Адабы дарения подарка и его запреты. Мужские и женские имена на буквы — А

Один из способов установить добрые взаимоотношения с людьми — дарить подарки. При этом важен не столько сам подарок как материальная вещь, а те чувства и побуждения, которые за ним стоят. Это может быть забота, участие, внимание, любовь, дружеская симпатия, желание наладить отношения, загладить вину и т.д. Подарок является лишь вещественным выражением этих положительных эмоций и может послужить приятным напоминанием о них другому человеку.

Эта прекрасная традиция поддерживается во всех мусульманских государствах . О ней написано масса книг ученых , ей посвящены стихотворения и поэмы.

Празднование Мавлида

Стимулом, побуждающим простых верующих праздновать этот праздник, а ученых писать великие произведения, является Аят из Священного Кур’ана это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن . в котором сказано, означающее:

«И совершайте благие деяния»

Для того, чтобы осознать величественность Мавлида, постигнуть это великое и благое деяние, для искренних людей достаточно узнать о цели этого празднования, о сути, а также о том, как он проводится.

Мавлид — это символ любви к Пророку, мир Ему. Таким образом, мусульмане выражают свою благодарность Аллаху за посланную милость в лице Великого Пророка, мир Ему. Известно, что желательно держать пост-сунну (желательный пост) в понедельник. Однажды у Пророка Мухаммада, мир Ему, спросили причину того, почему мусульманам желательно соблюдать пост-сунну именно в этот день. Пророк, мир Ему, ответил: «В этот день родился я». Таким образом, сам Посланник Аллаха, мир Ему, указал на то. что пост в этот день — это благодарность Аллаху за то, что Он послал нам Пророка, мир Ему. Если пост в этот день разрешен, являясь благодарностью Аллаху, то отсюда следует, что разрешенным является совершение и иных благих деянии, в которых выражаются благодарность Создателю. Несомненно, и такой благодарностью является Мевлюд. Этот праздник, включая в себя перечисленные духовные составляющие, охватывает и множество других аспектов, которые в совокупности могут стать для верующего важной ступенью в духовном развитии.

Несмотря на то. что данное торжество в различных мусульманских странах имеет свои отличительные особенности, причина которых самобытность и языковое разнообразие, тем не менее, можно указать и на общие, характерные для всех верующих принципы.

Открывается торжество Мевлюда, как и любое иное мероприятие подобного рода, чтением Священного Курана. Затем, пока готовится угощение, кто-либо из верующих читает красивым, певчим голосом жизнеописание Пророка, мир Ему: о рождении, жизни и других знаменательных событиях, которые были в Его прекрасной жизни.

Одной из особенностей Мевлюда является коллективное восхваление Пророка, мир Ему, читая различные салауаты. Подтверждается двумя достоверными хадисами (изречениями Пророка, мир Ему), что коллективное восхваление Посланника Аллаха, мир Ему, одобрено Шари’атом. Один из этих хадисов передан Имамом Ахмадом нбн Ханбалем в его книге «Муснад». В нем рассказывается, что эфиопы, находясь в мечети Пророка, мир Ему, читали восхваление на своем языке. Пророк, слышавший это чтение, спросил о значении их слов. Они отвечали, что эти слова означают: «Воистину, Мухаммад — благочестивый раб Аллаха». И Пророк, мир Ему, одобрил это деяние.

В книге «Муснад Аль-Баззар» сказано, что эфиопы, сопровождая чтение Салауата танцем, читали: «Абуль-Гасим-таййиб». Этот Салауат означает: «Абуль-Гасим -благочестив». Абуль-Гасим это одно из имен Пророка, мир Ему. Посланник, мир Ему, будучи очевидцем этого чтения, не запретил его и не высказался против коллективного его совершения.

Восхваление Пророка, мир Ему, — один из видов ‘ибады (поклонения Аллаху). Собираясь вместе, мусульмане в минуты праздника могут ощутить единство сердец в любви к Великому Пророку, мир Ему. В эти моменты верующие ощущают небывалое единство, сплоченность и любовь друг к другу. Мусульмане, совершая это великое деяние, по Воле Аллаха могут получить барака (благословение) от Аллаха ; больные, посетившие такое собрание, возможно, покинут его уже будучи здоровыми, а печальные и грустные ощутят небывалую силу и лечение душ и сердец.

Мусульманские имена для мальчиком и девочек

Проблема имя наречения является актуальной и по сей день. С этой проблемой, несомненно, сталкивался каждый из нас в момент рождения ребёнка. Мы кропотливо перебираем десятки имён прежде чем остановиться на одном из вариантов. Всегда хочется найти что-то красивое, не противоречащее традициям и вероисповеданию, но в то же время и простое, легко выговариваемое. Благозвучность имени играет отнюдь не последнюю роль в социальном обществе. Бывают случаи, когда родители под влиянием личных эмоций и идеологических идей называли детей, такими именами, которые не соответствовали морально — этическим устоям в мусульманском обществе. Например, во времена всесоюзного строительства коммунизма в некоторых тюркских народах детям присваивались имя «Ленур» — Ленинъ нуры (Светоч Ленина), “Марлен» — Маркс и Ленин и другие политические имена. Также следует отметить проблему исчезновения из языка таких букв как «ه» — h и «ح» — х . Например, Асан, Усеин, Усние. Это имена, общепринятые в мусульманском мире, как однокоренные слова “Х асан» — » “Х усейн» — “Х юснияй”, от арабского — утончённый, изящный, хороший. Причиной исчезновения упомянутых букв в языке тюркских народов, является подмена арабской графики латинской или кириллической.

Некоторые тюркские народы по сей день сохраняют интересную традицию называть ослабленного новорожденного именем Турсун или Яшар, Омюр. В частности, азербайджанцы называют Дурсун или же присваивают имя отца и матери. Никто не будет отрицать факт того, что имя является своеобразным носителем какой-либо информации. Мусульманское имя может нести в себе память о роде Пророков и их близких, мир Им. Свидетельствовать о покорности и вере мусульманина в существование Единого Аллaha, а также в Судный день. Это заметно на примере имен, основывающихся на: ‘абд (‘ибад), сейф и нур. Варианты арабского термина «’Абд» трактуются как: раб. Сейф как: мечь, а нур — луч, свет. Обратим внимание на следующие имена: ‘Абдуллah, ‘Абдурах ман, ‘Абдульк адир, ‘Абдуссъамад, Сейфуддин, Нуреддин и др.

Нужно сказать, что в процессе наречения ребенка принимают участие не только молодожены, но и их родители, бабушки, дедушки. В большинстве случаев, молодые в знак уважения и благодарности последнее слово оставляют за старшими. В этом собственно и заключается менталитет крымскотатарского народа.

В традициях некоторых тюрков-мусульман, имеется особый подход к именам, супруга зачастую обращается к мужу без упоминания его имени. Например, женщина-узбечка зовет мужа «ходжайын» (но этимологии русского слова «хозяин»), отасы — отец детей. В крымскотатарских домах, а в особенности это семьи е большим прошлым, друг к другу обращаются как: акъай, апай или киши, апакъай, аврат и т.д. Слово «аврат» применяется к женщинам, из-за того, что у них есть части тела, которые они должны закрывать перед чужими мужчинами. (Все тело, кроме лица и кистей рук).

Возвращаясь непосредственно к нашей теме достаточно вспомнить о наших соотечественниках, у которых двойные имена. Например: Къурт-Сабе. Къурт-Али, Къурт-Асан, Къурт-Осман, Сеит-Асан, Сеит-Бекир, Сеит-Белял, Сеит-Вели, Мамбет-Али. Вспомним о формах имен в довоенном Крыму, это имена известных классиков крымскотатарской литературы: Хасан Сабри, Хусейн Шамиль, Умер Фехми и другие. Иногда среди читателей находятся такие, кто путает их вторые не официальные имена с фамилиями. Ибо, как мы знаем в фамилиях тюркского происхождения отсутствуют типичные для славянских народов окончания типа: ов/ова, ев/ева. В настоящее время отдельные крымскотатарские деятели культуры, дабы подчеркнуть патриотизм намеренно отсекают от личных фамилий подобные окончания. Например, Шакир Селим(ов), Шевкет Рамазан(ов), Айдер Мемет(ов), Фетта Аким(ов), Айше Коки(ева), Шерьян Али(ев). По некоторым данным, вышеупомянутые парные имена присваивались детям для того, чтобы избежать недоразумений между односельчанами с одинаковыми именами. Возможно, здесь существуют и другие мотивы. На данный момент этот вопрос остается малоизученным. Наряду с именами существуют и различные псевдонимы, прозвища. Если обычно творческие люди или реже политические деятели, наряду с настоящим личным именем приписывают себе и псевдоним, то прозвища присваиваются определенному человеку непосредственно людьми, окружающими его.

С намерением напомнить старинные традиционные мусульманские имена начинаем публикацию наиболее часто употребляемых имен. За основу статьи взяты справочник тюркских имен, арабско-русский, османско-турецкий и другие словари.

Мужские и женские имена на буквы — А

‘Абдуллаh — раб Божий.
‘Абид, (‘Абиде) — поклоняющийся, молящийся, верующий раб.
‘Адалет — правосудие, справедливость.
‘Адиль, (‘Адиле) – справедливый. Мужское и Мужское и женское имя женское имя.
‘Азамат — величие, великолепие.
‘Азиз, (‘Азизе) — уважаемый, почитаемый, любимый. Мужское и женское имя
‘Азим — полный решимости, решительный
‘Али — имя двоюродного брата Пророка Мухаммада, мир Ему (‘Алие женское имя)
‘Алим (‘Алиме) — мудрый, ученый, знатный. Мужское и женское имя
‘Ариф — знатный, смышленый
‘Абдульгъаффар — Раб Аллaha, Прощающего грехи
Адем — Адам, имя первого человека, созданного Аллахом, первый Пророк, мир Ему
Алемдар — знаменосец
Амин — достоверный, правдивый Мужское имя и женское имя
Амина — имя матери Пророка Мухаммада, мир Ему
Амир (Эмир) — правящий, дающий приказы
Арзу — 1.возлюбленная Камбера — героя известной в народе сказки «Арзу ве Камбер». 2. от перс, желание, мечта
Асия (Асие) — так звали жену Фараона. Благочестивая женщина из последователей пророка Муса, мир Ему
Ахмад — одно из имен Пророка Мухаммада, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Б

Басыр — проницательный, прозорливый, дальновидный
Батал — смелый, храбрый, герой
Батыр — богатырь
Бахтияр — от перс. Счастливый

Мужские и женские имена на буквы — В

Вильдан (от ар.слов валил, велел, эвляд) — новорожденные дети; рабы

Мужские и женские имена на буквы — Г

Гевхер (Джаухар) — драгоценный камень, чистый, истинный, неподдельный
Гюзуль (Гузаль, Гезуль) — от тюрк, красивый, хороший. Женское имя

Мужские и женские имена на буквы — Д

Дилявер — от перс. отважный, смелый, храбрый
Диляра — от перс.поэт. красавица; милая, прекрасная, успокаивающая сердце

Мужские и женские имена на буквы — З

Заhид (Заhида) — ведущий аскетический образ жизни. Мужское и женское имя
Заир (Заира) — посещающий, навещающий. Мужское и женское имя
Зайнаб (Зейнеб) — имя дочери Пророка Мухаммада, мир Ему
Закир (от Зикр) — упоминающий Имя Бога Всевышнего
Зариф (Зарифа) — нежный, утонченный. Мужское и женское имя
Зафер — достигающий цель; побеждающий, победитель
Заhра — цветок
Зуhра — одно из имен дочери Пророка, мир Ему, Фатимы
Зеки (Зекие) — чистый, без примесей, натуральный, неподдельный. Мужское и женское имя
Зеки — умный, смышлёный
Зульфие — та, у которой очень красивые, пышные волосы

Мужские и женские имена на буквы — И

Ибраhим — имя Пророка, мир Ему, отец Пророка Исма’иля, мир Ему.
Идрис — имя одного из Пророков, Мир Им.
Иззет — величие, почтение.
Ильhам (Ильhамие) — вдохновение. Мужское и женское им.
Ильяс — имя одного из Пророков, мир Им.
Имдад — помощь; сила, посланная на помощь
Иман — вера. Женское имя.
‘Инает — милость, попечительство, заботливость.
Ирфан — знание. Мужское имя.
‘Иса — имя одного из Пророков, мир Им, сын Марьям, мир Ей. Аллаhом Ему был ниспослан Инджиль.
Ислям — название религии всех Пророков, мир Им, от ар. означает покорность Единому Богу
Исма’ил — имя одного из Пророков, мир Им. Первый сын Пророка Ибраhима, мир Ему, от hаджера Исмет — непорочность, защищенность.
Ирада (Ираде) — воля.

Мужские и женские имена на буквы — К

Камаль (Кемаль) — совершенство.
Керем — благородство; щедрость.
Керим (Кериме) — щедрый, благородный. Мужское и женское имя.
Каусар (Кевсер) — 108 сура из Кор’ана название райского источника.
Кямиль (Кямила) — совершенный, безукоризненный. Мужское и женское имя.
Кадер (Кадире) — могущественный, сильный. Мужское и женское имя

Мужские и женские имена на буквы — Л

Лятифе — нежная, мягкая. Женское имя.
Лютфи (Лютфие) — любезный, милый. Мужское и женское имя.
Ляле – тюльпан.

Мужские и женские имена на буквы — М

Махбуб (Махбубе) — любимый, возлюбленный. Мужское и женское имя.
Мавлюд (Мавлюда) — рожденный. Мужское и женское имя.
Мадина — город в котором находится могила Пророка Мухаммада, Мир Ему.
Марьям (Мерьем) — мать пророка ‘Исы. мир Ему
Мадиха – восхваляющая.
Мекка — Место где родился Пророк Мухаммад, Мир Ему и место нахождения Ка’бы.

Мужские и женские имена на буквы — Н

Надир (Надире) - редкий.
Назим (Назмие) - сочиняющий.
Назиф (Назифе) – чистый.
Наиль (Наиле) - достигающий цели.
Нафисе - очень ценная; прекрасная.
Недим (Недиме) - собеседник, друг.
Нимет - благо, дар.
Нуреддин - свет веры.

Мужские и женские имена на буквы — Р

Рагъиб (Рагъибе) - желающий.
Раджаб (Реджеб) - седьмой месяц но лунному календарю.
Райф (Райфе) добросердечный.
Рамазан (Рамадан) — месяц Поста.
Расим - художник, рисующий.
Рефат - сострадательный, добрый.

Мужские и женские имена на буквы — C

Саадет -счастье.
Сабит твердый, устойчивый.
Сабир — терпящий, примеряющийся.
Садриддин - с верой в сердце.
Саид (Саиде) – счастливый, удачливый.
Сакин (Сакине) пребывающий в покое.
Салих (Салиха) - благочестивый.
Сафвет - чистый, ясный.
Сафие — чистая, без примеси.
Селим (Селиме) - без изъянов.
Селямет - благополучие, безопасность.
Сефер - путешествие.
Субхи (Субхие) утренний.
Сулейман - имя Пророка, мир Ему.
Султан (Султание) - правитель.

Мужские и женские имена на буквы — Т

Таhир (Таhире) чистый, благородный.
Талиб — стремящийся; ученик.
Тевфикъ – удача, удачливый.

Мужские и женские имена на буквы — У

Ульви (Ульвие) – возвышенность.
‘Убайдуллаh — раб Всевышнего.
Уммет - община.

Мужские и женские имена на буквы — Ф

Фазиль (Фазиле) -благородный.
Фаикъ (Фаикъа) – превосходный.
Фарукъ – справедливый.
Фатима (Фатма) — имя первой дочери пророка Мухаммада, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Х

Халиль преданный (друг, товарищ).
Халим (Халиме) - мягкий, добрый.
Халис (Халисе) - чистый, без примеси.
Хабиб (Хабибе) – любимый.
Хадидже – имя первой жены Пророка Мухаммада, мир Ему.
Хайдар - лев, то есть храбрый и смелый.
Хайреддин - благо от веры.
Хайри – счастливый, удачливый.
Хаким (Хакиме) - мудрый.
Халиль – преданный, друг, товарищ.
Халим (Халиме) – мягкий, добрый.
Халис (Халисе) – чистый без примеси.
Хасан – изящный, хороший. Имя внука пророка Мухаммада, мир Ему.
Хикмет – мудрость.
Хусейни – хороший, изящный. Имя внука пророка Мухаммад, мир Ему.
Хусний (Хусние) – изящный, красивый.

Мужские и женские имена на буквы — Ш

Шаабан - восьмой месяц лунного календаря.
Шемседднн - со светлой верой.
Шакир (Шакире) – благородный.
Шевкет – величественный, важный.
Шемседдин – со светлой верой.
Шемси (Шемсие) – солнечный, лучезарный.
Шериф - почетный.
Шефикъ (Шефикъа) – добрый, душевный.
Шукри (Шукрие) – благодарящий.

Мужские и женские имена на буквы — Э

Эдиб (Эдибе) – благовоспитанный.
Эдие (hедие) - подарок.
Экрем — очень щедрый, радушный.
Эльмаз — драгоценный камень, алмаз.
Эмин (Эмине) - честный.
Энвер - очень лучезарный, светлый.
Энис (Энисе) – очень хороший соебеседник.
Эсма - очень щедрая, радушная.

Соблюдение Ораза в месяц Рамадан это особое поклонение, и от него есть польза как в этой, так и в следующей жизни. У постящегося есть две радости: первая в этом мире, когда он разговляется после соблюдения Поста, а вторая в мире следующем, когда ему будет дано видеть Аллаха в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую без места, без образа и без расстояния. Мусульманин, соблюдающий Пост, ин шаа Аллах, войдет в Рай. Кроме того, Пост полезен для здоровья. Люди, которые соблюдали Пост в месяце Рамадан, становятся более милосердными, больше сочувствуют и оказывают помощь бедным, поскольку им самим пришлось ощутить чувство голода и жажды. Люди становятся более богобоязненными, меньше совершают грехов и меньше ссорятся. Здоровье людей соблюдающих Пост, заметно укрепляется. Поэтому нужно стремиться сохранить здоровье, которое вы смогли поправить благодаря благотворному влиянию Поста.

В месяц Рамадан люди ограничивают себя в еде, в результате сердце работает с меньшей нагрузкой и снижается давление. Снижается уровень холестерина, нормализуется кровообращение. Поэтому соблюдение Поста особенно полезно для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. У таких больных заметно улучшается самочувствие.

Соблюдение Поста способствует, снижению излишнего веса. Это способствует лечению ревматизма, так как уменьшается нагрузка на суставы. Ученые констатируют, что у больных ревматизмом состояние здоровья в месяц Рамадан улучшается. Прежде всего, это связано с определенным режимом питания. В дальнейшем у таких больных также может появиться шанс полностью отказаться от медикаментозного лечения.

Пост полезен и для людей, страдающих аллергией и респираторно-бронхиальными заболеваниями. Соблюдение Поста особенно важно для больных бронхиальной астмой. В случае если больной с подобным недугом в течение года придерживается определенного режима питания, то его желудок меньше переполняется и не оказывает давление на диафрагму. Соответственно, не затрудняет дыхание..

Особой диеты следует придерживаться после месяца Рамадан. Нужно постараться ограничить себя от потребления большого количества соли и жиров. В результате, в крови заметно снижается избыток солей и снижается артериальное давление.

Также употребление пищи с низким содержанием соли и жиров снижает вероятность кожно-воспалительных заболеваний, а в частности угревая сыпь.

Ограниченное потребление пищи влияет на снижение уровня сахара в крови больных сахарным диабетом. Таким образом, снижается нагрузка на поджелудочную железу, а тем самым уменьшается выработка избыточного количества инсулина в организме.

Чрезмерное употребление пищи приводит к ускоренному старению организма. Это объясняется нарушением процесса регенерации и деления клеток.

Злоупотребление сладостями, а также переедание наносит непоправимый ущерб организму, так как из-за нарушения артериального кровообращения и повышения давления возникают различные аномалии в области сердца и печени.

Воистину, за соблюдение Поста в месяц Рамадан во имя Аллаха мусульманин получает большое вознаграждение.

Придерживаться Ораза значит укреплять здоровье и силу духа во имя Аллаха.

Община мусульман! Тема, которую мы предлагаем сегодня вашему вниманию на первый взгляд кажется вроде бы и незначительной, но она очень важна для сплочения общины, для сближения сердец верующих, для того, чтобы мы не забывали близких нам людей.

Речь пойдет о подарках, которые мы дарим друг другу в разное время, и по разным поводам. К этому нас призывал и наш благородный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Значит, дарение подарков – это немаловажное дело.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Обменивайтесь подарками, и вы полюбите друг друга!». (Бухарий в книги «аль-Адаб аль-Муфрад»).И это очевидно, что дарение подарков служит именно этой цели.

Сам благородный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дарил людям подарки, а если ему дарили что-нибудь, он принимал дар и радовался ему. Этим же путем следовали и правоверные сахабы, и те, кто были после них. И в наши дни все люди доброй воли придерживаются этого красивого обычая.

Из преданий явствует, что когда сахабы возвращались из дальних странствий, они обязательно привозили своим домочадцам какие-то подарки. В крайнем случае, они привозили с собой сивак для чистки зубов.

В рассказах о табиинов мы находим сведения о том, что посылая подарок своему брату, они сопровождали его словами: «Мы знаем, что ты не нуждаешься в этом, но посылаем тебе как свидетельство того, что мы помним о тебе, и чтобы ты для нас важен!».

Кадий Шурейхь (да будет милость Аллаха над ним) когда его угощали чем-нибудь, как правило, клал на тарелку в ответ какой-то гостинец.

Примеров, свидетельствующих о таком красивом обычае, множество . Но для того чтобы такое похвальное дело было полным и сам подарок лучшим образом выражал благородную цель, заложенную в самом факте дарения, следует обратить внимание на некоторые моменты:

Во-первых следует подчеркнуть: ценность подарка заключается не в его цене, а в том душевном тепле, которое ты вкладываешь в него, посредством этого подарка ты показываешь свое внимание к своему близкому человеку.

Об этом как раз и говорится в хадисе. Обращаясь к женщинам мусульманкам наш благородный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идет всего лишь об) овечьем копыте! ». (Бухарий).

Ибн Хьаджар написал по этому поводу: «Хадис этот призывает к тому, что не следует отказываться от малого в качестве подарка, потому что не всегда выпадает возможность делать большие подарки, а малые подарки притом условии, что дарят их регулярно, увеличиваются… кроме этого, они далеки от неискренности!».

Эти слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращены и к мужчинам, но, по мнению ученых богословов здесь женщины названы по той причине, что они подаркам придают большее значение, чем мужчины; и чаще пренебрегают малым подношениям.

И поистине, некоторые стесняются делать маленькие или недорогие подарки, а на большие и дорогие подарки не имеют средств. И не сосчитать, какое количество благ они теряют при этом, сколько друзей забывают друг друга, сколько родственных связей обрывается!

Даже при наличии средств не следует допускать расточительства при выборе подарка, особенно если малообеспеченные люди будут чувствовать себя неловко, глядя на твои излишества.

Кроме этого, следует обратить внимание на то, что подарок не обязательно должен быть новой вещью, это может быть предметом одежды или утварью, которой ты пользовался долгое время, и, возможно, что они будут представлять большую ценность, чем новая вещь, только что купленная в магазине.

Цель и ценность подарка наиболее полно раскрывается при нанесении на предмет поздравительных надписей – они должны быть искренними, от сердца, или сопроводить подарок текстом, написанным на чем-то. Это хороший обычай, у нас он сегодня используется мало, но заслуживает особого внимания.

Община мусульман! Несмотря на то, что сам благородный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывает нас к этому и что подарки имеют такую высокую ценность – многие из нас не отдают должного внимания этому обычаю. Более того одним из недостатков, в котором нассегодня,молодых мусульман,упрекают является то, что мы знаем, что положено принимать приглашение, и не хотим знать, что некрасиво приходить в дом, с пустыми руками.

И не обязательно, как говорилось выше, приносить дорогой подарок или денежную сумму, а можно отнести в дар любую вещь, исходя из своих возможностей, которая будет свидетельствовать о вашем неравнодушном отношении к близкому вам человеку.

Пусть услышанное слово принесет нам пользу по воле Аллаха! Пусть исполнятся наши благие намерения, Пусть Аллах по милости своей приблизит нас к делам, которые послужат нашему сближению и сплочению, и пусть Он отдалит нас от всего, что может помешать этому!

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Подарки усилят любовь между вами, а посему старайтесь это делать, дабы любить друг друга и укреплять между собою связь».

аль-Бухари

Подарки всегда очень приятно получать, но куда приятнее их дарить! Этому нас учит наш любимый пророк (мир ему и благословение Аллаха), он принимал подарки и всегда старался тем же ответить людям.

Подарки сближают сердца, вселяют в них радость, вызывают расположенность к тому, кто преподносит их. Всегда считалось, что умение создать настроение есть проявление хорошего тона. Само дарение наполняет человека любовью и добротой, оно делает человека душевно богатым. Ислам побуждает делать своим родным и близким то, что вы сами пожелали бы для себя, естественно и правильно дарить людям что-то приятное, чему вы сами обрадовались бы.

В наше время у людей сложилось ошибочное мнение, что у мусульман нет праздников, нет радости, одни только запреты, что нет даже поводов делать подарки… Но мы, мусульмане, никогда не должны забывать о том факте, что ислам – это совершенный образ жизни, который охватывает все стороны нашего бытия. И важнее всего показать миру, что ислам приносит в нашу жизнь огромную радость.

Проявление должного внимания и уважения к своим праздникам во многом определяет нас как мусульман. Поэтому необходимо показать красоту ислама через проведение религиозных праздников и других обрядов наиболее красочно и в атмосфере духовного торжества. Такая форма выражения радости является призывом к исламу. И от того, как будет представлена модель исламских празднеств, в частности, зависит формирование нового отношения к мусульманам и искоренение в общественном сознании неверных стереотипов об исламе.

Всемогущий Аллах повелел: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (Коран, 28:77). Это значит, что к праздникам так же, как и ко всем другим делам, следует относиться ответственно. И тогда праздник будет выглядеть великолепно даже в глазах немусульман.

Ислам предлагает верующим два повода для веселья, два праздника: праздник Разговения (Орозо-айт) и праздник Жертвоприношения (Курман-айт). Оба мусульманских праздника – повод для общей радости, это дни духовного подъема и полной покорности воле Всемогущего. Есть также еженедельный праздник мусульман – Пятница (Джума), которому следует уделять больше внимания, делать подарки и готовить сладости для своей семьи. Но вовсе не обязательно ждать наступления этих праздников, если у вас есть желание и возможность, то вы можете в любой день радовать родных и близких вам людей подарками.

Чтобы сделать правильный подарок, нужно хорошенько подумать, кому вы его собираетесь сделать и с какой целью, то есть первым делом, конечно, надо понять, насколько правильное у нас намерение. Все начинается с намерения, ведь именно оно определяет, будет ли для нас благо в дарении или же оно может обернуться для нас чем-то дурным. Дарить нужно что-то полезное, приятное, что не обидит человека.

Правильными целями мусульманина, который желает преподнести кому-либо подарок, должны быть следующие: достичь довольства Всевышнего, порадовав своего брата или сестру по религии, помочь кому-то в трудную минуту, поздравить с праздником. Подарки сближают людей, они помогают зародить в наших сердцах тепло и любовь.

Всем нам известно выражение: «Дорог не подарок, дорого внимание». Давайте не будем об этом забывать, постараемся сделать свои помыслы чистыми, тогда любой, даже самый маленький подарок принесет большую радость и баракат.

1.Достоинство дарения подарка

Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, cказал: «О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идёт всего лишь об) овечьем копыте».

Сахих-аль Бухари

Имамы аль-Бухари и Муслим, да смилуется над ними Аллах, передали хадис о том, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подарили шёлковую одежду, и люди были поражены её красотой. Он же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Платок Са да ибн Му аза в Раю лучше этого".

Сообщается, что однажды ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала ‘Урве, да помилует его Аллах Всевышний:
«О сын моей сестры, бывало так, что мы видели молодой месяц, потом ещё один, (всего же мы видели) три молодых месяца в течение двух месяцев, (и за всё это время) в домах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не разжигали огня 2 ».
(‘Урва сказал):
«Я спросил: “О тётя, что же поддерживало вас?”
Она сказала:
“Финики и вода, однако (помимо этого) у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были соседи из числа ансаров, у которых были дойные верблюдицы или овцы, 3 и они приносили в подарок посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их молоко, а он поил им нас”».

Сахих аль-Бухари

2.Дарения того, что носить нежелательно.

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к дому своей дочери Фатимы, да будет доволен ею Аллах, но не вошёл к ней, и, когда домой вернулся ‘Али, она рассказала ему об этом. ‘Али спросил о (причине этого) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (на что) он ответил: “Поистине, я увидел на её дверях вышитую разноцветную занавеску!” Кроме того, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Что мне до мира этого!” После этого ‘Али пришёл к (Фатиме) и (обо всём) рассказал ей. Она сказала: “Пусть он велит мне сделать с ней то, что ему угодно”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Отошли её такому-то, семья которого испытывает нужду”».

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подарил мне полосатую шёлковую 1 одежду и я надел её, однако, увидев по его лицу, что он гневается, я разорвал её на куски и отдал своим женщинам 2 ».

Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:


«( В своё время) ко мне приехала моя мать 1 , которая при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была многобожницей. Я обратилась за советом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: “Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет 2 , так следует ли мне поддерживать с ней отношения?” - (на что) он ответил: “Да, тебе (следует делать это)”».

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что однажды один человек попросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) стадо овец, находящееся между двумя горами. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выполнил его просьбу, подарив ему все стадо целиком. Этот человек вернулся к своему народу и воззвал к ним: «О, люди! Принимайте Ислам! Клянусь Аллахом, Мухаммад раздаёт богатства, как человек, который не боится обнищать». Анас сказал: «Человек хотел принять Ислам, желая всего лишь мирские блага, а когда он принимал Ислам, религия становилась для него важнее, чем этот мир со всеми благами».

4.Подарок флакон духов женщине

: «Разрешается ли подарить флакон духов женщине, зная, что она нанесет их перед выходом на улицу? Будет ли грех на той, кто преподнесет подарок?»

Ответ:

Вся хвала Аллаху.
Нет ничего плохого в том, чтобы подарить духи женщине, так как это проявление любви и дружелюбия и дающая подарок получит за это награду.
Если женщина, которой подарили духи, использует их запретным способом, то в таком случае грех будет на ней.

Но если дающая подарок знает,что той, которой она их собирается подарить, будет использовать духи перед выходом на рынок, то не разрешено ей дарить их, потому что это является помощью в совершении греха.Всевышний говорит(интерпретация смысла): «но не помогайте друг другу в грехе и вражде.»[аль-Маида, 5:2] Конец цитаты.

Маджму’ Фатауа Ибн Бааз (20/62).(«مجموع فتاوى ابن باز″ (20/62)

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

5. Дарить подарки неверным в их праздники

Сказал Абу Хафс аль-Кабир, один из ученых ханафитов: «Тот, кто подарил в праздник найруз (один из праздников неверных) яичко неверному возвеличивая этот день, то он стал неверным в Аллаха, и его дела будут уничтожены»

И сказал аль-Кади Абу аль-Махасин аль-Хасан ибн Мансур аль-Хинки:

«Тот, кто купил в этот день, что то из того что не покупал обычно, или подарил в этот день подарок кому-то другому человеку, и хотел этим возвеличивания этого дня, так же как его возвеличивают неверные, то он стал неверным. Если же он хотел этой покупкой просто наслаждения, и развлечения, а подарком проявление хорошего отношения как это обычно принято, то это не будет неверием, однако это будет нежелательным, по причине нежелательности уподобления неверным, и нужно в этом случае остерегаться этого » (См. Аун ль Ма’буд 3\341)

Сказал Ибн Хаджар, комментируя этот хадис: «Извлечено из этого хадиса доказательство на нежелательность веселья во время праздников неверных и уподобление им. И шейх Абу Хафс аль-Кабир ан-Насафи из ханафитских ученых преувеличил и сказал, что тот, кто подарил в праздник яичко многобожнику возвеличивая этот день, то он стал неверным в Аллаха.» См. "Фатхуль -Бари", 2\442

6.Дарить взамен подарку.

Считается желательным (мустахаб), чтоб человек, получивший подарок, ответил на него, дав взамен что-нибудь равное или лучше. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь сделает тебе добро, ответь ему тем же, и если у тебя нет ничего, чтобы дать ему, тогда делай дуа за него (и продолжай делать), пока ты не будешь думать, что сделал достаточно» Передано Абу Даудом и ан-Насааи.

7.Прием подарка

что (однажды) Умм Хуфайд, тётка Ибн ‘Аббаса, да будет доволен всеми ими Аллах, прислала в подарок пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сушёный творог, топлёное масло и песчаных ящериц, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поел творога и масла, но не притронулся к ящерицам (, так как не любил их).
Ибн ‘Аббас сказал:
«(Однако другие) ели их за столом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а если бы (употреблять ящериц в пищу) было запретно, то их бы не ели за столом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ».

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приносили какую-нибудь еду, он всегда спрашивал: “Это подарок или садака?” — и если ему говорили, что это садака, он говорил своим сподвижникам: “Ешьте”, а сам не ел. Если же ему говорили, что это подарок, (пророк), да благословит его Аллах и приветствует, сразу же протягивал руку и ел вместе с ними».

8.Прием подарка с охоты

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) мы вспугнули зайца в Марр аз-Захране и люди стали гоняться за ним, но выбились из сил, а я догнал и схватил его. Потом я принёс (этого) зайца Абу Тальхе, который зарезал его и отослал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его задние ноги, а он принял это».
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал):
«…а он отведал его».

9.Принимать скромные подарки.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если пригласят меня отведать баранью ногу 1 , я обязательно приму приглашение, и если подарят мне баранью ногу, я обязательно приму (этот подарок)».

10.Прием подарка от многобожника.

Допустимо ли для мусульманина принять подарок от своего брата,который является кафиром или мушриком, или нет?

Ответ

Вся хвала Аллаху.
Мусульманину разрешается принимать подарок от своего брата, если он является кафиром или мушриком, так как это может способоствовать смягчению его сердца и Аллаx введет его в Ислам, ИншАллах.
И у Аллаха мы берем силы.
Фатва аль-Ладжна аль-Даима, 16/183

Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«( Однажды, когда) мы в количестве ста тридцати человек находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил: “Есть ли у кого-нибудь из вас еда?” — и оказалось, что у какого-то человека есть около одного са‘ (муки), из которой было замешено тесто. А потом очень высокий человек с растрёпанными волосами из числа многобожников пришёл (к нам) и привёл с собой овец. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (его): “(Ты) продаёшь (их нам) или даришь?” Он ответил: “Не (дарю), а продаю”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) купил у него одну овцу, которая была забита и разделана, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел зажарить её потроха. И, клянусь Аллахом, среди этих ста тридцати человек не осталось ни одного, которому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не отрезал бы куска от этих потрохов, давая его каждому присутствовавшему и откладывая (кусок) для отсутствовавшего. А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, положил (её мясо) на два больших блюда, и все люди наелись досыта, после чего на этих блюдах ещё осталось (мясо) и мы погрузили это на верблюда».

11. Принимать подарки от тех кто занимается растовщичеством

Шейха ибн Усеймина спросили: «Разрешено ли принимать подарки от тех кто занимается растовщичеством?»
Он ответил: «Основным принципом является, что подобное харам, по причине запрещенного способа их приобретения тем кто приобретает это, но не для того кто берет это в разрешенной форме.
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) принимал подарки от иудеев, как в случае с иудейкой, которая дала ему овцу в Хайбаре. Он также имел с ними отношения; когда он умер его кальчуга была в залоге у иудея. Он делал это, не смотря на то, что они занимались ростовщичеством, как Аллах сказал нам о них (перевод смысла): « За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали (или часто сбивали людей) с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для неверующих из них Мы приготовили мучительные страдания.»
Основываясь на этом, разрешается брать подарки от того, кто занимается ростовщичеством, и также разрешено покупать и продавать ему, если только в избегании этого не будет пользы, в этом случае мы должны отстраниться от совершения подобного, по причине пользы.

Относительно принятиея того, что является запрещенным, то это запрещено для берущего и для других.
Например, если мне иудеи или хрстиане дадут в подарок вино (которые считают, что оно разрешено), то его не разрешено принимать, потому что подарок сам является харамом.


Аналогично, если человек украл деньги и дал их другому человеку, то не разрешено принимать их, потому что эти деньги являются харамом (по той причине, что они были украдены).
Лигаат аль Бааб ил Мафтух, 2, 1:76

12.О том какие подарки не следует отвергать.

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не отвергал благовоний (, которые ему дарили люди).

13. Об отвратительности дарения неравноценных подарков своим детям

Сообщается, что ан-Ну‘ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:


«(Однажды) мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха 1 сказала: “Я не соглашусь (с этим), пока ты не попросишь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовать (дарение)”. Тогда (мой отец) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о посланник Аллаха!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?” (Мой отец) ответил: “Нет”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте (одинаково) справедливы ко (всем) вашим детям!” — после чего (мой отец) вернулся обратно и забрал свой подарок».

14.Равномерное расходавние подарков и прочего.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишенный части своего тела!» Ахмад 2/295, Абу Дауд 2133, ан-Насаи 5/63. Хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

15. Принятия подарков, связанных с праздниками неверующих.

Среди ученых было разногласие в отношении принятия подарков, связанных с праздниками неверующих. Одни ученые запретили это, считая, что это проявление довольства праздником неверующих.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если кто-то подарил мусульманам подарок в дни этих праздников, противореча обычному положению дел - обычно он не давал подарки, кроме как в эти дни, то этот подарок не принимается. Особенно если этот подарок был из того, что уподобляет им самим, как например свечи и пр. в день рождения, или яйца, молоко и овчинное мясо, которое они раздают в день пятницы в конце своего поста. Точно также никто из мусульман не дарит никому подарков из-за этого праздника, тем более, если это из того что уподобляет неверующим как было упомянуто” [См. «Икътида ас-сырат», 1/227]

Другие же учение сочли это дозволенным, если будут соблюдаться принципы непричастности к неверующим, и они будут осознавать непричастность мусульман к ним и их празднику, а принятие подарка - не даст им повода считать, что мусульманин согласен с ними или не против их праздника. При таких условиях часть ученых разрешила это.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Ученые разногласили в отношении принятия от неверующих их подарков, связанных с их праздниками. Некоторые ученые сказали, что не дозволено принимать их подарки в их праздники, потому что это проявление довольства тем, что они совершают. Другие же ученые сказали, что в этом нет проблем. В любом случае, если не будет запретных шариатом элементов, как например если ты примешь подарок, то он сочтет это за одобрение праздника с твоей стороны - если этого нет, то нет проблем в принятии, а если есть - то лучше оставить” [См. «Маджму’уль фатауа», 3/13]

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Человек, забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, которого тошнит, после чего он возвращается к своей блевотине (и поедает её)».

Позволительно отцузабрать назад подарок сына.

Это позволительно, если служит вескому интересу, и если сын способен это вернуть, потому что Пророк (Салл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) сказал: ”Не дозволено мусульманину дарить подарок, а затем его забирать, кроме в случае подарка, сделанного отцом своему сыну”. (Передали Имам Ахмад, Абу Дауд, аль-Тирмизи, ал-Насаа’и и Ибн Маджаh. Классифицировали как сахиих аль-Тирмизи, Ибн Хиббаан и аль-Хааким).

Маджмуу’ Фатаауа уа Макалат Мутнауи’аh ли Самахат аль-Шейх аль-’Алламаh ’Абд аль-’Азииз ибн ’Абд-Аллаах ибн Бааз (Рахима-хуллаах), том 9, стр. 300

Подготовил Ахмад Муслим

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Прежде чем перейти к обсуждаемому вопросу, хотел напомнить, что религия наша легка, а ее исповедание необременительно, но большинство мусульман все же склонны всё усложнять. Одной из форм проявления этого является то, что ставя дозволенные вещи в категорию сомнительных, они запрещают их для себя, и тем самым вымышляют различные запреты и ограничения.

Аллах Всевышний говорит в Коране (смысловой перевод): «Он не сделал для вас никакого затруднения в религии » (22:78).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, эта религия легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его » аль-Бухари 39.

Эти священные тексты побуждают нас проявлять умеренность во всех делах, не допускать чрезмерности, и не делать упущений.

Далее, что касается самого вопроса, то тут следует напомнить, что шариат побуждает дарить подарки, доказательством чему являются слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Дарите друг другу подарки и тогда вы полюбите друг друга » Хафиз бин Хаджар аль-’Аскаляни и имам Альбани оценили хадис как «хороший» см. «ат-Талхис аль-Хабир» 3/153. И «Сахих аль-Адаб аль-Муфрад» 462.

Подарки сближают сердца, вселяют в них радость, вызывают расположенность к тому, кто преподносит их. И для наиболее полного воплощения мудрости заложенной в данном пророческом наставлении, нужно выбирать и дарить такие подарки, которые вызовут наибольшую радость и удовольствие. А когда речь идет о женщинах, то нет сомнений, что для абсолютного большинства женщин, одним из таких вещей являются цветы.

При этом нужно учитывать, чтобы цены подарков не превышали пределов разумного, чтобы избежать крайности и запретного расточительства. У некоторых может возникнуть вопрос: можно ли дарить цветы? В случаях, когда дело касается мирских вопросов, возвращаемся к шариатскому правилу: «Дозволенность принимается за основу в том, что касается бытовых дел».

Итак:
— дарить подарки является похвальным, ибо пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал нас к этому.
— исходя из вышеупомянутого шариатского правила, можно дарить любые подарки, которые не являются запретными, а цветы как таковые из категории дозволенного. Доказательством этому является слова Всевышнего (смысловой перевод): «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле » (2:29). Этот аят свидетельствует о том, что все сотворенное считается дозволенным и чистым до тех пор, пока не доказано обратное.

Но тут у некоторых возникает другой вопрос: не будет ли это уподоблением неверным? А возникает он из-за недостаточного понимания вопроса «уподобление неверным», поэтому необходимым становится разъяснение этого вопроса.

Правовед этого столетия – шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) прекрасно разъяснил эту тему, отвечая на вопрос: “Почтенный шейх! Многие молодые люди разногласят в вопросе уподобления неверным. Есть ли какой-либо критерий, который можно было использовать, как правило?”

Ответ: “Уподобление неверным может быть во внешнем виде, одежде, еде и в прочем, поскольку это слово с обобщенным смыслом. А суть в том, чтобы человек совершал то, что свойственно только неверным и увидевший его за этим делом подумал о нем, что он неверный. Это и есть критерий в этом вопросе. Но если что-либо распространилось среди мусульман и оно стало общим, как для мусульман, так и для неверных, то это перестает быть уподоблением, даже если это и было перенято у неверных , оно перестает быть уподоблением, и перестает быть запретным. Если только оно само по себе не является запретным, как шелковая одежда для мужчин. К примеру, мусульмане в отличие от неверных не носят шелковую одежду. И если мусульманин захочет носить шелковую одежду, мы скажем: это запрещено! Даже если многие мусульмане станут носить его, то тебе все равно не дозволено носить шелковую одежду! Поскольку то, что запретно само по себе, ни при каких условиях не теряет силу запрета, и этот запрет постоянен. А запрет связанный с какой-либо причиной, сохраняет силу до тех пор, пока сохраняется причина этого запрета. Когда же причина исчезает, этот запрет также теряет силу и вещь становится дозволенной ” Сл. «Фатауа аль-Харам аль-Маккий» №17b (00:28:09).

Также он (да смилуется над ним Аллах) сказал: “В чем заключается суть уподобления неверным? Суть заключается в том, чтобы человек носил то, что свойственно только неверным, будь это одежда, обувь, или что-то иное. Но если он носит то, что свойственно как мусульманам, так и неверным и используется ими совместно, то это не является уподоблением, даже если изначально оно было присуще только неверным, как это передали ученые, среди которых имам Малик, Ибн Хаджар и другие ” См. «Шарх ас-Сияса аш-Шар‘ия» стр. 65.

Шейх Абд аль-Карим аль-Худайр (да хранит его Аллах) отвечая на вопрос о правовых нормах, связанных с одеждой сказал: “…Если бы штаны носили только неверные, мы бы сказали: это из одежд неверных. Но, к большому сожалению, во многих мусульманских землях, мусульмане стали подражать неверным, и брюки стали их одеянием. Тот, кто носит штаны, к примеру, в Египте, в Шаме, в Индии или в других странах, в которых большое количество мусульман, можно ли сказать, что он уподобляется неверным в ношении брюк, когда большинство людей делают то же самое? Они подражают друг другу (а не неверным). Это было подражанием – запретным уподоблением в отношении тех мусульман, которые первыми стали носить штаны на мусульманских землях ” «Официальный сайт шейха» Вопрос №4.

То есть, грех за уподобление неверным на тех мусульманах, которые первыми переняли обычаи неверных и распространили их среди мусульман.
Теперь возвращаясь к нашему вопросу:
1 — Неизвестно, что дарение цветов жене без повода, не приурочивая это к определенному событию или дню, является частью религии неверных.
2 — Дарение без повода цветов жене присуще неверным, и в их обыкновении.
3 — Предположим, или даже уверенно заявим, что в Вашей местности, дарение цветов жене без повода не было обычаем мусульман, и это было перенято от неверных, и распространилось среди мусульман.
4 — Дарение цветов жене без повода присуще как мусульманам, так и неверным.

И теперь вопрос: дарение цветов жене без повода, не приурочивая это к определенному событию или дню, в Вашей местности считается особенностью неверных? Дарящего жене цветы, без повода, принимают за неверного?
Ответ очевиден. – Нет.

Итог: дарение цветов жене без повода, не приурочивая это к определенному событию или дню, не является отличительной чертой неверных, поэтому не может быть уподоблением им. Но если же в какой-то местности, дарение цветов — это обычай только неверных, в этом случае, нельзя дарить цветы, по причине запрета уподобления неверным.

Также косвенными доказательствами в пользу обсуждаемого вопроса могут служить слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть тот, кому предложили «райхан» не отказывается от него, ибо он легок в ношении, и приятен на запах » Муслим №2253.

Слово «райхан» ученые толковали по-разному, и одно из толкований: любое ароматическое растение. О чем сказали: Имам ан-Науауи, Хафиз Ибн Хаджар, Ибн аль-Кайим, аль-Куртуби, аль-Файруз Абади.

Следующая фетва признанного учёного — мухаддиса ‘Абд аль-Мухсина аль-‘Аббада (да хранит его Аллах), говорит об общем положении продажи цветов.

Вопрос: «Каково постановление продажи цветов? Дело в том, что у меня цветочный сад, я договариваюсь с цветочными магазинами и продаю их им, а эти магазины бывает, продают эти цветы на нововведенческие праздники как день рождение, день матери. Получаю ли я за это грех?”

Ответ: “Это вещь, с которой получают пользу, имеющий приятный запах и красивый вид, нет беды в этом. Однако продавать их на не узаконенные мероприятия нельзя. Не дозволено продавать их на эти мероприятия. Но нет беды продавать их, и извлекать пользу, если продажа не связана с нововведением ” Сл. «Шарх Сунан ат-Тирмизи» №311. (01:04:49)

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!