы с вами будем саперами, на листе бумаги постараемся проложить путь, так, чтобы не наткнуться на мины.

У детей на листе бумаги стоит точка в середине клетки. …..

Педагог-психолог: Молодцы ребята, вот мы и побыли саперами, внимательными, ловкими, смелыми защитниками. Подведение итогов, подсчет звездочек. Вы много знаете о предстоящем празднике, были активными, внимательными - настоящие защитники, в память о ВОВ я вам дарю эти звездочки.

Рефлексия. Подведение итогов.

Ребята, а для чего использовалась красная звезда на технике, войск, документах?

Когда отмечает страна праздник День Победы?

Задачи:

  1. Расширять и обобщать знания и представления детей о своем городе, его историческом прошлом, памятных и примечательных местах; закрепить знания о природе родного края, желание беречь и охранять ее.
  2. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность через экспериментирование, кругозор, мышление, внимание, память. Обогащать словарный запас детей.
  3. Воспитывать у детей нравственно — патриотические чувства, любовь и гордость к малой Родине. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

Материал:

Презентация (видео письмо, муз. «Ветерок», муз. «Ба –ба – ба» (шуточная), видеофильм «История города Барабинска»); карта Новосибирской области, карта города Барабинска; штативы с воронками, глина, песок, салфетки, стаканчики с водой; картинки животных, растений и рыб; фотографии достопримечательностей города, картины местных художников, татарский костюм, гелиевый шар с корзинкой.

НОД

Мотивация с сюрпризным моментом:

Ребята, к нам в детский сад пришло видеописьмо, давайте посмотрим!

Появление на слайде героя.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Алёша. Я учусь в первом классе. В школе мне дали задание: записать в словарь значение нового слова «Бараба». В библиотеке я не смог найти книги по данной теме. И вдруг я вспомнил о вас! Я знаю, что вам в детском саду рассказывают об истории города Барабинска. Ребята, помогите мне, пожалуйста, выполнить домашнее задание».

— Ребята, поможем Алёше? (Да) Я очень рада, что вы такие отзывчивые!

— В чём ему нужно помочь? (Найти значение нового слова «Бараба»)

— Сможем ли мы помочь сейчас? (Нет)

— Почему нет?

— А где и как мы можем узнать? (В книжках, энциклопедиях, спросить у Вас)

— Чтобы узнать значение слова «Бараба» я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по родному краю.

— А чтобы отправиться в путешествие нам понадобится карта. Ребята, давайте подойдем к ней и рассмотрим.

— Как называется область, в которой мы живем? (Наша область называется Новосибирская.)

— Покажите Новосибирскую область на карте.

— А теперь покажите на карте наш родной город, нашу малую родину! Как она называется? (дети показывают и называют)

Ребята, на чём могли бы мы отправиться в путешествие? (ответы)

Я вам предлагаю отправиться на воздушном шаре! Согласны?

— Во время нашего путешествия мы сделаем несколько остановок. Из названия каждой остановки возьмём первые буквы, которые нам помогут узнать значение слова Бараба.

(выношу гелиевый шарик с корзинкой)

— Наша первая остановка « Суглинок» . (Дети самостоятельно читают название остановок)

Какое слово прячется внутри этого названия? (Глина)

— Как вы думаете, почему эта остановка так называется?

— Суглинок – этот вид почвы, в которой содержится глина, она способствует возникновению болот.

— Наш край богат лесами, полями и озёрами, но особенно много в нашей местности болот.

— Ребята, а кто знает, как возникают болота? (Болота образуются от избыточной влаги, вода застаивается на поверхности почвы, так как в ней находится много глины).

— А давайте посмотрим, как это происходит?

— У вас на столе, у каждого по два стакана с воронками, в одну воронку насыпан песок, а в другую наложена глина. Сейчас нужно налить в обе воронки воду доверху и понаблюдать: куда впитывается вода быстрее: в песок или в глину.

— Куда впитывается вода быстрее – в сухой песок или в сухую глину? (в песок)

— Почему? (Песок хорошо пропускает воду, так как песок сыпучее вещество.)

— Почему глина плохо пропускает воду? (Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой, она обладает связывающим свойством. Сырая глина почти не пропускает воду).

— Глина плохо пропускает воду, задерживает её, вода накапливается на поверхности почвы, не успевает испариться, и так образуются болота.

Ребята, какую букву мы заберём с собой? (Букву «С»!).

Беру букву, обращаю внимание, на цифру 1, кладу в корзинку воздушного шара.

— Вторая остановка «Окружающий мир». Посмотрите, здесь собралось много животных, растений и рыб разных географических областей, климатических зон, в том числе, обитающие и в Барабинском районе.

— Я вам предлагаю поиграть в игру «Животные и растения родного края»!

Анализ игры: Ребята, вы каких обитателей нашли? Где они живут?…..(обращаю внимание на пропущенные детьми карточки, если они будут, и сама добавляю).

Молодцы! Теперь мы смело можем взять первую букву слова и отправиться дальше! (дети называют первую букву – «О», кладут её в корзинку шара).

Остановка «Историческая». Ребята, нам повезло! Именно сегодня на этой станции показывают видеофильм «Наш город Барабинск», в котором рассказывается об истории возникновения нашего города. Предлагаю вместе посмотреть его, вы согласны? Рассаживайтесь поудобнее.

Презентация (видеофильм)

— Ребята, вам понравился фильм? Как вы думаете, когда наш город наиболее красив – в прошлом или в наши дни?

— Что послужило главной причиной развития нашего города? (Главной причиной развития города послужило строительство железной дороги).

Тогда я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Поезд».

Физ. минутка «Поезд» (объясняю правила игры). На полу разложены вагоны (на один меньше, чем детей). Это поезд. Вы – пассажиры. Пока звучит музыка, свободно перемещаетесь по полянке и собираете ягоду (дикие яблоки, идут по кочкам, переступают через колючие кусты). Как только музыка остановилась, вы должны занять любой «вагон». Пассажиру, которому не хватило вагона, выбывает.

(Игра проводится 2-3 раза).

— Хорошо повеселились, отдохнули, не забудем взять букву! (Букву «И», кладу в корзинку шара ). Отправляемся дальше.

Остановка «Культура города». Предлагаю провести экскурсию по нашему уже более современному городу. (На мольберте карта города; фотографии зданий и памятников, обозначающие главные достопримечательности города).

— Кто будет экскурсоводом?

— О чём ты хочешь рассказать, Соня? (Соня берёт фотографию Дом культуры)

— Почему Дом культуры является достопримечательностью нашего города?

Это Дом культуры – центр досуга всех возрастов: детского, молодежного, среднего и пожилого, расположенного на улице Карла Маркса. Здесь проводят различные мероприятия, посвященные знаменательным и праздничным датам. В настоящее время сложилась целая программа мероприятий: это – народные гуляния, концерты, фестивали, праздничные и юбилейные вечера, детские игровые программы, а так же занятия в любимых кружках.

— Молодец! Кто ещё хочет побыть в роли экскурсовода?

Краеведческий музей. Музей это здание, где хранятся и показываются старинные вещи, поделки, картины. Краеведческий музей – хранит память об истории нашего родного города. В настоящее время в музее много экспонатов. Самое интересное в нашем музее – предметы из коллекций дерева, металла, прикладного творчества, а также документы. В музее можно узнать о природе родного края, а также о том, как жили крестьяне и горожане 50 и 100 лет назад.

Богат наш город и самым главным – людьми. В музее хранятся труды их творчества. Посмотрите на эти картины: это наши родные земли, написанные нашими земляками. Владимир Петрович Орлов написал картину «У светлого озера», картину «Пейзаж». Художник Геннадий Фёдорович Мельников «Конец марта». Картина В. Е. Гужва «На закате».

Славится Барабинск и своими поэтами, такими как: Леонид Бойков, Николай Турнаев, Василий Разливинский, Владимир Балачан.

Памятник Владимиру Ильичу Ленину. Скульптурное произведение, посвящённое известному политику, изменившему жизнь всех людей в стране. Памятник создали в память любимого революционера-вождя.

Памятник борцам за власть Советов. Композиция состоит из 3 фигур. У всех бойцов мужественные лица. Их взгляды устремлены вперёд, в будущее. Композиция символизирует союз 3 слоев населения: рабочего, крестьянина, солдата в борьбе за права на свободу, на лучшую жизнь. (эту информацию можно прочитать в словаре.!!!)

Мемориал воинской славы. В честь воинов освободителей, участников В.О.В. был возведён мемориал с вечным огнём. Вечная память им за то, что они отстояли свои земли от захвата немецких врагов, дали нам свободно жить и учиться.

— Аллея славы героям Советского Союза и герою России.

— Построена Часовня во имя Георгия Победоносца. Храм в честь иконы Божией Матери.

Культуру своего города нужно обязательно знать, кто нам может в этом помочь? (В этом нам могут помочь музей краеведческий, школьные музей, книги, и наш словарь).

— Любите свой город! Возьмём букву «К» (кладём в корзинку).

Остановка «Алсу». Ребята, что за странное название остановки?

(выходит девушка в татарском костюме):

Алсу: Здравствуйте ребята! Меня зовут Алсу! В давние времена татарское население было единственное в Барабе, здесь жил только татарский народ. А русские стали расселяться здесь намного позже. Посмотрите, какой на мне красивый, яркий костюм. Состоит он из платья, украшенного вышивкой и штанов, а сверху я надела жилетку расшитую золотистыми нитками. На голове у меня калфак. Мужчины носили тюбетейку. А ещё мы любим поиграть. Поиграем?! Игра так и называется «Одень тюбетейку».

— Нужно встать в круг. Пока играет музыка, передаём тюбетейку по кругу, одевая соседу на голову. Как только музыка останавливается, у кого оказывается тюбетейка, тот в центре круга изображает любое животное, а вы должны будите его угадать!

«Алсу — старинное женское татарское имя. В районе современного города Барабинск с давних времён жил народ – татары, который говорил на своём языке, носил особую одежду и жил по-своему».

— Сейчас в нашем городе живут люди разных национальностей. Все мы живём в мире и согласии!

(девушка отдаёт букву). До свидания!

Подходим к карте.

— Ребята, посмотрите, вот мы и вернулись обратно. Достанем буквы. (Достаю)

— Что будем делать с буквами? (составим слово обозначающее название нашего города).

— Выложим буквы в том порядке, в котором мы их собирали. Первая буква была «С» (дети крепят на карту), и т. д.

— Прочитаем. Какое слово получилось? (СОЙКА)

— На древнем языке, на тюркском, слово «СОЙКА» звучало как «БАРАБА».

— В стародавние времена, когда ещё не было ж. дороги, домов, здесь обитало очень много птиц – особенно много было СОЕК. По названию этих птиц и назвали всю местность – БАРАБА.

— Ребята, мы сегодня узнали много нового, интересного! Теперь мы сможем помочь Алёше выполнить домашнее задание?

— Как мы сможем ему помочь, он же далеко живёт ? (Отправим ответ по электронной почте, видеописьмо)

— Давайте сделаем с вами видеописьмо с помощью этой видеокамеры, а потом отправим его по электронной почте!!!

— Ребята, посмотрите, у меня есть картинки, которые помогут нам вспомнить о тех местах, где мы с вами побывали. Кто желает поучаствовать в видео съёмке? Выбирайте картинки, которые больше всего вам нравятся! (Дети рассказывают)

Вот видите, какое замечательное видеописьмо у нас получилось для Алёши!

— Как вы думаете, мы помогли Алёше?

— На память о нашем путешествии, я дарю птичку Сойку, которая дала название нашему городу! Давайте определим ей место в нашей группе, она будет напоминать нам о нашем путешествии.

МБДОУ «Детский сад №136» г. Чебоксары Чувашской Республике

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Прогулка по родному городу Чебоксары»

Подготовили: воспитатель

Иванова Татьяна Григорьевна

Чебоксары 2017

Аннотация.

В нашем дошкольном учреждении давно ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Данное направление нацелено на развитие у старших дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Ключевые слова: патриотическое воспитание, модернизация, толерантность. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. На повышение общественного статуса патриотического воспитания детей ориентированы Федеральные законы: «О государственном флаге РФ», «О государстве ном гимне РФ». Кроме того, данная тема приобретает особую актуальность в период реализации ФГОС. Представленный материал может быть использован воспитателями в старших и подготовительных группах детских садов. Конспект раскрывает формы работы и методы организации детей при ознакомлении их с родным краем, позволяет решить много задач по нравственно - патриотическому воспитанию детей. Непосредственно - образовательная деятельность для детей седьмого года жизни.

Программное содержание:

Образовательные:

Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с прошлым и настоящим родного города.

Закрепить знание о символике города Чебоксары, Чувашской Республики;

Формировать интерес к культуре земляков, сохранять и приумножать достижения города;

Развивающие:

Развитие интеллектуального и творческого потенциала, расширение кругозора «Малая Родина»;

Развивать интерес к деятельности жителей города;

Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистой и красивой;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков и уважение к старшему поколению;

Воспитывать патриотизм, любовь к родному краю.

Предварительная работа :

 рассматривание альбомов с видами города, нахождение родного города на карте России, чтение стихотворений местных поэтов, беседы о художниках Чебоксар, рассматривание их картин в выставочном зале, заучивание стихотворений о Родине, экскурсии по городу, в музей, рисование на тему «Мой город», заучивание стихов и чтение произведений о Родине, использование различных видов деятельности при знакомстве дошкольников с родным городом . Прослушивание песен о Родине

Интеграция : социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд.

Оборудование: аудио и видео оборудование, компьютер, мультимедиапроектор, бумага квадратной формы, мультимедийная презентация (см. Прило жение)

Ребята посмотрите пожалуйста на нашу книжную полку, здесь появилась интересная книжка про нашу Родину(вместе рассматривают книгу), а давайте побеседуем про неё.

 Скажите пожалуйста, в какой стране мы живем? (В России).

 Какая наша страна? (Красивая, богатая, большая, знаменитая).

 Как называемся мы с вами, граждане России? (Россияне).

 Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн).

 Какие города России вы знаете? (Дети называют города). Россия - наше отечество, а Чебоксары- наша малая Родина. А что такое Родина? (рассуждения детей).

Правильно, это и наш детский сад, где мы играем; это и дом, где мы живем; это и наш город Чебоксары, где мы гуляем; это и наша Москва, столица - все это наша с вами Родина.

А что значит любить Родину? Да, это значит любоваться рассветом и закатом солнышка, радоваться цветами на клумбах; это значит беречь все живое: не ломать деревья, кормить птиц, любоваться бабочками; это значит гордиться нашей Родиной.

А теперь послушайте, как о своей любви к Родине говорят поэты, читаю стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовем?»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня прогуляться по нашему городу, не выходя из садика. Разрешите мне быть вашим экскурсоводом, а вы побудете туристами и местными жителями

У каждого города есть свой герб. Посмотрите на экран, что изображено на гербе нашего города? Софья нам сейчас коротко расскажет, что символизирует герб нашего города.

Воспитатель : Мы продолжаем прогулку по нашему городу. Ребята,скажите мне пожалуйста, какая могучая река протекает рядом с нашим городом?(Волга)

Предлагаю показать, как протекают ручейки в наших окрестностях (проводиться игра «Ручеек» под песню в исполнении Л. Сенчиной «А по камушкам»).

Воспитатель : Ребята посмотрите на следующий слайд.Чебоксары-столица Чувашии, старинный волжский город с более чем 545-летней историей. Историю возникновения города нам расскажет Кирилл У.

Воспитатель: А еще мне хочется отметить, что в городе очень много памятников известным и знаменитым людям Чувашии и России- это памятники Ю.А.Гагарину, К.Иванову, М. Сеспелю и т.д.А сейчас Маша расскажет нам про памятник И.Я.Яковлеву, который мы видим на экране.

Воспитатель: Молодцы! Хочу поиграть с вами в игру «Продолжи стихотворение». Стихи будут А.С. Пушкина.  «У лукоморья дуб зеленый…»  «Уж небо осенью дышало…»  «Унылая пора…»  «Три девицы под окном» «Буря мглою небо кроет…»

Воспитатель: На следующем слайде мы видим легендарного героя, командира 25-ой Чапаевской дивизии, 12-ой Советской Армии Василия Ивановича Чапаева. В нашем городе люди достойно увековечили его память.

Имя В.И.Чапаева присвоено городам и поселкам, колхозам, предприятиям, школам и улицам. Про легендарного героя нам расскажет Настя.

Воспитатель: Давайте сделаем привал, сядем, отдохнем. Так пить захотелось! Вода есть, а пить не из чего. (Дети предлагают сделать стаканчики из бумаги способом оригами).

Воспитатель . Наше путешествие продолжается. Мы прибыли к месту вечной памяти павшим героям, которые отдали свои жизни за нашу мирную жизнь Даниил, расскажи, пожалуйста, об этом месте.

Воспитатель : Спасибо, Данила. Двигаемся дальше. У каждого чебоксарца есть свой любимый уголок в городе. У меня и моих друзей, это - залив. Очень красиво смотрятся на заливе старинные церкви и монастыри.

Про нашу гордость и красу-залив,нам расскажет Ульяна

Воспитатель : Посмотрите на следующий слайд. Узнаете это здание? Да, это наш родной детский сад. Мы вернулись туда, откуда начали прогулку. Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка.

Здравствуй, мир (руки наверх)

Это - я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног - лежит! (наклон)

Там - леса! (замок вправо)

А там - поля! (замок влево)

Здесь - друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом - ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!

Встречай меня!

Воспитатель : Наша экскурсия подошла к концу. Какие памятные места нашего города мы сегодня посетили? Что нового вы узнали?

Воспитатель: Я предлагаю всем нам провести флэшмоб в честь нашего родного города. Под песню «Этот город самый лучший город на земле», дети делают танцевальные движения

Воспитатель: На этом наша видео-экскурсия закончилась. Спасибо всем за внимание!

Анна Кузнецова

МБДОУ № 17 г. Солнечногорск

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию и изобразительной деятельности в подготовительной группе .

Кузнецова Анна Витальевна

Тема : Красота родного края.

Цель : создать условия для обогащения целостного представления о родном крае; прививать любовь к искусству, к поэзии; познакомить с творчеством поэтов и писателей, художников нашего края; продолжить знакомство с культурой нашего народа; прививать стремление к познанию нового; способствовать обогащению словарного запаса и совершенствованию речевых навыков; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру; развивать познавательную активность детей; логическое мышление; воспитывать чувство гордости за прошлое нашей Родины, любовь к родному краю; доброжелательное отношение друг другу.

Оборудование : плакаты, фотовыставка “Красота родной природы”, запись музыкальных произведений, клей, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, краски, кисти, песок, ножницы, стенды.

Подготовительная работа :

Умело спланировать и организовать познавательную деятельность детей ;

Подобрать интересный , содержательный материал к занятию по изучаемой теме ;

Продумать оформление;

Подготовить наглядный материал ; подобрать и распечатать тексты для воспитанников ;

Подготовить записи музыки и песен;

Ход занятия.

Ведуший :

В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь. И задумал он государство своё объехать и узнать, где находится самое красивое место в его государстве.

Матушка :

Смотри, царь батюшка, письмо пришло из города Солнечногорска. Поедем, посмотрим, что за город с таким красивым названием.

Царь :

Поедем, матушка, во многих городах мы были : в Загорске, Дмитрове, Подольске, Клину, а вот в Солнечногорске не были.


Матушка :

Вот и приехали.

Царь :

А вот и ребята, которые нас в гости приглашали. Здравствуйте ребята!

Дети :

Здравствуйте, Царь – батюшка и матушка. Хотим мы вам рассказать и показать, что наши места солнечногорские самые красивые, самые лучшие во всём твоём царстве.

Царь :

Расскажите, чем ваши края славятся, да так ли красивы они, как вы говорите. А мы сядем, да послушаем.

Воспитатель :

Издавна наши края заселялись славянскими племенами. Места здесь красивые, удобные для жилья : кругом леса, поля, реки, озёра. Самое древнее поселение в селе Льялово. А в селе Пятница поселилось даже кочевое племя берендеев.

Когда-то в старину в России

Неподалёку от Москвы

Горою Солнца окрестили-

Гору невиданной красы

Из-за неё вставало солнце

И за неё ложилось спать,

И берендеи выходили

Там красно солнышко встречать.

Воспитатель :

Много лет тому назад

Было здесь село одно

И название имело

Гомзино звалось оно.

Через данное селенье

Тракт петровский проложили

И Москву с Санкт-Петербургом

Накрепко соединили.

В доль дороги той ввели

Постоялые дворы

Чтоб усталый путник мог

Высохнуть, если промок.

Пообедать, отдохнуть

И продолжить долгий путь.

Вот такой заезжий двор

В гомзино был возведён,

Чтоб сама Екатерина

Останавливалась в нём.

Дети :

Вседержавная царица,

Наблюдая как-то местность,

Увидав восход светила,

Изрекла : «Ах, как красиво!»

И отныне назвала

Местность ту – Солнцегора.

Воспитатель :

Отсюда и пошло название село солнечная гора, а потом и город Солнечногорск.

Дети :

К Сенеж озеру, к свету лучистому,

К соловьиному пению чистому,

Город с тёплым и светлым названием

Приглашает нас всех на свидание

Здесь поэтам по блоковски дышится

И художникам здорово пишется.

Воспитатель :

Издавна на территории солнечногорской земли находились поместья и имения многих известных людей России. Село Богородское – вотчина боярина Морозова, Чашниково – Нарышкины, Тимоново – Шереметьев, Болдино – Татищев; Фонвизин – Крюково; Трубецкие – Льялово; Спасская Слобода (ЦМИС) – князья Львовы; Середниково - Столыпины. А к ним в гости приезжали отдохнуть и поработать извекстные поэты, писатели, художники. В деревне Болдино работал И. А. Крылов, В деревне Чепчиха – Аппалон Майков и Валентина Осеева, В деревне головково – Аркадий Гайдар, в селе Новое Лев Толстой.

Дети :

А в имении Середниково жил М. Ю. Лермонтов. О красоте нашей природы он писал :

Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день,

Укрывшийся в лесов таинственную сень.

Иль под ветвями пустынными рябины

Смотреть на синие прекрасные долины.

Воспитатель :

А вокруг красивый лес.

Там полным – полно чудес.

В нём живут дары природы

Для людей и лесного народа

Дид. Игра «Что растёт в лесу»

Дети :

Своё имение в селе Шахмотово А Блок называл «уголком рая»

Бросает солнце листьев тени,

Да ветер клонит за окном

Столетние кусты сирени

В которых тонет старый дом.

Белеет церковь над рекою,

За ней опять леса, поля

И всей весеннюю красою

Сияет русская земля.

Воспитатель :

В начале августа каждый год в селе Шахмотово проходит праздник поэзии. В музей блока приезжают неизвестные пэты. Но не только поэты и пасатели писали о красоте наших мест. Многие известные художники работали и работают здесь.

Дети :

В селе Легачёво писал свои картины Константин Фёдорович Юон.

На берегу озера Сенеж в имении друзей работал известный художник Левитан. Он писал Чехову : «Живу я здесь в великолепном месте, на берегу громадного озера, кругом меня леса, а озеро кишит рыбой.» Здесь он написал картины «Озеро» , «Перед грозой» , «Деревня» .

Воспитатель :

Сейчас на месте имения построен Дом отдыха художников России. Здесь отдыхают и работают многие известные художники, а в краеведческом музее «Путевой дворец» проходят выставки картин.

Как много на земле чудес :

Есть поле, луг, река и лес…

И птиц на ветках много.

И там, где мы с тобой живём

Чудес не мало мы найдём.

Воспитатель предлагает детям создать свою картину о красоте родного края.

Физминутка :

Солнышко, солнышко

Солнышко, солнышко,

загляни в окошко.

Загляни в окошко,

разбуди ребят.

Чтоб денек чуть- чуть был дольше,

чтобы мы узнали больше,

чтоб игрушки не скучали,

а с ребятами играли.

Закройте глаза, представте как вас пригревает солнышко, как вам хорошо. Улыбнитесь солнышку. А теперь улыбнитесь друг другу и подарите ваше хорошее настроение работе.

Пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки. Потом похлопать в ладошки.

Светит солнышко в окошко,

Прямо в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Дети выполняют работу, используя различные техники рисования и аппликации. После завершения работы дети поют песню, а потом читают стихи.


Мой добрый город с солнечным названьем,

Меня согреет ласковым теплом.

Прими моё негромкое признанье,

Моя судьба, моя любовь, мой дом

Солнечногорск – четыре слога,

Но их милее в мире нет.

Солнечногорск - ты дан мне богом,

Люблю тебя я с детских лет.

Пусть над тобой ненастья моросили,

Пусть по тебе ударила война,

Но из таких и состоит Россия,

Моя многострадальная страна.

Пусть жизнь твоя течёт порой не быстро,

Провинциальный тихий городок,

Но о Сенеже и о курсах Выстрел

Наслышаны и запад и восток.

На стыке дорог по средине России

Стоит небольшой городок,

И кружатся чайки над озером синим,

И дует с полей ветерок.

Озеро, озеро – даль голубая.

Озеро Сенеж – родной уголок.

Тихие волны на солнце играя,

Нежно зовут отдохнуть на песок.

Волны уютные пляжи ласкают.

Чайки над озером плавно парят,

В парке деревья покой охраняют,

Словно на страже в аллее стоят.

Плывут над Сенежем рассветы,

Играя с утренней росой,

Зелёным шёлком разодеты,

Берёзы шепчутся листвой.

У тихой заводи плескаясь

Лениво дышат камыши

В зеркальных водах отражаясь,

Стоят на диво хороши.

Матушка :

А мне нравятся эти края, царь батюшка.

Царь :

Согласен с тобой, матушка.

Красива земля подмосковья!

Поля, перелески, пригорки,

Но лучше всех всё таки город,

Зовущийся Солнечногорском!


Царь награждает детей за работу.

Программное содержание:

1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут(территория, Президент, столица, язык).

2. Закрепить изображение флага и герба родного города, значение символов в нем, символикой цветов (района, области).

3. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе. 4. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать мелкую моторику.

Предшествующая работа: заучивание стихотворений о Родине; пословиц и поговорок о Туле, Родине. Рассматривание иллюстраций о Москве - столице России (метро, Кремль, Красная площадь). Беседы и рассказывания о городах - героях (почему так называются); выкладывание из полосок Государственного флага России. Чтение сказок, былин о победе воинов над чудовищами.

Дидактическая игра "Белый - синий - красный" с цветовыми сигналами.

Рисование на тему "Мой родной город".

Аппликация "Если скажут слово Родина"4 "Моя страна".

Материал к занятию: карта России, карта Тульской области, фломастеры, заготовки Россиских флагов (на каждого), конверты с флагами, гербами Киреевска, Тулы, Болохово, России; портрет Президента, альбомы "Оружие", "Белевские кружева", "Тульские самовары", "Гармошки"; запись песни "Тула - земля моя", кроссворд; запись гимна города Болохово.

Ход занятия

Здравствуйте, дорогие гости!

Дети, а вы любите путешествовать? (где - то бывать, узнавать что - то новое, интересное). Я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие. А вот куда, в какое именно место, давайте разгадаем кроссворд. (дети по очереди достают из мешочка шарики с номерами загадок). Дети пишут отгадки фломастером.

1. Стоят в лугах сестрички -

золотой глазок, белые реснички. (ромашка)

2. В дверь стучать оно не будет,

а взойдет и всех разбудит. (солнце)

3. О чем можно сказать: родной,

отчий, кирпичный, старый? (дом)

4. Отгадайте, что звенит?

младший брат Царь - колокола. (колокольчик)

5. Ростом разные подружки

не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

а всего одна игрушка. (матрешка)

Молодцы, все загадки отгадали. Так куда же мы отправимся? (читаем слово РОДИНА). Правильно, путешествовать по нашей Родине. Как она называется? Да, Россия. А что же это по - вашему? (показываю карту России). Россия огромна и необъятна. А что мы называем своей Родиной? (то место, где родились).

Родиной мы называем эту страну потому, что в ней родились, все в ней для нас родное; матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, своими водами вспоила. Много есть на свете кроме России других государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

Пословицы и поговорки о Родине:

Родина любимая, что мать родная.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Жить - Родине служить.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Стихи о Родине.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идем.

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим - синим

Флаг России над Кремлем.

Наша первая остановка в родном городе - Болохово. Это наша малая Родина (показываю на карте и отмечаю флажком). Городок наш небольшой, живут в нем около 10 тысяч человек. Раньше он был деревней Болохово, в честь князей Болховских, которые жили в ней. Со временем, для благозвучия кто - то вставил гласную "о", и стали называть деревня Болоховка, а теперь город Болохово.

Дети называют улицы города (Корнеева, Луговая, Терешкова, Мира, Ленина)....

Какие памятники есть в нашем городе? (Братская могила, аллея 413 стрелковой дивизии, Вечный огонь, Могила неизвестного солдата).

Вы уже знаете, что каждый город имеет свою государственную символику. Что это такое? Да, это герб, гимн, флаг. Наш город тоже имеет флаг и герб (на столах у каждого ребенка наборы гербов и флагов). Задание: выбрать символику нашего города. На гербе города Болохово изображены 2 кирки и шестеренка. Кирки обозначают город шахтеров, угольников, а шестеренка - город машиностроителей. Дети, а совсем недавно у нашего города появился гимн, он звучит величаво, неторопливо, торжественно. Давайте его послушаем. .. (дети слушают гимн стоя).

Игра "Сороконожка" - (физкультминутка).

Так же как и у Болохово, у города Киреевска тоже есть государственные символы (дети выбирают у себя на столе). Что изображено на гербе и флаге города Киреевска? (булава - символ власти будующего города, кирка - символ мирного труда, земляные и горные работы). Киреевский район, это район угольной промышленности, шахт. В районе всего два шахтерских города: Болохово и Липки.

Наше путешествие продолжается. Речевка: Впереди у нас поход

Раз, два, раз. два.

Позади учебный год

Раз, два, раз, два.

Тот, кто бегал целый год

Раз, два. раз, два.

Тот в пути не устает

Раз, два, раз, два.

Мы находимся в областном центре. А наша область называется..... Тульская, правильно! Главный город? Тула - город - герой. (показываю на карте отмечаю флажком).

Кто знает, почему Тулу называют город - герой? (ответы детей)

1. Мы помним сорок первый свято,

Как помнят Родину свою.

Сложили головы солдаты

За Тулу древнюю в бою.

2. Стояли насмерть туляки,

Не дрогнули в боях.

Поклон вам низкий, земляки.

Презрешим смерть и страх.

3. Как богатырь, встал город русский -

Отчизны грозный арсенал.

Москву от недругов по - тульски,

Как щит надежно прикрывал.

4. Мы помним сорок первый свято,

Как помнят матери детей.

Да будут павшие солдаты

В сердцах и памяти людей.

Поговорим о Туле: чем знаменита и славится тульская земля(самовары, пряники, оружие, гармошки, филимоново, белевские кружева).

О символике - дети выбирают и рассказывают.

Герб - два серебряных клинка, лежащие крестом, всередине ружейный ствол, вверху и внизу по золотому молоту (кузнечные традиции).

Флаг - три скрещенных клинка и два желтых молота вверху и внизу.

Дети, а каких знаменитых людей вы знаете в тульской области? Л.Н.Толстой (Ясная Поляна), Тульский левша (подковал блоху), Мосин (изобрел первую винтовку), Белобородов (создатель тульской гармошки).

Молодцы! Дети, о Туле сложено много прекрасных песен. Послушайте песню "Тула - земля моя". (припев поем вместе).

Пословицы о Туле:

В Туле фашистов вздули.

Тула войну повернула.

Тульская винтовка - стреляет ловко.

С тульской винтовкой в бою не пропадешь.

Игра "Тетера"....

Вот мы и достигли главной цели нашего путешествия, прибыли в главный город нашей страны - Москву - столицу нашего государства.

(показываю на карте и отмечаю флажком).

Все мы гордимся нашей Москвой,

Наша столица - город - герой,

Красные звезды горят над тобой,

Город родной, город - герой.

Смело с врагами ты битву вела

И победила, наша Москва.

Все мы гордимся сегодня тобой,

Город родной, город - герой.

Почему Москва - город - герой? (ответы детей). А какие еще вы знаете города - герои? (Керчь, Брест,...).

Кто же является главой нашего государства? Верно, Президент (портрет Д.А. Медведева).

Назовите государственные символы России (герб, гимн, флаг). Молодцы!

(дети раскрашивают флаг Росии - у каждого на столе заготовки).

Белый цвет - березка,

Синий - неба цвет.

Красная полоска -

Солнечный рассвет.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад. на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он - России дух свободный.

Дети, а как называют людей, живущих в России? (россияне, росичи, росы).

На каком языке говорят все россияне? (на русском).

Назовите место, откуда президент управляет государством? (Кремль). Молодцы!

Дети, а кто из вас назовет интересные места в Москве, памятники, достопримечательности? (Красная площадь, Садовое кольцо, Вечный огонь, Чистые пруды, Храм Христа спасителя, Метро, Мосты, Москва - река, музей оружия, мавзолей и др.).

Наше с вами путешествие по Родине - России закончилось. вам оно понравилось7

Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы вернулись в родной город Болохово.

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но всегда на ней найдем

Свою страну - наш общий дом.

На память о нашем путешествии я вам дарю значки (флаг России), а вы подарите гостям свои флаги.